{"id":5097,"title":"\u041f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0438\u0442\u0435 \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0443 \u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443 \u043e\u0442 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=5097&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/274398&hash=37380e26d7e18a53827df77f3494106574fc9389fcbf0d03cb47fab2464f807b","isPaidAndBannersEnabled":false}

Игорь Ашманов: социальные медиа как поле боя

Информационные атаки на репутацию могут за очень короткий срок разрушить все, что вы создавали годами.

Игорь Ашманов рассказал, какие процессы в социальных медиа создают условия для проведения информационных вбросов и какие приемы используют их организаторы.

Материал подготовлен на базе выступления Игоря Ашманова на конференции eTarget.Репутация.

В статье рассмотрены:

  • особенности работ цифровых платформ
  • особенности поведения пользователей, подверженных манипуляциям
  • особенности поведения манипуляторов
  • некоторые приемы манипуляции пользовательским мышлением

Кто управляет ментальным пространством всего мира?

Объявление, повешенное в лифте или написанное на асфальте, превращает физические носители в своеобразные платформы. Если бы можно было лазером нарисовать рекламу на Луне, она стала бы платформой с гигантской аудиторией в безоблачные ночи. Платформы – это сервис или место, которое каким-то образом получило большую аудиторию и предоставляет к ней доступ на своих условиях. Цифровые платформы работают по определенным правилам: модерирование контента и рекламы, борьба со спамом и так далее. Соответственно, при легальном доступе пользователи обязаны эти правила соблюдать.

Типы цифровых платформ

Сегодня цифровые платформы – основа как продвижения бизнеса, так и атак на него. Именно там происходит создание и разрушение репутации, продвижение брендов, политическая борьба. Для управления репутацией работа на платформах имеет решающее значение.

В настоящее время основные платформы для политической пропаганды, продвижения бизнеса и атак на него, развития или уничтожения репутации – социальные сети, видеохостинги и интернет-СМИ.

Сама платформа имеет широкие возможности для манипулирования информацией: может предоставить доступ тому, кому захочет, и не давать доступ другим. Плюс спамер или накрутчик может прорываться на платформу и манипулировать пользователями против ее желания.

Социальные медиа вызывают больше доверия

Происходит это потому, что для пользователей социальные сети и интернет-СМИ становятся главным занятием дня и источником информации: люди проводят там по 5-7 часов в день, и это время растет. Большинство пользователей ничего не пишет, только читает (или комментирует). Однако они несколько раз в день получают воздействие со стороны соцсетей и впитывают смыслы. При этом пользователи считают соцсети своим интимным пространством, поэтому информации от «френдов» доверяют больше, чем любым официальным СМИ. В силу этого люди здесь совершенно не защищены от манипуляции.

Скриншот из системы мониторинга соцмедиа Крибрум. Активность в соцсетях. Данные на февраль 2021.

Чем характеризуются соцсети как цифровые платформы?

Тренировка на массовое поведение. В соцсетях происходит постоянное натаскивание пользователей на определенный тип поведения, навязывание новых рефлексов. Так флешмобы вырабатывают привычку к массовой автоматической реакции. Участие в эстафетах, тестах, играх тренирует массово следовать призывам. В результате пользователи, сами того не замечая, становятся участниками пропаганды и информационных войн.

Сегментация пользователей. Единой ленты новостей нет: каждый пользователь живёт в своём индивидуальном информационном пузыре, который формирует сама соцсеть. Рекомендательные сервисы предлагают всё больше контента, похожего на одобряемый пользователем. Возникает петля обратной связи, унифицирующая контент и ведущая ко все большей изолированности пользователя и групп пользователей. Фактически соцсети загоняют людей в сетевое одиночество, где они или сами по себе или вместе с абсолютными единомышленниками, что очень удобно для манипулирования.

Ложное представление о социальном ландшафте. Социальная структура не видна изнутри самой сети, мешает сегментация и капсулирование в единомыслии (о том, что такое капсулирование, говорим ниже). Людям кажется, что вот эту тему обсуждают все, а на самом деле ее обсуждает только их окружение. Причем все плотное окружение стоит на одних же и тех же позициях, а кто не согласен, вытесняется из этого сегмента соцсетью либо самими единомышленниками. Происходит рафинирование, отфильтровывание точек зрения, мнение становится гомогенным.

Кто или что диктует поведение пользователей в соцсетях?

Поведение пользователей в социальных сетях имеет ряд особенностей, причем нужно отметить, что сами пользователи их не ощущают и не формулируют.

«Френды» создают иллюзию дружбы. Невозможно иметь то количество близких друзей, какое вы имеете во френдах в социальных сетях. Все равно среди них есть недоброжелатели, равнодушные, нейтральные люди. Большинство людей этого не понимает. Более того, они не осознают, что то, что транслируют их френды, чаще всего не достоверная информация, а либо смещенное мнение, либо манипуляция.

Качество контента падает. Аудитория соцсетей уже привыкла к коротким текстам и репликам, выработала клиповое сознание. При этом качество контента соцсетей очень низко: большинство текстов косноязычны, алогичны, зачастую полны нелепиц. Причем люди, которые так пишут, не начинают писать по-другому (лучше), получая на свои посты реакцию более грамотных людей. Качество идет в сторону ухудшения: все больше эмодзи вместо слов, все больше коротких сообщений в мессенджерах, видеообщения. Показателен пример ClubHouse, где дискуссия даже не записывается: пользователи просто «поболтали и разошлись».

Признаки падающего качества контента в соцсетях

Срок жизни контента сокращается. В социальных сетях удобного поиска практически нет, и контент быстро опускается вниз в ленте. Так, любое событие в соцсетях и СМИ живет не более 4-5 дней. При этом время «жизни» отдельного сообщения (например, о событии) — 4-5 часов. За это время оно получает 95% действий — комментарии, лайки, репосты. Чтобы влиять на аудиторию в соцсетях, нужно это делать в течение примерно половины этого времени – 2-3 часа. Иначе воздействие пропадет втуне.

Негатив вызывает наибольший отклик. Спокойного ровного общения мало, доминируют скандалисты, склочники, негативисты. Объясняется это ощущением вседозволенности, безнаказанности из-за виртуальности, которая снимает барьеры приличий и вежливости. Но иногда хвалят тех, кто развлекает — шоу-бизнес, кино и телевидение.

Что из вышеперечисленного замечаете в соцсетях вы?
Иллюзия дружбы
Низкое качество контента
Короткий срок жизни контента
Преобладание негатива
Все перечисленные выше
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

А как ведут себя по ту сторону?

Речь идет о тех, кто приходит в соцсети не провести время, а работать.

Новый уровень манипуляции. Помимо обычных людей, восприимчивых к описанным выше эффектам, в сетевых медиа активно оперируют профессионалы. Это пропагандисты, спамеры, продавцы, мошенники. Пользователи пока не имеют к ним иммунитета, как, например, к почтовому спаму, который рассылают уже 20 лет и на который уже выработалась реакция как на разводку. По сети бродят вроде бы живые люди, вступают в живой диалог, и люди еще не привыкли воспринимать их как мошенников.

Однообразие предлагаемых продуктов. Из-за короткого срока жизни контента и отсутствия поиска пользователи не помнят, что происходило полгода назад, и даже если что-то такое вспомнят, не смогут найти. Это позволяет регулярно проталкивать одни и те же фейки, концепции, товары и т.п.

Технологичная система. Существуют проработанные и обкатанные практикой технологии подачи новостей и вбросов. Например, вброс в соцсеть затем освещается в СМИ, вновь возвращается в соцсеть в виде ссылки на СМИ, и так далее.

Активные сообщества и сервисы. Все это создание информационного фона требует значительных людских и коммуникационных ресурсов, и они есть. Существуют целые сети спамеров и ботов, например, из примерно 40 млн. русских аккаунтов Твиттера активно действуют 3-4 млн., 1,5 млн. – спамеры и боты. Всем известны ангажированные западные сервисы и СМИ, ангажированные отечественные СМИ и прочие системы управления репутацией.

Капсулирование. Семантические капсулы – что это?

Внутри соцсетей происходит образование и капсулирование групп с однородным мировоззрением: чайлдфри, феминистки, конспирологи, веганы, зоозащитники и т.п. Люди замыкаются в своей картине мира, подстраиваются под капсулу с аналогичными воззрениями и в итоге замыкаются в своей картине мира.

В такой капсуле создается свой замкнутый, зацикленный набор мифов, мемов, полемических приемов и аргументов. Люди в капсуле яростно обороняются от чужих мнений и неудобной реальности. Неудобные высказывания подвергаются групповому шельмованию, их авторы блокируются. Практикуются стайные набеги в чужие капсулы и групповые нападки на их мнение.

Семантическая капсула: отличительные черты

Таким образом, социальная среда распадается на замкнутые капсулы, ментальные гетто, члены которых в принципе не общаются с другими капсулами и часто даже не знают о них. Замкнутость поддерживается положительной обратной связью от других участников и усилиями энтузиастов по зачистке ментального пространства. Вырабатывается свой язык, который позволяет отличаться от других и вуалировать реальность (слова вроде виктимблейминг, слатшейминг, газлайтинг, бодипозитив и др).

Инакомыслие вызывает агрессивную реакцию. Если в другой группе прозвучит мнение, не соответствующее картине мира данной капсулы, в течение нескольких часов туда приходит несколько десятков сторонников, которые начинают буквально заваливать комментариями — начинается этическая истерика, о которой подробнее говорим ниже. При этом дискуссия фактически отсутствует: защита своего мнения сводится к выкрикиванию боевого набора шаблонов, крайнему сужению тематики и сознания.

Эффективный прием манипуляции: этическая истерика

Этическая истерика – это прием выстраивания коммуникации, в основе которого лежит обвинение оппонента в неэтичности. Делается это с помощью смещения ценностей. Для нее используются проблемы, которые реально существуют, но их значение раздуто, преувеличено и/или превращено в фетиш.

Например: «Ты не согласен, что экология важнее всего? Да ты негодяй и людоед!» На самом деле экология, конечно, важна, но право людей на труд, на продукты питания, на качественную медицину и лечение болезней гораздо важнее. Как только производится такая подмена, нечто объявляется главной ценностью, а тех, кто не согласен, ждет атака этической истерикой. Благодаря соцсетям и иным платформам любой пользователь, преследующий цель причинить неприятность, волен устроить этическую истерику и получить медийную видимость. И с ней в его руках оказывается медийно-социальная пушка, которую можно направить на любого оппонента и разрушить карьеру, репутацию, бизнес.

Например, в Оттавском университете профессор употребила слово «негр» во время разговора о лингвистической реапроприации (обратном присвоении) слов социальными группами. Чернокожие студенты возмутились, и преподаватель предложила им придумать синонимы этого слова, чтобы употреблять в дискуссии. За это профессора отстранили от работы, несмотря на попытки 34 других преподавателей его отстоять. Студенты воспользовались этической истерикой: объявили, что в этом университете они постоянно подвергаются расовым оскорблениями, их обучение здесь — настоящая битва и т.п.

Способность причинять неприятности раскручивает спираль молчания, потому что люди боятся противоречить точке зрения, объявленной общей. Долго нельзя было говорить, что не веришь в глобальное потепление. Сейчас нельзя не верить в системный расизм.

Таким образом, этическая истерика – действенный инструмент получения влияния за счет сдвига приоритета ценностей и постоянного причинения социальных неприятностей оппонентам.

Выводы:

  • Цифровая среда – поле боя за мозг и ум пользователя. В сети оперируют профессионалы, которые манипулируют массовым сознанием.
  • Массовый пользователь не чувствует манипуляции, верит френдам, не имеет иммунитета к сетевым флешмобам и обращениям, не использует критическое мышление.
  • За счет этого в сети можно легко построить и обрушить имидж, бренд, репутацию.
  • Информационные атаки разного уровня проходят ежедневно. Необходимо учиться управлению репутацией в сети и отражению информационных атак и заниматься этим постоянно. Политической и юридической зачисткой Рунета сейчас занимается государство, а вот частную репутацию граждан и организаций нужно защищать частными средствами.
{ "author_name": "Ашманов и партнеры", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 47, "likes": 4, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 261921, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 23 Jun 2021 11:46:23 +0300", "is_special": false }
0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Ох. У статей имени Ашманова такой стиль, словно их готовят номенклатурные 60-летние люди в пыльных кабинетах и тетки с химическими пучками на голове. Пока готовили контент — он трижды устарел.

Ответить

Могучий Артем

ivan
7

А надо было из новомодного сленга и смайликов?

Ответить
2

Даже этот ответ достоин помещения в палату мер и весов АиП

Ответить
5

Хаха, мамкин бизнесмен статью не читал. Типичный рефлексоид, увидел фамилию "Ашманов", и вымучал свой рефлекс. Собственно о таких жертвах социальных платформ в этой статье и пишется. Удивительно, насколько все совпало. 

Ответить
0

Ну Ашманов и сам не мальчик

Ответить
–1

Пользуясь случаем, хочу попросить уважаемую редакцию организовать проверку IP-адресов комментаторов, чтобы уберечь хрупких стартаперов из России от "20-гривенных троллей", работающих на Службу безопасности Украины.
(Дисклеймер:  я сам - за мир во всём мире, но когда дело касается будущего России, здесь надо проявить разумную осторожность.)
Яйцеголовые стартаперы России - народ боязливый, пугается от любой новости из телевизора.
А против этих детей единым фронтом выступают взрослые бандеровцы, которые за 20 гривень отца родного не пожалеют , не то что - студентика из России.
Как говорилось в известном фильме, "то - ослиная моча, а то - дети !"
Берегите русских детей - будущее России !

Ответить
2

Лев, как я могу отправить вам приглашение в ток-шоу «60 минут»?

Ответить
2

Стоимость минуты 20 гривень?

Ответить
0

Вот здесь про украинских пропагандистов из Харькова лучше рассказали:

Ответить
0

Можно в личку написать

Ответить
1

Это троллинг такой? 

Ответить
0

Мне 55 лет уже...
Какой троллинг ?
Ашманов верно говорит:
Помимо обычных людей, восприимчивых к описанным выше эффектам, в сетевых медиа активно оперируют профессионалы. Это пропагандисты, спамеры, продавцы, мошенники. Пользователи пока не имеют к ним иммунитета.
Я то за "лихие 90-е" всякого насмотрелся, меня трудно сбить с пути, 
а вот "маменького сынка" из Урюпинска, который через пару лет сможет запустить новый Тетрис или Чат-рулетку, может испугать кучка бандеровцев с Украины, получающих по 20 гривень от СБУ за свою ненависть к гражданам России.
(не хочется лезть в политику, но приходится держать в голове, что создал сайт VC гражданин Украины Андрей Загоруйко , известный в интернете как Саша Пеганов. Владельцы сайта VC не будут рубить украинские корни сервиса, но сделать, к примеру, иконку с флагом страны напротив логина каждого комментатора - простая техническая задача. )

Ответить
2
Ответить
2

Хорошо бы и возраст добавить, а также политические взгляды, чтобы можно было игнорировать некоторые социальные группы

Ответить
–1

и окуклиться согласно статье? :)
когда речь про бабло в статье или про заграничное житье-бытье, то какая разница каких политвзглядов автор и комментаторы?

Ответить
2

Я бы сказал "окуклиться согласно автору комментария, на который я ответил". Вы так легко и непринужденно потеряли контекст, что не стали даже углубляться в его суть. Не надо так.

Ответить
0

я смайлик поставил!11 тоже согласно статье насчет увеличения эмодзи.

Ответить
2

А, блин, это все клиповое мышление. А статью я вообще не читал 🤣

Ответить
–1

А маменькиного сынка из Ивано-Франковска не могут испугать сотрудники Лахта-центра или вас не беспокоят его чувства?

Ответить
–1

Вы, наверное, сайтом ошиблись, уважаемый аноним ?
У нас тут про деньги и бизнес, а не про политику !
Всего один вопрос к уважаемой редакции:
сделать, к примеру, иконку с флагом страны напротив логина каждого комментатора - простая техническая задача ?

Ответить
4

Вы начали тред про политику, но сайтом ошибся я? Чудесненько.

А по вашему техническому вопросу - почитайте, что такое прокси, чтобы понять, в чем его бессмысленность.

Ответить
3

Приветствовать. Я простой русский рабочий из города Тульска. Смотреть ваш беседы и думать, что слабый ведущий людей мало бьет палкой низкий разум хао жэнь. Товарищ Xi пристальный глаза происходит события, и никакой может обойти Золотой Щит, народ весело смеется глядя как разный думает себя хитрый с компьютером. Делаешь страна плохо получаешь палкой и минус 500 социальный капитал, и тогда всем процветание и много риса. Мы русские смотрим деяния товарищ Xi и жалко что слабый плешивый моль не способный делать правильный поступок решительно.

Ответить
–1

То, что сделал один человек, может исправить другой человек.
Есть простые скрипты при регистрации нового пользователя, есть онлайн-сервисы для проверки IP.
Главное - желание защитить молодёжь от ужасов гражданской войны на Украине.
( Ашманов плохого не посоветует ! )

Ответить
1

Прямо сейчас сижу с болгарского IP, находясь в Подмосковье. Именно потому что умники типа Ашманова решили меня от чего-то там защитить.

Ответить
–1

Есть много историй, когда возникала сильная потребность в чём-то невозможном ранее, всегда находилось решение.
Именно поэтому я и пытаюсь достучаться до уважаемой редакции любимого сайта.

Ответить
1

У вас всегда есть выбор найти другой сайт или сделать свой 😁

Ответить
0

И на это возражение уже ответил Ашманов:
Цифровая среда – поле боя за мозг и ум пользователя. В сети оперируют профессионалы, которые манипулируют массовым сознанием.
(профессионалы-тролли УЖЕ захватили мало-мальски популярные сайты. ДРУГОЙ САЙТ найти невозможно.
Сколько денег было потрачено на раскрутку и допиливание сайта VC до нынешнего состояния - можно узнать у дорогой редакции.)

Ответить
1

Вот, сделайте свой, свободный от троллинга, сайт. Пригласите туда Ашманова, Касперского, Яровую, Лебедева и Жарова. 

Ответить
0

Отличный совет !
Как я сам до этого не додумался ?
(сарказм)

Ответить
–1

А я серьезно. Мне было бы интересно посмотреть о чем вообще вы можете говорить, когда соберётесь вместе. Я уверен, что у нас появится огромное количество ценных мемов.

Ответить
–1

Некоторые стартаперы не понимают объём денег, который был потрачен на сайт VC.
Как вам сумма 5 миллионов долларов, уважаемый Макс?
Не сильно повлияет на ваш семейный бюджет?
(поэтому советы типа "не нравится этот сайт - сделай свой" нужно понимать только как сарказм)

Ответить
1

Нормальная сумма, не выдающаяся, я бы сказал. Но мой бюджет тут не причем, разумеется.

Ответить
–2

Тогда к чему эти советы о создании своего сайта?
Ты признаёшь поражение в нашем споре?

Ответить
1

Не забывайте об уважении к собеседнику. Вроде взрослый человек, а тыкаете.
Про спор я даже комментировать не буду, ни о чем не спорил. Я лишь советую вам создать свою площадку и командовать там, собрав близких вам людей по духу, не более. Для меня выглядит странно попытка лезть в чужой монастырь со своим уставом. Не нравится - голосуйте ногами.

Ответить
–2

Когда не хочется признавать поражение в открытом споре, 
всегда есть смысл обвинить другую сторону в нарушении 
" Устава " ?
(хорошая попытка, но нет... )

Ответить
2

Вы вполне можете считать себя победителем в споре, я вам разрешаю 🤣
Мне без разницы, если честно, я лишь решил потроллить немного ваши бородатые устои )

Ответить
0

Ну что, Макс, признание своего поражения - урок вам на будущее.
Мы тут все учимся легальным способам отъёма денег от населения - в жизни всё пригодится...
Хорошо, что вы поняли, что ваш троллинг не может поколебать мои "бородатые" устои .

Ответить
1

Не хочется вас расстраивать, но я забуду о нашем диалоге уже через день. Мой мозг услужливо выбросит этот бесполезный набор слов и заполнит временную память актуальной информацией. Ваши устои могут спать спокойно, ничто не способно их изменить, словно высечены они в камне.

Ответить
–1

Именно так и должен отвечать победителю проигравший в открытом споре !
Я рад, что вы не грозитесь приехать ко мне домой с друзьями и доказать свою правоту с помощью любимой бейсбольной биты.
Всем читателям VC - успехов в бизнесе !

Ответить
0

Это, Валентин, банальные ЦИПсО.

Ответить
1

Это по этому выступлению написано? И где же тогда примеры про «атаки» на «дворец Путина» и «все на митинг»? 

Ответить
2

Потому что у Игоря цель - и Крибрум продать власти (ей он и подлизывает), и за "своего" сойти в it-тусовке: типа стартапер, типа технологии, типа мы крутые. Поэтому и возникают все эти манипуляции. 

Ответить
2

Ашманов - сбитый летчик. Читаю его комментарии в ФБ - человек просто лезет в посты инфлюенсеров и начинает себя нахваливать, а других поливать помоями. Мол, я тут старший, я всё знаю. ЧСВ просто невообразимо огромное, а заслуг-то никаких и нет.

Ответить
1

Очень много "Украины" в комментариях Льва. Как будто о бывшей пишет))

Ответить
1

И это еще не всё)

Ответить
1

Ашманов конечно уважаемый человек в узких кругах (кому нужно тот понял). Но то что написано в статье мягко говоря не совсем соответствует действительности

Ответить
–3

+++

Ответить
Читать все 47 комментариев
Как сделать рекламу у блогеров, которая точно достигнет цели?
Ozon не возвращает деньги уже второй месяц. Товар давно возвращен

Приветствую!
Случилась такая ситуация. Приобретал беспроводные наушники на сайте Озона в феврале текущего года. Через четыре месяца произошел гарантийный случай, наушники сломались. Сделал возврат через пункт выдачи 12 июня. Наушники проверили, возврат одобрили. Отправили какой-то не внятный чек (два раза с разными датами). Я заранее обращался в…

Историческая хроника становится доступной для креативного сообщества
DHL заказала 12 грузовых электросамолётов израильской Eviation, чтобы сделать доставки более экологичными Статьи редакции

Компания планирует выделить $8,3 млрд, чтобы к 2050 году сократить уровень выбросов до нуля.

Электросамолёт DHL Express DHL Express
Дамы и господа, а не развалить ли нам финансовую пирамиду ещё на старте?

Теперь, когда суд арестовал основателя финансовой пирамиды Finiko Кирилла Доронина и наконец-то всем стало очевидно, что это всё мошенничество… ну или почти всем:

Яндекс: это не баг, а фича

Пользуюсь яндекс почтой и диском, причём платными. Интерфейс на английском языке. Всегда использовал только английский язык, так как живу не в России и русский язык не используется. Яндекс диск постоянно создаёт папки "загрузки", "фото" и "скриншоты". Это очень мешает работе и лично мне (есть причины, почему мне не нужно палить русский язык).…

Кейс: как мы первыми на Twitch провели тест-драйв автомобиля и получили ER 19%
В приложении «Яндекс» для iOS появилась умная клавиатура

Вот что она умеет.

Банкомат «Альфа-банка» дал сбой и не зачислил деньги. Продолжение

Печальный итог

Подмена товара у Авито через Boxberry, два случая

Дублирую эту статью, сначала опубликовал в разделе "Статей" раздела товаров, но связавшись с поддержкой vc.ru, они рекоммендовали разместить статью в разделе "Приемной".

null