Маркетинг
Alina Tolmacheva

Сберкасса 1916 года: как проходили съемки VR-фильма «Сбербанка» с героями Шаляпина и Ахматовой

«Сбербанк» выпустил короткометражный фильм в виртуальной реальности, который показывает историческое отделение банка на Арбате, но действие в нем разворачивается в 1916 году. Фильм можно посмотреть не только в сети, но и в самом отделении с помощью VR-очков.

Героями ролика стали Константин Станиславский, Анна Ахматова, Федор Шаляпин, Владимир Маяковский и другие известные в России люди. Креативная команда, которая занималась разработкой идеи и съемками, рассказала vc.ru о создании фильма.

Идея

В видеоролике показана сберкасса во время обеда. Станиславский обсуждает постановку Мейерхольда, Шаляпин распевается, офицер заигрывает с Ахматовой, футуристы вламываются в помещение, чтобы совершить «поэтическую революцию ограблением душ». Фильмы сняли студии «Друг друга», Interactive Lab и Life Is Short в рамках проекта «1917. Свободная история», основанного Михаилом Зыгарем.

Михаил Зыгарьоснователь проекта «1917. Свободная история»

Фильм придумал Герман Греф. Я пришел рассказать о «1917» и том, как мы реконструируем атмосферу начала прошлого века. Несколько раз употребил словосочетание «почти как виртуальная реальность».

Греф выслушал и говорит: «Виртуальную реальность надо снимать». У «Сбербанка» те же цели, что у «1917» — образовательные. Мы меняем у молодой аудитории отношение к истории, переводим разговор о ней на современный технологический язык. «1917» убирает посредника между источниками и читателями. VR позволяет не просто зайти в историческое отделение банка, а буквально отправиться в другое время».

Съемки

Шлем должен стать машиной времени, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он переместился в то же самое место, только на на сто лет в прошлое.

Сергей Корнихинпродюсер кинокомпании «Друг друга»

Технология производства VR находится на очень раннем этапе развития. Если ты делаешь всё от начала до конца в форме компьютерной графики, у тебя более-менее развязаны руки. Но если ты решил что-то снять, попадаешь в ситуацию первопроходцев киноиндустрии в начале 20 века. В VR нельзя снимать «под монтаж», нельзя делать разные планы и крупности, нельзя, нельзя, нельзя.

При этом все драматургические и визуальные вызовы обычного кино вполне присутствуют: нужно и поддерживать внимание зрителя, и управлять им — то есть подсказывать движением персонажей или звуком, куда именно нужно сейчас смотреть, за кем следить.

Корнихин отметил, что если в классическом кино группа работает с отдельными кадрами и их последовательностью, то в VR — с пространством. Поэтому эта технология, по их словам, требует принципиально иного, комплексного подхода к подготовке съемок.

Для съемок компания пригласила театрального режиссера Юрия Квятковского — педагога школы-студии МХАТ и постановщика спектаклей «Копы в огне» и «Кукольный дом». Квятковский предложил сценарий, в котором зритель оказывался не просто свидетелем, а центром перфоманса.

По сюжету, к нему доверительно обращаются герои: мальчик протягивает ему свежую газету, а остальные клиенты банка продолжают «жить», даже если зритель от них отворачивается. На кастинге специалисты уделяли внимание внешнему сходству актеров и персонажей. Поскольку Шаляпин должен был петь, эту роль предложили оперному басу Федору Тарасову.

Эскизы и графики:

Кирилл Алехинпродюсер, кинокомпания Life Is Short

В банке заканчивался ремонт, поэтому в нем мы снимать не могли. Решили построить точно такое же отделение в хромакейном павильоне. Вооружились архитектурным планом, эскизами интерьеров и за 24 часа поставили и отделали стены. В кадре масса деталей, которые как те суслики — вы их не видите, но они есть.

Например, декораторы нашли оригинальные бухгалтерские книги 1917 года, пожелтевшие, с расплывшимися чернильными пометками. Или рабочий кассовый аппарат с тугими круглыми клавишами: вбиваешь сумму, прокручиваешь рукоять и получаешь чек. Или напольные часы, которых в арбатском отделении нет, но они так органичны, что потом уже, снимая очки, зрители ищут взглядом: «А часы где? С ними лучше!»

Стандарт превизуализации в кино — раскадровка: схематичное изображение ключевых кадров. Но при съемке VR необходимо точно понимать, что происходит с каждым персонажем на протяжении всего фильма.

Художник Арсений Попов создал для фильма серию раскадровок — от простых, карандашных, до подробной 3D-визуализации с планом перемещения всех актеров. Звукорежиссер Роман Хохлов смоделировал схему озвучания и распределил по сцене больше десяти микрофонов для записи звука.

По словам продюсера студии Interactive Lab Дениса Шашкина, традиционно 360-градусное видео снимают в несколько дублей с последовательными поворотами камеры. В качестве примера он приводит другую работу своей компании — съемки чтений «Мастера и Маргариты» для Google. Однако в данном проекте это было невозможно, поскольку в фильме в каждой сцене находились 17 актеров.

Денис Шашкинпродюсер студии Interactive Lab

При двухдублевой съемке их пришлось бы идеально синхронизировать: спросив в первом (левом) дубле, актер в ту же секунду должен был бы получить ответ от другого актера из второго (правого) дубля. При хронометраже в 7,5 минут это практически невозможно.

Поэтому мы подобрали такое сочетание настроек, расположения и комплектации камеры, которое позволило уместить всё действие в угол зрения камеры (в данном случае — около 160° объектива Canon 8mm на камере Red Dragon 6k). Недостающие 200° мы достроили с помощью компьютерной графики. Это решение дало режиссеру большие возможности по мизансценированию и обеспечило высокое качество продукта.

Планирование, подготовка и репетиции заняли двадцать два дня. Специалисты сняли видео с девятого дубля — одним кадром длительностью семь с половиной минут. После премьеры в отделении «Сбербанка» фильм разместили в интернете. За пять дней он получил 144 тысячи просмотров и 1,2 тысячи лайков на странице «Сбербанка» в Facebook.

{ "author_name": "Alina Tolmacheva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 12, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 21027, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Dec 2016 12:54:39 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку
1

Круто! Молодцы.
Захотелось прийти в отделение и посмотреть его в VR...

Ответить

Комментарий удален

–1

Честно говоря, скучновато. Сюжет слабенький, если он вообще тут есть. За VR, конечно, спасибо, но даже в 1440p качество оказалось низким.

Ответить
0

А когда ожидание в очереди было не скучным? ;)
Это же антураж.

Ответить
1

Это задача каждого сделать ожидание в очереди не скучным)

Ответить
Читать все 4 комментария
Гипермаркет «Ого!»: «С помощью экспресс-доставки мы увеличили продажи на 40%»

Мы запускаем новую рубрику, где наши партнеры делятся своим опытом работы с Яндекс.Маркетом. Елена Шкирдова, руководитель отдела маркетинга сети магазинов электроники и бытовой техники «Ого!», рассказывает, как экспресс-доставка помогла интернет-магазину увеличить продажи на 40%.

Delivery Club и «Яндекс.Еда» стали терять популярность в Москве, и растёт доля заказов из ресторанов — исследование Статьи редакции

Собственная доставка приоритетнее, так как с ней можно расширить ассортимент и больше заработать, рассказали рестораторы.

Бобби Котик о скандале вокруг Activision Blizzard: «В нашей компании нет места дискриминации и домогательствам» Статьи редакции

Генеральный директор назвал предыдущее публичное заявление компании «бестактным», отметив, что руководство будет решать проблему и добиваться безопасной рабочей среды для всех сотрудников.

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Как моё сообщество заработало 1,7 млн рублей на VK Donut

Больше шести лет назад Феликс Зинатуллин основал сервис таргетированной рекламы Церебро Таргет и запустил его сообщество ВКонтакте. Теперь там больше 200 тысяч маркетологов и предпринимателей. За год на донатах через VK Donut паблик заработал 1,7 млн рублей. Вот как это вышло.

Феликс Зинатуллин
IТ в логистике. Какую проблему могут решить современные сервисы

Почему в сегменте грузовых железнодорожных перевозок не хватает цифровых продуктов, которые могут сделать сложный логистический процесс наглядным и доступным для клиентов? Руководитель направления логистических проектов ПГК и участник команды разработчиков приложения «Мобильный репортер» Ольга Умнова на примере нашего сервиса по контролю качества…

Никакой курс не сделает из вас программиста без самообразования. Обманчивые офферы, и как правильно учиться

Обучение по принципу «смотри сюда и повторяй за мной» заканчивается со школьным выпускным. Дальнейшее образование – в любой форме, будь то вуз, обучающий курс или менторство – подразумевает по большей части самостоятельное освоение материала.

Отчёт «Яндекса» за квартал: нерекламные сервисы второй квартал приносят больше половины выручки Статьи редакции

Компания опубликовала финансовые результаты за второй квартал 2021 года.

Как мы развиваем сеть кофеен самообслуживания

Всем привет, я Александр Богдан, CEO Добрый Кофе, расскажу:

GitHub создал фонд в $1 млн для поддержки разработчиков в борьбе с жалобами на нарушение авторских прав Статьи редакции

Теперь вместе с жалобой на авторский контент по DMCA компания будет отправлять предложение о бесплатной юридической помощи.

Yota запускает проект Yota Гуру в постоянную работу

Yota завершила пилот проекта Yota Гуру и запускает его в постоянную работу. Yota Гуру – проект, который дает возможность опытным клиентам мобильного оператора получать вознаграждение за консультации по продуктам мобильного оператора.

null