Анти-кейс в маркетинге: когда сезонность, ковид и узкий геотаргетинг против испанской детской футбольной академии

Читать очередной кейс про успешный успех digital-агентства – порой познавательно, но очень скучно. Гораздо веселее – поглазеть на чей-нибудь провал. С вами Михаил Фадеев, основатель и директор digital-агентства самого полного цикла АМР. На этот раз я расскажу именно такую историю – когда ожидания клиента не оправдались.

И рекламная кампания, несмотря на исполнение на обычном для АМР высоком уровне, не выстрелила. В моменте. Зато в перспективе… Впрочем, как говорится, обо всем по порядку.

Сразу уточню, что это далеко не последний мой анти-кейс. Время от времени я буду делиться такими историями – от не совсем удачных до откровенно провальных проектов. Я не приверженец поговорки «профессионал – тот, кто сделал больше всех ошибок». Скорее – «не ошибается тот, кто ничего не делает».

Я своих ошибок ничуть не стыжусь. Потому что каждый факап рассматриваю с коллегами под микроскопом и всегда делаю выводы на будущее. Чтобы процент брака в агентстве был где-то на уровне нормальной статистической погрешности – процента 2-3%, не больше. Вдобавок я всегда честно, а если надо – и публично – признаю свои ошибки и беру на себя ответственность за них. Конечно, если таковые имеют место быть, а тот или иной результат вовсе не обусловлен форс-мажором или действиями клиента.

Клиент

ЛаЛига. Профессиональная футбольная лига, включающая 42 лучших клуба высшего и второго дивизионов Испании (Primera и Segunda соответственно). В лигу входят сильнейшие в мировом футболе клубы – «Реал Мадрид», «Барселона», «Атлетико Мадрид», «Севилья», «Валенсия» и другие.

Речь – о международной детской футбольной академии ЛаЛиги. Учреждена в Испании, есть филиалы в России, США, Канаде, ОАЭ и еще в паре стран. Важно – это ничуть не франшиза, когда все кому не лень покупают право на громкую вывеску, а дальше позорят основателей кто во что горазд. Нет, тут все по-взрослому – централизованный контроль испанского руководства. Испанский тренерский состав в филиалах и не менее испанские выверенные методики обучения и сервиса.

Борха Лема Бенито – чистокровный испанец, профессионал с лицензией UEFA Pro и огромным, более чем 10-летним опытом в тренировке, в том числе молодежных и детских команд.

Воспитанники ЛаЛига участвуют в международных турнирах, проходящих в Испании, на которые приезжают детские спортшколы разных клубов со всего мира.

Посещение московской базы для знакомства с клиентом привело меня в состояние перманентного шока. Ощущение – будто попал в Испанию на базу взрослого клуба. Повсюду испанская речь, явно дорогостоящее супер-пупер оборудование. Вах! С удовольствием отправил бы сюда своего сына, если бы у меня таковой был. Да только у меня сплошь дочки – уже аж четыре красавицы. Сыновья у меня не получаются. :(

Нюансы

Наверняка вы уже подумали – не клиент, а мечта, такой классный продукт продвигать проще простого! На первый взгляд – да. Но при внимательном рассмотрении получаем следующие вводные пункты:

1. Возрастные рамки клиентов, оччень узкие – родители только мальчиков, причем возраст детей – только от 3 до 16 лет.

2. Жесточайшее ограничение клиентов по геотаргетингу. ЛаЛига находится в Москве – это раз. Совсем не в центре – это два. База ЛаЛиги расположилась на Северо-Западе, что очевидным образом существенно ограничило нашу ЦА окрестными районами. Я не исключаю наличие единичных фанатичных родителей, но в здравом уме вряд ли кто-то пожелает 2-3 раза в неделю таскать детей с условного юга столицы в такую даль. По моим оценкам потенциально эффективный охват затрагивал в лучшем случае треть города.

3. Когда в основной массе родители задумываются о кружках для своих детей? Правильно, в конце лета – начале осени. А если конкретнее, то горячий сезон охватывает всего пару месяцев, август-сентябрь. Вишенкой в случае ЛаЛиги было то, что рекламную кампанию без вариантов надо было проводить… в декабре-январе! То есть в наихудшие, просто максимально «мертвые» для такого продукта месяцы.

4. Мощным бонусом к временному периоду шла пандемия. Когда родители вовсю пытались узнать, так опасен ли коронавирус для детей или нет. И в условиях неопределенности мамы и папы наверняка от греха подальше решали лишний раз не отпускать своих отпрысков в места массового скопления людей.

5. Конкуренты. Несмотря на всю крутость ЛаЛиги, академия существует не в сферическом вакууме, а в суровой реальности – где по Москве разбросано немало аналогичных заведений. Более того – существующих под эгидой очень известных клубов типа «Ювентуса» или «Барсы».

Противоречие в том, что именно спортивная составляющая – от тренеров до оснащения базы – у ЛаЛиги существенно лучше конкурентов. На голову лучше. Но какой-нибудь папа-фанат «Барсы» наверняка не будет утруждать себя дотошным сравнением, а просто отдаст дитя в академию с любимым клубом в названии. Даже притом, что в некоторых типа академиях только прикрываются громкими именами, а на деле за модной вывеской кассируют бабки в условиях весьма средненькой футбольной секции.

Нельзя не признать, что ЛаЛига проигрывала конкурентам в имиджевой составляющей. Зато выигрывала в самой важной, спортивной – и вдобавок предлагала цены в 1,5-4 раза ниже!

У ЛаЛига есть и манеж (крытый манеж 30х48 м с искусственным покрытием Euro Grass M60, как на профессиональных площадках), и открытая площадка 96х54 м. Тренировки проходят на базе футбольного стадиона «Луч», расположенного рядом со стадионом московского Спартака «Открытие Арена» в Тушинском районе Москвы.

На старт

Все эти обстоятельства были подробно изложены клиенту – для полного и всестороннего понимания ситуации и объяснения прогнозных результатов кампании. Тем не менее нам было сказано – запускаться надо, без вариантов! Ситуация складывалась критическая – учеников было настолько мало, что возникали трудности с формированием футбольных команд, а значит, и вообще с учебным процессом.

Надо – значит надо, ответили мы клиенту. И принялись за подготовку плана и его реализацию по всем канонам и заветам АМР (включая подготовку вводных и бюджет 1+ млн руб), с выкладкой на 200%.

Подготовка. Изучение продукта клиента, составление «партитуры» – документа, в котором закреплено позиционирование, ключевые преимущества. Именно на этот труд будут ориентироваться все авторы при написании текстовых материалов, сценариев интеграций и т.д. И моя любимая картинка по случаю:

Инструмент №1. Посев в Instagram и группах Вконтакте типа «Новости Тушино», «Подслушано в Бибирево» и т.д. В общем, с максимально узким таргетингом по конкретным московским районам. Да, по нашему опыту, эффективность таких площадок откровенно стремится к нулю, при в общем-то неплохих ценниках. Однако из-за специфики продукта и временных рамок было решено не упускать даже такой неоднозначный и рискованный инструментарий. На подобные активности было выделено 5,5% бюджета. Спойлер – в итоге из пабликов пришел ровно один лид. Но это не точно – почему, расскажу чуть ниже.

Инструмент №2. Контекст – 19,5% бюджета. Эти активности имели место в декабре и – внезапно – показали гораздо более приятный результат, чем обе прежних кампании клиента. Это притом, что одна из них проходила в сентябре, в самый горячий сезон. Тем не менее клиентский «движ» принес ему 16 лидов, а наш предновогодний – 27 лидов и их конверсию в 7 продаж.

Инструмент №3. Предсказуемый ход в данной ситуации – площадки и блогеры с миллионной посещаемостью и низкой ценой контакта. 75% бюджета. Здесь планировалось, с одной стороны, выцепить необходимую узкую аудиторию. С другой – запустить сарафанное радио. Не то чтобы в последнее особо верилось, но со счетов не сбрасывали возможность того, что, к примеру, у вас есть подруга в Ховрино с 10-летним мальчиком. Вы увидите рекламу – и расскажете о ЛаЛиге своей знакомой.

Помимо низкой цены контактов, критерием выбора блогеров была их доказанная универсальная эффективность. Это когда один и тот же персонаж с одинаковым отличным результатом способен отрекламировать как верстаки, так и косметику.

Дела текущие

В ходе рекламной кампании вскрылось несколько проблемных моментов на стороне клиента.

Момент №1. К сайту ЛаЛиги была прикручена кривая метрика, которая к тому же дважды отваливалась и не всегда регистрировала переходы. Поэтому сбор детальной статистики для оценки эффективности работы АМР существенно осложнялся.

Момент №2. Как клиенту, так и его сотрудникам сбор информации об источниках лидов представлялся чем-то совершенно неважным, вероятно, даже бесполезным. Поэтому люди, ответственные за контакты с позвонившими-написавшими-пришедшими в первый раз, довольствовались общими фразами типа «из Инстаграма», «где-то в интернете». То есть, вроде как потенциальный клиент и опрошен, а по факту такая статистика представляет собой нулевую ценность для анализа эффективности размещений.

Как бы то ни было, результаты оказались следующими:

2 780 000 рублей – общий бюджет проекта.

4,7 млн зрителей – охват рекламной кампании.

7,5 тысяч – зафиксированный минимум переходов на сайт ЛаЛиги. На деле их было на 15-20% больше, но тут уж см. «момент №1».

0,50 руб. – цена контакта.

370,67 руб. – цена перехода на сайт. Опять же – исходя из зафиксированного минимума и без поправок на кривую, пару раз отвалившуюся метрику.

Картинка по поисковым запросам меня откровенно порадовала. Нам удалось, подчеркиваю, в абсолютно мертвые для такого бизнеса месяцы, подняться на уровень самого горячего сезона.

Для тех, кого не впечатлили абсолютные цифры запросов – напомню, что речь идет об очень специфическом продукте. С крайне ограниченной географией/полом/возрастом клиента ЦА. Тут вам все-таки не дешевый массовый продукт типа тюменских наушников CGPods, с десятками тысяч поисковых запросов вследствие кропотливой работы АМР.

Для сравнения – по моему имени-фамилии тоже нет десятков тысяч запросов. Всего-то пара сотен. Хотя я тоже вкладываю каждый год миллионы рублей в свою раскрутку. И знаете что? Эти несколько сотен запросов конвертируются в стабильные 5-7 новых клиентов ежемесячно. Каждый месяц. Контора стабильно процветает – что мне и требуется.

Лиды

В период проведения нашей кампании в ЛаЛигу обратилось 180 человек. Помним, что речь идет о максимально мертвом сезоне – а потому я практически на 100% могу приписать их к результатам активностей АМР. Потому как со стороны ЛаЛиги какие-либо «телодвижения» были окончены за 4 месяца до старта нашей работы, в сентябре. И выражались исключительно контекстом. Который, как известно, никаких хвостов продаж не генерирует. Покрутили – пришли клиенты, перестали крутить – тишина и полный штиль.

Тогда как размещения моего агентства этот самый хвост продаж генерируют замечательно. То есть, спустя месяцы и даже годы, клиент все еще получает органический трафик на сайт и рост продаж. Возвращаясь к 180 лидам – можно предположить, что некая мизерная часть была результатом сарафанного радио, когда текущие клиенты ЛаЛиги посоветовали ее друзьям-знакомым. Однако с учетом сезона количество подобных обращений явно оказалось единичным.

Рассмотрим, как в ЛаЛиге лиды проходят путь конвертирования в продажи и клиентов. Ничего необычного – каждому обратившемуся положена бесплатная ознакомительная тренировка. После чего – извольте платить, в зависимости от возраста ребенка 9-18 тысяч рублей в месяц.

98 из 180 лидов «отвалились» еще до пробной тренировки – что означает превышение процента отказов отметки в 50%. Список самых популярных причин:

1. Потенциальные клиенты оставляли на сайте неправильный телефон.
2. На том конце никто не брал трубку, когда до них пытались дозвониться.
3. Граждане звонили в ЛаЛигу во внерабочее время, а когда им перезванивали не отвечали.

Были и те, кто после звонка с уточнением деталей пропадал с горизонта. Здесь мне видится два варианта:

1. Сотрудники ЛаЛиги не смогли убедить потенциального клиента привести ребенка.
2. Обратившийся изначально не собирался продолжать знакомство. Например – жена увидела рекламу ЛаЛиги и выела мозг мужу на предмет позвони-узнай, что к чему. Тогда как супруг ничуть не горел желанием становиться клиентом ЛаЛиги. Дорого, далеко, лень, миллион причин!

Как бы то ни было, ЛаЛига получила 82 записи на бесплатную тренировку. Десять отвалились – до академии добралось 72 человека. Наконец, самая важная цифра – оплатили занятия 29 человек. На этой отметке и была подведена черта под работой АМР… Или нет?

На первых взгляд, результаты получились весьма удручающими.

200 детей – ожидавшийся клиентом результат (как тут не вспомнить Аршавина с его легендарной фразой).
29 детей – фактический результат.
96 000 рублей – рекламные затраты на одного ребенка.
14 000 рублей – рекламные затраты на каждого ребенка согласно ожиданиям ЛаЛиги.
И это мы еще за свой счет бонусом сделали размещений на 125 тысяч рублей.
А теперь – занимательная арифметика. Стоимость занятий за один месяц в ЛаЛиге – от 9 до 18 тыс. руб., в среднем выходит 13 500 рублей. Значит, в месяц 29 детей принесут 392 тыс. руб. Итого потраченные клиентом почти 3 млн руб. на рекламу окупятся спустя 7 месяцев. Конечно, нельзя утверждать, что никто из клиентов не уйдет. Однако это обязательно компенсируется сарафанным радио, которое даст еще плюс 30-50% к продажам. То есть в моменте рекламная кампания действительно выглядит как неуспешная. Но – именно в моменте. Тогда как корректно оценивать ее и делать выводы можно будет только спустя 7, а еще лучше 10 месяцев. Хотя хотелось бы здесь и сейчас – желание клиента понятно. Однако оно никак не согласуется с особенностью вот такого вида бизнеса.

Что дальше?

У меня есть принцип – не стремиться зарабатывать на неуспешных кампаниях, а заодно в таких случаях всегда делить ответственность с клиентом. Да – даже если, как в данном случае, речь идет о форс-мажорных обстоятельствах (с необходимостью старта работ в «мертвый» сезон), а ЛаЛига была заранее предупреждена обо всех неблагоприятных факторах. Если бы факап произошел исключительно по вине агентства, то я бы полностью компенсировал клиенту его затраты. Однако АМР, как и всегда, выложилось на 200%, поэтому со своей стороны я счел разумным помочь ЛаЛиге минимизировать ущерб от неудачи. Клиенту были предложены бонусные размещения еще на 700 тыс руб.

Напомню, зимой речь шла фактически об угрозе закрытия академии. С нашей стороны было три варианта:

1. Собственно, ничего не делать и отказаться от сотрудничества в силу очевидной крайне неблагоприятной сезонной ситуации.
2. Сделать то, что мы сделали – впряглись по самые уши и принципиально отработали с особым рвением в ответ на вызов сложившихся обстоятельств. 3. Наблюдать за тем, как почти 3 млн руб. заберет типичное digital-агентство, которое, особо не напрягаясь, освоит бюджет и не выдаст ничего толкового. С итогом, может, в 5 продаж, а может – тождественный ноль.

Смею предположить, что если бы против нас не работал фактор неудачного времени проведения кампании, то в каком-нибудь августе-сентябре мы бы привлекли не меньше сотни клиентов. Но – имеем то, что имеем. Потраченный бюджет здесь и сейчас не окупился – хотя по озвученным выше причинам кампания в обозримом будущем выйдет как минимум в ноль. Пока же с оглядкой на все условия задачи я не считаю данный кейс голом в свои ворота. Правильнее было бы сказать, что это ничья. Игра продолжается, и теперь мяч – на поле противника!

0
114 комментариев
Написать комментарий...
Paul Combov

То есть, вы предупредили клиента, что за результат ответственности не несете?
А это вообще так должно работать?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадеев
Автор

А кто сказал, что мы не несём ответственности за результат? Клиенту был дан четкий расклад: что, зачем, почему. Клиент согласился. И после подведения итогов кампании мы продолжаем делать им публикации за свой счет, хотя совсем не обязаны. Это, как мне кажется, и есть ответственность, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
111 комментариев
Раскрывать всегда