{"id":13767,"url":"\/distributions\/13767\/click?bit=1&hash=4f8523ead4604d4a091208edfc13ef4a94dc0a9c1c1fe918235243540ff17d3c","title":"\u0410\u0439\u0442\u0438 \u0432 \u0430\u0442\u043e\u043c\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0435\u0442\u0438\u043a\u0435 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e. \u041c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","buttonText":"\u0412\u044b\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"c22764b5-e280-52b2-a6db-af308d4d1709","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как мы запустили маркетплейс Калашников (и нужен ли вам свой)

Вокруг слова «маркетплейс» сейчас очень много информационного шума. Кто-то пользуется готовыми маркетплейсами, продавая на них свой товар. Многие решают, что существующие платформы недостаточно хороши и самое правильное решение – запустить свою. В этой заметке хочу рассказать, как мы в Калашникове создали маркетплейс и нужно ли делать что-то похожее вашей компании. Ссылку на ресурс специально давать не буду, при желании он неплохо гуглится.

Краткий экскурс в продукт и рынок. Группа «Калашников» – крупнейший российский производитель гражданского оружия, то есть всего того, что совершеннолетние законопослушные граждане Российской Федерации приобретают в специализированных магазинах для охоты, самообороны, коллекционирования и занятий стрелковым спортом. Количество магазинов относительно невелико, для приобретения оружия требуется лицензия, дистанционная торговля запрещена законом. Вся оружейная розница представляет собой независимые магазины (есть лишь пара достаточно крупных сетей), которые и являются торговыми партнерами Группы «Калашников». Собственной розницы у Компании нет.

Первое и самое главное, с чего мы начали – наше решение востребовано рынком. С точки зрения конечного покупателя – есть проблема с актуальной информацией о наличии товара в магазинах и цене. Перед покупкой в поисках интересующей модели приходится обзвонить и объехать несколько магазинов. С точки зрения магазинов-партнеров – далеко не у всех есть ресурсы поддерживать нормальные сайты. Результат – неудобный каталог, устаревший ассортимент на онлайн-витрине, некачественные фото и описания. С точки зрения Группы «Калашников», проблема, как минимум, в том, что трафик с официального сайта-каталога теряется без всякой возможности конверсии. Вывод: Компании (и рынку) нужен инструмент, который совместит в себе удобный и качественный каталог продукции с актуальной информацией о наличии товара в конкретном магазине. И даст возможность зарезервировать товар для дальнейшей покупки.

Следующий шаг - определиться с платформой. Перед нами стоял извечный вопрос: коробочные продукты всё равно потребуют значительной доработки с учётом специфики, а самописные – поставят в зависимость от конкретной команды разработчиков. С учётом того, что ранее нами уже был запущен B2B-портал для контрагентов, с которым предполагалась значительная интеграция, решили запускать маркетплейс с той же командой, прописав защитные заклинания в договоре. Как показала практика, с выбором мы не ошиблись.

Далее нам предстояло определиться с MVP. По сути, наша платформа представляла собой обычный интернет-магазин с некоторыми нюансами. Необходимо было решить, какой набор функционала является необходимым, а чем можно пожертвовать на старте.

❶ На витрине предстояло разместить большой и разнообразный ассортимент, включающий брендированную одежду – решили на начальном этапе не усложнять карточку размерами и цветами, ориентируясь на основной товар – оружие.

❷ Очевидно, нужен сервис внутренних рекомендаций (похожие и совместимые товары). Проанализировав готовые сервисы типа Flocktory, принимаем решение обойтись встроенным фиксированным алгоритмом на основе обычной логики.

❸ При покупке оружия невозможна доставка. Принимаем решение отказаться от мультикорзины, применяя принцип «один товар = один заказ». Как показала дальнейшая практика, даже после внедрения корзины среднее количество товаров в заказе так и осталось около единицы.

❹ Экономим на CMS и дублировании информации о товаре – решаем, что адаптировать и использовать существующий каталог товаров в 1С выйдет дешевле и быстрее + оставляем загрузку медиа-контента в несложной админ-панели маркетплейса.

❺ Предполагая небольшое количество заказов на начальном этапе и принимая во внимание совершенно разный уровень готовности партнеров, экономим на OMS и интегрируем систему обработки заказов на стороне магазина в ранее запущенный B2B-портал. Это оказалось единственным спорным решением, т.к. уже на третий месяц "ручная" обработка заказов перестала справляться с растущим объемом и мы срочно занялись автоматизацией. Но, по крайней мере, это была доработка, востребованная рынком, и мы точно знали, что она стоит потраченных ресурсов.

Что получилось. Через шесть месяцев после принятия решения и за очень скромный бюджет маркетплейс Калашников был запущен в рабочую эксплуатацию. Магазины-партнеры очень позитивно оценили новый инструмент и за короткий срок мы подключили к платформе более 120 розничных точек в 60 регионах России. Продуманная структура каталога и вдумчивый подход к контенту позволил быстро набрать органический трафик, причём без каннибализации ранее работавших сайтов Группы – суммарный прирост достиг 30%. Нас сразу неплохо проиндексировал Яндекс, за счёт чего мы стали активно собирать поисковый трафик, доля которого сразу достигла 30% и продолжила стабильно расти. Прямой монетизации платформа не предполагает – нет ни комиссий, ни платы за подключение, но мы получили:

а) дополнительные продажи нашего продукта в магазинах-партнерах за счёт удобного сервиса;

б) инструмент прямой коммуникации с покупателями и конвертирования в заказы;

в) онлайн инструмент измерения конечного спроса и продаж.

Далее начался бесконечно увлекательный процесс улучшений и украшений, но это уже совсем другая история…))

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок. Желание «Давайте сделаем маркетплейс» обязательно должно проверяться вопросом «Зачем?». В противном случае, если этот ресурс не нужен рынку, вы сначала потратите ресурсы на его запуск, а потом еще больше – на попытки его раскрутить. Иными словами, маркетплейс – не цель, а средство, которое должно помочь вашему бизнесу достигать своих целей.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null