{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что такое продуктовый маркетинг и зачем он нужен продактам

В рунете много ресурсов о продакт-менеджменте, но почти ничего нет о продуктовом маркетинге. Это объясняет, почему продуктовые команды и топ-менеджеры плохо понимают его ценность. В зарубежных стартапах эта тема уже давно является горячей, и продакт-маркетинг становится стратегической единицей бизнеса, а в России как-то совсем глухо.

Меня зовут Павел Гиоргобиани, и я евангелист продуктового маркетинга. Последние 5 лет я работал продуктовым маркетологом в ИТ, глубоко погружался в тему и хочу привнести лучшие практики западных коллег в русскоязычное продуктовое сообщество. В этой статье расскажу о ценности продуктового маркетинга для продактов и в целом для компаний.

Раскол продакт-менеджмента и маркетинга

Недавно я наткнулся на фундаментальную статью Daniel V. Thomas на vc.ru на тему разницы продакт-менеджмента и маркетинга, и в какой момент бизнесы свернули не туда. Если изложить совсем коротко, то в эпоху информации роли и функции продакт-менеджмента начали расходиться из-за фокуса на технологиях, упрощения концепций маркетинга, супербыстрого появления и развития инструментов и каналов, и «новых» видов маркетинга.

Так продакт-менеджмент начал ассоциироваться с клиентом, выявлением потребностей, разработкой, юнит-экономикой и т.д. А маркетинг начал ассоциироваться с контентом, креативом, инструментами продвижения и оптимизации воронки.

Продуктовые маркетологи, которые сейчас появляются в компаниях, пытаются осознать свою роль и определить сами, чем же они должны заниматься, потому что компании сами толком не знают. То ли growth им дать, то ли performance, то ли inbound, то ли этап воронки какой-то, то ли все-таки отсыпать немного стратегических задач. Ну или все-таки дать уже совместно с продакт-менеджером делить продуктовую/маркетинговую стратегию, а в остальном — тактики, исходя из имеющихся ресурсов у обеих сторон.

Какую проблему решает продуктовый маркетолог, он же Product Marketing Manager (PMM)?

Быстрый рост и динамика ИТ-компаний порождают много неочевидных решений, которые принимаются в моменте. Если сверху добавить разный бэкграунд и опыт сотрудников, то будут просто идеальные условия для хаоса. Продакты делают одно, у маркетинга — свое понимание продукта и KPI в других метриках, продажи и клиентский сервис вообще могут жить сами по себе. Эти истории про изоляцию команд примерно одинаковые что в России, что на западе. Печально то, что изолированные (siloed) команды забывают о самом важном — о целостном клиентском опыте.

PMM — это тот человек, который выстраивает процессы запуска продукта в единую систему:

  1. Cозданный продукт решает понятную проблему рынка, поэтому рынку нужно рассказать о решении и заработать на этом;
  2. Маркетинг понимает, кому, как и где рассказать о продукте (позиционирование, коммуникационная стратегия, сторителлинг и т.д.);
  3. Продажи понимают, кому, как и что они продают, и у них для этого есть все инструменты (sales enablement);
  4. Клиентский сервис готов поддержать клиента в любом вопросе, и для этого у него есть все инструменты (customer success enablement).

Конечно, PMM не отвечает за это один и не делает все сам. Его главная задача: синхронизировать все команды и поддержать их в нужном месте, чтобы привести к общему результату с помощью go-to-market стратегии.

Когда нужен PMM?

Как правило, продакт-маркетологи не нужны на начальных этапах развития компании, потому что процессов не много и они не сложные. Со всеми можно быстро договориться, так как вся команда буквально находится на расстоянии вытянутой руки. Функционал роли просто распределяется между командой: продактом, CEO, CTO и т.д. Бывают и исключения, когда на ранних этапах, например, нанимают PMM с хард-скиллом в performance-маркетинге: он может закрывать собой и стратегические функции, и ручное тестирование гипотез через платный лидген.

Когда компания целится в кратный рост, PMM может выступить стратегически важным активом для того, чтобы спланировать дальнейшее развитие продукта вместе с продактом и топ-менеджментом. Ресурсов становится больше, ровно как и желания их потратить быстрее, поэтому ими нужно грамотно управлять. Сегментов рынка / целевых клиентов становится больше, поэтому продуктовые запуски должны становиться более осмысленными. Конечно, в краткосроке компания будет расти просто из-за новых вливаний. Но останется ли взаимодействие между командами таким же слаженным, прозрачным и гибким, а клиентский опыт — таким же классным?

В средних и крупных компаниях — это уже must-have по причинам, описанным выше.

Чем PMM отличается от других маркетологов?

Работа маркетологов в ее нынешнем понимании прочно ассоциируется с привлечением: реклама, PR, мероприятия и т.д. Лиды, ROI, сквозная аналитика — это все классно и, безусловно, важно. Где брать новых клиентов — это один вопрос. Как сделать, чтобы больше лидов покупали продукт или не уходили из продукта — это уже другое.

Увеличить конверсию в продажу, например, — это как? Снабдить сэйлов брошюрами и презентациями? Улучшить онбординг? Триггерные письма? Или провести серию тренингов? А кто за что отвечает?

На мой взгляд, есть два основных отличия продакт-маркетологов от других маркетологов:

  1. PMM — не специалист в определенном канале, инструменте продвижения или этапе воронки. В хорошем смысле. Он понимает, что есть в арсенале, и как общаться с маркетологом-специалистом, чтобы запартнериться для достижения общих целей.
  2. PMM — хореограф, а не танцор. Его основная задача — обьединить все возможные ресурсы для выполнения общих целей выхода на рынок. Там, где много стратегической активности и коммуникаций, уже не остаётся времени и ресурса на работу руками — можно легко выгореть и потерять фокус. Только если это не сильная сторона PMM в его Т-образных навыках. Например, мне интересен Lead Nurturing, но в контекстную рекламу я стараюсь не лезть.

Чем продакт-менеджер отличается от PMM?

В идеальном мире продакт-менеджер (PM) управляет продуктом от и до: «от» создания «до» доставки покупателям.

От:

  • Общения с клиентам для выявления проблем рынка;
  • Составления роадмапа с набором решений этих проблем
  • Утверждения бизнес-целей со стейкхолдерами;
  • Синхронизации с другими командами (R&D, маркетинг, продажи, клиентский сервис)

До:

  • Планирования кампаний по запуску продукта или фичей
  • Исследования рынка, конкурентов, сегментации и поиска возможных коллабораций
  • Ценообразования, определения позиционирования и коммуникационной стратегии продукта
  • Анализа результатов и внесения корректировок в процессы маркетинга и продаж

Но исторически сложилось так, что продакты обречены проводить больше времени в части "от« (с R&D), а частью »до" занимаются как получится, в надежде, что другие команды сами все подхватят (ха-ха, нет). Отделы маркетинга с частью «до» не всегда справляются, потому что, как я и писал выше, они не погружаются в продуктовую часть и больше сконцентрированы на тактиках: прорекламировать, пропиарить и завиралить уже готовое. Еще может быть, что у них нет таких ресурсов и компетенций, потому что зачем им это? Пусть креативят и пишут «продающие тексты». Про отделы продаж можно не говорить — это не их работа. Так из-за образовавшейся пропасти в части «до» и появилась роль продуктовых маркетологов (PMM).

Важно не только понимать отличия ролей PM и PMM, но и насколько они пересекаются и дополняют друг друга экспертизой из смежных областей. Утверждение "product managers put products on the shelf and product marketers get products off the shelf" показывает все черно-белым, хотя в реальности это не так. И PM, и PMM глубоко понимают целевую аудиторию и рынок, вместе работают над go-to-market стратегией, работают в кросс-функциональных командах и общаются со стейкхолдерами. И, как вы, наверное, уже поняли, во многом они взаимодействуют еще задолго до релиза продукта. Иначе что-то важное где-то потеряется по пути.

Чтобы нагляднее показать различия и пересечения ролей, прикрепил инфографику от коллег из Product Marketing Alliance.

Чем отличаются и в чем пересекаются роли продакт-менеджера и продакт-маркетолога Product Marketing Alliance | https://productmarketingalliance.com

Что дальше: где искать PMM’ов и узнать больше

Если вы узнали себя среди тех продактов или стейкхолдеров, которые видят, что в запусках продуктов что-то не клеится, то теперь вы знаете, в какую сторону копать. Искать ли себе в команду PMM’a или закрывать эту роль другими людьми — ваше решение. Но в найме будет нелегко, потому что людям этой профессии пока особо неоткуда браться.

Где узнать больше о продуктовом маркетинге

Где искать PMMов

Если интересно узнать больше о теме, кидайте апвоуты, пишите вопросы и мнения в комментариях, буду рад обсудить :)

0
86 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл

Всегда думал, что вся эта шушера из продуктовых менеджеров, это и есть маркетологи

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Так и есть, просто автор не знает что такое маркетинг. 
Мейнстримная маркетинговая теория гласит: весь маркетинг строится на концепции 4p 
- Product
- Price 
- Place 
- Promo 
За эти сферы и отвечает "классический" маркетолог. 
Евангелист продуктового маркетинга))) почему-то решил разделить продукт и промо на 2 разные категории и получилось "я маркетолог маркетинга", "я дирижёр, а не оркестр". Эта должность называется директор по маркетингу или руководитель отдела маркетинга, а автор придумал новую профессию. 
В целом, это обычное словоблудие под типу "авитологов".

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Giorgobiany
Автор

Станислав, я ничего не делил. Это деление происходит уже давно, и поэтому мы сейчас имеем то, что имеем. Вы, видимо, далековато от ИТ работаете, если ничего об этом не слышали?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

Я в IT уже лет так 15. Последние годы управляю разработкой в компаниях разного размера. Разве что в гигантах не работал, но и не интересно. Однако, много с ними сотрудничал. И всё это деление очень условное. И любой грамотный продает и так прекрасно ориентируется в маркетинге. А не только "а/б тесты и кастдев!"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Giorgobiany
Автор

Если бы все продакты были «грамотными», то и обсуждать было бы нечего. Но эволюционно получилось так, что они необязательно должны быть «грамотными», потому что закрыть недостающую часть «в грамотности» теперь могут продуктовые маркетологи.

Проблема даже не столько в грамотности, сколько в отсутствии времени на все процессы во зоне ответственности «грамотного» продакта. Либо ещё недостаточный уровень полномочий или грамотности у других подразделений или стейкхолдеров.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

Ага, ну да, эволюционно получилось, что на ответственной должности пусть сидят бездари. Которых учат на курсах за полгода. Которые не могут отличить unit-экономику от расчета roi. Которые считают, что кастдев решает все вопросы. Которые считают, что rice - панацея. Я уже не говорю про специфические знания в IT (поверхностные знания о sdlc не считаются).
Одно дело делегировать полномочия, а совсем другое - отбирать их. 
Ваши слова прямо противоречат смыслу эволюции - выживает не сильнейший, а глупейший и слабейший.

Ответить
Развернуть ветку
Реактивный банан

Нет. Эволюционно получилось, что когда должность начинает вмещать в себя слишком много, специализация сужается, и появляются смежные направления. Вы как человек, который в IT уже 15 лет, должны были все эти процессы наблюдать воочию. Или у вас до сих пор по каскаду все работают с полугодовым описанием требований к одной фиче?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

Вопрос только является ли маркетинг смежным с управлением продуктом? Нет, конечно. Это часть работы. В данном случае нет сужения специализации продакта. Есть потребность выделения отдельного маркетолога на направление promotion. Ибо если в рамках одного продукта один отвечает за планирование продукта, а другой за его продвижение, то с очень высокой вероятностью это будет как в известной басне Крылова.
Кстати, удивлю вам, но вотерфолл все ещё имеет право на жизнь. В том числе в IT. А большинство компаний прекрасно совмещают гибкие и каскадные методологии

Ответить
Развернуть ветку
Реактивный банан

Я согласен с вами в теории, но не согласен на практике, потому что это именно так и работает в куче компаний. Куда вы денетесь от реальности? С умным видом будете брезгливо воротить нос и говорить, что так быть не должно?

Да я не против вотерфолла, каждый пляшет как умеет

Ответить
Развернуть ветку
Реактивный банан

Вот вам пример, как человеку из IT (приводил в ветке ниже, приведу ещё раз)

Вы требуете от своих разработчиков продукта уметь работать с условными Spark, Airflow, админить кластер какого-нибудь гринплама/вертики, админить продуктовые базы или заниматься автоматизацией в инфраструктуре? Наверное нет, потому что это 3 отдельных специальности: Data Engineer, DBA, SRE. При этом на всех трёх позициях (внезапно!) пишется код, более того, все три направления (и сам продукт) можно реализовать на условном питоне. То есть как будто бы скиллсет один и тот же?.. 🤔

А теперь вспомните, полезли бы у вас глаза на лоб, если бы к вам 15 лет назад пришёл разработчик и сказал бы: ну не, чувак, я оптимизацией запросов и индексами не буду заниматься, это это пусть делают другие люди. Вы бы покрутили пальцем у виска и отправили бы этого человека гулять

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

А потом вдруг внезапно оказывается, что у всего этого есть тимлид, СТО и так далее, который когда-то большую часть обязанностей делал сам (хоть и в другом стэке) но потом делегировал их кому-то. В итоге он продолжает отвечать за всю область работ, понимает как все устроено, но при этом рядом с ним нет работающего параллельно над его же продуктом тимлида с немного другими, но пересекающимеся обязанностями.
Вообще, сравнивать менеджерские обязанности с техническими не совсем корректно. Да, ещё 5 лет назад встречал олдфагов, которые категорически не хотели работать с контейнерами. Да и не далее, чем пару месяцев назад субподрядчик попросил доступ с ftp сервера... А 15 лет назад большинство разработчиков вообще были full stack. Но они есть и сейчас. И они востребованы. И останутся востребованными.
К чему это я? К тому что нет будущего за разделением. Это не будущее, а реальность. Только нишевая. И для существования отдельного product marketing manager рядом с product manager в одной компании должно сложится очень много факторов. 99% продуктов достаточно отдельного маркетолога в команде продакта. 

Ответить
Развернуть ветку
Реактивный банан
В итоге он продолжает отвечать за всю область работ, понимает как все устроено, но при этом рядом с ним нет работающего параллельно над его же продуктом тимлида с немного другими, но пересекающимеся обязанностями.

Внезапно, есть и такие. Называются системные аналитики, и если посмотреть hh и профильные чаты в телеге — спрос на них ого-го какой

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

Да, системные аналитики есть, но они не совсем параллельно, все таки. 

Ответить
Развернуть ветку
Реактивный банан

Ну а кто взял бы на себя обязанности системного аналитика/архитектора, если не CTO? Больше некому, у других сотрудников не хватит экспертизы

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

Ну так может пора хоть в 1 компанию, где не пихают 18 левых ответственностей на 1 специалиста?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

У меня нет левых ответственностей и обязанностей. В моей компании каждый занимается своим делом. 

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

ну да, ну да, то то у вас смешано продакт, проджект, маркетолог, аналитик и бухгалтер

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

С чего вы взяли, что где-то что-то смешано? 

Ответить
Развернуть ветку
Zafir Yunusov

Олеж не лукавь, сегодняшний маркетинг один человек уже не вывезет выаезе

Ответить
Развернуть ветку
Власта

Строго говоря на личном опыте продуктового маркетинга , PMM по задачам и своим знаниям это человек на уровне руководителя маркетинга продукта. То есть директор по маркетингу. Если продукт не весь большой банк , а часть экосистемы ( фича или функционал типа "заказ билетов " ) то задачи PMM сходны с функциям руководителя маркетинга растущего продукта .

Ответить
Развернуть ветку
Oleg V.

Да просто маркетолога, почему руководителя?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Borisov

Браво. Емко и по делу.

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда