Голливуд какой-то: от сторителлинга до сценарного сторис-мастерства

Anna Kulp
Anna Kulp

Сила сторителлинга

Спрос на хорошие истории был ещё до изобретения кинематографа Томасом Эдисоном, братьями Люмьер и Иосифом Тимченко. Чтобы никого не обидеть вспомнила всех. Но вот кто бы мог подумать, что сценаристом уровня Голливуда может быть каждый второй из нас?! Каждый первый — ленится.

Открыли этот дар соцсети. Когда выкладывая сиюминутные эмоции, казусы, провалы и достижения, вдруг всё сложилось в увлекательную историю, за которой стало интересно наблюдать со стороны. Так появился первый блог в 1994 году и пошло-поехало, Интернет стал пестрить историями. В 1997 году родилась платформа для трансляций — Blogger.com.

С тех пор много воды утекло, но люди не перестают рассказывать друг другу истории — на кухне, в офисе, в Сети. Причём мы не просто слушаем, мы проживаем их кожей, носами, глазами — в голове рождаются собственные картинки, приправленные запахами, звуками и интригой — чем дело кончится.

Сегодня история — это самый экологичный способ продвижения бизнеса, продукта или услуги. Во-первых, мы отходим от традиционных методов рекламы, порой слишком навязчивых, прямолинейных и скучных. Во-вторых, через историю можно поднять важные социальные вопросы, объединить различные аудитории — ведь не такие мы все и разные, создавать действительно красивый и полезный контент.

Значительный вклад в развитие сторителлинга, на мой взгляд, внесло поколение миллениалов. Они не желают дорогих вин и бриллиантов, но не отказались бы от эмоций, которые можно получить, отправившись “дикарями” на край Света. А если получится найти квартиру на Airbnb, там на краю света — вообще красота и жизнь удалась.

Лучше не придумать

Сегодня жанр сторителлинга распространяется на Сторис в Инстаграм, видеоролики на Youtube и Tik-Tok, многочисленные игры и обучающие приложения. Собственная драматургия есть в отделе продаж и маркетинга. И тут важна эмоциональная привязка к бренду и его ценностям, а также точное попадание в эпицентр внутреннего конфликта аудитории — типа просто бриллианты не хочу, покажите, что в ходе их добычи никто не пострадал и создайте ощущение праздника от покупки.

В любой истории есть:

  • Коммуникация в рамках бренд-потребитель
  • Определённое воздействие — ой, не просто так Стив Джобс так застенчиво и искренне презентовал каждый новый продукт Apple
  • Объединение разных аудиторий одной ценностью или идеей
  • Ну и, извините, пропаганда тоже присутствует. Авторы историй меркантильно следят за волнениями в информационном поле и ювелирно кладут вишенки (инфоповоды) на торты (цепляющие истории).

Для бизнеса — это хлеб насущный, для аудитории — зрелища. Вот и весь секрет коммерчески успешной истории.

В сторителлинг активно вовлечены копирайтеры, SMM-щики, сторисмейкеры — те, кто придумывают “сериалы” для Сторис, профессиональные сценаристы и просто креативные ребята с фантазией без тормозов, но со встроенной системой заземления — ибо цифры, продажи, ценности бренда, директор по маркетингу и просто реальный мир.

В общем, как бы не хотелось “обойтись малой кровью” — списать всё на прогресс, но за ним стоят реальные люди и масштабные стратегии. Все наши Сторис и забавные видосики на Ютуб — это чьих-то рук дело. И не просто так, а с целью (очень даже бизнесовой и маркетинговой). Бизнесу ещё предстоит разбираться, как это работает, тестировать разные решения, совершенствовать, привносить своё, научиться различать стористеллера от сторисмейкера и много чего ещё. Одним словом, мы живём в мире, где у каждого своя Санта-Барбара. Моя на канале Ютуб "Иду и Делаю / Anna Kulp".

22 показа
368368 открытий
Начать дискуссию