Признавайтесь, вы хоть раз брали чужие картинки для своего сайта или соцсетей? Многие люди вообще не видят в этом ничего такого. “Подумаешь, взял картинку из Яндекса. Если её кто-то выложил в открытый доступ, значит, её можно использовать всем”. Но юристы с этим не согласятся.
Слушайте, ну советы как создавать контент и не нарушать при этом закон, по моему мнению, так себе:
1) Подписка на сток ну совершенно не спасет от нарушения, если на сток фото загружено уже в обход разрешения его автора; к тому же, очень рекомендую читать условия использования изображений из стоков, т.к. многие из них пестрят ограничениями и просьбами запастись ОТДЕЛЬНЫМИ разрешениями от авторов фото, если планируется их коммерческое использование. Например, есть такой ресурс unsplash.com, который прямо в своих Terms of Use оговаривает, что стандартная лицензия не распространяется на изображения, на которых:
- размещены товарные знаки, логотипы или бренды;
- запечатлены известные люди;
- запечатлены произведения искусства или фото с отметкой об авторе.
И таких изображений на Unsplash просто пруд пруди.
2) Использование бесплатных ресурсов, как я описал выше, совсем не гарант легальности использования фото. И надо помнить, что в большинстве случаев в суде не получится ткнуть пальцем на ресурс и сказать, что, мол, я оттуда скачал, оно там платное было или бесплатное. Во всем мире ответственность за нарушение авторских прав несет непосредственно тот, кого застали в конкретный момент с незаконными объектами авторских прав. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности наступает без вины. Увы. Зато вы можете потом подать регрессный иск к тому же стоку, что, мол, ты мне продал контрафактное фото, я попал на деньги в суде, давай-ка мне компенсируй убытки.
3) Обращение к подрядчикам (если только это не уникальная авторская работа) - это тоже не панацея. Чтобы быть уверенным в эксклюзивности заказанного контента, нужно будет его перепроверить.
4) Пункт 3 как раз про отслеживание работы фрилансеров и подрядчиков.
5) Цитирование - хорошая штука. Однако, если на ресурсе уже есть реклама, то признать использование некоммерческим будет ой как непросто.
И да, заверение у нотариуса чаще всего необязательно, но все же желательно. У меня есть примеры судов, когда мы выигрывали без нотариальных протоколов, с простыми скриншотами. И есть примеры, где заверить всё же пришлось (например, видео с YouTube официально не скачать, мы сделали нотариальный протокол осмотра), т.к. после нашей претензии всё исчезло в один момент.
iReg, n’RIS или CopyTrust - не регистрируют права. Недавно Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17.09.2020 N 305-ЭС20-8198 указано, что сам факт депонирования в реестре депозитария произведений подтверждает лишь существование таких объектов авторского права на момент депонирования, но само по себе такое депонирование не подтверждает право авторства конкретного лица (депонента) на эти объекты. Так что как доп. доказательство сертификаты из этих компаний можно использовать, но как единственное - вряд ли.
Яндекс.Вебмастер - функция сохранения оригинальных текстов не так давно отключена.