«В российском Instagram 62% женщин, а Казань лидирует по плотности аудитории»

Исследование пользователей Instagram из России через призму «ВКонтакте»

Исполнительный директор компании Pepper.ninja Александр Чижов рассказал vc.ru, как команды сервисов поиска целевой аудитории Pepper.ninja и отложенного постинга SMMplanner выяснили пол, возраст и местоположение более 16 миллионов пользователей Instagram в России и какие результаты получили.

Зачем

Если честно, мы и не планировали это исследование. В 2016 году мы начали изучать Instagram с точки зрения поиска целевой аудитории по просьбам пользователей и запросу от наших друзей из SMMplanner и 1mlnlks.

Функциональность, собирающую ссылки на Instagram-аккаунты, привязанные к «ВКонтакте», мы внедрили ещё в 2015 году, но её, очевидно, уже не хватало. Она проста: загружаешь базу пользователей, а в ответ получаешь найденные в этой базе ссылки на Instagram. Обычная фильтрация.

Мы же хотели искать. По ключевому слову, интересу, возрасту — не важно. Главное — в один клик. По итогу, к февралю 2017 года на серверах Pepper. Ninja мы собрали базу из 24 миллионов аккаунтов Instagram со всей информацией о владельце. Когда мы с командой сервиса отложенного постинга SMMplanner проанализировали полученные данные, то убедились, что:

  • Таких данных пока нет нигде.
  • Те, что есть — далеки от истины.

Тогда и появилась идея подготовить наиболее полное исследование для рынка интернет-маркетинга России. А теперь к делу.

Как собирали

8 августа 2013 года в Instagram версии 4.1 появляется интеграция с российской социальной сетью «ВКонтакте». Объявили без карнавала, ограничившись короткой заметкой на официальной странице в Facebook. Три года пользователи связывали аккаунты и делились фото и видео, а рекламодатели тщетно искали способы получить данные об аудитории мобильной социальной сети.

Ситуация для последних не сильно изменилась: Instagram так и не показывает пол, возраст, местонахождение пользователей. Выход, который мы нашли — использовать данные о владельцах аккаунтов из «ВКонтакте», где мы знаем о пользователе всё. Ну почти всё.

Так как ограничения API ВКонтакте не позволяют делать быстрый поиск «реал-тайм», мы выбрали самое очевидное решение — собрали всю активную аудиторию, нашли аккаунты с интеграцией (ссылка в профиле или репосты на стене из социальной сети), проанализировали данные и получили базу со всей информацией, подтянутой из профиля пользователя «ВКонтакте».

Теперь мы знаем имя владельца аккаунта, пол, сколько ему лет, где живет и чем интересуется. Чтобы собрать целевую аудиторию в Pepper. Ninja или в скором времени в 1mlnlks достаточно указать параметры или ссылку на сообщество. Например, всех мам 27−34 лет из Москвы с детьми дошкольного возраста.

Когда функциональность была готова, мы приступили к анализу.

Что получили

Начнем с главного — размер выборки. Мы собрали 240 миллионов активных пользователей «ВКонтакте», то есть тех, кто был в сети хотя бы раз за последние полгода.

Среди собранной базы к аккаунту привязан профиль в Instagram у 24 миллионов человек, среди которых российских пользователей — 15,87 миллионов.

По общему количеству Instagram-аккаунтов предсказуемо лидируют Москва и Санкт-Петербург: 2,4 и 1,2 миллионов пользователей соответственно.

Куда интереснее данные, полученные касаемо плотности аудитории, то есть соотношение количества аккаунтов к общему населению региона.

Здесь с огромным отрывом в 35% лидирует Казань. 426 тысяч из 1,2 миллионов жителей столицы Татарстана зарегистрированы в Instagram.

За Казанью следуют Екатеринбург (23,95%), Санкт-Петербург (23,89%) и Самара (23,74%). Столица с 20,32% занимает восьмое место по плотности аудитории.

Наименьшей популярностью Instagram пользуется у жителей Кавказского региона — только 8 тысяч жителей республики Ингушетия пользуется мобильным приложением, что составляет 1,99% от населения региона.

Чуть активнее используют Instagram в Чеченской Республике (2,57%), Дагестане (3,05%) и Карачаево-Черкессии (3,39%).

По половому признаку, как и предполагалось, лидирует женская аудитория. Правда, отрыв оказался не столь существенным, как мы видели в отчетах ранее — 62,06% женщин. Самым «женским» регионом оказалась Бурятия. Здесь 67,16% аккаунтов ведутся женщинами. Но стоит отметить, почти во всех регионах распределение равномерно и превышает 50%.

Только в трех регионах лидерство одержала мужская аудитория — Чеченская Республика, Дагестан и Карачаево-Черкессия.

Весьма любопытные цифры мы получили и по возрасту. Так оказалось, что пятая часть аудитории Instagram (20,48%) — люди, не достигшие 18 лет. В основном же Instagram интересен аудитории в возрасте 18−24 (36,6%) и 25−34 (34,22%) года.

Какие выводы сделали

Подытоживая:

  • То, что Instagram в России пользуется огромной популярностью у женщин — миф. По данным Brand Analytics, по половому признаку распределение здесь лишь незначительно опережает «ВКонтакте» (57,1% женщин) и Facebook (58%).
  • 71% пользователей Instagram — в возрасте от 18 до 34 лет, что также достаточно типично для социальных сетей.
  • Особой популярностью Instagram пользуется у жителей городов с населением более одного миллиона человек. Самый низкий уровень проникновения социальная сеть показывает в Северо-Кавказском регионе.

Спасибо за внимание. Все данные исследования были собраны воедино и отражены на единой инфографике.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Шмаков

Мы в Brand Analytics измеряем активную аудиторию, которая хоть раз за месяц что-то написала.
https://br-analytics.ru/statistics/author?hub_id=16048&date=201701&country_id=20&period_type=month

По географии у нас точных данных нет, так как пересечение с ВК не делали.

Работа проделана большая! Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Silvi

Ваши исследования, Сергей - отличные - но часто отражают только авторов.

И еще кое что, который раз замечаю что есть Инста, есть ВК и даже Мой Мир, но где же ОК?

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Silvi

Коллеги, вы реально "монстры"! Спасибо за исследование.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Нужны ли такие данные по Белоруссии, Украине и Казахстану?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Владимир Калаев

Благодарю :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полторацкий

годнота

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пиковский

Теперь следите за тем, как цифры будут меняться в течение года :)

Та самая информация, которую хорошо бы обновлять почаще.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Zhukovskaya

Как можно говорить про "аудиторию инстаграм в России", если проанализированы только те, у кого аккаунты связаны с вк? это часть аудитории только. vc, ты пьян, иди спать.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Алекснадра, у вас есть другой способ получения более точных данный о Инстаграм? До этого только Бренд Аналитикс проводил подобные исследования, анализируя почты авторов Инстаграм. Были получены данные 16 млн человек. А предположительный объем рынка России Инстаграм около 30млн. То есть считай половина пользователей Инстаграм.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Марина Колмыкова

Смущает репрезентативность выборки.
Размер генеральной совокупности неизвестен, поэтому к объему тоже вопрос.

Понятно, что других способов проверки нет, но в таком случае на все выводы нужна поправка — речь не может идти о всех российских пользователях инстаграм в принципе. :(
Особенно в этом моменте:
"Так оказалось, что пятая часть аудитории Instagram (20,48%) — люди, не достигшие 18 лет."

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Chizhov

Мы трижды в тексте говорим о том, что это не весь Инстаграм, а 16 миллионов, которые мы собрали из ВКонтакте.

На инфографике, тоже указанно, что данные об аккаунтах подтягивались из ВКонтакте.

Теперь, внимание, вопрос — сколько надо было об этом написать, чтобы вы это прочитали?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Павел Борисов

Хорошая статья, спасибо пацаны!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Калаев

Очень старались) Спасибо, Павел!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Chizhov

Спасибо, Сергей!)

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Kochetkov

В формате PDF/PPT/XLS эти данные можете где-нибудь выложить?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladimir Zubkov

Хороший материал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Линский

Спасибо, уникальная информация!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Давыдов

Кстати похожая аномалия с количеством ВК аккаунтов в Самаре - 150%, тогда как в соседнем Саратове - 95%. Если город является "локальным центром" региона - то соотношение будет больше - Спб - 155%, Новосибирск - 135%, Екатеринбург - 167%(Москва тут скорее исключение - всего 128%). Видно Казань очень сильный локальный центр притяжения :)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Профи

Там просто чаще создают и забрасывают аккаунты)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Профи

А сколько ВК-аккаунтов фейковых в исследование проверяли? Или как проверяли аккаунты на фейковость в принципе?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Счастливых

А тут не надо проверять аккаунт ВК на фейковость. Вы можете точно такое же провести исследование софтом вроде инстатула или инстасофта, создавая базу аккаунтов инсты по ВК. Смысл в том, что берутся люди, которые постят фотографии в ВК через инсту, тем самым связывая аккаунты. Поэтому и выборка чистая получается, просто нет смысла рекламным фейкам связывать акк с другой соцсетью, это дорого слишком при больших масштабах.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dias Maratuly

А чем вам не угодила официальная информация из рекламного кабинета ФБ?
Там вполне официально можно увидеть, что аудитория Instagram по России 26М человек(~11М мужчины, ~14М женщины), из них по Москве 6,3М, по Питеру 1,8М, по Казани 680К и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

То что она только по тем у кого связаны Инстаграм и ФБ. Надо делать исследование и сравнивать данные ВК и ФБ.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ilya Gritskevich

конечно!

Ответить
Развернуть ветку
Arthur N

Где Уфа в списке миллионников?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Поправим

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Рогаченко

Отличная работа!!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чуринов

Теперь берем всех живых из ВК, вычисляем процент тех, у кого привязан инстаграмм. Так мы получим процент пользователей соцсетей, которые связывают вк и инсту (ведь у всех практически есть акк в вк). Ну и собснно можно понять, сколько их всего в России и в городах-пользователей инстаграмм. Так же по полу можно посмотреть-кто охотнее связывает аккаунты и опять же вычислить. Только что с этим делать потом, хз)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Давыдов

По поводу аномалии в Казани - если смотреть по числу аккаунтов ВК, то этот город указан у 2.35 млн человек(почти 200% от населения города!), тогда как в других городах с населением около миллиона в европейской части РФ число аккаунтов обычно +- равно населению города, иногда даже заметно меньше (Волгоград - 110%, Воронеж - 75%, РнД - 105%, Нижний - 95%)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Счастливых

Смотреть просто по числу зарегистрированных людей не релевантно. Стоит учитывать огромное количество фейков, мертвых аккаунтов и так далее. Кроме стоит учитывать внутреннюю миграцию, люди указывают Казань как родной город, хотя по факту родились или до этого проживали по всей республике. Стоит понимать, что Татарстан это такая модель маленькой России, где Казань высасывает из своих районов все ресурсы, в том числе и людские. Да и исследование проводили только ведь по связанным с инстой аккаунтами, думаю тут выборка должна быть чистой.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Instagram Goodduck

И 0.0001% уток.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Семилетко

А на каких условиях можно получить доступ к базе либо заказать выгрузку из базы? Интересуют данные по аккаунтам в Вконтакте для списка аккаунтов в Инстаграм. Свяжитесь , пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

240млн активных пользователей ВК? Уверены?)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Chizhov

Да, только учтите — это весь ВКонтакте.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lidia Villani

240 млн меня тоже смущает. И что 35 и более лет это всего около 10% пользователей?

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

"Наименьшей популярностью Instagram пользуется у жителей Кавказского региона"- если эти выводы сделаны на основе привязки Вконтакте, то они неверные. В Дагестане до фига людей пользуется Инстаграмом, особенно женщины, его используют как канал продаж любой продукции, от одежды вплоть до урбеча. Но к другим соцсетям мы не привязываем ибо нафиг надо

Ответить
Развернуть ветку
Петр Коротков

Не очень понятно про плотность. С чем сравнивали с числом жителей (скорее всего) или активными пользователями мобильного интернета по региону?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

С числом аккаунтов в данном регионе.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 56 комментариев
null