Как чат-боты помогают цирку, вузу и эко-проекту — 5 неординарных кейсов от специалистов без навыков программирования

Не нужно тратить огромные деньги и искать программиста, чтобы сделать удобного чат-бота и улучшить с его помощью бизнес-процессы. В МЕГЕ и ИКЕЕ разработку взял на себя куратор эко-проекта, в АкБарс Банке — руководитель учебного центра, в Упсала-Цирке — пиарщик.

На создание ботов не ушло много времени и ресурсов, зато профит от их использования сразу почувствовали и компании, и клиенты. Just AI, разработчик технологий в сфере разговорного AI, рассказывает о деталях кейсов и их вдохновляющих результатах.

Чат-бот МЕГИ и ИКЕА сортирует мусор

Ежегодно в России образуется около 70 млн тонн бытового мусора, это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса. При разложении отходы выделяют опасные химикаты, например, метан, которыми мы же потом и дышим.

МЕГА и ИКЕА реализуют глобальную стратегию по устойчивому развитию «ДА — людям и планете!» и несколько лет назад запустили программу раздельного сбора мусора «Правила Деления» в Санкт-Петербурге. На территории двух центров МЕГА появились сортировочные пункты, было налажено сотрудничество с перерабатывающими предприятиями. Организаторы движения стали проводить лекции и сделали группу в социальной сети ВКонтакте, на момент публикации в ней состояли более 22 тыс. подписчиков.

Отчасти причина непопулярности экологических инициатив в России — в недостаточном эко-образовании населения. Люди не понимают, как, куда и в каком виде можно сдавать отходы. Мы постоянно получали вопросы, принимается та или иная продукция, нужно ли снимать этикетки с бутылок. Нам хотелось сделать так, чтобы любой человек мог мгновенно получить ответы на запросы о маркировке и раздельном сборе отходов.

Александр Страдышев, Куратор проекта, МЕГА Парнас

Количество мусора можно сократить почти на 80%, если органические и пищевые отходы закапывать в почву, а опасные — правильно утилизировать.

Организаторы получали так много сообщений ВКонтакте, что решили автоматизировать ответы на типовые запросы. Команда «Правил Деления» разработала в конструкторе Aimylogiс чат-бота, который теперь помогает администратору группы. Бот представляет собой интерактивный FAQ, где есть ответы на часто задаваемые вопросы: «Можно ли это сдать», «Где вы находитесь», «Время работы станций», «Нужно ли снимать этикетку» и др.

Чат-бота разрабатывали в несколько этапов. Для начала собрали таблицу со всеми возможными маркировками отходов, их описанием и возможностями приема и переработки. Затем написали сценарии вопросов и ответов, их разработка заняла около недели, и запрограммировали бота. Наконец, доработали формулировки, логотип и удобные для распознавания маркировки.

После внедрения чат-бота участники группы стали быстрее получать ответы на возникающие вопросы, а кураторы смогли сосредоточиться на решении социальных задач.

В будущем команда «Правил Деления» планирует научить чат-бота распознавать маркировки по фото — за несколько недель работы пользователи прислали боту 127 фотографий.

Результат

Чат-бот умеет распознавать 8 наиболее распространенных фракций отходов. Ежедневно он обрабатывает порядка 30 сообщений, а в пиковый день помог более чем 500 людям. За все время работы ботом воспользовались 4 430 человек.

Чат-бот Упсала-Цирка знает расписание спектаклей

Единственный в мире цирк для хулиганов Упсала-Цирк, где соединились акробатика, жонглирование, контемпорари, элементы уличной культуры, паркура и брейкданса, не получает финансирование от государства, а работает за счет продажи билетов и поддержки зрителей и партнеров. Для сбора пожертвований у цирка есть отдельный сайт со встроенным чат-ботом.

От AI-технологии в Упсала-Цирке в первую очередь хотели получить больше возможностей для общения со зрителями и волонтерами.

У многих компаний есть одна проблема: люди заходят на сайт, что-то узнают и просто уходят, а мы по факту узнаем, какой был трафик на сайте. Мы хотели собрать контактные данные пользователей, понять, что это за люди, и в дальнейшем отправлять им релевантную информацию.

Екатерина Черемисина, PR-менеджер Упсала-Цирка

Персонажем чат-бота стала собака по кличке Пина, которую списали с реальной собаки режиссера.

Цирк в целом — про эмоции и удивление. Кто-то в шутку предложил сделать Пину персонажем чат-бота. Я зацепилась за эту мысль, потому что Пина постоянно в цирке, у всех на виду. Мне показалось, что такой персонаж может заинтересовать и завлечь пользователей.

Екатерина Черемисина

Задумка, действительно, удалась. «Бегу за мячиком! Но на пару вопросов отвечу!» — пишет собака Пина в диалоге. Она может скинуть расписание спектаклей, сориентировать в курсах, объяснить, как добраться до цирка и каким транспортом лучше воспользоваться. В чат-боте есть ветки по вопросам сотрудничества, волонтерства, пожертвований. Также Пина предлагает всем заполнить контактную форму.

Если Пина не понимает вопрос, то просит задать его иначе. Это помогает дорабатывать чат-бота и добавлять в сценарий новые запросы и формулировки. Если посетитель внес свои данные в контактную форму, то по сложным вопросам с ним связывается оператор.

Результат

За два с половиной месяца работы в цирке роботизированная собака Пина помогла 144 уникальным пользователям. У команды Упсала-Цирка есть задумка встроить в чат-бота окошко для вноса пожертвований. Кроме того, сейчас цирк разрабатывает новый сайт и планирует интегрировать чат-бота туда.

Большие планы связаны с тем, чтобы разделить посетителей, оставивших контактные данные, на сегменты и отправлять им таргетированные рассылки. В зависимости от того, какой контент будет интересно получать пользователям и какой на него пойдет отклик, будет зависеть дальнейшая стратегия работы с аудиторией.

Затрачено на конструктор чат-ботов Aimylogic на момент публикации: 3 960 руб.

Чат-бот АкБарс Банка развивает сотрудников

Технология чат-ботов востребована в HR-сфере, часто ее используются для задач прескрининга кандидатов, онбординга новых сотрудников и опросов. В АкБарс Банке взглянули на возможности технологии шире и разработали 9 ботов, задача которых — обучение и развитие персонала.

Мы планировали запустить обучающий, прикладной и массовый продукт в компании, но бюджета на реализацию не было. Также мы понимали, что региональные сотрудники хотят обучаться, но не имеют возможности ездить в командировки.

Марина Вахтина, Руководитель Учебного центра Ак Барс Банка

Чат-боты АкБарс Банка помогают сотрудникам осваивать профессиональные навыки вроде владения Excel и развивать софт-скиллы. Бот «Барсик» обучает коммуникативным навыкам: он дает задание и варианты ответов, а потом проговаривает правильный вариант и объясняет, почему другие варианты неправильные.

По структуре боты похожи на личный кабинет на edtech-платформах и приложениях, но самостоятельная разработка бота в Aimylogiс сэкономила время и деньги компании, а также дала команде больше свободы по контролю за учебным процессом.

Многие боты задеплоены в телеграм. Мессенджер можно установить на компьютер и смартфон. Соответственно, сотрудник всегда и отовсюду имеет доступ к своим учебным материалам, текстам, видео и оценкам и в любой момент может снова обратиться за информацией, которая не уложилась сразу. Это позволяет обучать сотрудников с минимальным отрывом от рабочего процесса. Кроме того, в компании признали важную социальную функцию обучения с помощью чат-бота: в процессе занятий знакомятся друг с другом и обмениваются практиками сотрудники, которые до этого никогда не пересекались.

Результат

За 3 месяца 2019 года с помощью чат-бота прошли обучение 1798 человек — 31% сотрудников компании. Командировочные расходы, связанные с выездами на обучение, упали на 36%.

В 2020 году, когда командировки стали невозможны, значение удаленного обучения существенно возросло. Чат-бот обучил 2726 человек — 54% сотрудников. По результатам опроса, в 27 удаленных регионах удовлетворенность обучением выросла с 62 до 75%.

Затрачено на конструктор чат-ботов Aimylogic на момент публикации: 47 200 руб.

Чат-бот Президентской академии помогает абитуриентам

Прием абитуриентов — время предельной нагрузки для любого вуза. Чтобы сделать процесс поступления максимально комфортным, в Петербургском РАНХиГС при Президенте РФ действует проект «Виртуальный помощник абитуриента». Суть программы в том, что каждый поступающий оставляет электронную почту и потом регулярно получает на нее полезную информацию.

Но на этом в вузе не остановились и решили сделать помощника действительно виртуальным. Для этой роли выбрали чат-бота. Сегодня он работает на сайте вуза и в Telegram. В отличие от сотрудника приемной комиссии бот может отвечать на вопросы в любое время суток. Для популярного вуза, поступать в который едут со всей России, это актуальная задача.

По данным Совета ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 70% из числа поступающих приезжают в наш город из других субъектов России. Чтобы процесс поступления в вуз для них был максимально простым и понятным, мы решили создать консультанта с искусственным интеллектом – силу, которая никогда не спит и способна общаться с тысячью пользователями одновременно.

Владимир Шамахов, Директор Северо-Западного института управления

Стоит сказать, что виртуальный консультант СЗИУ РАНХиГС – коренной петербуржец, именно поэтому он готов ответить на вопросы не только о поступлении, но и рассказать абитуриентам о главных достопримечательностях города. Для этого потребуется задать лишь один вопрос: «Куда сходить в Петербурге?».

В разработке бота участвовали сотрудники приемной комиссии. Они собрали обращения абитуриентов, провели мозговой штурм и определили часто задаваемые абитуриентами вопросы. После создания в конструкторе Aimylogic и публикации чат-бота стали анализировать обращения и добавлять новые ответы и вопросы.

Бот может подсказать проходные баллы на ту или иную программу, где найти конкурсные списки поступающих и личный кабинет абитуриента, как и в какие сроки подать документы, а также проинформировать о дополнительных вступительных испытаниях. Индивидуальные запросы абитуриентов чат-бот переводит на сотрудника приемной комиссии.

Результат

Пик вопросов предсказуемо пришелся на время вступительных экзаменов. В августе 2020 года ботом воспользовались более 1000 человек.

Цветочный чат-бот принимает заказы в интернет-магазине

Цветы в интернет-магазине «БукетОпт» покупают клиенты из разных регионов и даже часовых поясов. Каждый день у них возникают вопросы по ассортименту, доставке и ценам. Сначала их можно было задать по телефону или в чате на сайте, отвечал на них оператор. Сотрудник заканчивал работу в 8 вечера — часть вопросов оставалась без ответов, и компания теряла деньги.

Затем для удобства покупателей в «БукетОпт» подключили Открытые линии Битрикс24. Эта система собирает сообщения с разных площадок — Instagram, ВКонтакте, WhatsApp, сохраняет в CRM и ставит в очередь к оператору. Оказалось, что людям удобно задавать вопросы в привычных социальных сетях и мессенджерах — число обращений выросло в несколько раз, и ресурса одного оператора перестало хватать. Тогда в компании задумались о виртуальном помощнике.

Люди часто задают однотипные вопросы: оформление заказа, оплата, доставка, ассортимент, и гораздо проще, когда на них отвечает бот. Мы прослушали порядка 300 звонков и выделили 11 групп часто задаваемых вопросов.

Лада Трегубова, Маркетолог «БукетОпт»

На изучение материалов и инструкций Aimylogic ушла неделя. Основной задачей была верно составить логику вопросов и ответов для чат-бота.

По образованию я лингвист, и интенты, слова и словоформы подобрала достаточно быстро. Люди формулируют свои запросы очень по-разному, а смысл один.

Лада Трегубова

За время работы чат-бота стало понятно, что лучше работают вопросы, где покупатель выбирает однозначный ответ — да или нет. Это сокращает процент ошибок и форс-мажоров, требующих подключения оператора. В ближайших планах — переделать часть сценария под закрытые вопросы.

Результат

Бот обслуживает около 1000 диалогов каждый месяц. Их результативность в компании отслеживают по utm-меткам. 1000 запросов дают 269 переходов на сайт, из посетивших интернет-магазин клиентов 23% добавляют заказ в корзину и 14% оплачивают покупку.

В интернет-магазине «БукетОпт» планируют, что в дальнейшем бот будет собирать контактные данные покупателей, создавать лиды в Битрикс24 и самостоятельно оформлять заказы. Это сократит время покупки и увеличит продуктивность всего интернет-магазина.

Затрачено на конструктор чат-ботов Aimylogic на момент публикации: 68 990 руб.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Invent Valley

Обучение с помощью чат-бота это - здорово. От всей души желаем вам лечиться у зубных врачей и хирургов, которых обучал чат-бот.

Ответить
Развернуть ветку
Just AI
Автор

В статье такого нет. Везде нужен здравый смысл :) 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Che

Судя по тому, как сотрудники во всех банках не могут отличить "аккредитив" от "кредита", их уже давно обучают вот такие вот чатботы) 

Ответить
Развернуть ветку
Вся соль

Их давно уже заменили чат-ботами в биороботах. ))) То, что мы видим в фронт-офисах - это просто тотальное нежелание вкладывать в развитие своего персонала и удержание его. И выстраивание системы мотивации вокруг "на посетителя не более 5 минут, иначе штраф, на телефонный разговор - не более 3 минут, иначе штраф". Т.е. KPI оператора собственно на качество обслуживания не завязаны (условно, нет жалобы - значит, всё ок).

Хотя, может, это просто хитрый план, чтобы люди не доверяли неквалифицированным операторам и самообслуживались в терминалах и приложениях...

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

Разве? ("такого нет")
А это: "За 3 месяца 2019 года с помощью чат-бота прошли обучение 1798 человек"© 

Естественно. (насчёт здравого смысла)
Этот здравый смысл - не помешал бы тем, кто не может самостоятельно рассортировать свой собственный мусор.

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

Вы напрасно так сильно обиделись, что прошлись по всем коментам и всё отминусовали.
От общения - надо получать радость. ):-)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда