Задачи маркетолога — ответ предпринимателю

Добрый день, друзья. Уже много статей написано про задачи маркетолога. Но каждый день я слышу вопросы, а какие задачи у маркетолога? А какие KPI ему поставить ? А почему он не приносит мне кофе?

Давайте разбираться последовательно.
Начнем с того, что есть МАРКЕТОЛОГ и его подвиды.

Какие бывают подвиды маркетологов:
1. Маркетолог-аналитик
2. Трейд-маркетолог
3. Интернет-маркетолог
4. Бренд-менеджер
5. Менеджер проекта
6. Перфоманс маркетолог
7. E-commerce маркетолог и тд. и тп.

Каждый подвид разбивается еще на 10 подвидов, а то и более. Но суть не в этом.

Сегодня я хочу разобрать вместе с вами задачи настоящего маркетолога, которого вы нанимаете в компанию к себе. Конечно, всё зависит от размеров вашей компании, но мы возьмем за основу более-менее средний бизнес с оборотом 50-100 млн рублей, в котором маркетинговый бюджет в районе 1-2млн. рублей. Например, это будет производство туалетной бумаги.

Основные задачи маркетолога и их краткое описание(расскажу вам максимально простыми словами).

Изучать - Анализировать - Делать вывод - Снова изучать

Заходит наш маркетолог на производство туалетной бумаги. И первое, что он делает, запрашивает все данные.

Какие именно?:
1. Стратегию маркетинга
2. Стратегию продаж
3. Стратегию развития
4. Бизнес-модель
5. Бизнес план
6. Фин.отчетность
7. Схему бизнес-процессов
8. Отчетность производства по основным показателям
9. Отчетность по каналам сбыта
10. Отчетность отдела продаж
11. Сам продукт: потрогать, попробовать на себе

Если что-то забыл докидывайте в комментариях.

Собрал наш маркетолог все эти данные и после начинает анализировать их. Это занимает большее количество его времени. Он пытается найти в ваших данных закономерности, которые приводят к хорошим или плохим результатам. Находит дыры, которые съедают ваш бюджет. Продумать обходные пути, которые помогут сократить расходы и увеличить прибыль.
(А да, маркетолог = прибыль, совсем забыл напомнить об этом, если это уравнение не соблюдается, то вычеркивайте первое слагаемое).

Настоящий маркетолог изучает ваших клиентов, собирает фокус группы и общается с ними, чтобы понять важные факторы для каждого из них.

Почему больше людей покупают двухслойную бумагу, хотя трехслойная намного приятнее?
Почему бумага однослойная начала падать в продажах на 24%?
Почему жители Москвы покупают на 52% больше бумаги с запахом малины, чем персика?

На эти и подобные вопросы маркетолог должен найти ответ. После этого маркетолог садится за следующую задачу.

Изучение рынка/ конкурентов/ тенденций/ аудитории

Снова что-то изучает….

Наш специалист садится за изучение данных в нише туалетной бумаги, унитазов, держателей и тд.

Почему он изучает не только основную нишу, но и смежные?
Есть важные моменты, которые часто не замечают предприниматели, но может уловить маркетолог на основе анализа смежных ниш. (Изменение формы, формата, подачи и тд., может привести к новым решениям, которые покорят рынок. Вспомните смывающуюся втулку.)

Изучив эти данные, он сравнивает показатели и возможности вашей компании и относительное её положение на рынке. Возможно, вы где-то лучше остальных или хуже. Возможно, нужно обратить внимание на обновление упаковки, а, возможно, наоборот сделать акцент на самом продукте.

Анализ каналов сбыта

Настоящий маркетолог переходит к анализу каналов сбыта.

Какие существуют каналы сбыта туалетной бумаги?:
1. Холодные звонки
2. Рассылки
3. Выставки
4. Форумы
5. Интернет-реклама
6. Телевидение

Напишите в комментариях, какие еще вы знаете.

Проанализировав все каналы, маркетолог выбирает те, которые более перспективны для компании на данный момент, но не забывает и про те, которые можно использовать для расширения охватов и дальнейшего масштабирования.

Конкурентное преимущество

Специалист на основе всех данных, которые собрал ранее в первых пунктах, выявляет особенности вашего продукта и тестирует их на фокус группах.

Тут мы также можем вспомнить самое лучшее преимущество в нише туалетной бумаги - смываемая втулка. Ради неё большое количество аудитории выбирает только определенный бренд.

Ваш маркетолог, должен придумать именно такое преимущество, которое будет выделять вас на общем фоне и аудитория захочет именно вашу бумагу.

Планирование

Настоящий маркетолог приступает к внесению изменений в ваши стратегии и планы. Он, на основе всех данных, что у него есть, выбирает наилучшие пути развития и проставляет результативность этих путей.

КАК ПОСТАВИТЬ KPI МАРКЕТОЛОГУ? Ответ на самый важный вопрос

Если вы предприниматель, то ответ прост - никак.

Маркетолог сам ставит себе KPI, на основе анализа и стратегии, которую он сделал. В ваших компетенциях согласиться с этими KPI или же отправить маркетолога на переработку стратегии для выхода на иные показатели.
Но важно понимать, что придумывать цифры из воздуха, не изучив анализ и стратегию вашего маркетолога, - это 8 смертный грех.

Тестирование

Реальный специалист начинает проводить А/Б тестирование.

Что же он тестирует?:
1. Товар
2. Преимущества
3. Аудитории
4. Каналы сбыта
5. Продажи
6. Гипотезы, соединяющие Преимущество - Аудиторию - Канал сбыта - Продажи - Товар

Получив результаты тестирования, наш маркетолог возвращается к анализу бизнеса, результативности, KPI, обратной связи и тд. Проанализировав все результаты, он оставляет те гипотезы, которые работают лучше всего и начинает работать с теми, которые показали плохой результат. Перерабатывает их или же вовсе отказывается от них.

После того, как возможности одной гипотезы исчерпаны, маркетолог переходит к разработке новых гипотез для тестирования. И так пока не уволится от вас.

На самом деле цикл работы маркетолога можно описать так:
1. Собрал данные
2. Изучил данные
3. Вывел гипотезы
4. Внедрил инструменты маркетинга
5. Протестировал
6. Вернулся к пункту 1

Сейчас на рынке России, никто не понимает четкие задачи маркетолога. Я очень верю, что смог объяснить вам хотя бы основные задачи и пул работ. Если вам это помогло, ставьте плюсик мне в карму и напишите в комментариях, изменилось ваше мнение по поводу маркетологов или нет.

P.S. Отдел продаж, всего лишь инструмент маркетинга.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Даниил Романов

Спасибо за статью. В закладки ))

Ответить
Развернуть ветку
CRIT.ERIUM

Если честно, ваше представление о маркетологе это университетский уровень.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

Возможно. К сожалению образования данного не получил в высшем заведении. Написал только исходя из своего опыта работы и опыта соратников, а также фидбека, который бесит маркетологов. 

Расскажите, кто для вас маркетолог?

Ответить
Развернуть ветку
CRIT.ERIUM

Для нас маркетолог, это нечто больше, чем аналитик и идейный вдохновитель. В первую очередь, это человек, который не следит за рынком, а может его предугадать. Сложно ли это? Думаем, нет. Скоро это будет профессией будущего.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

Предугадывание рынка - это аналитика закономерностей, которая выливается в паттерны. По факту, чтобы предугадать рынок, маркетолог анализирует его каждую минуту и только исходя из данных, которые он получает он может прогнозировать изменения и выставлять идейные вдохновения, чтобы взорвать его. 

Это не профессия будущего. Это основа маркетинга, которая работает уже давно. 
Спасибо за ваш ответ! 

Ответить
Развернуть ветку
Яна Яна

вы всё врети!

Настоящий маркетолог - это Леночка, которая может и визитку в ворде задизайнить, и связаться по поводу баннера на сайте мамашилучшевсех.ру и настроить инстаграм, и тексты для сайта написать

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

А еще Леночка может кофе принести и на почту сгонять документы отвезти.

Ответить
Развернуть ветку
Oksi Bry

Не знаю как кому, а мне статья именно "то, что доктор прописал"
Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

Спасибо за ваш отклик! Надеюсь мои труды помогут вам! 

Ответить
Развернуть ветку
Шухрат Ильясов

Спасибо за статю, очень полезная. Продолжайте нести знания в массы.
Ждем от вас статьи по Котлеру

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

Спасибо за отклик, Котлер - это конечно интересно, но его виденье во многом сложно перенести на Россию, но возможно я попробую это сделать. 

Ответить
Развернуть ветку
Шухрат Ильясов

Вот именно современно адаптивная версия меня интерисует. Судя по предыдущей статье, это в ваших силах

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Леонов
Автор

Попробую адаптировать Котлера и рассказать вам своё виденье его работ в Российских реалиях. Постараюсь в мае это реализовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Ihor Dubovetskyi

+

Ответить
Развернуть ветку
Антон Шевнин

благодарю, пошел писать профиль должности

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда