{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как составить грамотное ТЗ на дизайн: подробная инструкция

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с задачами, для реализации которых необходим дизайн. Это может быть дизайн рекламного креатива (например, для таргетинга), сайта или страницы сайта, продукции компании.

Давайте разберемся вместе, что нужно добавить в ТЗ для дизайнера, чтобы получить прогнозируемый результат в означенный срок. У нас есть для вас подробная инструкция, основанная на многолетнем опыте.

Что дает грамотное ТЗ

Работа с дизайнером может вывести бизнес на новый уровень, а может обернуться для руководителя головной болью, сорванными проектами и потраченным впустую временем.

Грамотно составленное техзадание позволяет свести к минимуму непонимание между постановщиком задачи и исполнителем, помогая получить предсказуемый и эффективный результат. И, что немаловажно, сохранить нервы в целости.

Кто в команде

В создании дизайна принимают участие две стороны:

  • Руководитель. Человек, который ставит задачу специалисту или группе специалистов, контролирует ход ее выполнения и принимает результат. В роли руководителя может выступать владелец бизнеса или любое другое лицо, принимающее решения (маркетолог, директор по маркетингу и др.).
  • Исполнитель. Один или несколько специалистов, работающие инхаус или на аутсорсе. Это могут быть графические и UX/UI-дизайнеры, 3D-аниматоры, моушн-дизайнеры.

Для создания простых креативов (например, для тестирования рекламной кампании) привлекать отдельных специалистов необязательно. Маркетолог все может сделать сам. Достаточно уметь пользоваться Adobe Photoshop и освоить один из онлайн-сервисов графического дизайна: например, Canva или Crello.

Для выполнения более сложных задач (например, для создания оригинальной анимации на сайт или видео для рекламы) потребуется помощь узкого специалиста.

Что нужно знать ДО создания ТЗ

Перед тем, как ставить задачу дизайнеру, нужно разобраться, с какой маркетинговой базой предстоит работать. Для этого постарайтесь собрать информацию по следующим вопросам:

  • Что за продукт планируется продвигать?

У вас должно быть четкое представление о продукте, его преимуществах и особенностях.

  • Кто конкуренты и как они работают?

Разберитесь, кто продвигает аналогичные товары/услуги, какие каналы и способы продвижения для этого используются.

  • Для какой целевой аудитории предназначен продукт?

Составьте детальный портрет вашей целевой аудитории.

Дисклеймер. Не стоит ограничиваться набором сухих характеристик – пол, возраст, регион проживания. Согласитесь, что в категорию, например, мужчин 25-40 лет, проживающих в Москве и Московской области, попадают очень разные люди.

Как составить ТЗ

В понятное и эффективное техническое задание для дизайнера (и для других узких специалистов, таких как копирайтеры, контент-менеджеры, разработчики) нужно добавить следующую информацию↓

Чек-лист грамотного ТЗ

  • Вразумительный заголовок. Включите в него всю основную информацию: «кто исполнитель», «что должен сделать», «к какой дате нужно сделать».
  • Имя и фамилия исполнителя и его контакты. Укажите конкретного исполнителя.
  • Описание задачи. Составьте максимально детальное описание.
  • Исходная информация. Опишите продвигаемый товар/услугу, целевую аудиторию (ту, для которой создается креатив), ожидаемый результат.
  • Технические требования. Дайте четкий перечень технических свойств креатива и мест его размещения: формат, размер, расширение и т.п.
  • Общие требования. Приложите список всех требуемых характеристик креатива: цвета, шрифты, элементы и т.п.
  • Количество. Укажите точное количество необходимых креативов.
  • Примеры. Приложите к файлу референсы в виде скринов или ссылок.
  • Имя и фамилия постановщика задачи и его контакты. Чтобы исполнитель при необходимости мог уточнять задачу в ходе выполнения.
  • Срок выполнения. Укажите конкретные даты и время: дату постановки и дату окончания срока выполнения задачи.

Мы разобрались с основными пунктами, которые нужны в ТЗ для дизайнера. Также не лишним будет упомянуть программы и инструменты, которые могут понадобиться в процессе сборки задания.

Что понадобится?

Поговорим об инструментах, которые пригодятся при создании ТЗ. Мы в курсе, что никто не любит платные и сложные программы (которые устанавливаются только с помощью танцев с бубном). Поэтому разговор будет о простых и скорее всего уже знакомых вам инструментах.

Составить крутое ТЗ помогут:

  • Google Документы.

Можно использовать любой текстовый редактор, но Google Документы хороши тем, что дают возможность совместного доступа к создаваемым документам.

  • программа для создания скриншотов (например, удобные и бесплатные Joxi или Monosnap);

Скриншоты пригодятся для демонстрации приглянувшихся референсов конкурентов.

Подборка сайтов, попавших в топы Яндекса и Google по схожим с вашими запросам, понадобится для выявления самых высокоранжируемых конкурентов. У них можно подглядеть что-нибудь интересное: оригинальный рекламный баннер, интересный способ показа кейсов и др (в зависимости от задачи).

Для большей наглядности после создания текстового ТЗ можно собрать для дизайнера макет рекламного креатива, страницы или даже сайта. Так вы точно сможете быть уверены, что вас правильно поймут.

  • немного времени и терпения.

Дисклеймер. Любой инструмент из предложенных можно заменить на знакомую вам альтернативу.

Заголовок

При взгляде на заголовок должно быть ясно: «в чем суть задачи», «кому она поставлена», «к какому времени должна быть выполнена и сдана».

В заголовок добавляем:

  • дату постановки задачи и дату дедлайна;
  • суть задачи;
  • ответственное за выполнение лицо.

Имя и фамилия исполнителя и его контакты

Укажите фамилию и имя лица, ответственного за выполнение задачи, а также его контакты для связи. Особенно этот пункт важен в случае, если вы работаете с большим числом специалистов на аутсорсе.

Описание задачи

Четко сформулируйте задачу:

  • Продумайте и внятно изложите идею. Не пишите сложно и витиевато, – старайтесь выражаться максимально понятно.
  • Заранее подготовьте контент (например, написанный копирайтером текст) и примерную схему креатива. В схеме отразите наиболее важные блоки информации, их примерную компоновку.

Дисклеймер. Схема креатива – это не дизайн. Это способ наглядно продемонстрировать идею дизайнеру. Дизайнер может видоизменять и переставлять информационные блоки по своему усмотрению.

Исходная информация

Специалисту нужно предоставить все исходные данные, которые понадобятся для выполнения задачи:

  • Сформулируйте конкретную цель, обозначив ожидаемый от креатива результат. Это может быть переход на сайт, регистрация на онлайн-мероприятие, подписка на email-рассылку или канал и т.п. Например, цель может звучать: «заполнение брифа на сайте владельцами бизнеса и руководителями компаний в сфере агропромышленности, энергетики, транспортной логистики и производства».
  • Опишите ЦА, для которой создается креатив. Укажите пол, возраст, регион проживания, сферу деятельности, должность и уровень дохода целевой аудитории, а также ее интересы, страхи, боли.
  • Приведите список основных конкурентов. У них можно подсмотреть интересные идеи.
  • Детально опишите продукт.
  • Дайте доступ ко всем материалам, которые могут понадобиться: логотипы, фото с уже проведенных фотосессий, гайдлайн, брендбук и т.п.

Технические требования

Рекламные креативы различаются по техническим характеристикам на:

  • статичные изображения;
  • GIF-анимация и анимационная графика (моушн-дизайн);
  • видео (со звуком/без, с субтитрами/без, со спецэффектами/без).

При создании креативов важно учитывать их специфические параметры.

Чтобы дизайнер точнее выполнил задачу, добавьте в ТЗ следующую информацию:

  • площадка, на которой будет размещен креатив (например, YouTube);
  • формат (например, MPEG4);
  • размер;
  • расширение;
  • вес файла;
  • количество кадров в секунду;
  • все остальное, что посчитаете важным.

Общие требования

Чем точнее будут указаны требования к дизайну, тем более соответствующий ожиданиям результат вы получите в итоге. Не лишним будет добавить следующие пояснения:

  • графика (растровая или векторная);
  • цветовая гамма (либо ссылка на брендбук/гайдлайн клиента, либо конкретные цвета в формате #rrggbb);
  • шрифты;
  • наличие и требования к размещению логотипа, элементов фирстиля;
  • размещаемый текст;
  • другие важные детали, которые нужно акцентировать при создании вашего креатива.

Количество

Укажите точное количество креативов, которые вам нужны. Если количество не указано или указан диапазон – например, 5-10 креативов – велика вероятность получить работу, выполненную по минимуму.

Примеры

Будет круто, если вы добавите в ТЗ для дизайнера примеры (их еще называют аналогами или референсами), то есть креативы конкурентов, на которые специалист сможет опираться в ходе выполнения задачи.

ФИО постановщика задачи и его контактные данные

Укажите свои (если сами ставите задачу) имя и фамилию, а также данные, с помощью которых исполнитель сможет с вами связаться: чтобы уточнить детали задания или отчитаться о выполнении.

Бонус: как ставить задачи так, чтобы людям было комфортно

Неконкретное, неясное техзадание дает исполнителю возможность истолковать задачу на свой лад. В результате чего постановщик задачи будет неприятно удивлен, когда результат окажется далек от его ожиданий. Однако излишне перегружать ТЗ тоже не стоит: легко перестараться, не оставив специалисту пространства для творческого полета.

Чтобы сотрудничество с дизайнером было не только эффективным, но еще и приятным для обеих сторон, мы решили добавить несколько полезных коммуникационных хаков.

  • Сделайте дизайнера полноценным участником работы, а не исполнителем.

Постарайтесь привлечь дизайнера к обсуждению задачи: предложите поучаствовать в принятии решений, поделиться мнением.

  • Держите в курсе.

По возможности рассказывайте специалистам, как дела у проектов после релиза. Принесли ли ожидаемый результат те решения, которые дизайнер добавил по ходу работы? Что пользователям понравилось, а что нет? Обратная связь поможет специалисту в дальнейшем развитии нужных навыков, даст понимание, куда двигаться.

  • Говорите о срочных задачах без обиняков.

Горящая и неприятная задача? Предложите исполнителю помощь, а не притворяйтесь, что ничего не происходит. Проявите участие.

  • Интересуйтесь.

Узнайте, что интересно дизайнеру, какая сфера деятельности привлекает его больше прочих. Какие задачи он выполняет с радостью, а какие просто потому, что нужно? Что у него получается, а где он видит точки роста? Ощущение ценности и важности сотрудника дорогого стоит.

Итоги

Не пожалейте времени на составление продуманного и подробного техзадания на дизайн. Не поленитесь и проверьте свое ТЗ перед отправкой исполнителю по нашему Чек-листу. Ведь лучше потратить пару часов на постановку задачи, чем получить кота в мешке (и заплатить за него).

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Ovchinnikov

Из личного опыта. Предоставляю исполнителю (дизайнеру) свободу работы полагаясь на ранее представленную блок-схему страницы.

Ответить
Развернуть ветку
VALERIE RUTSKAYA

Добрый день, а подскажите, пожалуйста, где у вас выполнена схема та, что слева? Что за программа или это нарисовано?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Ovchinnikov

Добрый. Не самый удобный сервис, но на тот момент был под рукой и назывался draw.io Сейчас это app.diagrams.net

Ответить
Развернуть ветку
VALERIE RUTSKAYA

Круто! Спасибо вам большое! Хорошего дня!

Ответить
Развернуть ветку
Щербакова Светлана

это вы за него прототип сделали ;) помогли исполнителю по доброте душевной! вобще по-хорошему первая и главная часть любого дизайна - это UX аналитика и создание как раз прототипа будущего сайта, а уж потом на его основе - создание креативной UI концепции и дизайн-системы ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Allitec logistics

Дайте мне того маркетолога, который умеет пользоваться Adobe Photoshop)))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Цветков

И я того же мнения. Не хватало ещё заниматься макетированием! Наверное, тогда дизайнер будет разрабатывать стратегию и по. В крупных Ко держат по несколько дизайнеров для решения задач разной сложности, в штате. У меня работает 2 дизайнера на аутсорсе - разделено для сложных и для технических задач. Из неудобств на аутсорсе плохо, что надо тратить время на тех задание в письм виде. Если бы Диз р сидел в отделе, можно дать распоряжение устно. Но чтобы маркетолог делал ещё и дизайн - увольте. Итак многорукий многоног.

Ответить
Развернуть ветку
Щербакова Светлана

в нашей сфере маркетолог должен знать основы дизайна или хотя бы понимать, какой сейчас в тренде и востребован, чтобы добиться от дизайнера того, что нужно. Так же как и дизайнер должен знать основы маркетинга для качественного выполнения своей работы ;) по опыту - так командная работа строится качественнее и процессы идут быстрее!

Ответить
Развернуть ветку
Щербакова Светлана

у нас только такие ;)

Ответить
Развернуть ветку
ITSOFT

Сталкиваемся с подобными вопросами по техзаданию на разработку сайта. Хорошо, что подняли тему. Ну, и исполнители должны быть на высоте. Киса и Ося не дадут соврать.

Ответить
Развернуть ветку
Щербакова Светлана

да, тема животрепещущая. Рады, что оценили!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Щербакова Светлана

Делимся своим опытом, надеемся, будет полезно ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Щербакова Светлана

..

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда