С чего начать маркетинг, если вы стартап и бюджет ограничен

Возьмем портрет стартапа: есть продукт (MVP или уже готовое решение), но:

  • денег на масштаб маркетинга нет;
  • опыта в продвижении нет;
  • хочется скорее получить первых клиентов и понять, работает ли модель и есть ли ожидаемый спрос.

Ошибки, увы, на этом этапе идентичны у многих: тратят бюджет на престиж (брендинг, выставки, СМИ), вместо того чтобы проверить спрос. Результат оставляет желать лучшего.

Рекомендую:

Шаг 1. Определить ЦА

Не распыляться. Можно сделать базовую сегментацию. Опишите 2–3 гипотетических портрета клиента.

Пример: «Фаундер IT-компании на 10–20 сотрудников, который теряет время на ручные процессы и ищет автоматизацию».

И по аналогии еще 2 сегмента с базовым описанием.

Juli Vld | Marketing

Поищите подтверждения: изучите форумы, Telegram-чаты, TenChat, отзывы на конкурентов. Даже так без кастдевов на первоначальных этапах можно узнать о болях и проблемах аудитории.

Определите боли, которые вы реально закрываете с помощью вашего MVP.

P.S. люди в интернете чаще пишут негативные отзывы (где не решили их главную проблему/задачу), чем позитивные мнения.

Не поленитесь разобраться.

Juli Vld | Marketing

В маркетинге стартапа важна узкая ниша, а не широкий охват. Лучше найти 20 целевых клиентов, чем «догонять всех» и потерять и так ограниченные финансы.

Шаг 2. Быстрые каналы запуска

  • TenChat (российский аналог LinkedIn) — посты про ваш кейс + личные сообщения целевой аудитории.
  • Telegram-чаты/каналы отрасли/недорогие посевы (через telega.in, как вариант) — упоминания, экспертные комментарии.
  • Лид-магниты (чек-листы, тесты, мини-гайды) с болями и потенциальным решением проблемы с CTA (призывом к скачиванию). Прикрепляете ссылку на форму для заявки в Тильде, получаете целевые контакты. Далее — флаг в руки и к связи с ними. Или, если есть хотя бы 25к, то с имеющейся базой в таргет рекламу.
  • Соцсети (VK, Telegram, Дзен, VC.RU, Сетка) — публикации в лоб с оффером, получаете быстрые тесты на реакцию.

Холодные письма или рассылки через холодную базу — не рекомендую, можно получить жалобу в ФАС.

Писала об этом здесь.

Juli Vld | Marketing

Принцип:

  1. ставите гипотезу;
  2. тестируете маленьким бюджетом (10–30 тыс. руб.);
  3. измеряете результат.

Все, что не дало отклика, убираете. Почитайте методику HADI-циклов. Та же схема.

Шаг 3. Подключите базовую аналитику

Без мультиканальности можно обойтись простым набором:

  • Яндекс.Метрика или Google Anyalitics 4 для отслеживания визитов на сайте;
  • UTM-метки на все кампании (чтобы видеть источники);
  • простая воронка хотя бы пока в Excel: «клики ➡ заявки ➡ продажи». Пока так, позже можно ее дополнять.

На первых этапах этого достаточно, чтобы ответить на главный вопросы: канал приносит клиентов или нет? MVP работает? Спрос имеется?

Как итог:

  • Не стреляете во всех разом, не распыляетесь и сосредотачиваетесь на узкой ЦА.
  • Проверяете гипотезы малыми бюджетами, а не сливаете все сразу.
  • Получаете систему: «канал результат масштабирование».

Стартапу не нужен дорогой брендинг или SMM-стратегия на 100500 страниц.

Juli Vld | Marketing

Нужен минимальный каркас: аудитория быстрые каналыаналитика. Это тот фундамент, который позволит вам расти дальше.

Еще больше полезных экспертных материалов в моем tg-канале Marketing Insider.

Присоединяйтесь и повышайте эффективность ваших маркетинговых усилий!

Начать дискуссию