Почему умирают корпоративные стартапы

Причем делают это с завидной регулярностью, несмотря на обильные ресурсы и широкие возможности.

Наши любимые "большие злые корпорации", которые "не умеют" в стартапы Фото James Inglis

Привет! Меня зовут Павел Потасуев, я управляющий директор стартап-студии Admitad Projects. Моя работа плотно связана со стартапами вот уже 10 лет. За это время сформировался некоторый пул наблюдений с определенными константами. Одна из них — это высокая вероятность смерти проекта в том случае, если его запускает корпорация.

Да, я осознанно пишу — «высокая», при том, что смертность у стартапов и без того зашкаливает.

Но зашкаливает она по десяткам типовых причин, а у корпоратов вроде бы все эти типовые дыры закрыты:

Надо денег? Берите!

Надо связей? Их есть у нас!

Надо использовать уже готовую инфраструктуру? Да пожалуйста!

Тем не менее что-то это все не очень помогает. Почему? Возможно, потому что:

Мы никогда не ошибаемся!

Эту фразу, наверное, можно сделать девизом корпоративных топ-менеджеров. Конечно, логика тут ясна: бабки выделили, владельцам отчитались, теперь надо показать, что проект успешен (даже если успех рядом с этим словом не стоял, не стоит и стоять никогда не будет).

Да и если проект немного_не_успешен_на_самом_деле, ничего страшного. Можно долго и нудно ставить какие-то очень важные, но абсолютно бесполезные KPI, которые будут закрывать и закрывать, и все будет хорошо (ведь по отчетам стартап движется по пути к счастью). Главное для топа — прикрыть собственный тыл, а остальное — вторично.

Ну а если дело почему-то не запускается в обозначенные сроки, всегда можно метнуть в него еще пару-тройку «денег», чтобы оно все-таки поехало. А то, что только бабла (= докупить время программистов, маркетологов и так далее) нередко недостаточно — это мелочи.

Да и время вроде как терпит — быстро все равно не выйдет.

Тормоз — это медленный газ

Все нужно согласовать. Письмо тому, мит с тем-то, брифинг с этими — все это растягивает «удовольствие» на месяцы. Ты не можешь просто пнуть соседа ногой и сказать: смотри, что я придумал / нашел! — и быстро реализовать идею, проверив ее через час-день-неделю максимум.

Сначала нужно пройти по всей-очень-длинной-цепочке с каждым очень-важным-микробоссом. И только потом можно что-то там кодить или тестить (к этому моменту энтузиазм может упасть до плинтуса). А еще тебе просто могут сказать «нет». Т. е. ты «знаешь», что идея точно выстрелит, но очередной начальник не разрешает реализовать, потому что лично ему мысль (или ты сам) не пришлась по душе.

Giphy

К слову, скорость движения корпоратов снижает не только вертикальная иерархия с кучей сопутствующих нюансов. Куда важнее то, что в процессе стройки проекта компания должна предусматривать буквально все, чтобы потом не оказаться втянутой в многомиллионные судебные тяжбы. Или проблемы с налоговой. Или с другими госорганами, и еще бог знает с кем.

Стартаперы же думают об этом в последнюю очередь. Это логично: шансы, что кто-то будет подавать в суд на микрофирму без особых денег на начальном этапе ее развития, — малы (и вообще голова фаундера забита и без этого). Другое дело — возможность выдоить крупного игрока-миллиардера (корпорацию), тут уж явно есть над чем подумать.

Диверсификация бизнеса — кредо корпоратов, но не стартапов

Это третья мысль, которая возникает в голове при размышлениях «почему не взлетает». Смотрите сами:

  • Корпорация — все хорошо, есть устойчивый рост по классическим направлениям, есть материально-технические активы, можно запустить что-то эдакое, чтобы приумножить. Ну в крайнем случае — что-то эдакое, чтобы работало с уже имеющейся инфраструктурой компании. Взлетит — отлично! Нет? Ну да черт с ним, давайте что-то другое запустим!
  • Классический стартап — почти ничего нет, есть скудные денежные и человеческие ресурсы, если не взлетит — нам p….z! Поэтому надо рвать жопу, чтобы все вышло, другого пути к многоденег и захватмира нет! Выбирать самые бюджетные и эффективные решения — это не вариант развития стартапа, а его единственный путь для выживания.

Кроме того, в стартапах вне корпораций работает минимум один человек с шилом в известном месте — фаундер (кому не нравятся англицизмы, пожалуйста — основатель). Этот человек так или иначе пинает всю команду, чтобы получить результат, ведь на кону как минимум стоит собственное ЧСВ, а то и деньги, полученные от FFF. А команда может быть мотивирована не только лидером, но и долей в проекте, поэтому ее активность будет высокой.

В корпоративном же проекте, скорее всего, будет сборная солянка из тех, кого (в худшем случае) было не жалко отдать из отделов на эти «3–6 месяцев, пока запустите», либо (в лучшем случае) группа наемников или действительно хорошие спецы, которым сказали: «посиди тут полгодика, а потом мы тебя повысим».

Но и у первых, и у вторых будет один общий показатель: зарплата будет получена независимо от результатов. Мотивация? Не слышали. Или слышали, но не очень громко. Исключения редки.

Стартап из корпорации становится бабочкой, пробежав мимо стадии яйца, личинки и куколки

Потому что в корпорации обычно пилят сразу готовый продукт. Есть определенное видение продукта, снизошедшее сверху. Этот самый vision может не иметь никакого отношения к реальности. Например, увидели, что в Штатах работает хорошо? Давайте повторим у нас!

Выходит, что топы как бы заранее знают, что нужно потенциальному клиенту, да вот беда — их (покупателей) об этом забыли спросить. Поэтому команда смело идет к релизу продукта, не особо напрягаясь на какие-то том отзывы аудитории по пути (в том числе и потому, что их может банально не быть).

Giphy

Обычный же «дикий» стартап проходит весь путь от начала до конца, собирая по пути фидбэки и зачастую общаясь с клиентами на более «короткой ноге» — и такая обратная связь приносит свои плоды. Ненужное выкидывается, нужное — совершенствуется (да и, откровенно, денег на ненужное нет). Нет попытки в чисто корпоративном стиле навязать клиенту свой «он вам крайне нужен» продукт, просто потому что в его запуск были вложены годы работы и миллионы долларов.

Кстати, возможно, это одна из причин, почему корпораты охотно покупают растущие стартапы даже вне основного вектора бизнеса компании?

Коротко для тех, кому было лень читать всю статью

Стартапы в корпорациях мрут, потому что:

  • проверка и реализация новой идеи — всего лишь одно из многих-многих направлений деятельности, неудача — некритична;
  • у команды на зарплате низкий уровень (относительно «диких» стартаперов или стартап-студий) мотивации — нет доли в проекте;
  • скорость развития проекта зачастую не имеет существенного значения, а сроки разработки всегда можно продлить = нет момента «не запустим вовремя — умрем»;
  • технологии, которые используются при создании каждого элемента продукта, делаются очень долго — и иногда к моменту реализации уже вообще не нужны («мы подумали и решили убрать эту фичу»).
  • может присутствовать правило «Босс решил, что нашим клиентам будет лучше именно так, как считает он, а не какие-то исследования», и никто не хочет играть в карьерного самоубийцу и объяснять, что это — плохой подход;
  • вывод продукта на рынок — отдельный квест с кучей юридических заморочек, который занимает много, очень много или очень-очень много времени.

Значит ли это, что если праведный стартап должен запускаться исключительно в гараже, а команда, которая сидит в благоустроенном офисе, пожирает корпоративные печеньки на обеде за теннисом и изображает из себя Джобсов в юности, автоматически лишена духа шансов на победу?

Нет.

Есть удачные примеры вроде того же «Яндекс.Такси», или «Еды» и пары подобных проектов. Если, конечно, можно назвать «удачей» запуск пары-тройки продуктов из полутора сотен попыток за десяток лет.

Этот пример как раз хорошо подтверждает общее правило. Столкновение культуры «быстрого стартапа» и «неповоротливой корпорации» сильно снижает шансы на успех. И далеко не всегда тонны бабла позволяют эти шансы выровнять хотя бы на уровне 50/50.

На мой взгляд, создавать новые проекты, пусть небольшие, но потенциально дорастающие до большого бизнеса, можно только в отдельной, изолированной от всех недостатков корпоратов, среде. Самостоятельно либо в отдельных структурах вроде стартап-студий, со своими правилами игры.

Если же делать это «внутри периметра» корпоративных заморочек — вероятность успеха будет значительно ниже.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Аполлон Степанов

Согласен по части согласований. Видел, как люди, проекты и идеи просто умирали на этом этапе. А я просто спал с высокой колокольни на всю эту проектную и прочую галиматью, и работал в духе аджайла. Просто шел и делал на результат. И мне на каком-то этапе просто давали ресурсы и просто так, зная что я пойду и сделаю проект и то, что нужно. Но на самом деле, так работать это сложно. Не каждый так потянет. Нужно иметь высокое чувство долга и чести. А то есть ведь такие, кто пилит бабло. Нужно запустить новый проект в машиностроении, откаты, распил бобла. И таких я тоже знаю.

Всё упирается в людей.

А вообще, я давно заметил, что hr-ы, которые берут людей не видят тащеров и лидеров. У них вообще подбор тупой. Образование не делает тебя лидером и успешным человеком. Но hr-ы упорно двигаются в неверном направлении.

Например, 6 лет опыта работы в отрасли не делает тебя тащером.

Но брать на работу успешного, дерзкого, сильного и умного парня не просто. Он ведь будет спрашивать сам и требовать. А многие работодатели сами не готовы этому соответствовать. Увы.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Глядяев

«Но брать на работу успешного, дерзкого, сильного и умного парня не просто. Он ведь будет спрашивать сам и требовать. А многие работодатели сами не готовы этому соответствовать. Увы.»

Блин, эта такая жиза на счёт будет спрашивать и требовать, столько раз с этим сталкивался и всегда руки опускаются после того, когда понимаешь что тебе одному это все надо, это ты один чего то там хочешь ....

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

У меня вот подчиненный был (был потому что я ушел и оставил ему своё место) грамотный, сильный, победный, результативный. Он с начальством так разговаривал борзо ... почти как я сам, только сильнее. И я его холил, лелеял и растил. Потому что понимаю, что экспрессия уйдет, а профессионализм и победа останутся. И на мой взгляд, руководители должны растить нормальных людей, а многие просто рубят. Мол не открывай еб*ло, делай что тебе сказали и пр. Когда подчиненный может быть в 10 раз лучше знает как сделать. Но многие руководители слабые и глупые. Пассивные. И просто не способны по психике справиться с активными лидерами. И как итог, лидеры просто в какой-то момент умирают. Они просто садятся и говорят: "А что, мне больше всех надо"?? И поэтому у нас повсеместно проблемы. В корпорациях, в бизнесе, в стране.

Я вообще считаю, что у нас не любят и боятся активных лидеров. Причем на всех уровнях. Внизу, потому что из-за них работникам придется работать. А всередине и наверху, потому что есть верятность, что их заменят. И как итог, дно нашей страны массово "убивает" психику нормальных людей.

И лично я против этого.

Вон даже на VC.RU сколько статеек тупых про дегенератов, которые куда-ты вылезли. Одна вон в топе на сегодня. В танки пол жизни проиграл, а потом задумался.... )))

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

"Я вообще считаю, что у нас не любят и боятся активных лидеров. Причем на всех уровнях. Внизу, потому что из-за них работникам придется работать. А всередине и наверху, потому что есть верятность, что их заменят. И как итог, дно нашей страны массово "убивает" психику нормальных людей."

Об этом же книга "Русская модель управления", которая объяснит почему так, но не отвечает, что делать.

Собственно это главная проблема нашего управляющего (менеджера, по-ихнему):

Всё понятно, но хули делать — не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Мне кажется, проблема в коллективном интеллекте. Должны пройти годы чтобы выросли лидеры, чтобы общество сориентировались, чтобы поняло, что простой серотонин и простые достижения не приведут к результату, чтобы начали уважать не спортсменов, актёров и салонных тварей, а тех, кто тащит общество вверх делами во всех смыслах этого слова.

Или общество изменится, или умрет. Умрет как умирало множество империй и стран.

Мне кажется, одному человеку или компании тяжело поменять ситуацию. Это должна быть пропоганда, культура, образование, идеология на уровне страны.

Ещё недавно у нас были 90-е, воровская идеология живёт и процветает, и пока всё будет так, пока будет культ силы, будет продолжаться давление.

По сути, это конфликт между интеллектом и силой.

Лично с моей точки зрения, нужно на уровне страны/образования/культуры понижать психику и силу дна, но при этом возвышать умных людей. Чтобы дно меньше возникало и давило, а профессионалы могли расти и отстаивать интересы. Пусть это приведет к элитарности и разделению, но по крайней мере страна будет жива. Это лучше чем вот так как сейчас валандаться как говно в проруби.

Ответить
Развернуть ветку
Galymzhan kyrykbaev

я бы читал ваш телеграм канал

Ответить
Развернуть ветку
Galymzhan kyrykbaev

я бы читал ваш телеграм канал

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда