Как я фильм для клиента снимал: 2 миллиона, 15 продакшенов, скисшие сроки и шикарный результат

Контент правит миром. А видеоконтент — тем более. В попытке ворваться в индустрию видеопродакшена я глотнул не один литр коричневого опыта.

В этой статье я расскажу детально об ошибках, поделюсь полезными контактами и постараюсь уберечь вас от ненужных приключений: переписывания сценариев, игры в режиссера, мимикрирования в продюсера, сорванных сроков, хороводов с видеопродакшенами и бюджетом.

Ну а если коротко, я расскажу как и с кем снять настоящее корпоративное кино за 1-2 миллиона рублей. Кино, которое мой клиент назвал «шедевром».

Меня зовут Павел Дергачев, я дизайн-директор и совладелец студии Redis. На рынке мы больше десяти лет. Со дня основания мы разрабатывали имиджевые сайты, диджитал-продукты и айдентику, получали всевозможные премии и, в принципе, чувствовали себя прекрасно. Но однажды пришло понимание, что создавать имиджевые веб-проекты без классного видеоконтента – импотенция. Значит нужно это поправить.

И вот мы сделали отличный сайт заводу «РАЦИОНАЛ», после чего нам доверили создание корпоративного фильма. Я убедил клиента, что лучше снять не 1 ролик, а 2 – рациональный (про продукт и производство) и эмоциональный (про сотрудников, их труд и тепло). Краткая справочка, «РАЦИОНАЛ» – Apple в сфере теплоснабжения, только их хит – не айфон, а модульный тепловой пункт/котельная :)

Финальный ролик, для затравки

Часть 1. Первое видео – комом. Или сплошные ошибки.

Сложности начались еще на этапе написания сценариев. Сценаристам (а их сменилось 3) не удалось понять ценности продукта и компании. Продюсер, в силу неопытности, не смог понять и транслировать ценности владельца бизнеса. Клиент, в то же время, начинал осознавать, что мы буксуем.

В итоге мне пришлось дописывать сценарий и вести коммуникацию с клиентом самостоятельно. В моменты бессонных ночей я обещал себе всех уволить, но менять коней на переправе не решался.Не буду вдаваться в детали: согласовали как-то раскадровки, актеров, костюмы и так далее. Для проверки боеспособности текущей команды я принял решение первым снимать самый сложный из двух роликов – эмоциональный. Ребята уехали на съемки, вернулись, релизнули первый монтаж, сажусь смотреть. Бл***. Снимали эмоциональное видео, получили рациональное!

Тогда случилось принятие. Я решил, что этот продакшн для съемок эмоционального видео не подходит, пора менять коней, нужно искать новый продакшн. А из отснятого материала попробуем слепить рациональное видео с текущей командой (само видео в самом конце). Дальше оставалось только объяснить клиенту, как так вышло. Нам повезло – собственник оказался понимающим и согласился рассмотреть вариант другого продакшна.

Часть 2. Блин, который очень хотел стать «шедевром» или поиск продакшна на эмоциональное видео.

Не желая наступать на те же грабли, я решил качественно подойти к выбору нового подрядчика. Подсобрав морально-волевой геморрой я начал нетворкать/гуглить/намаливать любые контакты. По финансам, чтобы сработать в ноль, мне нужно было уложить второй (напомню – более сложный) ролик в 1 000 000 рублей. Поэтому я отметал очевидно супермощные/распиаренные продакшны (может, зря?).

Вот несколько уроков, которые я извлек из ситуации (здесь и далее пронумеровал):

1.
Не доверяйте самым очевидным вариантам. Ищите как можно больше во всех возможных источниках: круг знакомых, рейтинги, Google.

Пример дикого поиска. Во время работы над первым роликом, я как обычно переписывал сценарий за сценаристами в ночи. Порядком затрахавшись, я подумал, неужели никто в России не снимал небанальных роликов про тепло? Я вбил какую-то метафоричную фразу из своего сценария в Google, добавил слово “Vimeo”. Волшебство! Среди результатов нашлось атмосферное видео про кофейню. Оказалось его снял продакшн «Лестница» из Владимира. Забегу вперед, этих ребят в итоге я и клиент выбрали в качестве исполнителя. То есть, такой безумный заход в поиск продакшна сработал и сработал судьбоносно :) Вернемся к истории.

В итоге, я собрал более 15-ти команд из разных источников. Нужно было разослать им задачу. И здесь я совершил ошибку: выслал старый сценарий для фильма + комментарии (клиента и мои). Это могло испугать неподготовленный продакшн + разобраться в ворохе информации было крайне сложно.

2.
Сформулируйте задачу коротко, с прикрепленным референсом того, что примерно отвечает по настроению /цветам/динамике/уровню сценария и так далее. Обязательно пропишите примерный хронометраж.

3.
Внутренние бизнес-процессы продакшна важны! Просто спросите: «Как будет строиться работа?» и попросите примеры того, как было на конкретном проекте. Ведь подготовка – это 88% успеха, на мой взгляд.

Продакшны начали отвечать, кто-то задавал вопросы. ТОЛЬКО ОДНИ ребята – что мне дико понравилось – сразу перезвонили и стали прорабатывать мои боли, как психотерапевты. Они же прислали по итогу коммерческое предложение в виде отличной презентации с набросками нового сценария! Я так же сайты/брендинг продаю, через быструю ценность. Конечно, эта команда сразу выбилась в лидеры.

Собрав все предложения я остановился на 3-х. Выбирал исходя из микса следующих параметров:

  • бюджет

  • уровень коммуникации: нравится ли общение, улавливают ли суть, как решают гипотетические проблемы

  • портфолио: есть ли похожие проекты

4.
Лучше выбрать того, у кого есть примерно такой ролик, который вам нужен. Повторить хороший проект всегда проще нежели сделать с нуля.

В письме клиенту я кратко характеризовал каждую команду, ниже то, как позиционировал команды перед клиентом:

Kinemotor Production

Сайт: https://kinemotor.pro/
Ребята привыкли работать с бОльшими гонорарами, но решение в наш бюджет обещают. Снимут за два месяца. В проекте будет участвовать в качестве продюсера специалист, который режиссировал ролик, получивший приз в Каннах

BS Agency

Сайт: https://b-s.agency/
Прислали быстрее всех и самые опытные. Буквально за четыре дня переписали сценарий и предложили новый. Бюджет выше нашего на 400 000 рублей, меньше никак. Могут снять за месяц.

«Лестница»

Сайт: http://www.lestni.ca/

Ребята – выходцы из региона, а значит гибкие по бюджету и могут работать с бюджетами, подобными нашему. Сроки – два месяца. В портфеле релевантный фильм: http://lestni.ca/case/carmaster/

5.
Только 1 из 15 продакшнов прислал качественное коммерческое предложение. Для тендера мне пришлось научить 2 другие команды делать хоть какой-то компред.

В итоге, как я уже сказал, клиент выбрал «Лестницу». Ночные мучения с переписыванием сценария были судьбоносными.

Часть 3. Работа над ошибками

Начну с главного. Вся коммуникация со стороны продакшна была на Артеме – исполнительном продюсере и основателе «Лестницы». Главное преимущество Артема – он четкий! Да и симпатичный, чего греха таить 🙂

Артем и Ко

Он выслушал меня/клиента/команду, составил четкий тайминг съемок, чтобы не останавливать станки, устроил замеры всех доступных видов связи на площадке, учитывал положение солнца на небе для определенных кадров и кучу других важных историй. Потом оказалось, что все это сделал он + линейный продюсер Миша, + 2-й режиссер Алина + еще человек 5 под руководством Артема.

Концепция

Все началось с презентации-концепции от режиссера. Он предложил свое видение проекта, референсы. На данном этапе я старался максимально абстрагироваться от процесса, изредка пытаясь донести те ценности, которые близки клиенту, чтобы не скатиться в амбициозный проект для фестивалей.

Все режиссеры, с которыми я сталкивался, мыслят своими амбициями, а не амбициями клиента. То есть, хотят выиграть «каннских львов», а не принести пользу клиенту.

Сценарий

После концепции начали согласовывать сценарий, и здесь я словил парочку флешбеков из опыта создания первого фильма. А именно заметил, что сценарии снова присылаются в неудобных таблицах, которые понятны профессионалам со стороны продакшна, но никак не клиенту.

В итоге пришли к понятному и мне, и клиенту формату презентации. Один слайд – одна сцена. Жирным шрифтом – текст диктора. Мелким – комментарии/ощущения. На иллюстрациях – референсные фотографии, которые передают ощущения и качество будущего видеоматериала. В дальнейшем вставляется раскадровка.

6.
Все продакшны болеют табличкоманией. Требуйте простые и понятные презентации. У меня получилось!

Раскадровка

На этапе раскадровки мы еще сильнее приблизились к финальному ролику. По сути, в той же презентации вместо референсов/чужих кадров появляются эскизы художника.

«Лестница» также сделала очень наглядную историю, которая, на мой взгляд, крайне необходима для уверенности клиента. Это аниматик. Картинку с примерной озвучкой, чтобы стали понятнее динамика и ощущения будущего ролика.

Подбор актеров

С подбором профессиональных актеров в целом все было окей с обоими продакшнами. Хочу рассказать про подбор актеров второго плана. Это часто – сотрудники клиента. Так мы экономим деньги + приближаем ролик к реальности, компания больше участвует в производстве и, тем самым, делает общее дело. Через причастность итоговый фильм становится еще более ценным.

«Лестница» провела кастинг сотрудников через текст + задание, которым потенциальный актер-сотрудник должен досконально следовать. Выполнение задания снимается на любое устройство, например, телефон, и высылается команде продакшна.

7.
Нельзя пускать массовку и актеров второго плана на самотек. Они также должны быть выбраны через кастинг/пробы и сразу быть готовы работать на площадке.

Подбор одежды

Я попросил сделать понятные презентации с несколькими наборами одежды. Каждый вариант пронумеровали, чтобы было легко делать выбор.

8.
Даже в подборе одежды продакшн должен проявить профессиональную эмпатию. Удобнее говорить: «Берем комплект 1 и в нем меняем сапоги Б на кроссовки А из 3-го комплекта». Все должно быть четко разложено по полкам.

Подготовка к съемкам

Здесь остановлюсь на приятных сюрпризах. Как я понял, часто продакшны оставляют это под капотом, но мне показалось это очень показательным. Ребята завели весь проект в Trello.

Что примечательно:

  • Каждый столбец – сцена из раскадровки;
  • Под каждым кадром – фотографии или ролики со съемочной локации. То есть, ребята сгоняли за 800 километров на объект и соотнесли реальность с раскадровкой, все ли отрисованное реально заснять. Будет ли это симпатично и так далее;
  • Для того, чтобы оптимизировать поиск сцены/ракурса/света в день съемок, оператор воссоздал в 3D проблематичные сцены и уже в 3D-редакторе уточнил ракурсы – это вообще космос.

Съемки

Сами съемки длились два дня. И это после месяцев подготовки. Ковид внес кучу корректировок. Например, наш режиссер из Беларуси не смогла быть на объекте. Для этого ребята организовали удаленную трансляцию на Youtube, режиссер комментировала процесс по аудиосвязи (ШТААА?).

У нас было 2 дублирующих видеозахвата, 4 транслирующих платформы, и 4 варианта интернета. Всего – больше 30 страховочных вариаций

Артем Прудентов, Исполнительный продюссер и основатель Лестница

После опыта с первым роликом я собирался ехать с ребятами на съемки, чтобы держать всех за яйца. Но уровень подготовки меня успокоил, а финально выдохнул я на кадрах с онлайн-трансляции. Эти кадры сразу отражали офигенность происходящего. В общем, я успокоился и ждал финального ролика

Кстати, клиент также заметил, что разница работы первой и второй команды: небо и земля.

Итог.

Финальный эмоциаональный ролик так сильно понравился клиенту/партнерам/сотрудникам компании «рационал», что они называют его внутренним шедевром.

Показательно выглядит сравнение раскадровки с финальным фильмом:)

Кстати, первый ролик мы сдали примерно к концу съемок второго: шло крайне туго, весь перфекционизм находился уже на моей стороне и я устал дотягивать его в массе аспектов.

В общем, я получил кучу бесценного опыта как креативный директор, сценарист, местами, режиссер и еще много кто. Надеюсь вам была полезна данная статья, пишите в комментариях, если так. Если вы классный продакшн – тоже пишите, я приглашу вас в будущие тендеры.

P.S.

Еще раз хочу поблагодарить нашего клиента «РАЦИОНАЛ» за доверие. Большое спасибо всем ребятам, обоим продакшнам, с которыми я поработал. Было тяжело, но мы прошли это и довели дело до конца. Если же в статье есть некий негатив – это не так, просто, описывая все и копаясь в памяти, я испытал ту же самую боль, через которую получил бесценный опыт. Спасибо всем, ребята!

😜
0
60 комментариев
Написать комментарий...
Гусейн Ализаде

Интересно куда 2 ляма улетели..
А как же Сабатовский? Я думаю он бы покруче отснял...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Дергачев
Автор

В рациональном видео еще и 3дешечки, таймлапсик какой-никакой и не только) Поверьте, улетают быстро :) Как я по итогу понял, съемочный день небольшой группы + аренда оборужования выходят от 250к, например. В нашем было в районе 350.

А Сабатовского посмотрю, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда