Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии

Банки, склянки и таблетки… Фарм маркетинг — одна из самых быстроразвивающихся сфер на российском интернет пространстве. В исследовании Deloitte указывается, что за второе полугодие 2020 года рынок интернет-маркетинга в фармакологии РФ вырос на 43 %.А согласно NCBI, фармацевтические компании мира тратят примерно 2,6 млрд $ на каждый препарат, который они выводят на рынок. Учитывая, сколько лекарственных средств сейчас производится и реализуется в России, сложно найти своих покупателей без продвижения.

Например, как выбираете лекарства вы? Смотрите на цену, или для вас важнее качество продукции? Предлагаем разобраться, какая реклама и где привлекает внимание покупателей на фарм рынке.

Состояние рынка фармакологии на сегодня

Объем мирового рынка фармацевтических препаратов составляет 900 млрд $, и в ближайшие несколько лет эта цифра превысит 1,1 трлн $ (NCBI). Согласно исследованию, проведенному Google совместно с Ipsos и Kantar TNS:

  • 60% респондентов обращают внимание на характеристики товаров в сети,
  • 53% посещают несколько сайтов для сравнения продуктов и условий их приобретения.
Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии

Если продукция бренда не представлена в интернете, человек не сможет стать его покупателем. Просто потому, что среди массы дженериков и лекарственных брендов не увидит это предложение.

:

Традиционные каналы сегодня остаются основным каналом продвижения фарм компаний. Активнее всего в сфере вкладываются в ТВ-рекламу — 93% от всех затрат в традиционных медиа в 2020 году. Причина в том, что для крупных брендов важнее большие охваты роликов. К тому же, значительная часть потребителей — взрослая часть населения, не заинтересованная в диджитал, говорится в материале агентства Arena.

Категории товаров по объему рекламы на 2020 год по данным Mediascope:

Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии
Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии

Офлайн (традиционная) реклама

  • реклама на баннерах и листовках;
  • размещение в аптеках и на конференциях;
  • взаимодействие с фармацевтом и работниками сферы;
  • видеоролики на ТВ.

Реклама должна не нарушать требования законов о рекламе, и, при этом, привлекать внимание покупателя.

Ролики на ТВ значительно дороже всех других каналов, что покрывается за счет высоких охватов, характерных телевизионным роликам (свидетельство тому — объемы рекламы — см. графики в начале статьи).

42 % опрошенных исследования Google и Kantar указали, что офлайн-покупки они совершают чаще всего из-за привычки: увидели аптеку по пути домой, вспомнили, что дома закончилось средство от головной боли и зашли за ним. Также, достаточно часто на выбор влияют дисконтные и скидочные карты, программы лояльности и акции.

Ниже — причины, по которым покупатели выбирают онлайн-покупку лекарств или избегают этого.

Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии
Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии

Вспомните, как вы читаете отзывы и сравниваете цены в каталогах при поиске «не срочных» средств. В случае, если средство вам нужно здесь и сейчас, времени на анализ не остается — мы покупаем лекарство в ближайшей аптеке.

То есть, для того, чтобы у вас были хорошие продажи с офлайна, нужно связать его с онлайном: например, об акциях и бонусах можно сообщать в рассылке.

Основной канал продаж ЛС в офлайне — аптека, где крайне важное значение имеет мнение фармацевта. Но, у российского потребителя есть такая черта, как самостоятельность. И если 73% опрошенных купили ЛС в аптечном пункте, то 21% из них изучали информацию о препарате только онлайн, еще 24% — онлайн и офлайн. Каждый четвертый ищет информацию в интернете с мобильного устройства, даже если он уже в аптеке.

Вывод — крайне важно продвигать свой бренд комплексно: уделять внимание не только традиционным методам продвижения, но и интернет-рекламе.

Интернет-реклама

Еще пару лет назад реклама лекарств в сети казалась бессмысленной: основной трафик идет через ТВ, а онлайн-продажи все равно запрещены. Сейчас ежедневно в Google появляется 140 млн пользовательских запросов о здоровье, что на 20% больше, чем в прошлом году. Согласно все тому же исследованию Google и Kantar, уровень доверия к онлайн-источникам в 2020 году оказался выше, чем к рекомендациям врачей. В другом исследовании утверждают, что 49% опрошенных использовали интернет как основной инструмент при принятии решения о покупке.

Информация из интернета часто становится решающим фактором для покупки — более 50% респондентов обращались к сети, чтобы принять финальное решение.

Схема поведения при поиске препаратов ОТС (безрецептурных)
Схема поведения при поиске препаратов ОТС (безрецептурных)

Согласно руководству Health Action International, фармацевтические компании используют «многоканальный» подход, чтобы обеспечить получение одного и того же сообщения о продуктах из разных источников информации: СМИ, интернет, телевидение, блогеры.

После того, как вы провели анализ конкурентов и определили свою ЦА, выберите несколько каналов для продвижения.

Размещение в интернет-аптеках, каталогах и маркетплейсах позволит охватить максимально широкую аудиторию для масштабных продаж.

Настроить рекламу целенаправленно, с учетом интересов и мотивации, можно при таргетированной и контекстной рекламе.

Захватить внимание человека, который так или иначе интересовался брендом, можно при помощи ремаркетинга и ретаргетинга.

Контент-маркетинг в соцсетях позволяет быть «рядом» со своей аудиторией, завоевывать ее доверие и взаимодействовать со всеми сегментами потенциальных покупателей.

Коллаборации со звездами и размещение у блогеров дают возможность вывести новый продукт на рынок и повысить доверие к нему.

Телемедицина и приложения являются нечто средним на пути к полной виртуализации сферы. Это креативный и дорогой канал продвижения, который можно использовать только в купе с другими.

Опрошенные пользователи признаются, что в особенности доверяют рекомендациям от блогеров и экспертным сайтам с комментариями (больше половины — именно профессиональным видео от экспертов). 27 % — роликам от самих брендов-производителей и еще 25 % — обзорам и отзывам. При этом, важно, чтобы в видео был освящен эффект от препаратов, побочные эффекты, инструкция по применению и преимущества по сравнению с конкурентами (см. график ниже).

Каналы привлечения конечных потребителей в фарминдустрии

Интересно, что в каждой категории ЛС наблюдаются свои особенности: например, при выборе препаратов от головной боли пользователи чаще всего ориентировались на советы друзей, коллег и родственников. В случае острых респираторных заболеваний людям свойственно доверять врачу, в то время как при «серьезных» проблемах россияне предпочитают не идти к врачу, а проконсультироваться с фармацевтом.

Где размещать рекламу фармацевтических средств эффективнее?

На 2021 год актуально продвижение ЛС как традиционными методами, так и через диджитал-сферу. Это позволяет охватить максимально возможное количество аудитории и взаимодействовать с ними на разных уровнях: взрослое поколение ищет информацию на сайтах и отзовиках, в то время как молодежь доверяет мнению любимого блогера и рекламным роликам.

Прежде всего, нужно провести тщательный анализ рынка и конкурентов, обозначить слабые и сильные стороны своего бренда и определить мотивацию вашей ЦА. Если вам сложно сделать это в комплексе, напишите нам. Уже 6 лет мы занимаемся продвижением малого и крупного бизнеса, и знаем, как найти подход к вашему покупателю.

55
1 комментарий

По мобильным приложениям интересно, с вашего разрешения поделюсь нашим каналом-офером.
Мы в meteoagent.com/ru сейчас ищем фарм. партнера, которому было бы интересно разместить упоминание своих препаратов на базе натуральных экстрактов растений в приложении для метеозависимых людей. Контакты: v@meteoagent.com

1
Ответить