{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн поведения и его роль в управлении

Всем привет, я Арсен Даллакян, основатель стратегического агентства Российский Поведенческий Департамент, занимаемся дизайном клиентского опыта и разработкой продуктов.

Ранее я рассказал о кейсах СХ-дизайна с финансовыми результатами и теорией психологии поведения, которые разбил на 5 этапов. Ознакомиться с первой частью можете тут:

Сегодня я подробнее расскажу, что такое «дизайн поведения» и как он применяется в нашей жизни. А в конце статьи для вас будет приятный сюрприз.

Дизайн поведения — комбинирование принципов влияния в систему, внутри которой повышается вероятность свершения целевого действия.

Вы сталкиваетесь c этим каждый день, даже не замечая, как Ваше поведение корректируется по чьему-то замыслу.

- Смайлик сбоку на ценнике увеличивает желание купить товар у 21% пользователей.

- Кофе в белой чашке воспринимается на вкус почти в 2 раза более интенсивным, но всего на 2/3 сладким по сравнению с кофе из прозрачного стакана.

- Люди, которых зарядили эмоциональными плакатами, не только благосклоннее относятся к товарам в магазине, но и склонны более оптимистично оценивать свое экономическое состояние.

- Понижение заработной платы на 5% при неизменных ценах работники воспринимают весьма негативно и считают это несправедливым. А вот к росту зарплаты на 5%, при инфляции в 10% работники относятся нормально.

- В супермаркете тележку для продуктов разделили так, чтобы появился специальный отсек для овощей. Потребление овощей выросло на 50%.

Также, как мозг ошибается при визуальном восприятии, он ошибается и при мышлении. Например, здесь действие юзера провоцируется созданным контекстом:

Вы тоже считаете, что это касается кого-то другого? Не Вас. Вы умны, рациональны и полностью осознаете причины каждого своего действия?

Это распространённая позиция. Но Вы же не будете отрицать, что, например, зрение у людей может быть плохим, отчего и восприятие реальности у них будет отличаться от тех, кто обладает идеальным зрением. А вместе с восприятием реальности меняется и их поведение, не так ли? Но что, если мы скажем, что вариативно не только восприятие, но и мышление, включая память. Да-да именно Ваша память может быть запрограммирована без Вашего ведома.

Проверьте себя, помните ли Вы эти слова?

0,50 с

«Я устал, я ухожу»

5.45 с

«А теперь покатай меня большая черепаха»

«Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей»

Главные тезисы методологии дизайна поведения:

1. Восприятие не равно реальности.

2. Поведение не равно убеждениям.

Хотите влиять на человека – меняйте факторы, определяющие его поведение.

Ведь человек их даже не замечает.
Но если Вы будете открыто влиять на убеждения человека – то нарветесь на ментальный фаейрволл. Человек готов убивать за свои убеждения. Однако, незаметно для самого себя, изменив свое поведение, он меняет и убеждения.

Это известный феномен под названием «когнитивный диссонанс». Он означает, что когда картина мира не совпадает с реальностью человека, он склонен не менять картину мира и отрицает реальность. В нашем случае это значит, что человек скорее начнет вести себя по-другому, а потом сам объяснит себе, почему он это делает.

В этом и суть дизайна поведения.
Влиять на поведение, не вступая в конфликт с убеждениями, ценностями и мышлением человека.

Роль дизайна поведения в управлении

Эффективность управления компании и успешность продукта зависят от поведения сотрудников или клиентов.

Также как любое физическое тело состоит из атомов, менеджмент и маркетинг состоят из действий Человека.

Действие человека – это атом рыночных отношений.

Роль поведения Человека в бизнесе также высока, как у атомов в физическом мире: есть действие сотрудника – есть инновация.
Нет действий клиентов – нет продаж.

От структуры атомов и связей между ними зависят свойства тела/организации: алмаз или графит/ лидер рынка или аутсайдер.

Сегодня мы научились создавать в организациях «атомный реактор менеджмента».

Теперь вы можете расщеплять поведение клиентов или сотрудников!

Кристаллическая решетка Графита и Алмаза. Замените атом на действие Человека и получится макет организации.

Где применятся «дизайн поведения»

В бизнесе и государственном управлении

В корпоративном управлении

Для повышения эффективности работы с персоналом и разработки клиентского опыта.

В государственном и муниципальном управлении

Для подталкивания граждан к лучшему для них поведению.

Кто применяет «дизайн поведения»

В бизнесе:

В гос. управлении:

Надо ли вам внедрять дизайн поведения?

Бывало ли у вас такое:

- Вы провели custdev, на котором прототип показал рыночный потенциал, но после запуска, продажи разочаровали.

- В вашем беклоге огромное количество задач, и Вы не знаете с чего начать, каждую ведь не протестируешь на custdev?

- Вы пытались повысить кросс-продажи, средний чек или количество положительных отзывов в сети, но столкнулись с проблемами?

Эти и многие другие бизнес-задачи решатся с помощью методологии Дизайн Поведения.

Спасибо, что дочитали до конца. Напишите, плиз, в комменте, что исправить чтобы было ещё интереснее и проще читать.

В качестве сюрприза, в телеграм-канале Человек и цифровая экономика для вас открыт первый урок курса «Поведенческий марафон», на которым изучают основы исследования и дизайна поведения клиентов.

Поддержите пост, и через неделю я расскажу об уникальной методологии дизайна поведения – BECX ©, разработанной компанией RBU.

С удовольствием ваш, Арсен Даллакян.

0
7 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Мартынов

Очевидно, у того, кто писал этого бота, мозг рака.

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Громова

Ну, я бы не была так резка, но информация действительно странная. 

Ответить
Развернуть ветку
Yury Popov

Особенно сильная история про кофе в прозрачном стакане, сам считаю что эмоции правят выбором. Чай в прозрасном стакане для меня вкуснее..

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Даллакян
Автор

Интересное наблюдение. Разная подача одного и того же напитка может повлиять на его вкус)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Aein

Поток сознания из разных фактов, сами по себе они могут быть интересными, но в целом вы бы давали источники на данную информацию, так бы  звучало более убедительно. И уже пора перестать собирать разные сплетни по нитке, а начать применять и структурировать информацию. А пока вода мокрая) 

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Даллакян
Автор

Дмитрий, спасибо за Ваш комментарий. Все вышеизложенное - это приложение базовых знаний поведенческой экономики в бизнес инструментарий для изучения потребителей, выявления его мотиваций, драйверов поведения и разработки точек контакта, которые влияют на его восприятие и дальнейшие действия.
С примерами источников Вы можете ознакомиться по ссылке: https://humanai.ru/blog/books 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Гордеева

Всегда читаю с большим интересом! Спасибо Вам большое! 🙏

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда