Как одна рекламная акция переписала женскую свободу, культуру и статистику рака лёгких
Это были времена, когда девушки ещё не искали на «Патриках» мужей с зарплатой в миллиард, имея при этом сущность дешёвой путаны.
Рассказываю. 1920-е годы. США. К девушкам всё ещё относились как к «прислуге». Даже курить в общественных местах считалось дурным тоном, в то время как мужики дымили как металлургический завод.
Табачные корпорации гребут деньги бульдозерами, но человеческий порок — жадность — требует больше. Приходит гениальная идея, помимо того, чтобы угробить мужиков, ещё и перелопатить милых дам.
Нанимают пиарщика Бернейса. Для понимания: это родственник Зигмунда Фрейда. То есть, если что-то идёт не так — списываем на подсознание.
Тот понимает: раз культура мешает девушкам закуривать, пора её менять. Плюс в женском обществе в целом ходили протесты за равноправие. Быть помощником мужа-дебила выходило из моды.
1929 год, пасхальный парад в Нью-Йорке. Бернейс нанимает девушек и даёт задачу пройти по площади и демонстративно закурить сигарету.
Перфоманс подхватывают журналисты и фотографы. Прессе объяснили, что сигарета является «факелом свободы» — символом равноправия полов.
На следующий день выходят статьи — и добро пожаловать в «новый мир».
🚬Дальше Бернейс работал с врачами, чтобы продвигать идею, что сигарета помогает контролировать вес.
🚬Табачные кампании использовали отдельных артистов, которые говорили, что курение улучшает голос.
🚬Образ гламурной курящей женщины внедрялся через фильмы.
На тот момент о вреде курения известно не было. Хотя, если честно, когда изо рта идёт дым — несложно догадаться, что это не витамин С.
Благодаря всей этой движухе женское курение к 1935 году выросло с 5% до 18%.
Позже Бернейс утверждал, что не работал бы с табачной индустрией, если бы знал о вреде. Ну а я не читал бы книгу «Богатый папа, бедный папа», если бы знал, что автор будет должен банку 100 миллиардов рублей.
Так что, когда в следующий раз увидите школьника, затягивающегося вейпом так, будто он запускает паровой локомотив — знайте: где-то там Бернейс улыбается.
Иронично: женщинам тогда продали дым под видом свободы, а теперь детям — пар под видом безвредной альтернативы.