(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

Коммуналки, отдел шляп и испорченные продукты: как заманивали покупателей ЦУМ, ГУМ и Елисеевский

Мы уже рассказывали о маркетинговых приемах русских «шоколадных королей». На этот раз предлагаем вспомнить еще несколько самых старых и знаменитых магазинов столицы, и подумать, что же обеспечило им успех. чтобы проверить сказанное на себе.

Когда в апреле этого года закрывался Елисеевский магазин, проработавший 120 лет, туда началось буквально паломничество. Люди стремились сделать фото на память или попрощаться со знаменитым местом, даже если уже давно, а то и никогда туда не ходили. Почему такой ажиотаж вокруг продуктового? Потому что он был одним из немногих магазинов-исторических брендов, памятником торговле и архитектуре в одном лице.

Какие еще столичные магазины могли конкурировать с ним по роскоши и разнообразию ассортимента?

Верхние торговые ряды. Часовая фирма «Калашников и Сын». Источник: архив М.Смирнова. 1907–1910 годы.

ГУМ

Историческое название: Верхние торговые ряды

Когда открылся: нынешнее здание – в 1893 году

Адрес: Красная площадь, 3

Архитекторы: Александр Померанцев, при участии инженера Владимира Шухова

Конечно, при рассказе об исторических магазинах нельзя обойти вниманием ГУМ – ведь это, по сути, самое старое торговое место в городе. Недаром и у Красной площади одно из первых названий было Торг. Нынешнее здание было построено в 1889–1893 годах, когда предыдущий комплекс пришел в негодность. Учитывая, что территорию занимали примерно пять сотен собственников – можете себе представить, сколько сил ушло на переговоры, длившиеся около 20 лет!

Верхние городские ряды. Малый Ветошной ряд. 1886 год. Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко». Источник: «Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений. Москва. Городские ряды. 1890»

Новые ряды открылись с размахом и стали одним из самых крупных в Европе пассажей. Комплекс смотрел на Кремль декором в псевдорусском стиле, перекликаясь со старой архитектурой. Но внутри был суперсовременным: своя электростанция, артезианская скважина, системы отопления, канализации и вентиляции, телеграф, рестораны, банк, парикмахерская, камера хранения. Для посетителей проводились выставки и концерты. А еще фонтан и «стеклянные небеса», накрывающие внутренние улицы комплекса.

Железобетонная чаша для фонтана. 1892-1903 годы. Автор: П.Павлов. Источник: Акционерное общество для производства бетонных и других строительных работ. Альбом некоторых исполненных работ.

Это было не только место шопинга, но и досуга, как и положено пассажам. А в 320 магазинах можно было купить всё, что душе угодно Занять свое место в этом здании стремились многие предприниматели, ориентированные на состоятельных клиентов. В подвале здания шла оптовая торговля, а наверху были представительства разных компаний.

Верхние торговые ряды. Внутренний вид. Конец 1890-х годов.

Имя «Главный Универсальный магазин» здание получило в 1922 году. Эмблему придумал известный фотограф и дизайнер Александр Родченко, рекламу писал Владимир Маяковский. А вот с 1930-х имидж и даже сама функция магазина стали сходить на нет. Здание несколько раз думали сносить, сюда въехали министерства и конторы. Здесь проходило прощание со второй женой Сталина, отсюда диктор Левитан объявил о конце войны.

Реклама ГУМа с логотипом от А.Родченко и «речевками» В. Маяковского. 1920-е годы.

А на верхних этажах несколько десятилетий были коммуналки с ужасными условиями жизни. Их расселили только к 1950-м годам. Жители к этому моменту просыпались от топота ног людей, спешивших занять очереди за дефицитными товарами – торговля возвращалась в эти стены с полной силой и до сих пор здравствует. Будете прогуливаться по знаменитым мостикам – вспомните, что именно здесь 130 лет назад формировалась та инфраструктура торгового центра, которая нам сегодня кажется привычной. В том числе фиксированные ценники – это был один из первых магазинов, где перестали торговаться.

ЦУМ

Историческое название: «Мюръ и Мерилизъ»

Когда открылся: нынешнее здание – в 1908 году

Адрес: Петровка, 2

Архитекторы: Роман Клейн, при участии инженера Владимира Шухова

Если ГУМ – коллективное творчество сотен купцов и брендов, то ЦУМ – детище двух шотландцев-родственников, Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. Их называют создателями первого универсального магазина для среднего класса. Они начали дело в 1850-х, изначально занимались оптовой торговлей галантереей, женскими шляпками и мебелью. В 1880-х перебрались из Петербурга в Москву, еще через десять лет перешли на розничную торговлю и построили магазин в районе Кузнецкого Моста. Увы, он дважды горел, в 1900 году буквально дотла. Но как настоящие предприниматели хозяева начинали с нуля. И в 1908-м открыли для покупателей свое новое здание, которое стало (и остается до сих пор) доминантой и украшением улицы.

Магазин был похож на английский замок, а благодаря внутреннему металлическому каркасу (один из первых случаев его применения в Москве) имел большие украшенные витрины. Другой технической новинкой были два скоростных лифта, и некоторые горожане приходили сюда, просто чтобы покататься на них. А вот вращающиеся двери не прижились – москвичи в них застревали, прозвали капканом, так что входную группу пришлось переделать.

Универмаг «Мюръ и Мерилизъ». 1910–1917 годы.

Внутри посетителей ждало больше пятидесяти отделов, здесь можно было купить всё, кроме продуктов. Сориентироваться помогали в справочной, перекусить можно было в ресторане. А в специальной комнате ожидания – провести время, пока супруга примеряет платье. Тем более что примерочная тут тоже была особенная. Там имелась темная комната, освещенная газовыми фонарями. В ней можно было понять, как платье будет смотреться в вечернем освещении или в театре.

Отделение дамских и детских шляп в Величайшем въ России универсальном магазине Мюръ и Мерилизъ. 1908-1910 годы.

Именно в этом магазине впервые ввели практику обмена и возврата товара. И стали рассылать в другие города бесплатные каталоги, четыре раза в год, под новый сезон. В них бывали прообразы пробников – образцы тканей. Доставка по европейской части России была бесплатной при заказе от 75, а потом от 25 рублей. Другое ноу-хау было связано с мебелью: здесь стали предлагать не просто отдельные предметы, а целые собранные дизайнерские интерьеры. Учитывая, что фирма делала также обои и паркет, то можно было доверить ей весь ремонт целиком. Цены здесь, как и в Верхних торговых рядах, были фиксированные.

В каталоге «Мюръ и Мерилизъ» представлены товары весна-лето 1906 года. Источник: Муниципальное учреждение культуры городского округа Павловский Посад Московской области «Музей истории русского платка и шали».

А еще «Мюръ и Мерилизъ» делали чугунные люки, которые и сегодня можно встретить на улицах Москвы. Но это уже немного другая история. Как и советский период. Разве что упомянем: название «Центральный универсальный магазин» появилось в 1933 году, а курс на дорогие товары вместо общедоступных здесь взяли со второй половины XX века.

Елисеевский

Историческое название: «Магазин Г. Елисеева и погребов русских и иностранных вин»

Когда открылся: 1901 год

Адрес: Тверская, 14

Архитектор: Гавриил Барановский (перестройка особняка Матвея Казакова)

История этого магазина началась с двух братьев, бывших крестьян, умевших удивлять экзотикой. По легенде, вольную они получили за выращенную зимой землянику. А приехав в Петербург, ходили по Невскому и продавали поштучно апельсины. Они и дальше будут специализироваться на колониальных товарах: фруктах, винах, оливковом масле, сырах. Истории их успеха и правда можно позавидовать. В 1813 году они открыли первую лавку, через 16 лет записались в Первую гильдию (самая престижная в купеческой иерархии). А еще через пять лет купили в Голландии морские суда, чтобы дешевле было перевозить грузы с Мадейры, где у них были свои погреба и производство вин. В то время говорили, что самое дорогое для Елисеевых – попутный ветер, всё остальное, нужное для бизнеса, у них есть свое.

Магазин Г. Г. Елисеева и погреба русских и иностранных вин. 1910-1913 годы. Автор: Карл Фишер. Источник:100-летний юбилей Торгового Товарищества «Братья Елисеевы».

В конце XIX века семья решает завоевать Москву и открыть шикарный магазин на одной из самых главных улиц – Тверской. Для этого перестраивают один из особняков. Причем закрывают стройку плотным забором, подогревая интерес москвичей к тому, что же там происходит. На торжественном открытии собралась огромная толпа, но внутрь тогда попали только те, у кого были специальные пригласительные, на дорогой бумаге с золотым тиснением. Магазин был ориентирован на состоятельных покупателей, что отражалось и в пышном декоре: лепнина, украшенные колонны, хрустальные люстры в виде гроздьев винограда.

Торговый дом Елисеевых. Гастрономически-колониальный отдел. 1910-1913 годы. Автор: Карл Фишер. Источник:100-летний юбилей Торгового Товарищества «Братья Елисеевы».

Елисеевский состоял из трех торговых залов и пяти отделов. Здесь продавались фрукты, колбасы, чай и кофе, рыба, деликатесы, специи, сладости, соленья, сыры, вина. Многие продукты были собственного производства. Кстати, считается, что именно тогдашний глава фирмы Григорий Елисеев придумал выкладывать товар в залах пирамидками.

Торговый дом Елисеевых. Бакалейный отдел. 1910-1913 годы. Автор: Карл Фишер. Источник:100-летний юбилей Торгового Товарищества «Братья Елисеевы».

Еще он придумал правило не только не класть на витрины фрукты, которые чуть-чуть испортились, но даже не выносить их из магазина. Так он хотел создать впечатление, что у Елисеевых в принципе не бывает подпорченных фруктов (что в силу сроков перевозки и законов природы было, конечно же, не так).

Торговый дом Елисеевых. Подвал. Разборка фруктов. 1910-1913 годы. Автор: Карл Фишер. Источник:100-летний юбилей Торгового Товарищества «Братья Елисеевы».

Даже после переименования в 1921 году в «Гастроном № 1» магазин продолжали называть Елисеевским. Историю XX века омрачил показательно строгий расстрельный приговор, который вынесли директору магазина за взятки и коррупцию. В 2018 году об этом печальном периоде даже сняли сериал. А в остальном жизнь здесь бурлила по-прежнему: можно было купить дефицитные продукты (правда, отстояв в длинной очереди), а качество считалось лучшим в городе. И именно тот факт, что в последние годы магазин стал «обычным», с ассортиментом как в любом окраинном крупном ТЦ, сказался на судьбе Елисеевского отрицательно. Повод ехать в центр города за продуктами исчез, и основной целевой аудиторией стали туристы. А их в последний год в городе слишком мало.

Чай-кофе

Историческое название: «Чайный магазин Перлова»

Когда открылся: в нынешнем виде в 1896 году

Адрес: Мясницкая, 19

Архитектор: Роман Клейн, затем перестроен Карлом Гиппиусом

Семья Перловых торговала чаем с конца XVIII века, они были одними из первых, кто начал в Москве этот бизнес. К 1890-м годам их торговая сеть состояла из сотни магазинов по всей стране и нескольких за рубежом. Правда, фирмы на тот момент было уже две: изначальная «Василий Перлов с сыновьями» и «Сергей Васильевич Перлов и Ко» – один из членов семьи решил отделиться и вести свой бизнес, сосредоточившись на клиентах премиум-класса. Он-то и построил на Мясницкой улице в 1893 году трехэтажное здание с магазином и квартирами. А через три года провернул настоящую архитектурную рекламную акцию, прославившую его на весь город.

Дом С. Перлова на Мясницкой улице. 1896 год. Источник: Москва. Диалог путеводителей. Московский рабочий, 1982.

Дело в том, что в 1896 году в Москву на коронацию Николая II приезжал влиятельный китайский сановник Ли Хунчжан. Сергей Перлов решил сделать так, чтобы гость остановился в его доме – и заказал Карлу Гиппиусу перестройку здания в восточном стиле. Это, кстати, был первый заказ молодого архитектора, и в Китае он не был, что нисколько не помешало блестяще выполнить работу. В итоге новый фасад был покрыт керамикой, разноцветной штукатуркой, изображениями драконов, цветущей вишни, стилизованными иероглифами. Появились выносные кровли из традиционной китайской черепицы, башенка-пагода с колокольчиками, вход из фиолетового мрамора с надписью «Сергей Васильевич Перлов — главный магазин».

Мясницкая улица. «Чайный дом». 1906-1910 годы. С улицы магазин украшали колокольчики – символ съестных лавок в Китае.

Сложно представить чувства предпринимателя в момент самого приезда сановника – тот даже не увидел новый фасад, потому что предпочел остановиться у родственников Перлова. Однако вряд ли он проиграл от своей задумки. По сути, точечная рекламная акция превратилась в общегородскую – на магазин обратила внимание вся Москва. Многие приходили просто посмотреть. Попадали в прекрасный зал с китайскими вазами, картинами, ковром. Видели на потолке расписные плафоны и электрические лампочки, что для конца XIX века было очень дорого. Замечали диванчики-пуфики, на которые можно было присесть и продегустировать чаи. Как тут не уйти с покупкой, даже если не собирался. Кстати, чай в жестяных банках впервые стали продавать именно здесь.

«Китайский» магазин Перлова на Мясницкой, 19. Автор: П. Павлов. Источник: Музей меценатов.

Магазин не закрылся после революции, хоть ассортимент стал намного беднее, а название сменилось на «Чаеуправление». Во второй половине XX века сюда вернулся редкий и качественный чай, но интерьеры и фасад сильно страдали от старости и были частично утеряны. В 2012-м прошла реставрация, в 2014 году магазин чуть не закрылся из-за попытки повышения арендной платы в 12 раз. Но сумел продолжить работу и до сих пор приятно удивляет посетителей своей атмосферой и ароматом чая и кофе в зале.

Заключение

Итак, что же объединяет все четыре магазина, работавших на своем месте больше ста лет? Они завоевывали покупателя большим ассортиментом и качеством, собственными рекламными «фишками» и новым уровнем сервиса. А еще качественной красивой архитектурой, благодаря чему становились не только торговым брендом, но и символом района, а потом и всего города. Каждый из них хотя бы раз за свою историю закрывался – но открывался снова, приспосабливаясь к новому витку сюжета. Ждем того же и от здания Елисеевского. А в остальные места можно и сегодня зайти, если не за покупками, то полюбоваться и прикоснуться к истории.

Послесловие директора Мегаплана Сергея Козлова

Поймал себя на мысли, что в торговых центрах часто пользуюсь эскалатором. Вроде и не пешком поднимаешься, и для здоровья полезнее лифта, особенно в пандемию. Я к тому, что многими изобретениями, которые сейчас привычны, мы обязаны прогрессивным магазинам. Например, первый в мире эскалатор известной компании Otis в американском магазине Gimbels прослужил до 1938 года. Само слово произошло от глагола, означающего «взбираться вверх по лестнице». Кстати, корни «эскалации» оттуда же: escalation буквально переводится «как восхождение с помощью лестницы», а на деле означает наращивание конфликта. Но мы в Мегаплане – мирные люди, мы за деэскалацию конфликтов.

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт отморожен

Вы так и до Рюрика докопаетесь!
Что, неужели совсем закончились собственные инфоповоды у компании?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Попов

Очень интересная статья ,спасибо 🤝

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Спасибо за отзывы! Готовили статью с любовью и так же подбирали фотографии. Много интересных идей было у наших предпринимателей, а какой размах - удивительно талантливыми и предприимчивыми людьми были русские купцы.

Сериал о расстрельном деле в Елисеевском сняли в 2018 году и прошел он довольно успешно. Вот и ссылка на него для тех, кому интересно (в статье она тоже есть): https://www.youtube.com/playlist?list=PLhuA9d7RIOdbMRqe0lJYwH6r_DWbF5sH7

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Много нового прочёл и посмотрел. Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Любимов

Очень интересно! Читал, что Елисеевский закрывают, очень жаль.
Мне очень нравится гастроном в ГУМе и столовая на верхнем этаже. Иногда захожу.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Израилевич Мусагалиев

Первая годная статья, выглядящая на фоне нытья и срачей особенно прекрасно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Сериал хороший есть, про его директора, расстрелянного, как сообщается, по валютным делам. Советую

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Малахов

И расстрелян за взятки, а у автора прям горе, как бы так надо со всеми взяточниками и их сочусвующим

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

А вы точно судья?🙄

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рысьев

С удовольствием прочел и посмотрел фотки. Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда