{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Мы сделали плейлисты по тональностям. Что это такое?

Привет! Меня зовут Антон Боровой. Я редактор в музыкальном сервисе для бизнеса Cubic Music. Сегодня я расскажу, что такое тональность, как мы собирали плейлисты по тональностям, как тестировали и почему гордимся результатом.

Про нас обычно говорят, что мы делаем фоновую музыку. Мы немного обижаемся на это — наш сервис не только создает музыку, но и следит за тем, чтобы все звучало, треки нравились, реклама в эфире появлялась вовремя, плейлисты обновлялись и ничего не ломалось.

Мы стремимся создавать микросаундтреки. Чтобы вжух — и ты главный герой короткометражного фильма про поход в супермаркет. В общем, делаем так, чтобы музыка в заведениях была более продуманной, чем обычно.

Для этого мы акцентируем внимание на креативных продуктах. Про брендовые плейлисты мы рассказали в апреле. Теперь пришла очередь плейлистов по тональностям.

Что за тональности

Чтобы объяснить, что такое тональность, сначала расскажу, что такое лад — без этого не обойтись. Помните на уроках музыки в школе нам рассказывали про веселый мажор и грустный минор? Так вот это и есть лады.

Рассмотрим на примере конструктора. Представьте, что все существующие ноты — это детали. В таком случае лад — это инструкция к вашему конструктору. Можно взять детали и придумать что-то свое, не подсматривая в инструкцию, но не факт, что получится сделать крутой пожарный участок или «Тысячелетний сокол». «Сокол» получится, если следовать инструкции. Или в нашем случае — если играть в рамках одного лада.

Лад можно построить от любой ноты. До, ре, соль — вообще не важно, откуда начинать. Построить лад легко — просто нужно знать инструкцию, из каких интервалов состоит мажор или минор.

Лад, построенный от конкретной ноты — это и есть тональность. До мажор, ре минор, си диез мажор — это всё они. В каждой тональности 12 нот. С ними работают музыканты — они используют тональности, чтобы добиться необходимого звучания и настроения.

И зачем тональности нам нужны

В мажорном и минорном ладу всего 24 уникально звучащих тональности. Их всех можно соотнести по звучанию. Одни будут звучать друг с другом приятно, другие — не очень.

Есть такая штука — квинтовый круг. Ее придумал русско-украинский композитор Николай Дилецкий. На этом круге можно увидеть, какие тональности будут хорошо друг с другом сочетаться, а какие — резать слух.

Современная версия квинтового круга

Квинтовый круг используют профессиональные продюсеры и диджеи, например, Дипло из Major Lazer, родоначальник прогрессив-хауса Джон Дигвид, Армин ван Бюрен. Перед выступлением диджей прикидывает — вот здесь будет плавный переход, а здесь — включу что-нибудь этакое, чтобы люди взбодрились и затанцевали. Он смотрит на квинтовый круг, находит необходимые ему закономерности и отыскивает треки с нужными тональностями, чтобы сделать гармоничный микс.

Наша задача состояла в том, чтобы посетители меньше отвлекались на музыку — иногда клиентам это необходимо. За этим мы следим и без тональностей, но только на слух. Мы решили поглубже забраться в музыку и собрать гармоничные плейлисты с помощью квинтового круга.

Что мы сделали

Определили самые популярные плейлисты. Мы посмотрели, какие наши плейлисты выбирают большинство клиентов. В топе оказались пять жанров — современный поп, дэнс-поп, легкий хаус, спокойный поп и чилаут.

Проставили тональности у треков в этих плейлистах. Мы проанализировали плейлисты с помощью специального софта и определили тональность каждого трека. Это обязательная часть работы — чтобы делать гармоничные пары, необходимо знать, какие тональности у треков.

Определили самую часто используемую тональность в каждом плейлисте. Так мы поняли, какая тональность играет фундаментальную роль в плейлисте. Например, в плейлисте с энергичной современной поп-музыкой наиболее используемая тональность — ля минор, а в плейлисте со спокойной поп-музыкой — соль мажор.

Подобрали к самым популярным плейлистам похожие. Вот есть плейлист с актуальными поп-треками. Его длительность — 26 часов. В нем есть треки из 24 тональностей. Из всех тональностей мы выбираем 4 — главную тональность ля минор, параллельную в мажоре и соседние гармоничные. Несложно догадаться, что треков в ля миноре и соседних тональностях будет гораздо меньше, чем если бы плейлист состоял из всех 24 тональностей.

Поэтому чтобы собрать гармоничный плейлист с актуальной поп-музыкой, мы подобрали похожие плейлисты — с инди-музыкой и легкой поп-музыкой. Проставили тональности у треков внутри и отобрали треки с нужными нам тональностями. В итоге получился гармоничный плейлист с современной поп-музыкой на 16,5 часов — его хватает для ежедневного вещания.

Мы проделали то же самое с остальными плейлистами и получили пять гармоничных плейлистов.

Как протестировали

Мы решили провести небольшое исследование — для этого отобрали десять клиентов.

Первой пятерке мы сказали о том, что у нас появился прототипный продукт, который мы хотели бы протестировать в полях. На эксперимент согласились крупный ТРЦ в Санкт-Петербурге, универмаг модной одежды, московский ТЦ, сеть салонов красоты и крупный ТРЦ в Уфе.

Второй пятерке досталось слепое тестирование. Мы выбрали преданных клиентов, которые открыты к экспериментам и прислушиваются к своему эфиру. Среди них — ТЦ в Подмосковье, московский дисконт-центр, ТЦ в Саратове, кондитерская в Тольятти и московская сеть кулинарий.

Чтобы собрать результаты, мы придумали две версии опросника. Один опросник спрашивает про плейлисты по тональностям, а версия для слепого исследования собирает обратную связь об обновлении плейлистов.

Вопросы были примерно такие:

  • Мы обновили плейлист. Заметили изменения?
  • Плейлист стал звучать хуже/лучше?
  • Насколько хуже/лучше?
  • Какие изменения подметили?
  • Дополнительные замечания. Оставили поле для заполнения, если клиенту найдется, что еще рассказать про изменения.

Результаты

Тестирование продолжалось месяц. Не все ответы удалось собрать через форму, кому-то пришлось позвонить.

Двое клиентов не заметили изменений. Это большие ТЦ из Подмосковья и Санкт-Петербурга. Там признались — от гостей и персонала жалоб не было, ну и хорошо. Из восьми оставшихся семь сказали, что плейлисты стали лучше — с более плавными переходами и лучшим качеством звучания.

По вертикальной оси располагается количество ответов

В целом фидбэк получился нейтральный, с небольшими исключениями. Гармония — вещь субъективная и каждый определяет ее по-своему. Например, сотрудники московского ТЦ признались, что стало слишком спокойно, меньше треков, которым хочется подпевать. А в салонах красоты наоборот — сказали, что им очень понравились изменения.

Результат подтвердил наши ожидания: плейлисты по тональностям — штука неосязаемая и рынок точно не перевернет. Даже те клиенты, которые знали об исследовании, до конца не понимали, что происходит. Но кому-то они понравились — а значит все не зря. Мы верим, что плейлисты по тональностям своего пользователя найдут.

Будем дальше развивать плейлисты по тональностям. И вот почему

Мы для себя определили, что эксперимент прошел успешно. Вот несколько выводов:

Мы развиваемся сами и драйвим рынок. Практически все существующие сервисы щеголяют похожими преимуществами — «музыка без выплат в РАО и ВОИС», «тысячи плейлистов и треков». Мы же хотим придумывать новые продукты, чтобы решать бизнес-задачи клиентов нетривиальным путем.

Плейлисты по тональностям — идеальная фоновая музыка. Как мы поняли из исследования, такие плейлисты кому-то могут показаться однообразными. Но если стоит задача, чтобы музыка «не торчала» — вот решение.

Немного просвещаем клиентов. Квинтовый круг, тональности — все это не очень интересно клиентам, если только они сами специально не интересуются музыкальной темой. Мы считаем — надо предлагать такие продукты самим. Да, есть клиенты, которые запрашивают треки исключительно в lossless, внимательно подбирают оборудование — но таких единицы. Мы хотим эту парадигму поменять.

А послушать?

Сделали три гармоничных пары и три негармоничных, используя наши авторские композиции. Слушаем, оцениваем и спасибо, что дочитали текст до конца.

0
4 комментария
Амбиент Музыкантов

С чем связано, что все треки (ну, по крайней мере те, что в примерах), где есть голос, на английском? А певцы ваши? Или типа покупаете как-то вокал?

Проблемы с авторскими правами были, кстати?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Borovoi
Автор

Вокал на английском языке, потому что русский язык может привлекать слишком много внимания, отвлекать покупателей и персонал от дел.

Мы заключаем договоры со всеми музыкантами, чью музыку мы используем. В примерах звучат треки из нашего эксклюзивного каталога. Поэтому и проблем с авторскими правами у нас тоже нет и никогда не было — все легально.

Ответить
Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Если русский язык отвлекает, то почему бы тогда не вставлять просто музыку, без слов? Ведь английская речь тоже может отвлекать.

Интересно, на западном рынке, например, в какой-нибудь англоязычной стране, ваши коллеги по цеху тоже крутят треки без родной речи?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Borovoi
Автор

С точки зрения восприятия английский ощущается более естественно, даже для носителей языка. Это связано с тем, что большая часть популярной музыки исполняется на английском — он просто привычнее.

На западном рынке считают точно так же, хотя раньше в общественных пространствах играла исключительно музыка без слов (см. Muzak и феномен Background Music).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда