Маркетинг поджелудочной железы: история про то, как болезнь помогла мне понять ЦА

Сегодня я расскажу о своем опыте генерации маркетинговых гипотез посредством собственного здоровья.

Наверное, у каждого из вас бывало, что даже после обычного поискового исследования вы не могли придумать/выявить возможные конкурентные преимущества для своего продукта на основе каких-то желаний целевой аудитории.

Для выявления таких вот вопросов приходится выявлять боль клиента, но не всегда получается сформулировать правильный вопрос. Ну, а в данной статье я поделюсь размышлением о том, как иногда реальная беда приносит спасение и дает волю творчеству.

Когда у аудитории есть (физическая) боль

Был в моих проектах один MedTech, где я какое-то время не мог генерировать интересные гипотезы для глубинных интервью с потребителями.

Понятное дело, что какие-то вопросы о конкурентах и о том, чего у них не хватает, чтобы перейти к нам – это всё хорошо для формирования гипотез, но зачастую их как будто бы не хватает. Нужно что-то такое, что позволит задать потребителю вопрос, который бы ты явно не задал, пока не испытаешь их боль.

Такой вопрос у меня родился только тогда, когда у меня заболела поджелудочная железа и я в этот момент оказался на месте клиента. И сразу пошла в ход генерация безумных вопросов, главный из которых – а можно ли как-то проконсультироваться у врача, но при этом быть уверенным, что он меня не обманет на деньги в отношении анализов и лечения (вдруг специально приврет и назначит огромный перечень дорогих этапов).

Конечно, существует Закон, и вы сможете сказать, что это довольно странная гипотеза. Но маркетинг же не всегда про рациональность. Я тоже думаю, что я рационален в потреблении, но в моменты, связанные с моим здоровьем, я почему-то включаю недоверчивого потребителя, который жаждет воспользоваться не обычным продуктом в лице поликлиники, а чем-то, что может исправить мою недоверчивость.

Вот и потребители, после дополнительных вопросов о возникшей моей боли, внезапно начали сознаваться, что нередко спрашивали мнения у других врачей или искали что-то дополнительно в сети (что может опровергнуть назначенный план лечения).

Теперь я и сам являюсь потребителем того, что искал, но теперь с помощью продукта я хочу решить проблему не только тех, кого опрашивал, но и свою. Особенно при такой-то мотивации)

Сам я себе глубинное интервью не задам, т.к. это не по правилам маркетинга, но вполне себе могу задать вопросы, которые задаю себе, потенциальной аудитории.

Мотивация

В связи с этим есть и другой момент – момент мотивации.

Вы ведь слышали историю о том, что хорошо было бы, если бы вы занимались маркетингом в той сфере, которая нравится, ибо она вас будет драйвить. Ситуация с болью (физической, а не термином «боль», которую любят проговаривать некоторые маркетологи) – совсем другой случай и воспринимается уже как вызов и отчасти напоминает дело всей жизни, где на кон поставлена твоя поджелудочная.

Я люблю маркетинг, но не был мотивирован настолько, чтобы ночами отдаваться формулированию гипотез и придумыванию месседжей для рекламных кампаний. Напротив, в обычные моменты я вполне себе веду жизнь аля взрослый европеец, отделяющий 8-часовой рабочий день от всего остального.

Здесь же мне самому интересно решить в том числе и то, что касается меня. А заодно сравнить и мотивацию врачей, попутно замечая, что их воронка продаж очень похожа на то, что я примерно делаю целыми днями (сдать анализы за 10 000, пройти повторную платную консультацию, снова сдать анализы и по новой).

Как маркетологу мне еще сложнее поверить в благородство и клятву Гиппократа некоторых врачей, а потому в ходе CustDev-интервью я генерировал идеи для фич, которые могли бы решить всеобщее мое недоверие и, как выяснилось, недоверие других потребителей.

И на самом деле история со «шкурой потребителя» - не единственное, с чего можно получить профит. Так как мне пришлось записаться к врачу и продиагностироваться, то заодно я решил внаглую провести экспертное интервью. Нет, а почему нет?

Собрать невзначай данные о типичных болях определенного сегмента потребителей прямо из кухни. Ну, а на основе собственных наблюдений и взаимодействия с врачом попытаться создать дополнительные вопросы для глубинных интервью.

В качестве итога

Это был один из моих интересных опытов, который помог мне получить больше мотивации и нагенерировать больше гипотез для анализа потребителей и месседжей для рекламных кампаний.

А потому, конечно, я не призываю вас делать себе харакири для теста гипотез, если вы работаете в медтехе, а лишь, напротив, задуматься над тем, как можно ввести потребителя в такое состояние, чтобы он смог вместе с вами подумать над проблемами таких же, как и он сам.

Честно говоря, какое-то время я не мог погрузиться в сферу, которую нужно было продвигать лишь потому, что воспринимал ее как сугубо работу. Теперь же пораженный тем же недугом, что и целевая аудитория, я смог повысить свою эффективность.

Ну, а если вам интересны подобные истории или разборы популярных событий с точки зрения маркетинга, то прошу в мой телеграм-канал: https://t.me/product_marks

0
4 комментария
Николай Мясников

Вообще, это известный факт - в России очень низкое доверие к врачам и медицине и при продвижении мед. услуг всегда сложно адаптировать стратегию приломляющую это не доверие.
Вы получили хороший опыт с точки зрения способа проработки вопроса. Но иногда лучше прикинуться больным и попробовать пройти все этапы мед. обслуживания чтобы понять не только гипотезу, но и увидеть все "косяки" в обслуживании.
Здоровья Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бодров

Интересно, а будет ли такой маркетолог, который специально заболеет Раком, чтобы помочь онкобольным?) Думается мне, это должен быть экстремальный любитель своей профессии, лол)

Ответить
Развернуть ветку
Infinity Trap
специально заболеть
рак
Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Нет ничего рационального в доверии ко врачам. Стадии как раз объективны. Мой опыт каждый раз убеждает меня, что иногда лучше не идти ко врачу. Это связано как с финансами, так и с результатом. Для меня они сейчас на уровне коучей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда