{"id":13644,"url":"\/distributions\/13644\/click?bit=1&hash=9290e4cf11a7a869c6fbc4c2607266f4857135ff123d633d2957e852b38ef45e","title":"\u0421\u043a\u043e\u0440\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044e","buttonText":"\u0414\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0434\u0432\u0435!","imageUuid":"344f6cd6-515f-5194-8b6c-b1f8d442242b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Alexey Laptev

Как заработать на SAAS. Шаг 2: настройка базовой сквозной аналитики и CRM

Всем привет, меня зовут Лаптев Алексей. Продолжаю рассказ, как с нуля поднять новый сервис всех интеграций Api Monster. Сегодня поговорим, как настроить базовую аналитику в любом SAAS-сервисе.

Что важно анализировать в SAAS?

Практика показывает, что на старте важны следующие метрики:

  1. Количество регистраций
  2. Количество продаж
  3. Понять что надо клиентам - общение/CJM

Все: )

Остальные метрики это лишь попытки поднять эти 3 метрики. Не стоит на старте тратить время на сложную аналитику. Чем сложнее метрика, тем меньше от нее пользы обычно.

Дисклеймер

Инструкция дана с точки зрения как сделать быстро и очень круто, а не как сделать бесплатно и/или очень долго. Поэтому часть задач пропущена в бесплатных сервисах и делегирована платным.

Смысл процессов от выбора набора сервисов не меняется, меняются только сроки и себестоимость реализации.

Типовое техническое задание

  1. Подключить сервис к основным сервисам аналитики — Яндекс Метрика, Google Analytics и Facebook
  2. Подключить сервис к CRM
  3. Подключить сквозную аналитику, вывести на дашборды ключевые бизнес метрики: как там реклама работает, менеджеры, как растем каждый месяц.

Настройка бесплатных сервисов аналитики

Установка счетчиков

Тут все просто — ставим в код сайта счетчики всех аналитических систем, которые вам нужны.

Необходимый минимум:

  1. Яндекс Метрика
  2. Google Analytics
  3. Facebook

Даже если не планируете там что-то серьезно анализировать, пусть данные копятся до того момента как созреете, а этот момент настанет.

Настройка целей

Типовые цели:

  1. Регистрация, url страницы содержит is_register=1
  2. Покупка, url страницы содержит is_purchase=1, например при возврате с платежного шлюза

Цели не будут совпадать 1 в 1 с реальными регистрациями и продажами из-за ложных срабатываний или не срабатываний вообще, но примерное представление об эффективности источников дадут.

Цели нужно настроить в сервисах:

  1. Яндекс Метрика
  2. Google Analytics
  3. Facebook

Другие цели настраивать не надо, особенно мелочные, уровня нажал кнопку в футере.

Пользы никакой.

Подключение CRM

Про CRM коротко, будет отдельная статья.

Выбор CRM

В SAAS простая структура сделок:

  1. Регистрация -> Новая сделка
  2. Покупка -> Новая сделка

Клиент 10 раз оплатил? Создали 10 сделок. Сразу видим повторные продажи и можно уже что-то анализировать, но об этом потом.

Для SAAS выбор CRM небольшой:

  1. AmoCRM
  2. Bitrix24

Остальные не рекомендую из-за сложностей с интеграциями. Сэкономите на стоимости CRM, потеряете значительно на разработке и костылях.

Но все же рекомендую AmoCRM по следующим причинам:

  1. Разделение на воронки
  2. Теггирование сделок для дополнительной сегментации
  3. Есть интеграции с большинством популярных сервисов
  4. Нет путаницы с лидами и сделками.
  5. Более приятный и понятный интерфейс, по сравнению с Bitrix24

Crm уровня AmoCRM/Bitrix24 не требует сложной интеграции. Достаточно зарегистрироваться и начать создавать сделки. Этого достаточно.

Ставить коробку и что-то там пилить свое - точно не нужно.

Подключение форм сайта к CRM

Все что нужно подключить — это форму регистрации, чтобы на каждого нового клиента сервиса заводилась сделка для дальнейшей обработки.

Опционально — какую-нибуть форму заявки.

Варианта реализации два:

  1. Напрячь программистов, чтобы они по апи закинули в CRM данные формы.
  2. Делегировать эту задачу внешнему сервису, который без программирования захватить данные с формы и отправит их в CRM.

Обычно вариант 1 занимает недели, задача не самая простая.

Если нужно побыстрому — рекомендую вариант 2.

Так получилось, что Api Monster является сервисом, который эту задачу может быстро решить. Сделаем через него.

План решения задачи такой:

  1. Установить код захватчика формы на сайт
  2. Прописать селекторы форм уровня "input#registrationform-email"
  3. Готово. Форма захвачена и готова отправлять данные в CRM

Примерно вот так (режим отладки):

Вживую можно тут посмотреть.

Настройка отправки формы в CRM через Api Monster и аналогичные сервисы выглядит примерно так:

Указываем какие поля из формы отправить в какие поля из CRM

Подключение платежей к CRM

CRM — это сервис управления продажами, поэтому надо обязательно продажи закидывать еще и туда, помимо биллинга.

Не нужно строить какую-то свою аналитику на основе биллинга, делегируйте аналитику продаж сервисам, которые на это заточены.

План такой:

  1. Отправить клиента в платежный шлюз (юмани и аналоги)
  2. Получить вебхук на факт платежа
  3. Обработать по логике своего биллинга
  4. Создать успешную сделку с контактами клиента и суммой платежа

Тут нам важен пункт 4.

Логика как с формой — нужно отправить email и сумму продажи в CRM.

Тут или сами реализуете или используете внешний сервис.

Например используя Api Monster, можно просто отправить POST запрос с данными о платеже на определенный URL и все.

Реализация — 10 строчек кода.

Далее вся логика отправки в CRM настраивается внутри Api Monster, без привязки к программистам.

Дать инструкции для директологов и таргетологов

UTM-метки!

Тут проблема в том, что пока вы запускаете сервис и у вас нет времени на аналитику, может пройти несколько месяцев времени.

А потом как вы до нее доберетесь, окажется что трафик был не размечен и данные не сходятся.

Вы потеряли несколько месяцев — поздравляю.

Поэтому не стоит слепо надеется на экспертизу подрядчика. Лучше потратить час времени и обозначить что должно быть в рекламных кампаниях, чем терять месяцы времени на повторный сбор данных.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно дать четкую инструкцию: во всех рекламных кампаниях делать грамотную разметку utm-метками.

Это просто и бесплатно, достаточно пользоваться генератором utm-меток.

Почему это важно, можно почитать здесь.

Общение с клиентами

Нужно быстрее запустить сервис и начать общение с клиентами для CJM. Для этого нужно им дать все возможности.

Онлайн-чат

Ставить обязательно, даже если лично вас он раздражает. Туда отлично пишут.

Рекомендую JivoSite.

Телефон на сайте

Канал не основной, но надо протестировать. Некоторым клиентам удобнее звонить.

Купить городской номер или 8800 с переадресацией на телефон продавца.

Чат в телегаме

Дать возможность высказаться в телеге. Работает.

Форма заявки на сайте

Помимо регистрации, можно предложить настройку или услугу под ключ.

Email

Надо. Пишут. Сделать 2: support* и sale*.

Учет заявок в CRM

Все эти каналы коммуникации подразумевают что заявок будет много, а регистраций — не очень.

Имеет смысл закидывать все заявки в отдельную воронку в CRM, чтобы не мешать с регистрациями и продажами.

В каждом сервисе обычно есть интеграция с AmoCRM или сервисом коннектором.

Сквозная аналитика

Задачи сквозной аналитики

  1. Отслеживать эффективность рекламных кампаний на основе точных данных о продажах из CRM, а не примерных из целей в метрике.
  2. Аналитика рекламных связок (как в арбитраже)
  3. Аналитика популярных страниц для оптимизации конверсии
  4. Продуктовая аналитика и динамика роста проекта по неделям и месяцам: трафик, заявки, продажи, средний чек, конверсия, roi/romi. На старте этого достаточно.
  5. Аналитика менеджеров: сколько обработано заявок/продаж в день/месяц, выручка, производительность, кто лениться, какой статус по последним клиентам.
  6. Комплексный контроль за подрядчиками, например вот так.

Подключение сквозной аналитики

Если бы не простота настройки, я бы этот пункт пропустил.

Делать это в Power BI или аналогах — это терять месяцы времени, пока там все данные на питоне вытащат и что-то нарисуют в дашбордах.

Проще по целям оценивать рекламу и в CRM смотреть продажи, хотя там и есть некоторые неудобства.

Но так получилось, что наш смежный сервис сквозной аналитики utmstat все эти задачи решает и настраивается за неделю под ключ.

Развивая utmstat как saas сервис, мы познали всю боль аналитики в CRM и бесплатных решениях, поэтому сделали отчеты, наиболее удобные на наш взгляд — чтобы просто открыть и посмотреть без каких либо технических работ.

Маркетинговая аналитика, продуктовая аналитика, аналитика менеджеров — все это есть из коробки.

В итоге без особых усилий получаем полноценный дашборд для контроля за сервисом:

Итого, что надо сделать

  1. Установить счетчики и настроить базовые цели.
  2. Подключить CRM к формам на сайте и платежам
  3. Разместить на сайте всевозможные средства связи.
  4. Подключить сквозную аналитику, если это будет быстро.

Предложенный вариант подключения способен решить данные задачи за 1-2 рабочих дня.

Реализовать можно в любом сервисе, устраивающим по срокам и стоимости.

Предыдущие статьи

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null