{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Сломало ли обновление Apple IOS 14.5 сквозную аналитику? Насколько опасны счетчики?

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня разберемся как повлияли обновления Apple на сквозную аналитику.

В чем проблема

Apple борется за приватность и грозится блокировать счетчики.

Тестируем

Обновился до 14.5, зашел через сафари на тестовую страницу - ничего не произошло.

Все client id создались и при обновлении не меняются. Все работает как надо без изменений.

Тестовая страница здесь.

Так ли страшны счетчики?

Среди аудитории далекой от рекламы и аналитики бытует мнение что счетчики на сайтах воруют персональные данные и знают о вас все, при этом пользы от них никакой.

Давайте разберемся.

Зачем нужны все эти счетчики?

Счетчик на сайте - это как Яндекс Навигатор в дороге или МРТ/КТ/Рентген в больничке.

Счетчик помогает продавать в интернете, ищет наиболее короткий путь между товаром и покупателем.

Если вы не связаны с продажами и считаете что всем этим торгашам/маркетологам так и надо, то не стоит забывать, что где-то сидит маркетолог и пытается продать в интернете плоды вашего труда, зарабатывая вам зарплату, как раз используя все эти счетчики.

Это его рабочий инструмент.

Типовые задачи счетчиков

  1. Показ релевантной рекламы. Счетчик через обезличенные данные понимает что вам примерно интересно и показывает товар, который вы потенциально можете купить. Если вы рыбак - покажет снасти/удочки. Так например работает Яндекс Директ - РСЯ.
  2. Оптимизация рекламы. Через счетчик в сервис аналитики отправляются данные о том, с какой рекламы больше всего продаж, а какую рекламу стоит выключить и не тратить бюджет.
  3. Оптимизация сайта. Счетчик показывает что смотрят посетители на сайте и что им мешает сделать заказ через корзину. Исправление проблем на пути к корзине увеличивает продажи.

Какие персональные данные доступны счетчикам?

Сервисы сквозной аналитики (utmstat и аналоги):

  1. ip
  2. гео (страна/город)
  3. user agent
  4. сайт который вы посетили
  5. цифровая метка в cookies (пример: GA1.2.676955493.1618230202)
  6. email (если добровольно введете на сайте, где стоит счетчик)
  7. телефон (если добровольно введете на сайте, где стоит счетчик)
  8. Прочие данные с форм на сайте (если добровольно что-то введете на сайте, где стоит счетчик)

Абсолютно ничего криминального.

Сервисам сквозной аналитики не нужны ваши персональные данные, они их отдают тому, кому вы их сами добровольно оставили на сайте. Их задача считать клики/расходы и продажи из CRM.

Итого: никаких значимых персональных данных счетчик о вас не знает, кроме тех что вы сами ввели на сайте.

Рекламные сервисы Яндекс/Google/Тизерки/Программатик

  1. ip
  2. гео (страна/город)
  3. user agent
  4. сайт который вы посетили
  5. цифровая метка в cookies (пример: GA1.2.676955493.1618230202)
  6. возраст (если вы добровольно ввели дату рождения, например в почте)
  7. пол (если вы добровольно ввели пол, например в почте)
  8. интересы на основе посещаемых сайтов, поисковых запросов и наверное переписки в почте
  9. email (если вы добровольно ввели email, например в почте)
  10. телефон (если вы добровольно ввели телефон, например в почте)

Для рекламных счетчиков чем больше персональных данных, тем лучше, так им проще подобрать товар для рекламы, который вы купите с наибольшей вероятностью.

Но все персональные данные вы вводите добровольно, например при регистрации почты. Счетчик их без вашего ведома ни откуда "не сливает".

Итого: тут счетчик знает о вас чуть больше, но вы сами отдали свои персональные данные.

ВКонтакте/Facebook

  1. ip
  2. гео (страна/город)
  3. user agent
  4. сайт который вы посетили
  5. цифровая метка в cookies (пример: fb.1.1618230202173.1801438575)
  6. возраст (если вы его указали)
  7. пол (если вы его указали)
  8. интересы на основе заполненного профиля, списка групп и возможно личной переписки
  9. email
  10. телефон
  11. весь ваш круг знакомых (опасно)
  12. подробный лог вашей жизни в виде фоточек (опасно)
  13. личные сообщения

А вот социальные сети настоящий кладезь персональных данных. Тут все ваши друзья, фотки, интересы. Раньше о такой базе данных товарищ майор мог только мечтать, а теперь вы сами добровольно все выкладываете.

Тем не менее, социальные сети такой же рекламный сервис как и Яндекс/Google. Используя ваши интересы пытаются показать вам наиболее релевантную рекламу.

Итого: счетчик социальной сети знает о вас максимум информации, которую вы добровольно оставили на сайте.

Итого по счетчикам

Счетчики и сервисы, которые за ними стоят - это очень полезный профессиональный инструмент маркетологов, задача которых продавать в интернете плоды вашего труда и зарабатывать деньги для выплат зарплат.

Запрещать и блокировать счетчики, это все равно что отнимать навигатор у таксиста или кт/мрт у врача.

Счетчики не занимаются каким-то сливом и воровством информации. Они в худшем случае показывают вам рекламу, основываясь на ваших обезличенных данных - пол/возраст/город/интересы.

По этим данным вашу личность не установить. Разве что по ip вычислить.

А в лучшем - собирают статистику использования сайта/приложения, чтобы сделать UI более дружелюбным и удобным. Разумеется чтобы склонить вас к платежам. Но тут имеет значение только посещаемые страницы, что вы там нажимали и была ли оплата. Ваши персональные данные не нужны.

Счетчикам не нужны ваши email/телефон/фио/адрес/паспортные данные и они их не сливают без вашего ведома.

Все эти данные вы добровольно вводите на сайте и они попадают в CRM владельца сайта, а не куда-то в счетчик. Поэтому опасаться нужно в первую очередь за свои действия на конкретном сайте и не вводить беспорядочно на всех сайтах свои персональные данные.

По кому ударит запрет счетчиков и Cookies

Ну в первую очередь по малому и среднему бизнесу, у которого основной канал продаж - интернет и реклама на грани окупаемости. Позволить крутить рекламу на широкую ЦА нет финансовой возможности, а отсутствие рекламы убьет бизнес и сделает кого-то фрилансером.

Самой рекламы не станет меньше, просто там останутся крупные игроки с большими бюджетами, а сама реклама станет еще более нерелевантной.

Зачем это нужно Apple?

Версии 2:

  1. Маркетинговый ход, рассчитанный на аудиторию, которая не понимает как это все работает и какая огромная польза от всех этих счетчиков, при этом считает что каждый счетчик только ждет как бы слить все невероятно важные данные (нет).
  2. Захват рекламного рынка, когда в экосистеме Apple самая точная реклама будет только у Apple, а не Facebook.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Sergeev

Проблема в том, что я ввожу личные данные для одной цели, покупки товара или услуги здесь и сейчас на конкретном сайте для конкретной организации, а google/яндекс/utmstat пользуются мной и злоупотребляют своими возможностями, фактически, сообщая эти данные третьим лицам, которыми, кстати, сами и являются.
Как контролировать использование этих данных условным гуглом?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev
Автор

Никто ваши данные третьим  лицам не отдает.

Платным сервисам типа utmstat ваши персональные данные вообще не нужны. Они попадают к владельцу того сайта, кому вы сами хотите дать свои данные.

yandex/google/vk пользуются вашими данными предлагая в замен бесплатно очень полезный функционал. Тут если не устраивает такое сотрудничество - не пользуйтесь сервисами.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sergeev

я, как пользователь интернет-магазина,  захожу на сайт и оставляю данные интернет-магазину, а не пользуюсь гугл-аналитикой и, соответственно, не хочу передавать свои данные гугл-аналитике.   

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev
Автор

Хорошо, но отключив аналитику у магазина, есть риск что магазин поднимет цену на 20-30%, чтобы компенсировать невозможность снижать издержки за счет аналитики.

Как вам такой вариант?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sergeev

звучит как цифра с потолка, откуда 20-30%?
значит ли это, что торговать в интернете невыгодно и теперь, пока у всех айфоны, лучше переходить в физический ритейл?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev
Автор

Нет смысла спорить, это все станет очевидно после первых вложений своих денег в продажи через интернет.

А пока такого опыта нет, все это не более чем счетчики которые сливают данные налево и направо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда