{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему дашборды есть, но ими не пользуются: 5 причин

В чем проблема?

Чаще всего дашборды разрабатывают для анализа продаж и маркетинга. Маркетологам и аналитикам бывает трудно донести результаты своей работы до команды и руководителей. Представить данные таким образом, чтобы они помогли ответить на все актуальные вопросы и принять нужные решения.

Для этого специалисты пишут аналитические отчеты или разрабатывают дашборды, чтобы коллеги сами могли находить нужные ответы. В каком-то смысле, это верхушка айсберга сложных аналитических процессов. Ведь именно отчетность и дашборды видны, понятны и "осязаемы" для других.

Однако зачастую руководители и сотрудники не пользуются дашбордами по причинам: неудобно, непонятно и "проще запросить табличку в Excel". Таким образом компания лишает себя возможности получать информацию в системном и комплексном виде. Ситуацию с продажами видят в урезанном формате или вовсе в виде электронного письма или сообщения в корпоративном мессенджере.

Такая компания не сможет стать по-настоящему успешной. Уровень аналитической культуры будет низким, многие решения будут приниматься на основании опыта и интуиции, а количество новых идей для роста будет кратно ниже, чем могло бы быть.

На основе нашего опыта в Datmark, мы составили свой топ-5 причин, при которых дашбордами перестают пользоваться, даже когда данные надежны, аналитики компетентны, а руководители пропагандируют цифровизацию.

Причина №1. Не призывают к действиям

Представьте, что вы едете в своей машине по трассе. Загорается лампочка "Низкое давление в шинах". Вы останавливаетесь на обочине и проверяете, какая именно шина спускает воздух. Находите, определяете, насколько критично текущее давление и решаете, стоит ли дальше ехать и с какой скоростью. Но что, если бы ваш автомобиль сам подсказал бы "В правом переднем колесе давление ниже на 17% от рекомендуемого. Вождение небезопасно, найдите сервис". Здорово, не так ли? И, на самом деле, это не требует сложных технических подходов. Нужные данные в системе автомобиля есть.

Но, вернемся к нашим дашбордам. Если значение конкретной метрики ниже планового или даже критического, не составит особого труда дать текстовую подсказку, что можно сделать. Если у вас есть возможность предусмотреть сложные древа условий, по которым будут формироваться рекомендации, то здорово. Но на деле будет достаточно подсказать, что следует проверить или к кому обратиться, чтобы разобраться в ситуации.

Ниже мы можем увидеть пример, что метрика Conversion rate просела за вчерашний день. Дашборд нам сразу рекомендует, что следует проверить.

Что даёт этот подход:

  • графики и цифры переводятся на человеческий язык
  • интуитивно понятные иконки и эмодзи помогают быстро воспринять ситуацию
  • и как следствие, сокращается время на принятие решений
Пример из проекта, реализованного в Microsoft Power BI

Причина №2. Не показывают эффект от изменений

Дашборды показывают состояние различных показателей. Среди них есть ключевые, например, объем продаж, маржинальность и объем прибыли. А также есть промежуточные: средний чек, кол-во заказов на 1 клиента, объем продаж на 1 клиента, коэффициент оттока клиентов и пр.

Предположим, на следующий год вам надо повысить продажи на 15%. Как вы это сделаете? Может быть за счет увеличения среднего чека? Или снижения оттока? А может быть вы выполните план за счет повышения эффективности маркетинга без увеличения бюджета? Основываясь на описании текущих показателей довольно сложно понять рычаги влияния на объем продаж.

Представьте, что в дашборде вы можете увидеть, как изменение одного показателя влияет на изменение другого. В таком случае вам значительно проще понять, как достичь нужных результатов и вы быстрее сможете найти в дашбордах новые гипотезы для роста.

Пример дашборда в Microsoft Power BI

Причина №3. Не вовлекают в процесс

Всю нашу жизнь мы играем. Даже бизнес – это игра. Если компания сможет использовать геймификацию в операционных задачах, то это будет совершенно новый опыт для всех.

Самые распространенные элементы геймификации в бизнесе это:

  • ограниченность времени на выполнение задачи
  • система бонусов и наград за достижение показателей

Наверняка в вашей команде или конкретном подразделении есть показатели, за которые они смогут получить или не получить бонусы. И все это четко привязано ко времени.

Попросите добавить в дашборд этого отдела процент выполнения плана, таймер обратного отсчета и подстегивающие комментарии-подсказки. Это способно пробудить игровой азарт при изучении дашбордов, а также заставит команду активнее искать в данных ответы на свои вопросы.

Пример дашборда в Microsoft Power BI

Причина №4. Тяжело воспринимаются

Типичная ошибка – это когда в одном листе пытаются уместить огромное количество показателей, таблиц и диаграмм. Чтобы просто разобраться в них, потребуется несколько минут, как минимум. Если вы заглядываете в этот дашборд раз в месяц, то каждый раз придется разбираться заново. Это снова время и мысленные усилия. Лучше это потратить на что-то более важное.

Каждая визуализация, каждая иконка и даже каждое слово – это информация, которую ваш мозг тратит для того, чтобы все воспринять. Вспомните концепцию Даниэля Канемана про две системы мышления, быструю и медленную. Подключение медленной системы стоит значительно бОльшей энергии. Если каждый раз так и происходит, то вероятность активного пользования сотрудников аналитикой резко снижается.

Вот несколько подходов, чтобы облегчить восприятие дашбордов:

  • Не больше 4 визуализаций на одном листе;
  • Текст зачастую можно заменить на иконку или изображение;
  • Изменение показателей можно выделять цветом или эмодзи, а не только в виде процентов;
  • Визуальное выделение ключевых показателей, на которые надо обращать внимание в первую очередь.

Причина №5. Выглядят непривлекательно и неаккуратно

В школе ученики, у которых тетради были аккуратнее оформлены, получают чуть более высокие оценки. У менеджеров по продажам, которые хорошо выглядят и одеваются лучше, продажи чуть выше. Мы всегда встречаем по одежке. А если "одежка" не самая аккуратная, то оказываемся склонны к предвзятости.

Если пользователь видит, что дашборд сверстан неаккуратно, если в цветовой гамме нет логики, если в нем нет дизайна и в принципе не соблюдаются основные UI/UX законы, то может возникнуть недоверие к данным. А это одна из самых критических проблем при построении аналитической культуры в компании. Если сотрудники и руководители не доверяют данным и ставят под сомнение их точность, качество сбора и расчеты, то переубедить их будет стоить огромных усилий.

Дашборд – это уже давно не просто статичная приборная доска. Это полноценный интерфейс для извлечения идей для развития из данных компании. И он просто обязан быть оформлен должным образом с привлечением UI/UX дизайнеров.

В конечном счете

Задачи дашбордов – это инициация действий, обоснование управленческих решений, корректировки стратегии и тактики. Чтобы дашборды в вашей компании работали, они должны вести пользователей, подсказывать, мотивировать, подталкивать к реализации свежих идей. Одной только качественной визуализации данных для этого недостаточно. Дашборды – это всё о восприятии. Отнеситесь к ним, как к полноценному интерфейсу, помощнику и вы сможете получить иной опыт взаимодействия с данными.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Yarik Elk

Причина №5 крайне важна! В своей практике не раз замечал это, при этом пользователи явно об этом никогда не говорят, потому что считают (или, скорее всего, это им вбили в голову окружающие), что "красивости" и "бантики" всегда второстепенны. Особенно, всякого рода интерфейсные прелести нравятся женщинам. Есть примеры, когда пользователи любили заходить в конкретный отчет (дашборд/прочее), потому что само нажатие кнопки формирования отчета сопровождалось приятным дизайнерским решением (минималистичная плавная анимация формы и цвета). Я сам не дизайнер интерфейсов, но при этом дико люблю красивый, приятный и лаконичный UI с хорошим UX (плавно перетекаем к сложности дашборда). А учитывая, что для целевой аудитории их рабочий инструмент маячит перед глазами почти каждый день, то привлекательная мордашка - это не просто слова, а уже больше психологическое состояние человека.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Отлично сказано!

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

красиво! и по делу.
на последнем скрине тоже PBI?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Да, тоже PBI

Ответить
Развернуть ветку
Чечёточник

Всегда умиляли эти сотые доли процентов на графиках. У вас там аналитика по Амазону что-ли, что важно показать изменение показателя на одну десятитысячную?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Очень важно

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Так может дашборд тогда и зарплату должен получать, если сотрудник не может проанализировать какие действия ему нужно предпринимать?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Сотрудник может не обладать знаниями аналитики, статистики и визуализацией данных. Люди склонны полагаться на интуицию, а еще они подвержены когнитивным искажениям. Поэтому платить надо аналитикам за то, что они готовят данные, на основе которых другие специалисты будут принимать взвешенные решения.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Киров

А можете дать ссылки на свои реальные отчеты посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Напишите в телеграм @nekrasovdy

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гусейнов

У менеджеров по продажам, которые хорошо выглядят и одеваются лучше, продажи чуть выше.... - бред полнейший:)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Некрасов

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гусейнов

Потому, что нет никакой связи между тем как выглядит или одевается человек и продажами. Коммуникабельность, грамотная речь, аналитические способности, умение вызвать доверие и интерес потенциального партнера - вот далеко не полный перечень необходимых качеств менеджера по продажам. Конечно если человек совершенно не следит за внешним видом и выглядит неряшливо - это большой минус, но о таких крайностях вроде речь не шла:)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда