Почему брендинг — это последнее, на что стоит тратить свои деньги малому бизнесу

Продукт, брендинг, маркетинг и продажи. Бизнес-моделирование. Ценностные предложения. Что это все за дурацкие слова и на что из этого реально полезно потратить свои кровные?

Привет, я Ника Тышко, и вы меня не знаете. Как не знаете еще сотни тысяч предпринимателей по всей России, которые каждый день с невероятным упорством, жаждой и амбициями пытаются обучиться этой профессии и стать, наконец, предпринимателями. Когда вырастут.

Сегодня хочу поговорить о брендинге и маркетинге по-агентски и их значении для малого бизнеса. Предприниматели, будьте осторожны и не ведитесь на горе-маркетологов, которые воруют чужие слова и не видят за ними реального смысла.

Сеть здорового фастфуда в Нью-Йорке

Представьте себе ситуацию — вы переехали в Штаты, куда-нибудь в Нью-Йорк, например, и решили там сделать сеть здорового фастфуда. Дело было вот в чем: три года назад вы весили почти 2 центнера, и в какой-то момент врач вам сказал, что ситуация становится критической. Вы стали толстым не из-за заболевания, а просто потому что любили бургеры и не любили спорт. Вы — человек, достойный уважения: взяли ситуацию под свой контроль. Перешли на правильное питание и сделали все, чтобы через 3 года ваш вес был здоровым для вашего возраста и роста. Эти шаги были сложными, но важными: вы поняли, что ожирение — это страшно, и теперь хотите помочь американцам.

И вот, напоминаю, вы планируете сеть здорового фастфуда в Нью-Йорке и ядром своей аудитории видите людей, которые страдают ожирением. Сейчас у вас на этапе строительства первое заведение.

Вы уже проработали продукт: в вашем меню представлены бургеры, питы, шавермы (шаурма), крылышки, ребрышки. Но только все это абсолютно зеленое! В меню у вас фотки настоящего фаст-фуда, но по факту вы приносите людям здоровые блюда, просто визуально похожие на фаст-фуд. Гениально, согласны?

Вы приходите в классное агентство и говорите им: ребятки, вот какая штука, зафигачьте мне брендинг и супер-пупер маркетинг с классными рекламными кампаниями. Бюджет — не ограничен! Давайте расскажем всем людям с лишним весом про важность правильного питания и приведем к нам в наше первое заведение.

И — ВУАЛЯ — именно в этот день вам с вашим бизнесом стоит попрощаться (но вообще-то еще чуть-чуть пораньше). Почему? Давайте разбираться.

Брендинг и маркетинг по-агентски

Как на понятие «Бизнес» смотрят бренд-менеджеры и маркетологи, которые в глаза работу реального бизнеса не видели и думают платформами бренда и маркетинговыми стратегиями? В 99% случае схема плюс минус такая:

Собственник => Продукт => Брендинг => Маркетинг и продажи

По сути все как в кейсе.

Агентство, полное энтузиазма, берется за проект: наконец-то что-то стоящее, идея классная, бюджеты не ограничены! Кайф же а не кейс.

Итак, сначала агентство возьмется за работу над платформой бренда. Это такой зверь, который должен отвечать на эти вопросы и другие похожие:

  • Кто такая наша аудитория? Что ей нужно? Почему так?
  • Как бизнес закрывает потребность аудитории?
  • Что у нас за конкурентное поле? На чем провалились конкуренты? Как они все выглядят?
  • Как мы транслируем аудитории все про наш бизнес? Тон коммуникации и прочие плюшки

Агентство все это, конечно, не придумывает (иначе пришлось бы придумывать сам бизнес), а спрашивает у собственника и, по мотивам его рассказа, идет изучать.

Простое агентство пойдет в интернет и погуглит (кабинетные исследования) блоги людей с лишним весом, почитает их посты в социальных сетях. Классное агентство еще и проведет качественные и количественные исследования (опросы в гугл-формах + интервью с 5-10 полными знакомыми).

В итоге агентство и собственник будут много всего знать про свою аудиторию: в чем их мотивация, почему они хотят худеть, почему не получается, что мешает. Будет составлен полный портрет клиента и придумана BIG IDEA / инсайт / главный месседж / миссия бренда. В общем самый важный бренд-посыл. И дальше на основании этого еще айдентика (нейминг, логотип, фирстиль).

Получится что-то вроде такого:

Дальше все эти исследования отправятся к маркетологам. Маркетологи спланируют классную кампанию, которая будет построена на образовательном контенте о правильном питании, закупке рекламных мест у блогеров про ожирение и всякий там еще таргетинг.

Заведение построилось! Ура! Грандиозное открытие, толпа блогеров и журналистов — и через две недели ничего. Выхлопа от рекламы ноль, 10% загруженности обеспечивает проходящий мимо трафик, у собственника ужасные убытки, а у бизнеса смерть.

Собственник спросил агентство, почему они разорили его бизнес, а агентство резко ему ответило:

Это ваш бизнес провальный, а не наши брендинг с маркетингом. Мы уже 100 кейсов сделали, и все 100 сработали на ура. Как придумаете нормальный бизнес — приходите.

Фаундер, Агентство Ромашка

Собственник загрустил и ничего не понял, обвинил маркетологов и пошел запускать новый бизнес.

Но что же действительно убило этот проект?

Брендинг и маркетинг по-предпринимательски

Вернемся на сто шагов назад, когда собственник еще был полным и бесконечно ел бургеры. Что заставило его заняться вопросом похудения? Угроза жизни, слова врача и реально критическая ситуация.

Человек, который любит бургеры, любит бургеры (я, например). Собираюсь ли я похудеть? Да всю жизнь, сколько себя помню. Но пока мне ничего не угрожает, я иду с друзьями в бургерную, ем там свой любимый чикен-брикен и радуюсь, если шеф-повар вдруг косячит и забывает положить мне полезный лист салата :) Упаси господи пойти в заведение, где мне на картинке обещают бургер, а приносят нутовую котелку в кукурузной лепешке с заправкой из обезжиренного кефира.

Знаете кто ест в заведениях со здоровой едой? Люди, которые уже питаются правильно. И они хотят свою нормальную паровую котлету и брокколи, а не «бургер-шмургер по ПП».

Я, конечно, сильно утрирую ситуацию и не ручаюсь, что реально права про эти два сегмента аудитории (я не исследовала). Но сама история красиво передает суть моей мысли:

Собственник сети здорового фастфуда в Нью-Йорке с самого начала ошибся с аудиторией.

И тут должен возникнуть закономерный вопрос — в какой плоскости лежит ответственность за эту ситуацию?

  • Продукт? Но продукт был в целом неплохой — есть же фастфуды со здоровым питанием, и весьма успешные.
  • Брендинг? Нет, брендинг бил точно в цель — полные люди думают о том, что питаться правильно сегодня, значит быть здоровым завтра. Они изучают контент про правильное питание и все такое. И каждый день планируют начать худеть.
  • Маркетинг? Да нет, аудиторию в инстаграме собрали, лайков и репостов много, вовлеченность хорошая.

Получается где-то там есть что-то еще?

Да, и это что-то еще является основой бизнеса: бизнес-модель и ценностное предложение.

Агентство из этого кейса в целом не обмануло: ответственность за выбор ядрового сегмента аудитории лежит не на брендинге и не на продвижении.

Я сама почти шесть лет строила брендинговое агентство для малого бизнеса, но так и не справилась с этой задачей. Мы сделали очень много крутых кейсов и помогли большому количеству малых бизнесов, но самим себе принесли кучу (КУЧУ) убытков :)

Я всегда лично участвовала в любом брендинговом проекте и, вместо брендинга, мы в итоге заходили на территорию бизнес-моделирования — нам было нерентабельно, зато нашим клиентам полезно и эффективно. И именно с такими вещами мы всегда работали и будем работать с нашим клиентами: в этом главная ценность.

Дядюшка Остервальдер и его таблички

Умные люди придумали все за нас (за предпринимателей), просто мы (предприниматели) еще недостаточно много раз стукнули себе граблями по лбу, чтобы усвоить главную истину: бизнес — это всегда решение проблемы потребителя. И тут внимание:

Проблема потребителя — это не то, что мы считаем его проблемой

В этом кейсе у нашего собственника из-за личного опыта возникло ложное представление о полных людях: они хотят питаться правильно, готовы это делать и за это платить.

Проблема потребителя — это то, что сам потребитель считает своей проблемой

Полные люди, которые любят поесть и не любят спорт, в большинстве своем хотят питаться вкусными жирными бургерами и не толстеть :) И в этом их действительная проблема!

По сути вся бизнес-задумка была изначально неверной, и никакие брендинг с маркетингом не могли ее спасти. Во что собственнику действительно стоило вложить свои кровные — так это в хорошего маркетолога из рынка общепита, который занимается не продвижением (как агентство), а нормальным маркетингом, по-старинке: который про спрос, экономику, ассортимент и ценообразование.

Но маркетинг по-старинке довольно долгий, сложный и слишком дорогой для малого бизнеса, тут я согласна. Поэтому тут нам на помощь приходят упрощенные версии на современный лад: custdev, бизнес-моделирование и разработка ценностных предложений Остервальдера. То, что каждый предприниматель обязан изучить, понять и проделать своими руками перед тем, как вложить первый рубль в свой новый бизнес-проект.

Поэтому мысль очень простая — малому бизнесу не нужен брендинг, малому бизнесу нужно реально очень мощно понимать своего потребителя.

На первом этапе однозначно хватит просто хорошего продукта и небольшого сарафана. А вот как только бизнес-модель проверена и успешно валидирована рынком, так и про брендинг с маркетингом можно думать.

Но к этому моменту собственник будет знать про свою аудиторию так много, что навыки агентства или штатных маркетологов можно будет приложить в правильное место: понять, как же до этой аудитории достучаться, на каком языке с ней говорить и какие каналы выбирать. А там уже и до новых продуктов рукой подать.

Важно одно — брендинг и маркетинг не панацея, они лишь хорошие инструменты для работающей бизнес-модели. Но если носки из Китая никому не нужны, то хоть ты их сто раз круто упакуй, хайп пройдет — и через 2 недели эта ерунда никому уже будет не нужна.

Бизнес-моделируйте до того, как вкладываться в бизнес и, уж тем более, до брендинга. Но об этом уже в следующей колонке!

И как обычно — мой личный Telegram @nikatyshko. Пишите, не стесняйтесь, всегда рада поболтать!

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Поэтому мысль очень простая — малому бизнесу не нужен брендинг, малому бизнесу нужно реально очень мощно понимать своего потребителя.
Отличная статья!
Автору - респект и уважуха !
Мы, когда начали пилить наш "Клуб любителей бесплатной еды и выпивки" - тоже не проводили разные касдевы, потому что все знают, что студенты Москвы хотят есть и пить "на халяву" и тот, кто первым им это предоставит - запишет своё имя в историю российского бизнеса золотыми буквами !

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Брендинг — это не средство, чтобы «выделиться», в этом-то и штука. Брендинг — это инструмент донести до клиента, чем ты выделяешься. 

А «понимающих» на самом деле очень мало)

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Да? Оторвать лэйблы Adidass и Nike и хрен кто купит эти тряпки и за бесценок. 
Приклеить их на китайскую туфту и разлетятся за хорошие деньги.
Бренд, это в первую очередь визуал и только потом все, что можно включить в это понятие.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Ох как бы Adidas и Nike с вами не согласились. Вы вот название Адидаса пишете неправильно — и никаких проблем с этим нет :) Хоть что сделайте с их логотипами, если человек считает, что это не паленый найк — он заплатит. Но не за то, в какое место логотип впилили и какой, а за то, какое у него представление о компании найк. И дело тут вообще не в визуале.

Но это уже совсем прям азы брендинга. Послушайте Кожанова, например, он самые базовые знания очень хорошо дает. 

И никогда не сравнивайте принципы работы брендинга в рамках малого бизнеса и в рамках топовых компаний мира с именами: это вообще две разные планеты. Как и маркетинг, и управление, и все остальные аспекты ведения бизнесовой деятельности. 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Ну, заело клавишу S и что? И что это вы за Адидас и Найк пишите?
А как отличить МТС от Билайна? Огласите  список отличий по которым любой поймет — кто есть кто.
А показать белое яйцо на красном фоне и черные полосы на желтом
 и вопрос сразу снимается. И даже лого указывать не надо.
Не визуал?

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

И я пишу не по айдентике, и тоже никто не умер, в этом же и смысл) 
Так отличит кто угодно мтс от билайна по визуалу — а дальше что? Бизнесу-то в чем выгода? 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Начните продавать шаурму за 99 рублей или
пиццу 30 см (450 грамм) за 199 рублей
и вы удивитесь очередям довольных покупателей
у вашего прилавка !

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

Знаю в своем городе несколько шаурмячных, которые процветают за счёт брендинга. Конечно плюсом оргназивали сервис и свои ништяки. Цены чуть выше рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

А вам не кажется, что вы перевернули причинно следственную связь?

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

И как эти толпы запомнят щедрого производителя? По ценам?)

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Спасибо!
Клуб-то сделали? Я бы вступила. 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Ждём ослабления карантина в Москве.
(пока планы стартовать в сентябре 2021)
Ещё никто не смог отказаться от хорошего предложения...
(вот настоящая цель в малом бизнесе, по-моему)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Рекламист

класека)
тут вот за 2 дня до этой вышла статья с противоположным тайтлом)))
https://vc.ru/marketing/268559-pochemu-malomu-biznesu-nuzhen-brending-na-primere-lupy-i-pupy

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

И та статья как раз имеет больше смысла. Бизнес без брендинга мертворождённый.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Tarakhovskaya

Так в статье же нет ничего против брендинга) Вопрос в том, как предпринимателю совершить меньше ошибок. Тем более в ситуации, когда агентства бесконечно продают ему брендинг, зачастую ещё и неграмотный

Ответить
Развернуть ветку
Никита Рекламист

аминь!

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

аминь рекламистам, санитарам леса, как сказал прекрасный комментатор выше :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Хороший материал. Спасибо. Но я бы заменил малый бизнес на стартап. Малому устоявшемуся бизнесу очень нужен и брендинг и маркетинг. Есть очень много малых бизнесов которые не собираются расти, и брендинг прежде всего личный для них 90% затрат. Врачи и всякие коучи, бьюти сфера, цветочный бизнес да куча...

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Конечно, если речь об устоявшемся — то да. Я об этом пишу:
____________
На первом этапе однозначно хватит просто хорошего продукта и небольшого сарафана. А вот как только бизнес-модель проверена и успешно валидирована рынком, так и про брендинг с маркетингом можно думать.
____________

Беда просто в том, что очень часто брендинг и маркетинга воспринимают как вещь, которая поправит «болеющий бизнес», без оборотов или в операционном нуле. Но в 99% случаев эти симптомы — про проблемы в бизнес-модели / финмодели, а не в том, как мы привлекаем и удерживаем клиентов. Но на 99% всегда есть 1% исключений :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ну почему же беда? Эволюция это благо. Слабый бизнес умирает сильный остается, а маркетологи и бренд мейкеры типа санитары леса, помогают слабым и больным достойно уйти.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Хороший позитивный взгляд) Но я так стремлюсь к идеальному миру, увы! Лучше будем выбирать лучшее из хорошего чем искать хорошее среди такого себе.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

Вы оперируете выдуманными ситуациями и натянутыми аналогиями. Сами придумали странных маркетологов и сами разорили бизнес, при этом к реальности это не имеет ни какого отношения.
Начиная от какого то абстрактного стартапа в Нью-Йорке, да еще и сеть. Порядок сумм вы конечно наверное никак не понимаете если называете подобный бизнес малым.

Маркетинг малому бизнесу нужен как воздух, агрессивное продвижение в соцсетях, интересный подход, запоминающийся брендинг. Иначе бизнес рискует умереть в первый же год, в лучшем случае, банально потому мы живем в мире конкуренции, и если ты такой же как все тебя не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Я ждала такой комментарий, потому что это то самое видение, от которого малому бизнесу очень сильно нужно избавиться.

Давайте по пунктам.

1. ***Вы оперируете выдуманными ситуациями и натянутыми аналогиями. 

***

Так и есть, но зато мысль легко читается — а моя задача именно такая. Чем больше допущений, тем проще понять о чем речь. В мире-то все и правда гораздо сложнее, поэтому и ошибки заметить практически невозможно. 


2. ***Сами придумали странных маркетологов. 

***

Не придумала, посмотрите! 

https://new.kuznets.agency/special

— https://onbranding.ru/services/brending
https://addvi.ru/brending/
и это же прямо первая страничка гугла… 


3. ***и сами разорили бизнес, при этом к реальности это не имеет ни какого отношения. 

***

Разорила, факт, но слава богу, что не клиентский. И это как раз тот опыт, который сильно лучше позитивного (а такой тоже есть) показал мне как не нужно делать.


4. ***Начиная от какого то абстрактного стартапа в Нью-Йорке, да еще и сеть. Порядок сумм вы конечно наверное никак не понимаете если называете подобный бизнес малым.

 ***

Желание построить сеть в перспективе не говорит о наличии сети и инвестиций на нее прямо сейчас. Сколько стоит запустить 1 точку? Ну, в России 12-15 миллионов, в Нью-Йорке умножим на 2. Срок окупаемости в хорошем случае 3 года. Оборот — ну можно миллионов 5 в месяц выжать, если сильно постараться. А малый бизнес — это до 800 миллионов оборота в год. Так что ничего нигде не придумала, суммы понимаю, речь про чистейший малый бизнес :)


5. ***Маркетинг малому бизнесу нужен как воздух, агрессивное продвижение в соцсетях, интересный подход, запоминающийся брендинг. Иначе бизнес рискует умереть в первый же год, в лучшем случае, банально потому мы живем в мире конкуренции, и если ты такой же как все тебя не существует.

 **

И вот она, главная ошибка! Правда, прочитайте статью еще раз и постарайтесь увидеть в ней то, что вы игнорируете. Брендинг не о том, чтобы быть запоминающимся и отличаться. Брендинг о том, чтобы эффективно донести клиенту кто ты и чем ты действительно отличаешься, создать ощущение и образ засчет этих отличий. А вопрос настоящих (реальных) отличий всегда решается на уровне бизнес-модели, а не на уровне брендинга и, тем более, маркетинга.

И напоследок реальный кейс, чтобы не голословить. На консалтинге у меня прямо сейчас.

Есть убыточный бар в центре города, каждый месяц больше чем на миллион в минусе. В баре общий зал на 10 столов, светлый интерьер без каких-либо аксессуаров и проектор. В этом же баре несколько изолированных комнат с плейстейшнами-5 и дорогими телевизорами, красные стены и картины с голыми женщинами. В комнатах можно курить кальяны. Подают в заведении стандартный недорогой фастфуд: бургеры, фишнчипс, шаверму, крылышки. И салат цезарь. Наливают дорогое крафтовое пиво. Кофе плохой, чай самый обычный листовой. Крепкого алкоголя нет. Заполняемость только после 8 вечера и в основном проходящими мимо туристами. Средний чек в заведении — 800 рублей с пивом. Управляющий устраивает вечеринки «для своих» и транслирует «безопасную дружескую среду», а собственник ожидает поток девушек в баре, которые будут отмечать дни рождения и фотографироваться для инстаграма.

Собственник просит меня сделать брендинг, а я отказываюсь, говорю что не нужно и сейчас это ничем не поможет. Лучше с бизнес-модели начать и понять, что за место мы делаем и для кого.

А вы что посоветуете, упакуемся и запустим рекламу? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

Я же говорю вы даже не понимаете порядок цен для Нью-Йорка, там оренда в месяц 3-4 миллиона рублей для обычных заведений, не говоря про какие то топовые центральные проходные точки. 

Смотрите вы противопоставляете почему то подачу наполнению, но это не полярные вещи. если предприниматель не понимает зачем он делает бизнес и не относится к нему внимательно то это не проблема брендинга или продвижения. При этом если бизнес делает качественные штуки и максимально вовлечен но при этом не продвигает себя то просто на хорошем отношении он никуда не уедет.

А вот даже посредственный бизнес на хорошем маркетинге будет плыть годами. Я постоянно это вижу, поэтому и пишу тут это.
Почему я считаю вредной вашу статью, потому что вы по сути сеете мысль, что ребятки вы сперва отточите безнес-модель, проработайте продукт, а потом уже занимайтесь брендингом и маркетингом. А они за это время утонули. 
Во-первых я очень мало видел людей которые действительно видят как должно быть, 90% предпринимателей увы не видят и только в процессе понимают что сделали не так. А некоторые даже в процессе не видят. Но повторюсь большое количество бизнесов даже откровенно плохих живут за счет маркетинга, а хорошие но не считающие что нужно сразу себя пушить по максимуму умирают за пол года-год.
Вы просто не даете им шанс вырасти.

А плохой бар не станет хорошим, потому что если он изначально стартует с таких позиций, то увы у предпринимателя нет понимания, и рынок его научит или не научит и человек просто уйдет из предпринимательства, ему ваш совет никак не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Мне, если честно, сложно уловить о чем спор. 

Нужен ли брендинг малому бизнесу в принципе? Ну конечно да, я ведь нигде не говорила обратного. И это точно острая проблема (среди моих любимых кейсов стоматологии — люблю показывать обзор с одной прекрасной точки в городе Петербург на 2 стороны). Но она не первостепенная.  

Вы за деревьями не видите леса, попробуйте глубже на ситуацию посмотреть. Предприниматели думают, что есть панацея в виде брендинга и маркетинга, и именно они первичны относительно продукта. А уж про бизнес-модели вообще слышал один на десять тысяч. Поэтому мы и живем в экономике с откровенно плохими бизнесами, которые на маркетинге выезжают — потому что конкурируют предприниматели маркетинговыми вложениями и агрессивными продажами. И кому от этого лучше? 

Денег мало, стресса много, клиенты не любят продукт и поливают его почем зря — и в чем идея тогда вообще бизнес строить? Проще в найме ту же свою ежемесячную зарплату отрабатывать. 

И дело не в том, что предприниматели плохие , а в том, что им не сказали: дорогие друзья, впаривать не надо, надо продукт делать, который люди захотят. И тогда маркетинг и брендинг перестают быть единственно важным в вашем бизнесе, а становятся инструментами. Вот о чем я пытаюсь сказать.

Чуть выше образованность предпринимателей — чуть здоровее конкуренция на уровне качества, а не на уровне лучшего продающего рекламного заголовка, за которым ничего позитивного для клиента не обнаруживается. 

А плохой бар можно сделать хорошим, если сказать собственнику: друг, брендинг не поможет, давай бизнес-модель починим — а потом уже и к брендингу. И помочь ему решить эту задачу. Просто совет мой, конечно, не поможет, а вот реальная помощь и сопровождение (мои или любого другого человека, кто умеет в методологию бизнес-моделирования), вполне себе да. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

Вы в самом начале зачем-то подменяете формализованный термин малый бизнес, на размытое определение стартап.

Я понимаю, что вы скорее всего сопричастным с брендингом человек, но сможете ли вы ответить на такой вопрос-
Может ли бизнес работать успешно без брендинга?
А может ли он работать только за счёт брендинга?

Для меня ответы очевидны )

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

Я к брендингу не имею вот вообще никакого отношения) все мои комментарии основаны на наблюдениях и на общении с предпринимателями.

Стартапом принято называть некий бизнес который строит свою бизнес модель на экспериментальной идее, нестандартном решении, новаторском подходе и т.д. При этом стартап не означает малый бизнес
В приведенном случае автор и описывает очень странный бизнес успех которого неоднозначен, при этом в Нью-Йорке и сразу сеть, это однозначно не малый бизнес.

По вашим вопросам, да я на 100% уверен что бизнес не может работать успешно без брендинга и продвижения, существовать может, успешно нет.
И на второй, я выше ответил, что я знаю ряд бизнесов с плохим сервисом и некачественным продуктом, но который работает только за счет постоянного агресивного брендинга и продвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Вы говорите про разные уровни брендинга. Есть поверхностный брендинг, а есть глубинный, очень детальный.

Про те же носки из Китая, можно брендировать, хотя бы просто на уровне названия и простенькой наклейки, чтобы если вдруг  "выстрелит" продукт, то люди уже будут узнавать именно Вас. 

:-)
  

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Вот из-за такого искажения смыслов понятий у нас и множатся бесконечные брендинговые агентства, которые по факту делают просто бессмысленные логотипы и наклейки. Никак не брендинг. 

А потом людей с глубинным подходом спрашивают А ПОЧЕМУ ЭТО НЕ СТОИТ 10 000 рублей и где мои 30 вариантов логотипа :)

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

Спасибо, отличная статья с доступными абстракциями. 

Многие люди почему-то очень странно видят причинно-следственную связь между брендом и продуктом. Они смотрят на пестрящие везде логотипы и бренды и думают, что вот кто-то удачно назвал марку своих ....(любой популярный продукт на выбор) и бизнес попер, они не думают, что эти фирмы в свое время выпускали "этот же" продукт и под этим же брендом, но их никто не знал, а успех они приобрели из-за кучи других факторов,  но никак не из брендинга, а вот уже когда имя узнаваемо подключается брендинг, в том числе для работы с репутацией.

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Резюмируя, весь смысл статьи можно впихнуть в "золотые" — делай хорошо, будет хорошо.
И брендинг — далеко не последнее на что стоит тратить свои деньги. 
Хотя бы для того чтобы иметь свое лицо (узнаваемое) в толпе конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Хорошо, что пока еще не все в мире резюмируют. А то так и медицину можно было бы превратить в «Лечи правильно, тогда пациент не умрет» :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

Статья слишком поверхностна.
Да брендинг не для всех, но есть бренды как раз из среды малого бизнеса.
Всё зависит от сферы, целей, миссии и т. д. и т. п.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Tarakhovskaya

Вы слишком поверхностно читаете в таком случае :) В статье нет ни слова про то, что брендинг не нужен.

Важно, когда предпринимателю нужно думать про него — после валидации бизнес-модели на рынке.
 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

Не судите поверхностно тоже потому, что в статье много крайностей, нет полного нормального разбора. Кейсы запускаются и в перегретом рынке и с аудиторией у которой недомформированны потребности. Всё бывает.
Запуск подобных проектов идёт без валидации, там другие решения и способы находят. Вопрос в другом - есть ли бабло, стратегия, чуйка, опыти т. д. на такое.
Я знаю также пример бизнеса в городе, где изначально различные эксперты грозились закрытием бизнесу, а по итогу существует десятки лет. Как же так, если валидация была провалена? Значит есть другие методики как запустить брендинг, а не поверхностный анализ ситуации на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Tarakhovskaya

Кажется, вы не так понимаете термин «валидация» :) Это не про экспертов рынка.

Конечно, бизнесы запускаются по всякому, так можно про что угодно сказать.

И вроде никто не говорил, про «поверхностный анализ ситуации на рынке», да и про «запуск брендинга». Непонятно, про что это вы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

Так всё-таки валидация или стратегия запуска, развития?

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Tarakhovskaya

Это все разные понятия, за которыми стоят разные процессы бизнеса. В чем ваш вопрос?)

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Tarakhovskaya

Статья 👏👏👏

«Полные люди, которые любят поесть и не любят спорт, в большинстве своем хотят питаться вкусными жирными бургерами и не толстеть :)»

Это важная мысль — что «в большинстве», то есть проблема много у кого есть, а то проблемы очень разные бывают, вот у него же возникла другая, хоть он и представитель аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Это правда важно! Но это уже следующий глубокий шаг к пониманию мысли «Бизнес должен решать проблему потребителя».
 
— Массовость — первый важный критерий.
— Платежеспособность — второй.
— Доступность сегмента аудитории — третий. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sivolobov

Для определенных видов малого бизнеса создание личного бренда является первейшей задачей. Да, далеко не для всех. Но например, для всех онлайн курсов, экспертности - это основной пункт. Который нужно решать одновременно с записью уроков и вебинаров. К примеру, Вы пишите эту статью - это шаг к личному бренду. Для этого придумывают легенды о 10-летнем опыте, полученных сертификатах и т.д. А вот над качеством уже думают по ходу процесса.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Я там повыше много про это высказалась)

Ответить
Развернуть ветку
София Праздничная

Ника! 
Как мне как бренд-менеджеру, можно было бы помочь собственнику в такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Зависит, конечно, от того, какие полномочия собственник выдал и готов ли он прислушаться. Но когда мы говорим про запускающиеся проекты, то там обычно все всем занимаются :) 

Я думаю, что бренд-менеджер должен был бы приложить свои скиллы исследования аудитории (кастдева) к тому, чтобы проверить гипотезу — а мы точно не ошиблись с тем, что этим людям это нужно?

Правильно понять, что проверить и как проверить: проблемки, опросы, наблюдения, кабинетные исследования. Можно было бы поискать варианты других сегментов.

В общем тут работа с валидацией идеи и валидацией сегментов аудитории вышла бы на первый план. 

По сути это те же компетенции бренд-менеджера, но совсем под другим углом. Не попытка ответить на вопрос «Как позиционировать?», а желание ответить на вопрос «А что, собственно, позиционировать? Точно это? Точно для этих?».

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Быстряков

Рекламировать (брендировать, продвигать) надо то, что и без рекламы хорошо продается.

Брендинг, маркетинг не создает ценность, а усиливает.

А если ценность (для потребителя, а не в голове предпринимателя) = 0, то сколько на ноль не умножай, то получишь - 0

Ответить
Развернуть ветку
Константин Быстряков

Кстати, у большого бизнеса такие же проблемы, как и у малого.

Для примера - Google - у них есть большое кладбище проектов, которые они бодро начали но не смогли развить.

Помните, Гугл делал свою социальную сеть :)

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда