{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?

Согласитесь, глупо говорить о самозанятости как просто об удобном налоговом режиме. Это еще и четкий критерий, выделяющий определенную группу людей. Говоря языком маркетологов, самозанятые стали целевой аудиторией для других бизнесов.

И у меня возник вопрос: в какой категории самозанятых/ их нише кроется сейчас голубой океан для бизнеса?

Если вы - самозанятый, то подскажите: какого сервиса вам не хватает?

Немного вводных

Для начала посмотрю со своей колокольни. У меня два бизнеса: платежный сервис RBK.money и IT-компания Osnova, чей флагманский продукт – платежный процессинг на открытом ПО – позволяет нашим клиентам разворачивать собственную платежную инфраструктуру, создавать свои финтех-продукты. Поэтому смотрю с точки зрения тех, кто предоставляет платежные сервисы для самозанятых.

Сейчас ситуация такая. Есть прибыльный сегмент - корпоративные клиенты и есть массовый сегмент – ИП и вот уже два года самозанятые. И всех нужно обеспечить полным набором услуг, выстроив целую экосистему с теми сервисами, которые для этих категорий актуальны.

Однако самозанятые до сих пор относятся к категории underbanked, то есть «недообслуженных» банками. Причина проста: банки, особенно крупные, фокусируются на массовых сегментах и стандартных операциях, что позволяет им достигать максимальной рентабельности за счет внедрения типовых продуктов. Нишевые же рынки требуют особых решений, которые учитывают специфику сегмента.

Кто сейчас работает на самозанятых? Некоторые банки: Альфа-Банк, Сбербанк, НКО «Монета», Банк 131, МТС Банк, Совкомбанк, TalkBank, Тинькофф, APIBank. На конец 2020 их было всего 15, сколько сейчас – не нашел. И немного внебанковских сервисов: Рокет Ворк, QIWI, Консоль, JumpFinance, Qugo, Самозанятые.рф – из самых известных.

И это удивительно, учитывая, что сегмент самозанятых – мечта предпринимателя и маркетолога. Он имеет четкие характеристики, его потребности легко описать, customer research провести проще простого и самое главное – он растет стахановскими темпами.

А какой там потенциал?

В масштабах всей страны этот налоговый режим был запущен с 2020-го, на конец июня 2021 мы имеем уже 2.5 млн самозанятых, и их число, по данным ФНС, ежедневно увеличивается на 5.5 тыс. А по ряду оценок, число россиян, которые сейчас получают доходы не по трудовому договору и в перспективе могут перейти в самозанятые, — порядка 20-25 млн. Приплюсуйте сюда тех, кто, наоборот, хочет выйти из найма, но не заморачиваться с ИП. Многочисленные фрилансеры, айтишники, репетиторы, консультанты, всевозможные специалисты, которые устали быть в рамках одной компании.

В начале 2020 был вал публикаций, в которых все банки как один демонстрировали интерес к этой категории. ИП – тренд снижающийся, самозанятые – растущий. Но интерес интересом, а подключить новый клиентский сегмент к уже существующей инфраструктуре так просто не вышло. Новый сегмент требует обслуживания именно своих потребностей:

выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложениипуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых тратпомощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

  • выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложении

  • пуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых трат

  • помощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

В 2020-м году на первом хакатоне по разработке сервисов для самозанятых SMZ Hack гран-при взяли полнофункциональные сервисы для водителей такси и доставки, где была реализована кастомная продуктовая разработка, учитывающая всю специфику водительского функционала: регистрация, получение заказов, получение оплаты за заказы, уплата налога, участие в системе рейтингов и многое другое.

Собственно, этот сектор первым получил полный набор функций в приложениях для работы самозанятых граждан. А список работ и услуг в приложении «Мой налог», которые могут оформить самозанятость, насчитывает более 100 видов. По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу.

Что люди говорят

Задав этот вопрос у себя в фейсбуке, я получил очень разные ответы, но даже в них видна тенденция:

  • сервис для развития новых каналов продаж, особенно заточенные под one man show

  • сервис, помогающий обеспечить стабильный поток клиентов в “моей” нише, чтобы была уверенность в завтрашнем дне
  • маркетплейс или агрегатор, заточенный под определенную нишу самозанятых
  • сервис для организации самостоятельной пенсии и медстраховки (по типу найма)
  • сервисы для кредитования

Мой прогноз

В этой сфере деньги «лежат» в двух местах:

  • полноценные платформы для работы самозанятых со своими клиентами по типу таксишных, но в своей сфере. Платформа для программистов, репетиторов, фрилансеров, курьеров. Сейчас здесь есть больше 40-ка профессиональных площадок, через которые самозанятые могут уплачивать налог на профессиональный доход, от бирж услуг до ЯндексДзена, Достависты и др. Но это одна узкая функция. А нужен комплекс, который полностью закроет потребности самозанятых в какой-то нише.
  • развитие новых каналов продаж, «заточенных» и адаптированных под потребности самозанятых в определенной нише. Решения для соцсетей, для мессенджеров, чат-боты, нишевые P2P-сервисы для профессиональных сообществ.

Как вы считаете, в какую нишу самозанятых надо быстрее заходить с такими сервисами? А если вы сами из этой категории, чего вам не хватает для «бизнес-счастья»?)

0
129 комментариев
Написать комментарий...
Alecs Proz

Тинькофф - не умеет работать с оплатой товаров самозанятых в интернет магазине. Прошло полгода, как им писал об этом, но как и полагается "техничному финтеху" - все на том же уровне. 
Альфа банк - кажется вообще не понимает на мой взгляд что самозанятые появились. Там много громких слов и предложений, но на деле - пустое. 
Они в списке лишние, просто принимать деньги - это не работа с самозанятыми. 

В ваших предложениях не вижу тоже решений. Какие накопления на пенсию? Это здравомыслящий человек создаст себе сам. Площадки - да их валом. Стабильный поток клиентов обеспечит не сервис, а репутация. 

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Здравствуйте!
Чего именно не хватает в работе самозанятых у нас?

Ответить
Развернуть ветку
Alecs Proz

Например при ипотеке - банку бы не помешало знать, что самозанятые существуют и имеют доход. Про остальное говорить вообще наверно не стоит. Если вы не заметили что появились самозанятые, не понимаете что такое справка о доходах самозанятого, когда деньги дохода идут в ваш банк - о каком уровне "не хватает" вы спрашиваете? 

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Сейчас самозанятым мы пока выдаём только кредитные карты, остальные кредитные продукты позже также планируем добавить

Ответить
Развернуть ветку
Alecs Proz

Я как самозанятый вообще не заинтересован в ваших кредитных картах. Я умею считать и мне они невыгодны. Своих средств хватает. А вот например взять ипотеку или получить способ оплаты товаров в интернет магазине мне бы пригодился. Ипотека для того, чтобы просто часть средств своих оставить свободными. И при этом вам без разницы самозанятый я или вообще безработный - карту вы дадите любому, вам лишь бы срубить процент. Вот и выходит ситуация, что нет ничего у вас для самозанятых. Рынок свой вы не знаете и не понимаете. А то что планируете - планировать надо было 3-4 года назад, когда слово самозанятый появилось. 

Ответить
Развернуть ветку
126 комментариев
Раскрывать всегда