Терминатор: мастер-класс по продвижению

Почему Джеймс Кэмерон не только гениальный режиссер, но и гениальный маркетолог.

Фото: https://dubikvit.livejournal.com/

Пролог

01 июля 1991 года в США на экраны вышел «Терминатор-2. Судный день». Фильм, совершивший революцию в понятиях «спецэффект» и «компьютерная анимация», на многие годы ставший эталоном жанра «экшн». Блестящая драматургия, сюжет, режиссерская и операторская работа, кастинг, развитие персонажей, фразы, которые ушли «в народ» – лишь немногое из того, за что мы любим этот, безусловно, киношедевр. Но сейчас мы обратим внимание не на художественную часть кинокартины, а на коммерческие результаты и процессы, которые к этому привели.

Прокатные сборы, в 5 раз превысившие бюджет (500+млн долларов против бюджета в 100 млн), до 2003 года (рекорд лишь через 12 (!) лет побьет «Матрица. Перезагрузка») – лучший старт в прокате, 4 Оскара, множество других наград и, пожалуй, самая запутанная и раздутая история с продажей франшизы. Нисколько не уменьшая значение качества кинокартины, рассмотрим все-таки неординарный способ продвижения, который сыграл немаловажную роль в общем успехе.

Завязка

Тяжело поверить, но когда-то не у всех фильмов были трейлеры. Точнее так – когда-то трейлера в современном понимании этого слова не было ни у кого. Трейлер до 1975 года, как правило, представлял из себя фрагмент из фильма вперемешку с титрами и перечислением звездных актеров в картине. Были, конечно, и исключения, например, трейлер к фильму «Психоз» Хичкока (1960), но реальную революцию совершил Стивен Спилберг в 1975 – трейлер к фильму «Челюсти» стал полноценным рекламным фильмом, да и рекламная кампания больше напоминала продвижение какого-то FMCG: при съемочном бюджете ленты в $ 4 млн на продвижение было потрачено $1,8 млн.

Кинорынок потом долго отходил от подобных экспериментов, и, хотя первая студия по созданию трейлеров была открыта аж в 1919 году, понадобилось почти 90 лет для того, чтобы прийти в итоге к классическому уже сейчас трёхактному трейлеру: первый акт рассказывает о предыстории и предпосылках , второй – раскрывает сюжет, третий – набор лучших смешных, драматических или экшн моментов «для затравки». Но как только идея Спилберга о самодостаточности трейлера окрепла и стала шаблоном, Джеймс Кэмерон в 1991 году задает новый стандарт. Новый стандарт, который еще и закрепляет положение, что продвижение фильма – процесс не менее важный, чем создание фильма.

Вторая сюжетная линия

Для того, чтобы глубже разобраться в этом процессе, перенесем рассказ в лос-анджелесский клуб Troubadour, на сцене которого 26 марта 1985 года первый раз выступила группа Guns N’ Roses, объединив составы Hollywood Rose и LA Guns. Туры, концерты, скандалы, ротация состава, трудные переговоры со звукозаписывающими лейблами, смена продюсеров и вот, в 1987, все-таки выходит первый полноценный альбом группы – Appetite for Destruction. Альбом тиражом 33 млн копий до сих пор является самым успешным дебютным альбомом всех времен, поэтому перечислять остальные его регалии смысла нет. А вот вспомнить первую версию обложки, впоследствии замененную на ставший уже знаменитым крест с черепами участников группы, смысл есть. Изображение киборга около лежащей без сознания девушки в рваной одежде и со спущенными трусами сильно взбудоражило мораль и общественность тогда еще пуританской Америки 80-х.

Второй альбом вышел через год после первого и особо ничем не отметился. Но скандальность Guns N’ Roses зашкаливала: нападения на охранников и трагическая гибель фанатов во время концертов, неоднозначное поведение лидера группы и героиновые скандалы только разогревали интерес публики. В начале 1990 года группа отправляется в студию для записи третьего студийного альбома – Use Your Illusion , который должен был стать двойным. Для справки – двойные студийные альбомы до этого могли себе позволить уже будучи на пике популярности Beatles и Pink Floyd, даже Doors выпускали двойными лишь концертные альбомы.

Но амбиции полностью оправдались: дебют Use Your Illusion I и Use Your Illusion II на втором и первом месте в чарте Billboard (первая группа, добившаяся такого успеха) соответственно, 108 недель в чартах, почти миллион копий за первую неделю продаж. Кроме этого, группа выпускает множество видеоклипов в поддержку альбома, среди которых самые дорогие на тот момент клипы на песни Estranged и November Rain. Чтобы понять, какую важность тогда имел клип для исполнителя, на очень упрощенном примере поясню как работала тогда западная шоу индустрия: основной продукт (то, на чем делается доминанта прибыли) – это продажа дисков и синглов, видеоклип – аналог рекламного ролика, а концерты – это промо альбома. В отличие, кстати, от советско-российского шоу-бизнеса, где до сих пор (за очень редким исключением) основной продукт – концерты и корпоративы (привет “пиратам”). Наша же история вертится вокруг песни You Could Be Mine.

Кульминация

Существует много легенд про попадание этой песни в статус главного саундтрека (OST – Original Sound Track) к фильму Терминатор-2. Есть даже версия про лоббирование Арни своей любимой группы после встречи с ними летом 1991 года (фильм уже был в прокате). Но факт есть факт – Кэмерон выбирает именно эту песню именно этой группы в качестве OST к своему новому фильму. Нет, гениальная заглавная тема, написанная Брэдом Фиделем, остается. Но использование именно этой песни не только добавляет динамичности погоням, но и открывает совершенно новые горизонты в продвижении.

Все же легенды про случайное появление песни в фильме рушатся теми, кто хоть немного знаком с процессом производства и монтажа кино: на друге Джона Коннора футболка с тем самым крестом Appetite for Destruction с первого альбома Guns N’ Roses, аннотацией к которому была непонятная тогда фраза «With your bitch slap rapping and your cocaine tongue … », которая впоследствии оказалось строчкой куплета … правильно, You Could Be Mine. На Джоне, кстати, футболка Public Enemy. На первой запрещенной обложке альбома Appetite for Destruction – киборг. Одна из самых знаменитых сцен фильма – знакомство Джона и Терминатора в коридоре торгового центра – начинается с того, что у героя Арни в коробке из-под роз находится ружье. И еще много-много пасхалок. Совпадение? Может быть, если бы не одно но.

В коробке у героя Арни - ружье и розы - отсыл к Guns N' Roses https://pikabu.ru/story/skryityie_poslaniya_v_filmakh_terminator_6478494

Развязка

Я не случайно так долго описывал историю и тонкости музыкального и кинорынка того времени. Так в чем же революция в производстве трейлеров и мастер-класс по продвижению? А в том, что трейлером (читай – рекламным роликом) к фильму стал специально снятый видеоклип Guns N’ Roses с Арни в главной роли, со своей сюжетной линией, вперемешку с кадрами из фильма и концерта группы. Группы, новых песен и клипов которой ждали сотни миллионов фанатов по всему миру. Клипа, который крутили по несколько раз в день на самом популярном тогда ТВ канале – MTV (и скорее всего бесплатно), причем крутили долго, а впереди был выход на VHS и DVD, продажи лицензионной продукции. Использование же геймификации и пасхалок создало неплохой квиз и квест как для фанатов рок-группы, так и для фанатов первой части фильма.

Эпилог

Позже будут еще примеры продвижения и поддержки фильма через OST (наши Брат-2 и Ночной дозор тоже играли в эту игру). Но, на мой взгляд, связка Кэмерон - Шварцнеггер - Guns N’ Roses до сих пор остается непревзойденным примером успешности такого хода.

Guns N' Roses: You Could Be Mine
0
54 комментария
Написать комментарий...
Black Jack

В голову приходит альбом Bon Jovi Slippery When Wet с похожей историей замены обложки. Скорее всего, это спланированные провокации.

Ответить
Развернуть ветку
Marchello V. Avetti
Автор

Ну да, хайповать ещё до Моргенштерна придумали)))

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Не мешай прах с пылью.

Ответить
Развернуть ветку
Marchello V. Avetti
Автор

Вообще ни разу 
В данном случае я про сутевые вещи, а не содержимое 

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда