{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?

Согласитесь, глупо говорить о самозанятости как просто об удобном налоговом режиме. Это еще и четкий критерий, выделяющий определенную группу людей. Говоря языком маркетологов, самозанятые стали целевой аудиторией для других бизнесов.

И у меня возник вопрос: в какой категории самозанятых/ их нише кроется сейчас голубой океан для бизнеса?

Если вы - самозанятый, то подскажите: какого сервиса вам не хватает?

Немного вводных

Для начала посмотрю со своей колокольни. У меня два бизнеса: платежный сервис RBK.money и IT-компания Osnova, чей флагманский продукт – платежный процессинг на открытом ПО – позволяет нашим клиентам разворачивать собственную платежную инфраструктуру, создавать свои финтех-продукты. Поэтому смотрю с точки зрения тех, кто предоставляет платежные сервисы для самозанятых.

Сейчас ситуация такая. Есть прибыльный сегмент - корпоративные клиенты и есть массовый сегмент – ИП и вот уже два года самозанятые. И всех нужно обеспечить полным набором услуг, выстроив целую экосистему с теми сервисами, которые для этих категорий актуальны.

Однако самозанятые до сих пор относятся к категории underbanked, то есть «недообслуженных» банками. Причина проста: банки, особенно крупные, фокусируются на массовых сегментах и стандартных операциях, что позволяет им достигать максимальной рентабельности за счет внедрения типовых продуктов. Нишевые же рынки требуют особых решений, которые учитывают специфику сегмента.

Кто сейчас работает на самозанятых? Некоторые банки: Альфа-Банк, Сбербанк, НКО «Монета», Банк 131, МТС Банк, Совкомбанк, TalkBank, Тинькофф, APIBank. На конец 2020 их было всего 15, сколько сейчас – не нашел. И немного внебанковских сервисов: Рокет Ворк, QIWI, Консоль, JumpFinance, Qugo, Самозанятые.рф – из самых известных.

И это удивительно, учитывая, что сегмент самозанятых – мечта предпринимателя и маркетолога. Он имеет четкие характеристики, его потребности легко описать, customer research провести проще простого и самое главное – он растет стахановскими темпами.

А какой там потенциал?

В масштабах всей страны этот налоговый режим был запущен с 2020-го, на конец июня 2021 мы имеем уже 2.5 млн самозанятых, и их число, по данным ФНС, ежедневно увеличивается на 5.5 тыс. А по ряду оценок, число россиян, которые сейчас получают доходы не по трудовому договору и в перспективе могут перейти в самозанятые, — порядка 20-25 млн. Приплюсуйте сюда тех, кто, наоборот, хочет выйти из найма, но не заморачиваться с ИП. Многочисленные фрилансеры, айтишники, репетиторы, консультанты, всевозможные специалисты, которые устали быть в рамках одной компании.

В начале 2020 был вал публикаций, в которых все банки как один демонстрировали интерес к этой категории. ИП – тренд снижающийся, самозанятые – растущий. Но интерес интересом, а подключить новый клиентский сегмент к уже существующей инфраструктуре так просто не вышло. Новый сегмент требует обслуживания именно своих потребностей:

выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложениипуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых тратпомощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

  • выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложении

  • пуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых трат

  • помощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

В 2020-м году на первом хакатоне по разработке сервисов для самозанятых SMZ Hack гран-при взяли полнофункциональные сервисы для водителей такси и доставки, где была реализована кастомная продуктовая разработка, учитывающая всю специфику водительского функционала: регистрация, получение заказов, получение оплаты за заказы, уплата налога, участие в системе рейтингов и многое другое.

Собственно, этот сектор первым получил полный набор функций в приложениях для работы самозанятых граждан. А список работ и услуг в приложении «Мой налог», которые могут оформить самозанятость, насчитывает более 100 видов. По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу.

Что люди говорят

Задав этот вопрос у себя в фейсбуке, я получил очень разные ответы, но даже в них видна тенденция:

  • сервис для развития новых каналов продаж, особенно заточенные под one man show

  • сервис, помогающий обеспечить стабильный поток клиентов в “моей” нише, чтобы была уверенность в завтрашнем дне
  • маркетплейс или агрегатор, заточенный под определенную нишу самозанятых
  • сервис для организации самостоятельной пенсии и медстраховки (по типу найма)
  • сервисы для кредитования

Мой прогноз

В этой сфере деньги «лежат» в двух местах:

  • полноценные платформы для работы самозанятых со своими клиентами по типу таксишных, но в своей сфере. Платформа для программистов, репетиторов, фрилансеров, курьеров. Сейчас здесь есть больше 40-ка профессиональных площадок, через которые самозанятые могут уплачивать налог на профессиональный доход, от бирж услуг до ЯндексДзена, Достависты и др. Но это одна узкая функция. А нужен комплекс, который полностью закроет потребности самозанятых в какой-то нише.
  • развитие новых каналов продаж, «заточенных» и адаптированных под потребности самозанятых в определенной нише. Решения для соцсетей, для мессенджеров, чат-боты, нишевые P2P-сервисы для профессиональных сообществ.

Как вы считаете, в какую нишу самозанятых надо быстрее заходить с такими сервисами? А если вы сами из этой категории, чего вам не хватает для «бизнес-счастья»?)

0
129 комментариев
Написать комментарий...
Alecs Proz

Тинькофф - не умеет работать с оплатой товаров самозанятых в интернет магазине. Прошло полгода, как им писал об этом, но как и полагается "техничному финтеху" - все на том же уровне. 
Альфа банк - кажется вообще не понимает на мой взгляд что самозанятые появились. Там много громких слов и предложений, но на деле - пустое. 
Они в списке лишние, просто принимать деньги - это не работа с самозанятыми. 

В ваших предложениях не вижу тоже решений. Какие накопления на пенсию? Это здравомыслящий человек создаст себе сам. Площадки - да их валом. Стабильный поток клиентов обеспечит не сервис, а репутация. 

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Для реализации некоторых идей и предложений требуется не мало времени, при этом мы никогда не гарантируем заранее добавление того или иного сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Alecs Proz

Да, создать оплату для магазина с поддержкой самозанятых надо очень много времени. Примерно неделя работы. Но для "технологичного, современного, повернутого одним местом к клиенту" финтеха это конечно невыполнимая задача. Гораздо проще раздавать кредитные карты, зарабатывая на ростовщичестве, чем становиться нормальным партнёром. 
А про гарантии - ну как бы да, никто вас не обязывает делать сервисы. Вы для меня  сейчас расписались в допотопности вашего "недолжентеха". Хорошо, что я не стал вашим клиентом. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аксель Брандл

Я расчетный хотел открыть, так они адрес неправильно записали, и когда приехавший по неправильному адресу манагер недовольным голосом вызвонил мне «ну где вы, долго ждать?» и узнал, что он не там где надо, тиньков просто исчез😂 спустя пару недель начались звонки «сделайте карту физлица» или звонки в ночи или в 8 утра воскресенья и смски «перезвоните». Это цирк какой-то.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Петров

Некоторые банковские работники, считают, что наделены каким-то неведомым правом звонить в выходные, утром и «скорить» и требовать подгрузить доки или вспоминать даты, а когда их посылаешь и просишь перезвонить в будни, они присылают уведомление, что «по вашей просьбе мы закрыли заявку». Это прекрасно)))
Недавно Тинькофф так отличился по заявке на кредит, хотя по дебетовке всё норм.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Приветствуем. Когда мы вам звонили, то уточняли, удобно ли вам разговаривать, на что получали положительный ответ. Мы допустили ошибку, закрыли вашу заявку. Извините нас, пожалуйста! Вы можете оформить новую заявку на нашем сайте или в мобильном приложении.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Петров

Разговаривать удобно, а не вспоминать даты событий и наличие документов.
Согласитесь это немного разные вещи. Я же не знаю о чём пойдёт разговор в субботнее утро.
Список доков можно прислать в чат или необходимые даты и тд.
Заявку оформлять больше у вас не буду)

Ответить
Развернуть ветку
126 комментариев
Раскрывать всегда