Как запуск франшизы может похоронить ваш основной бизнес
Почему многие компании после открытия своей франшизы «проседают» по доходам, и как вместо этого запустить франшизу, которая будет приносить деньги, а не бесконечно пожирать ресурсы основного бизнеса.
Это реальные истории предпринимателей, которые мечтали об успешной франчайзинговой сети. А в итоге теряли время и деньги.
Поэтому я решил, что пора честно поговорить о запуске франшизы без «секретов успеха» и прочей ерунды. Только личный опыт с 2011 года. Более двухсот проданных франшиз за спиной. И тысячи встреч, переговоров и презентаций.
Две большие крайности
Опыт показывает, что большинство собственников бизнеса при запуске франшизы ударяются в две крайности. И обе ни к чему хорошему не приводят.
Первая крайность называется «герой-одиночка». Это предприниматели, которые искренне верят, что только они, создавшие свой бизнес с нуля и знающие в нем каждую мелочь, в состоянии превратить его в прибыльную франшизу.
А все так называемые «помощники» вокруг – это дармоеды, которые как «рыбы-прилипалы» пытаются поживиться его деньгами.
Поэтому он будет пыхтеть, искать информацию, как самому решить те или иные задачи. И только если совсем-совсем прижмет, не без доли скепсиса будут обращаться за решением конкретных вопросов.
Само по себе желание разбираться и вникать – это совсем неплохо. Другое дело, что в такой ситуации собственник, сам того не замечая, превращается в «бутылочное горлышко» своего бизнеса.
Поясню. Эффективность любой бизнес-системы определяется эффективностью ее самого слабого звена. Не важно, насколько круто работают другие ее элементы, если в каком-то месте все стопорится.
То же самое происходит и в бизнесе, когда собственник решает запустить франшизу только своими силами. Он постоянно будет разрываться между задачами, у него вечно не будет хватать времени, рук, компетенций. Плюс ему придется регулярно отвлекаться на решение вопросов в основном бизнесе.
Поэтому реальная скорость (эффективность) запуска франшизы замедлится ровно до той, которую может поддерживать уставший и раздраженный человек, который вывозит все сам.
Согласитесь, так себе перспектива. Поэтому помощь в запуске франшизы все-таки понадобится.
Впрочем, здесь также легко уйти в другую крайность
И попытаться отдать весь запуск франшизы на откуп другим, толком не вникая в детали.
А что, это ведь круто звучит: найти специалистов на фрилансе. Раздать им задания. И они все красиво сделают. А ты только и собирай «сливки».
Жаль, что в реальности большинство собственников в итоге благополучно становятся их же «заложниками».
Потому что при этом они не вникают в процесс и зачастую сами толком не понимают, как проконтролировать результат. И это заметно читается уже на этапе постановки задач.
В итоге вместо дружной удаленной команды, которая работает на общий результат, получается “лебедь, рак и щука”: каждый тянет одеяло на себя, не спешит проявлять инициативу и по-настоящему вникать в суть задачи. А отговорки на тему “почему не успел” — это вообще отдельная история.
Так вот. В результате они что-то будут делать. Но заставить их работать эффективно и контролировать ситуацию будет очень сложно.
Сказать по правде, я и сам в свое время был таким же «заложником”, который как бы руководит процессом, но реально повлиять на ситуацию не может. И при этом искренне не понимает, как вырваться из такого “порочного круга».
Но главная проблема даже не в этом. А в том, что все эти месяцы собственнику бизнеса приходится «кормить» команду «запускаторов франшизы», вытягивая деньги из основного бизнеса в надежде, что все «вот-вот получится».
Ну и как быть в этой ситуации?
Самостоятельно все не вывезешь. Но и все отдать на откуп другим – рискованно.
Значит, придется искать баланс, который бы обеспечивал скорость развития сети и открытия новых точек. И при этом позволял создать эффективную систему управления и контроля за работой команды без перегрузки собственника. И без ущерба основному бизнесу.
На практике это должно выглядеть примерно так. Вы как собственник бизнеса определяете глобальную стратегию и ставите итоговые цели запуска вашей франшизы.
А затем берете себе в помощь эксперта по запуску и продажам франшиз, который уже имеет достаточный опыт. И который предложит вам конкретную «тактику», т.е. конкретный пошаговый план достижения этих целей. После чего будет помогать внедрить этот план, сопровождая вас в течение всего этого пути.
Причем, если это хороший эксперт, то такое сопровождение будет проходить с гарантией результата в виде проданных франшиз.
Таким образом, вы оставляете за собой контроль над ситуацией. Но в то же время превращаете запуск франшизы в автономный проект, которым занимаются не просто фриланс-специалисты, а эксперт с достаточным практическим опытом. Который позволяет ему организовать весь процесс как отлаженную систему без “форс-мажоров” и “неожиданностей”. А самое главное при этом — довести запуск франшизы до твердого результата.
В итоге вам не приходится разрываться между основным бизнесом и франшизой. У вас перед глазами всегда будет актуальная информация относительно этапов работ и промежуточных результатов. Плюс вы будете спокойны, что будете работать с экспертом до первых продаж.
О том, как искать таких специалистов и проверить их экспертность, мы поговорим в следующий раз.
А вместо этого вооружиться принципом «автономного запуска» и воспользоваться помощью тех, кто уже имеет опыт в таких запусках и привлечении партнеров.
P.S. С удовольствием отвечу на ваши вопросы 😊
Андрей, согласна с необходимостью баланса. Вот только вопрос, как не перегибать палку и не пытаться все тотально контролировать с одной стороны и не слишком доверяться красивым обещаниям с другой? Определенно нужны какие-то рекомендации по поддержанию баланса :)
Все не так сложно как кажется.
Для начала определите идеальный результат который хотите получить.
Под задачу определить механизм ее достижения.
Назначить ответственных исполнителей и дедлайны.
Контролировать процесс исполнения.
С ростом доверия к исполнителю контроль можно ослаблять. Но не исключать.
А я вот все равно не верю в то, что кроме собственника кто-то может разбираться во франшизе лучше. Возможно, в ее отдельных элементах (продажи там, маркетинг и т.д.), но в целом сам предприниматель обязан быть идеологом и держать руку на пульсе, пусть даже иногда и передавливая... Как говорится, лучше перебдеть.
Это подход "твердого" предпринимателя) Который "набил" свои шишки.
Все верно подметили.
Спасибо за честную статью. Хочешь угробить бизнес - делай все сам. Хочешь потерять бизнес - отдай все другим. Нужен баланс, но почему-то так сложно его придерживаться ))
Жду продолжение с рекомендациями по поиску таких экспертов. А то сейчас все много чего обещают, а потом отдаешь деньги. И в итоге ни денег, ни результата...
Доброго дня. Профессионально занимаюсь поддержанием баланса между бизнесом и франшизой. 🤗
Спасибо, рад быть полезным! Напишите вашу конкретную боль и задачу по подрядчикам, постараюсь предложить решение и осветить подробнее в следующих статьях. Либо напишите в личку, чтобы пообщаться предметно.
Франшиза и бизнес - суть два разных процеса. Один направлен на создание и продажу продукта, а вторая - на его распространение. Это как гений, который не может продать свой децентрализованный интернет без помощи ментора-предпринимателя
Николай, прочитал 3 раза, ничего не понял))) Как вам удается формулировать мысли таким образом? Интересно пообщаться лично!)
Какое-то БЛА-БЛА - где инсайты инструменты? Еще один черный упаковщик франшиз.