Как запуск франшизы может похоронить ваш основной бизнес

Почему многие компании после открытия своей франшизы «проседают» по доходам, и как вместо этого запустить франшизу, которая будет приносить деньги, а не бесконечно пожирать ресурсы основного бизнеса.

«Андрей, я запускал франшизу, чтобы вывести бизнес на качественно новый уровень. А она превратилась в «черную дыру», которая продолжает высасывать из него деньги. Что мне теперь делат? ..»

«Для запуска своей франшизы я привлек агентство, которое помогло ее упаковать. Потом набрал менеджеров по продажам, запустил рекламу… Вроде бы все работают, не сачкуют. Но уже который месяц это направление остается убыточным. И я не понимаю, как это исправить…»

«Когда пришло время расширяться, я выбрал модель франшизы. Сам прописывал бизнес-процессы, регламенты, готовил коммерческое предложение, презентацию. Прошел обучающий курс по франшизам. В итоге запустил воронку. И вроде бы даже какой-то интерес есть, но в конце все сливаются… »

Это реальные истории предпринимателей, которые мечтали об успешной франчайзинговой сети. А в итоге теряли время и деньги.

Поэтому я решил, что пора честно поговорить о запуске франшизы без «секретов успеха» и прочей ерунды. Только личный опыт с 2011 года. Более двухсот проданных франшиз за спиной. И тысячи встреч, переговоров и презентаций.

Две большие крайности

Опыт показывает, что большинство собственников бизнеса при запуске франшизы ударяются в две крайности. И обе ни к чему хорошему не приводят.

Первая крайность называется «герой-одиночка». Это предприниматели, которые искренне верят, что только они, создавшие свой бизнес с нуля и знающие в нем каждую мелочь, в состоянии превратить его в прибыльную франшизу.

А все так называемые «помощники» вокруг – это дармоеды, которые как «рыбы-прилипалы» пытаются поживиться его деньгами.

Поэтому он будет пыхтеть, искать информацию, как самому решить те или иные задачи. И только если совсем-совсем прижмет, не без доли скепсиса будут обращаться за решением конкретных вопросов.

Само по себе желание разбираться и вникать – это совсем неплохо. Другое дело, что в такой ситуации собственник, сам того не замечая, превращается в «бутылочное горлышко» своего бизнеса.

Поясню. Эффективность любой бизнес-системы определяется эффективностью ее самого слабого звена. Не важно, насколько круто работают другие ее элементы, если в каком-то месте все стопорится.

Для наглядности, представьте, что вы с друзьями пошли в поход. И планируете добраться до нужного места за 2 часа. Даже если 9 из 10 человек будут идти в нужном темпе, а один будет постоянно отставать, в итоге вся группа придет по времени, которое определяется скоростью отстающего.

То же самое происходит и в бизнесе, когда собственник решает запустить франшизу только своими силами. Он постоянно будет разрываться между задачами, у него вечно не будет хватать времени, рук, компетенций. Плюс ему придется регулярно отвлекаться на решение вопросов в основном бизнесе.

Поэтому реальная скорость (эффективность) запуска франшизы замедлится ровно до той, которую может поддерживать уставший и раздраженный человек, который вывозит все сам.

Согласитесь, так себе перспектива. Поэтому помощь в запуске франшизы все-таки понадобится.

Впрочем, здесь также легко уйти в другую крайность

И попытаться отдать весь запуск франшизы на откуп другим, толком не вникая в детали.

А что, это ведь круто звучит: найти специалистов на фрилансе. Раздать им задания. И они все красиво сделают. А ты только и собирай «сливки».

Жаль, что в реальности большинство собственников в итоге благополучно становятся их же «заложниками».

Потому что при этом они не вникают в процесс и зачастую сами толком не понимают, как проконтролировать результат. И это заметно читается уже на этапе постановки задач.

В итоге вместо дружной удаленной команды, которая работает на общий результат, получается “лебедь, рак и щука”: каждый тянет одеяло на себя, не спешит проявлять инициативу и по-настоящему вникать в суть задачи. А отговорки на тему “почему не успел” — это вообще отдельная история.

Опять же, поймите правильно. Я не говорю, что все фрилансеры – это «вселенское зло», которые только имитируют бурную деятельность. Но, согласитесь, что таких немало. А потому вероятность наткнуться на «имитаторов» достаточно высока.

Так вот. В результате они что-то будут делать. Но заставить их работать эффективно и контролировать ситуацию будет очень сложно.

Сказать по правде, я и сам в свое время был таким же «заложником”, который как бы руководит процессом, но реально повлиять на ситуацию не может. И при этом искренне не понимает, как вырваться из такого “порочного круга».

Но главная проблема даже не в этом. А в том, что все эти месяцы собственнику бизнеса приходится «кормить» команду «запускаторов франшизы», вытягивая деньги из основного бизнеса в надежде, что все «вот-вот получится».

Ну и как быть в этой ситуации?

Самостоятельно все не вывезешь. Но и все отдать на откуп другим – рискованно.

Значит, придется искать баланс, который бы обеспечивал скорость развития сети и открытия новых точек. И при этом позволял создать эффективную систему управления и контроля за работой команды без перегрузки собственника. И без ущерба основному бизнесу.

На практике это должно выглядеть примерно так. Вы как собственник бизнеса определяете глобальную стратегию и ставите итоговые цели запуска вашей франшизы.

А затем берете себе в помощь эксперта по запуску и продажам франшиз, который уже имеет достаточный опыт. И который предложит вам конкретную «тактику», т.е. конкретный пошаговый план достижения этих целей. После чего будет помогать внедрить этот план, сопровождая вас в течение всего этого пути.

Причем, если это хороший эксперт, то такое сопровождение будет проходить с гарантией результата в виде проданных франшиз.

Таким образом, вы оставляете за собой контроль над ситуацией. Но в то же время превращаете запуск франшизы в автономный проект, которым занимаются не просто фриланс-специалисты, а эксперт с достаточным практическим опытом. Который позволяет ему организовать весь процесс как отлаженную систему без “форс-мажоров” и “неожиданностей”. А самое главное при этом — довести запуск франшизы до твердого результата.

В итоге вам не приходится разрываться между основным бизнесом и франшизой. У вас перед глазами всегда будет актуальная информация относительно этапов работ и промежуточных результатов. Плюс вы будете спокойны, что будете работать с экспертом до первых продаж.

О том, как искать таких специалистов и проверить их экспертность, мы поговорим в следующий раз.

А пока вам нужно уловить ключевую идею: запустить франшизу и выйти на ее окупаемость, и при этом не угробить основной бизнес, реально. Просто для этого нужно перестать впадать в крайности и пытаться быть «героем-одиночкой» или отдавать все на откуп другим, не вникая в суть.

А вместо этого вооружиться принципом «автономного запуска» и воспользоваться помощью тех, кто уже имеет опыт в таких запусках и привлечении партнеров.

P.S. С удовольствием отвечу на ваши вопросы 😊

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Алла Макарова

Андрей, согласна с необходимостью баланса. Вот только вопрос, как не перегибать палку и не пытаться все тотально контролировать с одной стороны и не слишком доверяться красивым обещаниям с другой? Определенно нужны какие-то рекомендации по поддержанию баланса :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Все не так сложно как кажется. 
Для начала определите идеальный результат который хотите получить.
Под задачу определить механизм ее достижения.
Назначить ответственных исполнителей и дедлайны.
Контролировать процесс исполнения.
С ростом доверия к исполнителю контроль можно ослаблять. Но не исключать.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Евстигнеева

А я вот все равно не верю в то, что кроме собственника кто-то может разбираться во франшизе лучше. Возможно, в ее отдельных элементах (продажи там, маркетинг и т.д.), но в целом сам предприниматель обязан быть идеологом и держать руку на пульсе, пусть даже иногда и передавливая... Как говорится, лучше перебдеть.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Это подход "твердого" предпринимателя) Который "набил" свои шишки. 
Все верно подметили.

Ответить
Развернуть ветку
Den Cool

Спасибо за честную статью. Хочешь угробить бизнес - делай все сам. Хочешь потерять бизнес - отдай все другим. Нужен баланс, но почему-то так сложно его придерживаться ))

Жду продолжение с рекомендациями по поиску таких экспертов. А то сейчас все много чего обещают, а потом отдаешь деньги. И в итоге ни денег, ни результата... 

Ответить
Развернуть ветку
Alina ToMoscow

Доброго дня. Профессионально занимаюсь поддержанием баланса между бизнесом и франшизой. 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Спасибо, рад быть полезным! Напишите вашу конкретную боль и задачу по подрядчикам, постараюсь предложить решение и осветить подробнее в следующих статьях. Либо напишите в личку, чтобы пообщаться предметно. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Емцев

Франшиза и бизнес - суть два разных процеса. Один направлен на создание и продажу продукта, а вторая - на его распространение. Это как гений, который не может продать свой децентрализованный интернет без помощи ментора-предпринимателя

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Николай, прочитал 3 раза, ничего не понял))) Как вам удается формулировать мысли таким образом? Интересно пообщаться лично!)

Ответить
Развернуть ветку
Дед Франшиз

Какое-то БЛА-БЛА  - где инсайты инструменты? Еще один черный упаковщик франшиз.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда