{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}

Фейкньюз: почему они опасны и как им противостоять

Поглощение информации давно стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И точно так же, как мы стараемся питаться здоровой и полезной пищей, так и с новостями: не стоит забивать голову всяким мусором.

Культура информационной гигиены, к сожалению, только набирает обороты. Поэтому большинство интернет-пользователей просто не знают, как распознать вброс и ложь в СМИ. и перестать быть объектом для манипуляций.

О том, почему важно уметь распознавать фейк-ньюс, как они распространяются и как им противостоять рассказывают специалисты платформы контент-маркетинга PRNEWS.IO.

В чем опасность?

Каждый день мы сталкиваемся с потоком информации. Она может быть противоречивой, пугающей, абсурдной. И, даже если на первый взгляд кажется, что это никоим образом не сказывается на обычной жизни, то это далеко не так.

Систематическая и продуманная «бомбардировка» фейками сеет панику, тревогу и чувство неопределенности. Вводит людей в заблуждение и подталкивает к неразумным и, часто небезопасным, действиям. Ситуация усугубляется и скоростью распространения лживой информации. Не зная, как проверять факты и как распознать фейк, люди пересылают «шокирующие» истории родным, и фейки быстро захватывают медиапространство.

Нередко даже уважаемые СМИ невольно распространяют фейки: в погоне за трафиком и желанием запрыгнуть в уходящий поезд тренда, журналисты могут опубликовать материал, предварительно не проверив его достоверность или сделав это впопыхах.

И если легкое чувство тревоги после прочтения таких новостей можно считать чем-то незначительным, то реальная паника и волнения среди населения могут обернуться необратимыми последствиями.

Например, прошлой весной некоторые страны столкнулись с тем, что люди... начали поджигать сотовые вышки. Произошло это после того, как в СМИ и социальных сетях стала распространяться информация о том, что на самом деле это 5G вышки и они, ни много, ни мало, распространяют коронавирус.

Также многие радостно подхватили новость о том, что водка помогает в лечении “короны”. Помимо того, что сам совет так себе, многие упустили возможность своевременно обратиться за медицинской помощью и начали самостоятельное лечение.

Еще один показательный случай пагубного влияния веры в конспирологические заметки случился за несколько лет до эпидемии - так называемый «Пиццагейт». Обычный американец, семьянин и отец двоих детей после прочтения новостей о том, что в пиццерии держат в заложниках детей для тайного ордена педофилов, устроил стрельбу в местной пиццерии Comet Ping Pong.

Естественно, никаких заложников, секретных туннелей в пиццерии не оказалось, но это все равно не переубедило нашего героя.

В итоге, как свидетельствует исследование Pew Research Center, столкнувшись с последствиями фейковых новостей, жители США поставили дезинформацию выше расизма, терроризма и нелегалов по уровню опасности для общества. И этому сложно что-то возразить.

Алгоритм создания

Разного рода манипуляции массовым сознанием существовали всегда. Но один из самых беспринципных (и действенных) приемов был отточен до совершенства во времена Третьего рейха. Он назывался «большая ложь». Как утверждает Википедия, Адольф Гитлер в книге «Моя борьба» описывает этот метод следующим образом: «ложь настолько огромная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже».

К сожалению, после падения Рейха этот метод так и не канул в небытие и по-прежнему активно используется.

Механизм работы принципа «большой лжи» описывает в своей книге «НЛО, Кеннеди, и Элвис: заговоры, в которые, чтобы поверить, необязательно быть сумасшедшим» Ричард Белзер. По его словам, люди поверят во что угодно, даже в самую крупную фальсификацию, если слышали ее достаточно часто.

Как и раньше, так и сегодня, фейкньюз создается по одному и тому же принципу. Максимально негативная, абсурдная информация, мимо которой нельзя пройти не среагировав на нее, регулярно распространяется в медиа-пространстве. Фейк всегда вызывает негативные сильные эмоции (страх, гнев, смятение, злость и пр.) и, как следствие, желание рассказать об этом, поделиться, вступить в дисккуссию.

Отлично иллюстрирует механику создания фейкньюз распространение информации о коронавирусе. Например, прошлой весной интернет вдоль и поперек обошла история Юры Климова из провинции Шэньчжэня.

Из всех мессенджеров, форумов и СМИ сыпались душераздирающие истории о «разъяснении для близких от молодого врача». Но что там было на самом деле? Был ли врач? Был ли сам Юра? Давайте разберем ситуацию пошагово.

Шаг 1. Нехватка информации порождает миф

В самом начале эпидемии, когда только были зарегистрированы первые случаи в Ухане, а китайское правительство не давало точной информации, начали появляться первые слухи и фейки.

Одним из таких стал текст псевдомедицинского характера с рекомендациями, как же победить неведомую хворь. В нем говорилось, что вирус погибает при температуре выше 26 градусов, а чтобы победить болезнь, необходимо пить много горячего и побольше сидеть на солнце.

Как обычно, преподносилось это не как «авось поможет, попробуйте», а как инсайдерская информация от “надежного источника” в виде сына сестры, которая работает в госпитале в Ухане. А всем известно, что «сыну маминой подруги» доверять можно. И нужно.

Шаг 2. Распространение мифа

Как и вирус, фейковые новости распространяются с удивительной скоростью. Так случилось с тем самым текстом. Его перевели в гугле, «сына сестры» заменили на «дядю и племянника», и фейк начал триумфальное шествие по русскоязычным ресурсам: социальным сетям, группам в мессенджерах, форумах и СМИ третьего эшелона.

Шаг 3. Детали и персонализация

Постепенно история обрастала новыми подробностями, становилась ближе менталитету жителей России. Из коротенькой истории на китайском языке, она превращается практически в булгаковский рассказ о молодом российском враче Юре Климове из госпиталя Уханя, кладезе знаний и светоче надежды.

Шаг 4. Максимальное поражение

Когда безликая история обретает человеческое лицо, скорость ее распространения возрастает многократно, ведь намного больше доверия вызывают слова “конкретного человека”. Так устроена человеческая психология, так истории проще сопереживать и об этом хочется рассказать.

Поэтому на этом этапе фейки обычно выходят за пределы соцсетей и третьесортных СМИ и попадают во вполне приличные издания. По аналогичной схеме распространяются все фейковые материалы.

Как распознать фейк

К сожалению, Билл Гейтс еще не придумал чип, который распознавал бы фейки. Поэтому полагаться стоит только на свое критическое мышление и базовые принципы информационной гигиены.

В июне текущего года компания PRNEWS.IO провела собственное исследование, в результате которого мы узнали, что новостному контенту доверяет 57,1%, а проверяет, ищет первоисточники и дополнительные факты — 42,9% респондентов.

Стоит отметить, что опрос проводился среди специалистов из сферы PR, маркетинга и рекламы, журналистики, e-commerce, мобильной связи, SMM, финансов, юриспруденции и образования.

Они выделили для себя несколько ярких маркеров, по которым они определяют, фейк перед ними или нет:

  • нет официального источника информации;
  • не указан автор;
  • подозрительный домен (если новость подается от лица государственного учреждения, компании, персоны);
  • провокационный и слишком эмоциональный заголовок;
  • передергивание событий и сомнительные факты;
  • текст категоричен, преподносит только одну точку зрения.

Если хотя бы один пункт встречается в материале, это повод остановиться на минуту и перепроверить информацию. Вот какие вопросы можно себе задать:

Что мы знаем о первоисточнике? Назвал ли нам автор статьи имя ученого или инсайдера, «близкого к правительственным кругам»? Но вот что стоит помнить: по стандартам журналистики, автор может не называть источник информации, ради его безопасности.

Также создатели фейк-ньюс могут сами создавать первоисточники новостей, но они действуют только на момент написания новости и быстро исчезают.

Почему мы должны верить авторитетным людям? Если в материале используется формулировка «эксперты заявили», «исследователи сообщили», то велика вероятность, что материал либо фейковый, либо недостаточно профессионален.

Это и есть ваши факты? Факты можно и нужно проверять. Иногда под их видом подаются домыслы автора и манипуляции. Иногда это неприкрытая ложь и обобщения, которые видно сразу. А иногда и хитровыдуманные и полностью сфабрикованные данные, которые выглядят очень натурально. Единственный способ их различать — всегда проверять.

Пытаются ли выжать из меня эмоцию? Главная задача новостного материала — донести актуальную и точную информацию. Даже если происходит что-то немыслимо страшное (атака зомби, вторжение инопланетян) СМИ должны говорить об этом беспристрастно.

Поэтому когда в тексте используются эмоционально окрашенные слова («Шок-контент», «Обвал евро не за горами»), это признак манипуляции.

Какое мнение оппонентов? Если в материале подается информация с определенного угла, и не показана другая точка зрения, то скорее всего это кому-то выгодно.

Откуда источники информации? Самыми надежными источниками принято считать официальные сайты государственных учреждений, независимые информационные агентства и центральные новостные СМИ.

Только после того, как нашли ответы хотя бы на некоторые вопросы, можно принимать решение, что делать с прочитанным материалом. Стоит ли отправлять его другу или в родительский чатик школы.

Резюме

Критическое мышление, умение анализировать информацию и способность сохранить беспристрастность, когда остальные начали паниковать — навыки, которые можно и нужно тренировать.Стоит привить себе привычку не верить любому печатному слову, перепроверять информацию и всегда составлять собственное мнение.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Ритейл в VR

Retail VR позволяет покупателям размещать 3D-модели продуктов в магазине перед покупкой. Покупатели могут получить доступ к этой визуализации дополненной реальности (AR) через камеры своих смартфонов, чтобы накладывать AR-контент непосредственно в точке продажи покупателей (POS). Компания пространственных данных Matterport усердно работает над…

Я не смог найти работу, поэтому создал сервис для поиска стажировок и вакансий для молодых специалистов

Привет! Меня зовут Коля. Я создал сервис «Юниор» для поиска стажировок и вакансия для начинающих специалистов. В этой статье я расскажу, почему это важно и как развиваю сервис.

Я запарился искать цветовые палитры и создал Palitra App

Есть такая проблема как найти цветовую палитру. Да существует множество сайтов с готовыми цветовыми палитрами, но они предлагают ограниченный набор палитр и нет отсылки/референса, вдохновления.

От техподдержки через переводчик до главного канала продаж

Как изменился «AliExpress Россия»: рассказывают «старички» маркетплейса.

Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и скидками для читателей vc.ru!

Биржевой стакан в мобильном приложении БКС Мир инвестиций
Просмотр сетки ордеров
С днём рождения, NTA!
Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

null