{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему малому бизнесу нужен брендинг. На примере Лупы и Пупы

Представьте, что это пупа и лупа.

Предыстория

Как-то раз Пупа пришла к Лупе и предложила открыть интернет-магазин вязаных носочков.

Создали страницу в Инстаграм, опубликовали фоточки, нашли таргетолога за 5 тысяч и запустили рекламу. Вроде дело пошло, но все как-то не так: реклама не окупается, продажи идут с натяжкой, клиенты вечно просят скидки или сливаются.

Как итог:

Лупа получила неликвидный товар и ушла в минус, а Пупа получила... сами знаете что.

На вопрос: «Почему прогорели?», грустно смотрят в пол и бубнят, что не повезло, карта не легла, а еще клиенты дураки, рынок не готов и прочие оправдания.
А на самом деле что?
Ребята, как и многие другие начинающие бизнесмены, решили, что открыть бизнес просто. Для этого нужен только продукт и деньги посыпятся в карманы рекой. И это отличная схема! Только работала она в 90-х, когда люди жили в дефиците и заказывали итальянскую плитку в километрах (реальный кейс).

Сейчас все работает по-другому и вот почему:

Факт 1. Рынок конкурентен.

Рынки растут и развиваются с невероятной скоростью – вспомните, какой ассортимент в магазине был 10 лет назад и какой сейчас? А какое количество этих самых магазинов было вокруг и есть сейчас? Люди перенасыщены товарами и перегружены информационным шумом. Предложений становится все больше и они затрудняют условия выбора для человека, а это, к слову, требует больших энергозатрат от нашего мозга. Он ищет отличия, сравнивает с прошлым опытом, взвешивает все за и против.

Вспомните, как вы устаёте после шопинга в торговых центрах или похода на продуктовый рынок. Вокруг 1000 одинаковых предложений, информации по ним слишком много, а ресурс ограничен и нужно принимать решения.

Поэтому важно в самом начале продумать: как вы будете отстраиваться от всей этой кучи похожих предложений. Рынки будут и дальше расти. Выживать на них завтра будет еще сложнее. Так что вы либо принимаете правила игры, либо вылетаете из нее и теряете деньги.

Факт 2. Люди не покупают товар. Люди покупают эмоции и ощущения.

Покупая новую футболку, человек не покупает кусок ткани с нитками.

Он покупает:

– Уверенность: чистый, опрятный, меня никто не осудит;

– Комфорт и удобство: тоже про уверенность, но функционально;

– Самовыражение: зачем ему этот принт с флагом России, как не для этого;

– Образ себя самого: того кем ему хотелось бы быть.

Это относится к любой группе товаров и услуг, а список можно продолжать бесконечно. Для каждой категории людей набор характеристик разный, но тыкать пальцем в небо не самый эффективный метод.

Это удел глубокой аналитики по разным контурам: желаний, потребностей, целей, страхов аудитории, трендов и антитрендов в ее инфополе, конкурентов у которых они уже что-то покупают или не покупают, и соотношение этих факторов с вашим бизнесом, насколько он соответствует и как он должен себя вести, чтобы люди его покупали.

А вот ощущение, которое покупает человек, – это бренд.

Так и в чем была ошибка Пупы и Лупы?

Они, как и многие, наплевали на этап брендинга – не изучили свою аудиторию, не узнали, что ей нужно и почему так, не подумали о том, как они будут закрывать эту потребность, не узнали, а на чем провалились конкуренты и как они там все выглядят, не адаптировали свой продукт под эти условия и не транслировали аудитории. В провале не виноват таргетолог или сммщик – они работают за свои KPI в условиях своей зоны ответственности. Это основатели не выстроили стратегию и не подумали основательно, а просто запустились, поцеловав кроличью лапку на удачу. Неудивительно, что они загнулись.

Брендинг – кто такой и зачем нужен

Забиваешь в гугле и сразу видишь кучу слов про лояльность, узнаваемость, торговые марки и прочие эфемерности, которые простой маленький бизнес с собой не ассоциирует. Это же все для крупного бизнеса, эплы, пятерочки – это они там уже думают о всяких имиджах.

На самом деле брендинг – это выстраивание коммуникации бизнеса с клиентом на их общем языке с их общими ценностями. Не только дизайн, не только образ, не только идея, не только контент, а совокупность этих факторов.

Если пренебречь хоть одним фактором, коммуникация продукта с клиентом ломается и риск не донести ценность растет.

Без качественной коммуникации с клиентом не будет продаж, не будет крутых домов и машин у основателей, не будет успешного успеха.

Брендинг нужен больше малому, чем крупному бизнесу

Про средний не говорим. В России среднего бизнеса нет, как и среднего класса.

Кому нужно каждый день выигрывать в конкурентной гонке, чтобы выжить?Кому нужно с нуля выстроить коммуникацию с клиентом? Кому и когда проще адаптировать бизнес под условия рынка, чтобы не вылететь?

Брендинг – это не дополнительная плюшка, которую можно будет когда-нибудь использовать, если все будет хорошо. Брендинг – это следующий этап после создания продукта. Это одно из обязательных условий для того, чтобы все было хорошо.

Окей, что он дает

Лояльность – да.

Только это не про лайки под постами, а про возврат клиента. Раз купил, два купил, три купил и дальше будет покупать, пока вы соответствуете и поддерживаете то ощущение, ради которого он к вам пришел. Плюс этого фактора в том, что этот лояльный клиент еще подтянет пару тройку своих друзей, просто потому что вы ему нравитесь.

Узнаваемость – да.

Это про эффект, который вы оказываете на аудиторию. Если сейчас купить не готов, потом, когда потребность созреет, – первым, кого он вспомнит, будет ваш бренд. Представляете, без дополнительных затрат, а потому что вы им откликнулись.

Отстройка от конкурентов – да.

Люди не запоминают пресные фильмы, не запоминают скучные книги и не запоминают безликие продукты. Чтобы привлекать, клиентов нужно им нравиться, их восхищать и совпадать по их ценностям.

Эффективный маркетинг – да.

На этапе брендинга проводится глубокая аналитика и общение с реальной аудиторией и становится понятно: какие реальные потребности аудитории лежат в основе бренда и что нужно использовать в рекламных посылах. Без этого начинается миллион тестов, которые сливают время, деньги и нервы.

Итог

Не будьте как Пупа и Лупа!

Малый бизнес не может позволить себе просто запуститься на авось. Конкуренция съест и не заметит проект, который неосознанно подошел к созданию бизнеса, забыл про своих потребителей, не продумал, как он будет с ними общаться и чем может быть полезен. Потребитель, о котором не подумали, уйдет к конкуренту. Как результат: вы теряете клиентов, деньги и успех, о котором так мечтали. А вы мечтали, будем честны, ведь бизнес открывают не для того, чтобы считать каждую копеечку и выживать.
Для этого и существует брендинг: найти общий язык, не потеряться в куче других предложений и найти своего верного потребителя, который будет покупать товар сам и увеличивать количество клиентов за счет своей адвокации.

Спасибо, что прочитали.

А узнать больше о брендинге и не только можно тут

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Арслан Панаев

Решили пупа и лупа получать друз за друга зарплату. Лупа получил за пупу, а пупа получил...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Слава Коженевский
 Люди не покупают товар. Люди покупают эмоции и ощущения. 

Это самое большое заблуждение про брендинг, да и про людей в принципе. 
Люди покупают товар! Но выбор делают эмоционально. И если у вас будет плохой товар, но крутой брендинг ничего из этого не выйдет. Бренд это конкурентное преимущество при выборе.  Но никак не свойство товара (если вы не какой-нибудь эпл). Как таковой брендинг не делает "прибавочную стоимость" товару, а улучшает коммуникацию в общении с потенциальными потребителями.  
И скорее всего у Пупы и Лупы ничего не вышло, потому что они перепродают носочки с алиэкспресса, и даже если бы они заказали брендинг у Лебедева за миллионы миллионов, им бы и это не особо помогло.  Другое дело если бы Пупа и Лупа решила бы делать носочки, например, из конопляного сукна, тогда бы им хорошо бы помог брендинг в продвижении этого продукта. 

___
У вас классный сайт и инстик) 

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk
 Люди не покупают товар. Люди покупают эмоции и ощущения.

Классическая муйня маркетологов-рекламщиков и прочих. Понимающих сами прекрасно, что вся их работа - это чих кошачий по сравнению с качеством товара, спросом на него и ценообразованием, влияющим на спрос.

Их переплюнули разве что дизайнеры. Которые понимают ещё больше свою не то, что ненужность, но третьестепенную значимость, которая где-то в самом хвосте. И накидывают на уши бесконечно за то, как без логотипа и красивого сайта за много денег, всё пропало, производства можно закрывать, никто товар не купит, конкуренты задавят.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

 А ценообразованием, прогнозированием спроса не маркетологи занимаются? Ну и качество товара, ммм... Коллективное творчество, но маркетологи принимаю в этом непосредственное участие.
В современном мире успех на ~70% зависит от маркетинга. Представьте если бы не было рекламы, вы вероятнее всего пили бы лимонад и ездили на ниве.
Вы вообще не выбираете, хорошие маркетологи выбирают за вас. К сожелению это понимание не доступно русскому человеку, поэтому 90% русских товаров уныло 💩, которое никто не покупает. Потому что бизнес думает: 

 вся их работа - это чих кошачий.
Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Бивень

Т.е. вы сейчас серьезно утверждаете, что дизайн - ненужная хрень? Т.е. между пылесосом от Дайсона и от Ромашки, которая не вкладывалась в промдизайн и сделала простой корпус, при равной цене вы бы взяли Ромашку? ))

Или вы бы при прочих равных взяли бы Вольксваген, а не Теслу, если обе машины электрокары с равными характеристиками и за одинаковую цену?)

Не смешите. 

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

это правда. например микрософт гипофис никто не рекламировал никогда. хороший товар в рекламе не нуждается (ну может совсем чуть-чуть, как щипотка соли). по этому айфоны и мак (для макак) = маркетинговое говно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vova Tr

Изучите примеры и историю брендов Bork, TJ collection, Zarina, и прочие Sela и Gloria jeans.

Без брендинга это российские фабрики (или российская компания с аутсорсным производством), которые бы ни кто никогда не купил за эти деньги.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kraftwerk

Конкурент, который слева
Всё смеялся, всё шутил.
Даже если ночью бредил,
"Логотип мой!", говорил

Издевался: не продашь, мол!
Даже в пол за за куй цены!
У тебя ведь нет рекламщиц
И всей прочей пидорвы.

Если б дело не за бизнес,
И не акции бы вниз,
Я бы этому гандону
Прямо глотку перегрыз!

Умолял я часто Маска
Расскажи, чо как? Как стал?
Если б Маск меня услышал,
Он бы правду мне сказал...

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Артемий Лебедев может подтвердить !

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Smart Diplomat

То есть ваша жена 
123-96-148? 
С небритыми ногами? 
В засаленой мешковине? 
Ваши дети ездят на ржавых зайчиках в кашежаждущих ботинках? 
Не стоит у вас на кухне пачечка ароматизированого кофейку? 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Серж Илов

У вас ошибочное представление о реальной сфере деятельности маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Нестерук

Класс, благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Вас наверное клиенты часто спрашивают, что и куда у вас запало?
Предлагаю решить этот вопрос кардинально, тем более стилистика сортирного юмора вам, как вижу, не чужда.
Встречайте Zalupa.agency
Заодно и вопросы «что это за зал**у вы нам сделали?» у заказчиков отпадут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vova Tr

И правильно. Без брендинга ты создатель, с брендингом Криэйтор. Чуете разницу?

Ответить
Развернуть ветку
Валик Торсионный

как всегда: эмоций дохуя, пафос зашкаливает, результат - тьфу

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

За себя и за Лупу

Ответить
Развернуть ветку
Yura Cuevda

Я тоже считаю, что внимание к брендингу сильно преувеличено, но плох тот торговец, кто не мечтает увидеть логотип своей компании на фасаде торгового центра или на кроссовках каждого пятого прохожего.

В любом случае сначала необычная идея, товар, тестирование спроса, а потом уже брендинг👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Vova Tr

Кажется, вы не совсем правильно толкуете термин Брендинг. Это не равно логотип

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury

Эмоции никто не покупает, если это товар, курите JTBD

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

Dyson, Apple, Porsche, Ferrari и можно еще долго перечислять.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Mikhail Sivolobov

Пример Порше, Старбакс а в контексте о брендах для малого бизнеса просто не уместен. В лучшем случае подойдёт Борк, как бренд голимого Китая но с хорошим позиционированием на рынке. Мало кому что скажут слова Чичо, Деус, Рыжий Кот. Особенность бренда в малом бизнесе это узкая ниша, за рамками которой бренда нет. Сайт VC.ru тоже бренд, о котором знают гиганты интернет торговли, но все равно это маленькая ниша. К брендованности марки создатели идут не через маркетинг , а через качество своей продукции или услуги в течении очень долго времени и должны доказывать это качество постоянно и каждый раз. Причем если они исчезнут никто плакать не будет и писать не будет. Был бренд и исчез вместе со своим создателем. Так происходит сейчас в онлайн обучении всему. Где авторы обязательно пишут, что прокачивал себя не менее 10 лет. А на проверку ничего за спиной и нет. Большинству же компаний малого бизнеса бренд ни к чему. Тот же товар легче закинуть на маркетплейс. К тому же все живут сегодняшним днём и урвать хотят тоже сегодня.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
илья илья

Статья, как бы и правильная, но при той конкуренции которая как автор написал будет только наростать, лупа и пупа будут всегда в жопе, и никакой брейдинг и ребрейдинг им не поможет... Покуда все стоит денег, брейдинг и ребрейдинг тоже... 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Иликбаев

малому он ну вот нафиг не нужен. С первой частью статьи еще соглашусь до момента - изучения клиента. А дальше про брендинг... ну какбэ нужен, но в последнюю очередь, а может и вовсе не нужен. Покупаешь ты пирожки что " У вали", что в "булочной", что у "Игорешки" выбираешь не из-за бренда, а у кого вкуснее) Да и брендинг на этом уровне работает иначе. Все эти "Лепешки у игорешки" и прочий нейминг с именем - полная хрень! Или автосервис " У "любое мужское имя "братанской" форме" тоже ерунда, междусобойчик, чтобы перед пацанами было не стыдно, такой посыл на перспективу если завоюем рынок)))
Просто надо делать хороший продукт, на то они и ремесленики, малый бизнес... а все эти силы бренда, миссии и ценности... ну вот нафиг!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

если учесть, что атк вову с лукашенком называют, интересный пример))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

Ну теперь понятно почему фикспрайс и светофор растут при снижении покупательской способности населения, очевидно, что за счёт брендинга, а не низких цен ...

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда