{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?

Согласитесь, глупо говорить о самозанятости как просто об удобном налоговом режиме. Это еще и четкий критерий, выделяющий определенную группу людей. Говоря языком маркетологов, самозанятые стали целевой аудиторией для других бизнесов.

И у меня возник вопрос: в какой категории самозанятых/ их нише кроется сейчас голубой океан для бизнеса?

Если вы - самозанятый, то подскажите: какого сервиса вам не хватает?

Немного вводных

Для начала посмотрю со своей колокольни. У меня два бизнеса: платежный сервис RBK.money и IT-компания Osnova, чей флагманский продукт – платежный процессинг на открытом ПО – позволяет нашим клиентам разворачивать собственную платежную инфраструктуру, создавать свои финтех-продукты. Поэтому смотрю с точки зрения тех, кто предоставляет платежные сервисы для самозанятых.

Сейчас ситуация такая. Есть прибыльный сегмент - корпоративные клиенты и есть массовый сегмент – ИП и вот уже два года самозанятые. И всех нужно обеспечить полным набором услуг, выстроив целую экосистему с теми сервисами, которые для этих категорий актуальны.

Однако самозанятые до сих пор относятся к категории underbanked, то есть «недообслуженных» банками. Причина проста: банки, особенно крупные, фокусируются на массовых сегментах и стандартных операциях, что позволяет им достигать максимальной рентабельности за счет внедрения типовых продуктов. Нишевые же рынки требуют особых решений, которые учитывают специфику сегмента.

Кто сейчас работает на самозанятых? Некоторые банки: Альфа-Банк, Сбербанк, НКО «Монета», Банк 131, МТС Банк, Совкомбанк, TalkBank, Тинькофф, APIBank. На конец 2020 их было всего 15, сколько сейчас – не нашел. И немного внебанковских сервисов: Рокет Ворк, QIWI, Консоль, JumpFinance, Qugo, Самозанятые.рф – из самых известных.

И это удивительно, учитывая, что сегмент самозанятых – мечта предпринимателя и маркетолога. Он имеет четкие характеристики, его потребности легко описать, customer research провести проще простого и самое главное – он растет стахановскими темпами.

А какой там потенциал?

В масштабах всей страны этот налоговый режим был запущен с 2020-го, на конец июня 2021 мы имеем уже 2.5 млн самозанятых, и их число, по данным ФНС, ежедневно увеличивается на 5.5 тыс. А по ряду оценок, число россиян, которые сейчас получают доходы не по трудовому договору и в перспективе могут перейти в самозанятые, — порядка 20-25 млн. Приплюсуйте сюда тех, кто, наоборот, хочет выйти из найма, но не заморачиваться с ИП. Многочисленные фрилансеры, айтишники, репетиторы, консультанты, всевозможные специалисты, которые устали быть в рамках одной компании.

В начале 2020 был вал публикаций, в которых все банки как один демонстрировали интерес к этой категории. ИП – тренд снижающийся, самозанятые – растущий. Но интерес интересом, а подключить новый клиентский сегмент к уже существующей инфраструктуре так просто не вышло. Новый сегмент требует обслуживания именно своих потребностей:

выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложениипуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых тратпомощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

  • выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложении

  • пуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых трат

  • помощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

В 2020-м году на первом хакатоне по разработке сервисов для самозанятых SMZ Hack гран-при взяли полнофункциональные сервисы для водителей такси и доставки, где была реализована кастомная продуктовая разработка, учитывающая всю специфику водительского функционала: регистрация, получение заказов, получение оплаты за заказы, уплата налога, участие в системе рейтингов и многое другое.

Собственно, этот сектор первым получил полный набор функций в приложениях для работы самозанятых граждан. А список работ и услуг в приложении «Мой налог», которые могут оформить самозанятость, насчитывает более 100 видов. По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу.

Что люди говорят

Задав этот вопрос у себя в фейсбуке, я получил очень разные ответы, но даже в них видна тенденция:

  • сервис для развития новых каналов продаж, особенно заточенные под one man show

  • сервис, помогающий обеспечить стабильный поток клиентов в “моей” нише, чтобы была уверенность в завтрашнем дне
  • маркетплейс или агрегатор, заточенный под определенную нишу самозанятых
  • сервис для организации самостоятельной пенсии и медстраховки (по типу найма)
  • сервисы для кредитования

Мой прогноз

В этой сфере деньги «лежат» в двух местах:

  • полноценные платформы для работы самозанятых со своими клиентами по типу таксишных, но в своей сфере. Платформа для программистов, репетиторов, фрилансеров, курьеров. Сейчас здесь есть больше 40-ка профессиональных площадок, через которые самозанятые могут уплачивать налог на профессиональный доход, от бирж услуг до ЯндексДзена, Достависты и др. Но это одна узкая функция. А нужен комплекс, который полностью закроет потребности самозанятых в какой-то нише.
  • развитие новых каналов продаж, «заточенных» и адаптированных под потребности самозанятых в определенной нише. Решения для соцсетей, для мессенджеров, чат-боты, нишевые P2P-сервисы для профессиональных сообществ.

Как вы считаете, в какую нишу самозанятых надо быстрее заходить с такими сервисами? А если вы сами из этой категории, чего вам не хватает для «бизнес-счастья»?)

0
129 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

Да, в эту сторону активно смотрим. Финтех гораздо гибче банков, но у нас до сих пор на многие даже простые операции нужны банковская лицензия, поэтому без банка далеко не уедешь. 
Управление продажами - отличная тема для разработки, важно, чтобы потом интеграция с банком хорошо прошла, а это всегда заковыристый вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
126 комментариев
Раскрывать всегда