Как меняется мировая аудитория пользователей мобильных приложений?
Команда Zorka.Agency подготовила конспект по итогам аналитического отчета Sensor Tower.
Количество загрузок мобильных приложений в 2020 году увеличилось на 23,8% и достигло рекордной суммы в 143 миллиарда. То есть в среднем каждый житель планеты Земля за год скачал не менее 18 приложений. Среди них мобильные игры, социальные сети, платформы для видеообщения, бизнес-органайзеры, приложения для шоппинга и другое.
Основная доля скачиваний в 108,6 миллиарда пришлась на Google Play. Традиционно, несмотря на регулярную динамику роста, App Store занимает второе место на рынке. В 2020 году тенденция усугубилась политическими обстоятельствами, когда в августе экс-президент США Дональд Трамп подписал документ о запрете публикаций приложений китайской компании ByteDance. Вследствие этого, в Китае резко упало количество загрузок в App Store, в том числе приложения WeChat. Как известно, WeChat – это не только самый популярный мессенджер в Китае, но и платежная система. Невозможность использовать данное приложение в экосистеме Apple заставило многих пользователей перейти на Android.
Другое приложение китайской компании ByteDance TikTok, несмотря на запрет в начале года в Индии, стало лидером по количеству загрузок в 4 квартале и на протяжении всего 2020 года. Свыше 170 миллионов скачиваний во всем мире! Рынок TikTok в Индии составляет 120 миллионов пользователей. Запрет снизил рост установок на 46% от его пика в первом квартале. Тем не менее, вне Индии рост рынка TikTok показывает положительную динамику от года в год. Китайская компания ByteDance, разработчик TikTok, соответственно, входит в топ-3 крупнейших издателей мира.
Бизнес-приложения стали самыми востребованными в 2020 году
Пандемия и вынужденная самоизоляция, вызванная распространением COVID-19, стали катализатором тренда на удаленный формат работы. Колоссальный спрос получили мобильные приложения категории «Бизнес», они помогают настроить работу команды дистанционно, поддерживают нетворкинг и коммуникацию внутри команды, позволяют организовывать тимбилдинг и общаться с внешними контрагентами. В сравнении с другими категориями, данный сегмент мобильных приложений развивался значительно быстрее и вырос на 134%.
В 2020 году 4 мобильных приложения данной категории были скачаны свыше 160 миллионов раз, ранее ни одно бизнес приложение не достигало отметки в 100 миллионов загрузок за год. 681 миллион загрузок Zoom сделали его лидером категории и поставили на 4-ое место в мировом рейтинге, уступив только TikTok от ByteDance, WhatsApp от Facebook и самому Facebook.
Ожидаемо, остальные лидеры категории также связаны с коммуникацией: Google Meet, Microsoft Teams, WhatsApp Business.
Мировая выручка от мобильных игр превысила $ 21 миллиард
Мобильные игры обеспечили безопасное развлечение и предоставили потребителям возможность общаться с друзьями во время пандемии. Пик скачиваний пришелся на второй квартал и составил 15 миллиардов загрузок во всем мире.
Несмотря на падение загрузок более чем на 35% в третьем и четвертом кварталах, общемировая выручка мобильных игр выросла с $ 16,4 миллиардов в 4 квартале 2019 до свыше $ 21 миллиарда в 4 квартале 2020.
Вследствие COVID-19 на рынке мобильных игр произошли структурные перестановки и сегмент стал еще более конкурентным. В частности, игры с сильной социальной составляющей стали особенно популярными. Например, игра Among Us показала огромный скачок во второй половине 2020 и стала самой популярной по количеству скачиваний: 166 миллионами загрузок в 4 квартале 2020. В сегменте гиперказуальных игр среди новых пальму первенства держит очередная игра про говорящего кота Тома. Только в месяц релиза игры (июнь) она была скачана более 37 миллионов раз.
Приложения для путешествий и навигации показали признаки восстановления
Путешествие, Навигация, Спорт – три категории, в которых количество скачиваний упало после распространения COVID-19 в начале 2020. Спрос на каршеринг, общественный транспорт и навигацию резко упал из-за закрытия офисов и других бизнесов. В то время как загрузка спортивных приложений во втором полугодии 2020 года восстановилась, количество установок для путешествий и навигации осталась ниже уровня до COVID-19.
В США и Европе пик скачивания бизнес приложений и спад приложений для путешествий пришелся на апрель 2020 года. Летом количество приложений для путешествий и навигации частично восстановилось, но снова упало зимой из-за резкого роста числа случаев COVID-19.
Мир планирует возобновиться в 2021, и если проанализировать график загрузок топ приложений категории в отдельных регионах Европы, то мы можем предположить, каким образом в этом году восстановятся категория путешествия и навигация.
Ограниченное открытие границ летом 2020 позволило перемещаться на личном автомобиле внутри страны и континента. В конце лета и начале осени количество загрузок приложений для парковки выросло. Рост составил 78% от аналогичного периода годом ранее.
Однако приложения, помогающие организовать авиа перемещение, передвижении на поезде или заказать жилье показывают пониженный рост, в среднем на 40% ниже от показателей прошлого года.
Другими словами, автомобильные путешествия приходят в норму раньше, чем передвижение на общественном транспорте (поезд, пр.) или авиа путешествия – вторым придется подождать дольше с восстановлением спроса.
Выводы:
– общее количество скачиваний мобильных приложений в 2020 году достигло 143 миллиарда, что в 18 раз превышает количество жителей на Земле
– самое популярное мобильное приложение в 2020 году стало TikTok, разработчик китайская компания ByteDance
– мобильные приложения категории «Бизнес» получили колоссальный спрос в 2020 году, данный сегмент рынка вырос на 134%
– мировая выручка от мобильных игр в четвертом квартале превысила отметку в $21 миллиард
– в категории «Путешествия» в 2021 году в первую очередь восстановятся спрос на приложения для организации передвижения на автомобиле