Когнитивная коррозия в сфере индустриальных ЛКМ
Когнитивные искажения — это системные ошибки мышления, из-за которых реальность воспринимается не такой, какая она есть, а такой, какой её хочется видеть. Когда подобный подход проникает в профессиональные обсуждения, особенно в техносфере вроде индустрии ЛКМ, последствия становятся вполне материальными. И вот это уже не только дело психологов.
Рынок индустриальных покрытий раз за разом возвращается к обсуждению «новых» средств борьбы с коррозией без применения лакокрасочных покрытий. Сейчас на слуху применение атмосфероустойчивых сталей и композитных материалов.
Поводом к разговору стала реакция коллег, которые всерьёз считают, что новые материалы вроде атмосферостойких сталей и композитов могут подорвать рынок ЛКМ и вытеснить краски. Не могу согласиться с такой позицией, хотя и понимаю ее причины. Реакция эта эмоциональная и вызвана появлением «альтернативы» существующим покрытиям, да еще в не самые легкие времена для отрасли, показавшей снижение по итогам 2024 года.
Подчеркну еще раз - я не консерватор. Я прекрасно понимаю ценность и значение технологического прогресса, а также его неизбежность. Наука и технологии идут вперед – и это здорово. Моя оценка касается только того, почему вышеупомянутые «новинки» на данном этапе не угрожают рынку ЛКМ.
Итак, атмосферостойкие стали (АСС). Легенда: за счет своего состава они обладают стойкостью к коррозии и при эксплуатации в атмосфере могут не окрашиваться.
Продвижение атмосферостойких сталей сейчас заметно в двух направлениях: гражданское строительство и инфраструктурные объекты (в качестве примера можно взять сталь ForceraTM), а также мостостроение (марка 14ХГНДЦ).
АСС продвигаются крупными металлургическими холдингами, заинтересованными в расширении рынков сбыта. Агрессивный маркетинг объясним — времена у металлургов сейчас непростые. В ход идут не только коммерческие аргументы, но и архитектурная мода: новые фасады, нестандартные формы, эстетика ржавчины — и всё это звучит красиво, особенно в презентациях.
Но, как говорится, есть нюансы. При прямом сравнении выясняется, что АСС значительно дороже конструкционной. Апологеты ее использования приводят аргумент, что если сравнивать стоимость жизненного цикла металлоконструкций, то такое сравнение будет уже в пользу АСС за счет меньшего количества расходов на обслуживание.
Но мы, лакокрасочники, прекрасно знаем цену такой аргументации. Очевидно, что лучше брать более долговечную систему, хоть она и является более дорогой, потому что по итогу, после оценки всех затрат в течение жизненного цикла, эта система оказывается более выгодной. Но всегда ли нам удается убедить заказчика в этом? Отнюдь. Даже на растущем рынке. Что уж говорить про текущую ситуацию с ее волатильностью и желанием заказчиков экономить прямо здесь и сейчас?
Поэтому включение атмосферостойкой стали в проекты происходит непросто. И это при том, что момент сейчас очень благоприятный за счет фактора новизны и некой управляемой моды на малые архитектурные формы коричневого цвета с естественным ржавлением, которые смотрятся действительно оригинально.
Теперь давайте рассмотрим такую конкретную марку АСС, как 14ХГНДЦ. Производители заявляют, что данную марку стали можно использовать для строительства мостов, несущих конструкций и элементов зданий. Но вот СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» говорит нам, что эту сталь без защиты от коррозии можно использовать только в слабоагрессивной среде. Много ли таких районов в нашей стране?
Следует понимать, что АСС 14ХГНДЦ имеет ограниченную сферу применения: она применяется только для малых мостов, временных переправ и сооружений. Несмотря на то, что сталь начала применяться еще в СССР, на сегодняшний день, по данным АО «Уральская сталь» в России эксплуатируется не более 12 мостовых сооружений из этой стали.
И, наконец, немного конкретики: по данным «Металл Эксперт», в 2023 году доля атмосферостойких сталей в общем объёме конструкционных сталей в РФ составила менее 1%. То есть даже на фоне шума — доля весьма скромная.
Распространение композитных материалов также может казаться массовым. Вообще, эти материалы начали применяться еще в 1960-х годах, но в строительстве они применялись как наполнители для бетона, в арматуре и т.п. До недавнего времени непосредственно в качестве материала строительных конструкций композиты не применялись. В отличие от судостроения, где небольшие суда из композитов начали строиться еще в прошлом веке.
Сегодня судостроение применяет композитные материалы более активно, но по-прежнему в сфере маломерных плавсредств: катера, катамараны, прогулочные суда, тральщики. Суммарное водоизмещение судов из композитных материалов небольшое, и оно не сравнимо со стальными судами. Точную цифру найти сложно: некоторые источники говорят, что судостроение использует до 10% композитов, но здесь нужно понимать, что эта цифра включает в себя не только корпусные конструкции, но и множество приспособлений и объектов портовой инфраструктуры.
Бурную реакцию вызвала новость о строительстве резервуара из композитов, что само по себе могло бы стать революцией в нефтегазовом строительстве. Но это опытный объект, за которым в течение нескольких лет будет вестись наблюдение и сбор научно-доказательной базы. Кроме того, предстоит большая работа по созданию необходимой нормативной документации, регламентирующей применение композитных материалов для подобного рода объектов.
Еще раз скажу: я не считаю описанные выше тенденции по применению коррозионностойких материалов угрозой для отрасли. Как раз наоборот: приятно наблюдать, как меняются технологии и появляются новинки. И несут они в себе не угрозу рынку ЛКП, а его упорядочивание и дополнительную сегментацию. Да, всё новое вызывает повышенный интерес и сопровождается громкими заголовками. Но в случае с АСС и композитами пока больше шума, чем реального влияния.