Что там в SMM по зарплате и спросу на специалистов: провел небольшое исследование

Сколько платят в SMM, насколько востребованы специалисты и какие люди нужны компаниям и заказчикам.

Дисклеймер

Эта статья – не дотошное исследование рынка труда в SMM, а лишь иллюстрация ситуации. Глубоко залезать в цифры я не хотел, данные в статистике постоянно меняются, но зато с ее помощью можно отследить тренды. Поэтому в качестве источника использовал исследование HeadHunter за 2020 год, статистику зарплат на trudvsem и данные опросов SMM-специалистов, которые проводили сервис автопостинга SMMplanner, Workspace и Dnative.

Сколько платят SMM-щику?

Согласно исследованию HeadHunter, посвященному рынку маркетинга, за 2020 год, количество вакансий для SMM-щиков выросло с 2016 года в 3 раза. Это резкий скачок, учитывая, что запрос на остальные профессии (бренд-менеджер, маркетолог, пиарщик) практически не изменился за эти годы или даже упал.

Сейчас вакансий в SMM больше, чем в других сферах. В 2020 году их было почти 12 тысяч, тогда как пиарщиков искали 6 тысяч компаний, бренд-менеджеров – 4 тысячи, а интернет-маркетолога – 8 тысяч.

Спрос на SMM-щиков и таргетологов резко вырос, тогда как на других специалистов практически не изменился

При этом зарплата у SMM-щика держится на стабильном уровне с 2017 года – на отметке в 40 тысяч рублей. Учитывая изменения курса рубля и инфляцию – SMM-щикам стали платить меньше. Агрегатор вакансий Trud.com показывает среднюю сумму ниже, чем hh, – средняя зарплата по рынку сейчас около 33 тысяч рублей в месяц.

Пиарщикам, бренд-менеджерам, маркетологам и таргетологам с каждым годом предлагают ставку повыше, и только в SMM – полный штиль

Статистика работает с большими числами. По моему субъективному опыту, за SMM сейчас платят в среднем 60 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге и от 30 тысяч – в городах-миллионниках.

Но лучший вариант узнать реальные зарплаты – это спросить самих SMM-щиков.

Сколько получают SMM-щики?

Опрос Dnative среди 4 000+ респондентов показал, что разброс в зарплатах большой. Новички получают от 5 тысяч в месяц до 100 тысяч за проект, а средний и высокий уровень специалистов – от 5 до 200-300 тысяч в месяц.

Только руководители отделов могут похвастаться минимальной оплатой от 50 тысяч рублей – все остальные могут получать как 5 тысяч рублей в месяц, так и 100 тысяч

Совместный опрос SMMplanner и Workspace показывает, что почти 40% SMM-щиков просят за ведение аккаунта от 15 до 50 тысяч рублей, и большинство планирует поднять чек в этом году.

Но тут возникает проблема – количество вакансий выросло с 2016 года так же резко, как и спрос на профессию. В среднем на одну вакансию в 2020 году приходилось по два резюме.

SMM-щиков много – на hh к 2020 году появилось почти 30 тысяч резюме, тогда как пиарщики, бренд-менеджеры и интернет-маркетологи едва дотягивают до 10 тысяч

Отсюда простой вывод: спрос на услугу постоянно растет, как и количество самих SMM-щиков. Порог входа в профессию небольшой, поэтому цены за услуги варьируются от минимальных 5 тысяч «на мороженку» до серьезных зарплат в 100-200 тысяч. Конкуренция есть и она немалая.

Какие требования предъявляют компании к SMM-щику?

Естественно, всем нужен опыт и кейсы. А еще, чтобы SMM-щик совмещал работу дизайнера и фотографа. Вишенка на торте – идеальная грамотность. Сколько раз я ходил на собеседования, но нигде не было теста по русскому языку – похоже, для многих компаний это Soft Skills: –)

Я собрал в таблицу 84 вакансии со всей России. Не учитывал специфические требования, например, знание бьюти-сферы или опыт работы на зарубежных рынках. Цель была – посмотреть, какие требования встречаются чаще всего независимо от региона.

Итак, вот главное:

  • 70% требуют показать пару кейсов или доказать наличие опыта в SMM.
  • 63% ищут SMM-щика с навыками дизайна и фотосъемки.
  • 56% компаний хотят видеть кандидата с идеальной грамотностью.
  • в 50% вакансий говорится, что придется запускать таргет или хотя бы понимать принципы работы рекламных кабинетов.
  • 44% работодателей хотят видеть креативного работника.

В остальном все стандартно: часто хотят видеть коммуникабельного и открытого человека, который «умеете работать в режиме многозадачности».

В 36% вакансий ищут кандидата, который умеет в аналитику, статистику и может создавать отчеты, а еще ему предстоит заниматься мониторингом и поиском блогеров.

30% работодателей ищут человека, который разбирается в интернет-маркетинге в целом – т. е. его знания выходят за пределы только SMM. Чащего всего это крупные компании и b2b. Малый и средний бизнес зато делает особый упор на умение «писать вовлекающие посты» – такое требование встречается в 31% вакансий.

Также я собрал данные по зарплатам. Средняя получилась – 33 700 рублей и она совпадает с данными агрегатора trudvsem.

Уровень зарплаты SMM-щика в вакансиях по нижней границе (от) в тыс. рублей

Вывод, где я побуду кэпом: SMM-щику нужны опыт и кейсы. Больше опыта — больше шанса найти работу или перейти на высокооплачиваемое место. Следом идут навыки фотосъемки, опыт работы в графических редакторах и умение писать грамотные тексты — это будет, как минимум, полезно.

Главное

  • Спрос на SMM с 2016 года вырос в 3 раза.
  • Количество резюме соискателей с 2016 года выросло в 5 раз.
  • На одну вакансию в SMM в среднем приходится по два резюме.
  • Средняя зарплата не меняется с 2017 года и составляет около 40 тысяч рублей.
  • Заработок SMM-щика может быть как 5, так и 300 тысяч в месяц.
  • 70% SMM-щиков планируют повысить цены за свои услуги.
  • Главные навыки, которые чаще всего встречаются в вакансиях, в порядке убывания: опыт или кейсы, умение делать креативы и снимать на камеру, грамотно писать, запускать таргет и привлекать подписчиков.
0
36 комментариев
Написать комментарий...
Evgeniy Onegin

Конкурс конечно есть, но на 10 соискателей, только 2 "адекватных" (действительно smm-щика, а не так, курс прошел и вперед), поэтому для хорошего специалиста конкуренции все еще нет. Для тех, кто только начинает свой путь ставлю оклад 15 + мотивацию с третьего месяца. При загрузке 9 полноценных рабочих дней по 8 часов в рамках месяца. Кривят носом, достойны большего говорят, на что я отвечаю - тогда набирайтесь опыта, будет вам 50 оклад, а пока ваша стоимость после этих онлайн курсов не более 15к. Чтобы вы лучше понимали, у нас в регионе средняя 25к, многие уходят со своей старой работы бухгалтером за 14-15к, проходят курс SMM и хотят зарабатывать сотнями сразу... смешно же)) Поэтому считаю, что соотношение вакансий и реальных специалистов все еще печальное и специалистам есть куда развиваться и забирать эти вакансии.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Кажется у вас бомбит от того как люди зарабатывают, сами решили сколько платить, но лох не вымрет никогда и будет наниматься в рабство, дизлайк 👎🏻
Обычно у таких «руководителей» бизнес тонет от собственной жабы 🐸

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

Да в смысле бомбит? Мой опыт с наймом smm-специалистов говорит, что они делятся на две категории - первые готовы работать за копейки, и для них это подработка, вторые же считают себя офигенными специалистами, просто в силу того, что типа чему-то научились, курсы там прошли, несколько заказов получили и т.д. По качеству при этом разницы нет примерно никакой, все знают массу модных терминов, грамотность у всех на уровне "приемлемо" (в лучшем случае), особой разницы по компетенциям между приятелем, подрабатывавшим за те же 15к/мес на условиях "пили там пост раз в день о чем-нибудь, если других инструкций нет" и рекомендованным мне специалистом за полтос, у которого и контент-план, и точное соотношение постов разных типов и умение писать продающие тексты и свой фотограф и т.д., я честно говоря не заметил. Запилить фоточку с парой строчек ни о чем могут все, а как надо что-то сложнее, так у них лапки, их жизнь к такому не готовила. А тех, кого готовила, их реально где-то два из десяти и их еще найти надо. При этом совершенно необязательно, что они будут дороже. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

Жиза! У меня за 50к оклада плюс мотивацию спецы инфо-поводы придумывают и продвигают за счет них аккаунты и привлекают клиентов. А нах мне нужен smm-щик у которого лапки кончаются на публикации стандартных постов, чем он помогает бизнесу, кроме как постит очередную бесполезную хрень, скопированную у других в этом же су*а городе)))) Такой горе специалист достоен минимальной оплаты труда, чтобы набраться опыта, встать на ступень выше и стать самое главное ПОЛЕЗНЫМ бизнесу. А они носом кривят, хотят с первого дня как зрелые получать, за публикацию мусора, от которого уже тошнит в соц. сетях. И таких по лично моему взгляду (многие могут не согласится) 8 из 10 в лучшем случае! Поэтому нафиг статистику цифр резюме и вакансий, лучше дайте норм спецов, платить готовы, был бы результат их работы, а не хочу еще зпешечку, а я тут посижу рядом просто, у меня же модная профессия, я достоин! Вроде так пишут в рекламках онлайн школы)))

Ответить
Развернуть ветку
Костя Строевский

Хотите, чтобы сотрудники выполняли более сложные задачи - наладьте процессный подход в компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

Какой еще "процессный подход" - это-то тут причем? Вы вообще читали ту ветку, на которую отвечали?)))) В чем тут вы увидели нехватку "процессного подхода" еще и фраза то какая пафосная))) Тут речь идет о том, что дохрена неопытных "спецов", которые не хотят работать за те деньги, которых они стоят и что есть крутые спецы, которые достойны высоких доходов, которые им обеспечиваются. Но вторых меньше, от чего дефицит, несмотря на соотношение резюме к вакансиям. В чем тут вы увидели нехватку "процессного подхода"?)))) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сергин

Некоторому бизнесу ссмщик на*уй ненужОн)
Так для галочки можно там написать про услуги про коману итд, но держать на фиксе на это кого не вижу смысла)
От PR в местных СМИ толка будет больше, да и выхлопа по подписчикам больше будет) 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

это факт и про держать на фиксе и про PR. Мы комбинируем PR и SMM для своих клиентов, поэтому нам нужно держать в штате толковых ребят)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

нет не бомбит. Есть оправданная стоимость, когда реально не хватает кадров. И как я и указал, что опытному оклад значительно выше платится, выше, чем средняя по региону и примерно на 10к выше, чем у других в вакансиях smm-щика по региону. Поэтому я прекрасно понимаю, что хорошие кадры стоят своих денег. Но речь шла именно о неопытных (коих большинство), где уровень знаний около нулевой, после онлайн школ с пару "так себе" кейсов. Вот у них амбиции получать как опытный спец. Но мышление у них как было на уровне бухгалтера (ничего против не имею и ценю их труд, но специфика и знания разные) так и осталось. Суть моего комментария была, что из 10 пришедших, только два действительно чего-то стоят, поэтому то что вакансий в 2-3 раза меньше чем резюме - это не говорит, что большая конкуренция, а просто дефицит хороших спецов. 

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

Меняешь "smm-щик" на "дизайнер" или "програмист" и коммент остается актуальным. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

с дизайнерами также, да) А вот прогеры, в нашем регионе не так радужно видимо, их все компании знают, тех кто не уехал покорять олимпы:) Поэтому борьба за них идет не на жизнь, а на смерть))) Резюме даже не присылают, сразу напрямую их хантим из компаний конкурентов или смежных))) 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

только проблема в том, что 99% работодателей не готовы платить нормальную ЗП, но требуют как с крепких мидлов. Естественно все специалисты, даже джуны после курсов хотят получать 50к, когда работают на эти деньги.

Другое дело, что множество специалистов тупо не справляются с работой, сколько ты им не плати, но это проявляется за 3-4 дня.

Ответить
Развернуть ветку
Витя Архипов
на 10 соискателей, только 2 "адекватных" (действительно smm-щика, а не так, курс прошел и вперед)

перекос соотношения вакансий и реальных специалистов можно встретить во многих сферах. но думаю, востребованность специалистов "только что прошел курс" - это ответ на запрос самих работодателей, которые не понимают ценность сотрудника высокого уровня квалификации или понимают, но не хотят платить за него 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Так как мне, живущему в провинции, будучи сеошником, приходится еще и СММ тянуть, то есть пара наблюдений.
СММ с 2017 сильно сдал в эффективности: ВК помер, ОК и не оживали, Инста переполнена барыгами и вообще всеми - ценник уже большеват, ФБ - сеть для столиц...
Как бы, выбор и невелик для работы, а охваты падают у ВК сильно, у Инсты стагнируют.
Поэтому надо большие бюджеты, а жадные работодатели часто думают, что зарплата и есть бюджет на продвижение!
В итоге, спецы с нормальным бэкграундом не нужны из-за стоимости их часа и необходимости вложений, а "волшебника" которых ищут компании, чтобы все было на вкус дирика, росло по охватам, репостам, лайкам, подписоте и ежедневно таскало им жирных клиентов, найти не могут за те деньги, которые считают нужным платить.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Дерендяев

Порог входа низкий, это тебе не айти/техспециальность, где надо что-то знать. Месяц потыкался, бумажку получил и уже специалист. Поэтому и резюме много, а спецов кот наплакал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чеботарев

Так-то оно грузинское...

Тамада́ (груз. თამადა, от перс. dāmād‎ «зять, жених», по другой версии от адыг. тхьаматэ — «лидер, начальник») — распорядитель пиршества, массового мероприятия, в более узком понимании — ведущий свадебной церемонии.

Русское, скорее, "затейник". А ежели хотите с привкусом советского шампанского и мандаринов, то можно "массовик-затейник". )))

Ответить
Развернуть ветку
Anykeyman

Я больше года ищу SEO специалиста, что толку. Хотя проект белый, приятный. Всем только месячная оплата. Никому не интересен результат работы. Хотя деньги могут взяться только из результат. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Николаевич

Какая может быть гарантия результата в SEO?
Естественно к вам не пойдут работать. Вы хотите переложить все риски и ответственность на исполнителя, что уже некорректно. 

SEO-специалист может дать гарантии только на свою работу: что она качественно сделана и в нужном объеме. Отвечать за третью сторону (поисковик) на которую и нет особого влияния кто будет?

Ответить
Развернуть ветку
Anykeyman

Всё дело в том, что СЕО специалисты не вкладывают душу (те что мне попадались), это такая же работа как и программиста. В случае какой-то не тривиальной задачи искать подходящие фреймворки, обдумывать базу, api. А в СЕО я столкнулся с тем, что всё делается так, чтобы видимость работы за месяц была (вроде бы тут поправили title, тут поменяли теги) но именно роста нет. И всё что делается, смог бы по первым строчкам гугла поправить я сам, но у меня времени нет (нужно делать api, обдумывать базу и т.д.). И поверьте оплата труда очень даже приличная. Просто необходимо вложить душу, как программист вкладывает душу в оптимизации запросов к базе.    

Ответить
Развернуть ветку
Space Mercenary

Если честно, когда начинают говорить о "вкладывании души", то у многих, в том числе и у меня, начинает складываться впечатление, что сейчас будет много работы за крайне низкую оплату. И, если честно, мне трудно поверить, что вы действительно предлагаете "отличную компенсацию", потому что сейчас сеошникам платят крайне плохо. Если бы была обратная ситуация, поверьте, сеошники бы сутками штурмовали вас своими резюме.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

SEO это работа с ссылочным, семантическими ядрами, их кластеризацией, льющими воду копирайтерами и кучей факторов, таких как наличие живых социалок для продвигаемого проекта.
Плюс постоянный анализ конкурентов и их фишек. Очень важна массовость и постоянство всего этого, поэтому столько идиотских объявлений на агрегаторах про IT-шников за 15к рублей(нужны рабы на рутину).
Что можно продвинуть переписыванием title?) 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Пример из жизни. Как-то случайно грохнул на главной Н1.
Через пар часов из ТОП-3 сайт упал в 50, я понять не мог что случилось, так как в админку тогда случайно даже зашел.
Но потом нашел и поправил.
На следующий день снова топ-3.
А вы говорите тайтлы не надо...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Если вы умеете работать с тайтлами - то эффект от их правок может быть очень серьёзный, от семантической релевантности до кликабельности на выдаче. И это работает как для Яндекс, так и для Гугл.
Другое дело, что всерьёз с ними работают единицы, а в основном -  по принципу мартышки и очков.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Не говорю, что с ними работать совсем не нужно, кмк с ними лучше разобраться еще на этапе проработки семантики для контент-плана по запросам или по конкурентам.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вопрос стратегии и тактики. Я лично не думаю, что с ними можно разобраться разово и насовсем, и пересматривать такое стоит хотя бы раз в полгода. Ключи смещаются в индексе, а корпуса в том же Яндексе меняются постоянно. Нет пары "хвостов" или характер запроса сменился - получи минуса в ранжировании.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

У меня сейчас на поддержке юрка https://advicelawyer.ru там более 700 страниц, постоянно переписывать это не реально. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Тут по необходимости. Если сайт уверенно держит топы - лучше и не трогать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Двухсторонняя проблема: заказчик хочет платить за результат, так не хочет терять время и деньги, предполагая, что спец взявшийся за работу с оплатой за результат сделает максимум для достижения результата, так как иначе не получит доход, что не факт( взялся надеясь на результат с естественным ростом, не вышло, заказчик все равно время потерял)), а с другой стороны исполнитель так же не хочет терять время, так как не уверен, что результат будет принят и оплачен. Я считаю, что здесь оптимальна схему с помесячной оплатой и существенным  бонусом при достижении результата 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Агафонов

На самом деле, данные по вакантным местам в SMM-безобразии не отражают реальную статистику по сравнению с остальными вышеперечисленными профессиями, потому что многие смм-щики находятся на неофициальном рынке труда. Бренд-менеджера или PR-специалиста просто так не возьмешь в штат за зарплату в конверте, а вот смм-щика в очень многих случаях - запросто. Например, в случае кафешек и ресторанов в Казани это описывается фразой "ну, у нас есть девочка, которая ведет инстаграм". И никто этой девочке никакую трудовую оформлять не собирается.

Кстати, ни разу не видел, чтобы подобные "девочки" сумели выстроить длительные отношения с заказчиками хотя бы на полгода-год. (Это к слову об уровне компетенций в SMM-отрасли).

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Логвинова

Мне кажется, SMM идет в сторону упрощения. Все больше задач берут на себя сервисы и конкуретная борьба все чаще представляет собой не битву умов, а битву бюджетов.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Многорукий многоног это называется😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Рынок переполняется за счет тех, кто "получил востребованную профессию все за 3 недели".

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда