{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно» Статьи редакции

Основатели бразильской digital-студии Super Duper о скандале с Black Target и местном digital-рынке.

13 ноября пользователь Facebook Назар Сокуров обратил внимание, что агентство веб-разработки Black Target скопировало дизайн своего сайта у бразильской студии Super Duper.

Агентство изменило цвет элементов и шрифты, однако оставило фотографию арт-директора Super Duper Виктора Артура: он превратился в руководителя направления мобильной разработки Владислава Касаткина.

Позже в тот же день с сайта Black Target пропала анимация, примеры работ и портреты сотрудников. Его представители отказались от комментариев. Агентство входит в группу компаний Black Star Inc, которая принадлежит популярному российскому музыканту Тимуру Юнусову, известному под псевдонимом Тимати.

Помимо агентства в группу компаний входят музыкальный лейбл Black Star, бренд одежды и сеть магазинов Black Star Wear, а также сети бургерных Black Star Burger.

Редакция vc.ru связалась с сотрудниками Super Duper и узнала, как они отреагировали на происшествие. Кроме того, они рассказали о местном digital-рынке и популярных в Бразилии сервисах.

Команда Super Duper. Стоят (слева направо): Виктор Артур и Родриго Коррея. Сидят: Ава Араужу и Марси Шип

В начале 2016 года трое друзей-дизайнеров из Сан-Паулу — Виктор Артур, Марси Шип и Ава Араужу — основали креативную студию Super Duper. Ранее они учились вместе в одном университете, затем работали в крупных агентствах, а потом поочередно уволились и стали фрилансерами.

Основав студию, партнеры столкнулись с проблемой: они ничего не понимали в управлении бизнесом. Поэтому в марте 2017 года они пригласили Родриго Коррея, который стал директором компании.

Объединение позволило им брать более сложные заказы: заниматься web- и мобильной разработкой, брендингом, фото- и видеосъемкой. Например, в августе 2017 года студия завершила проект для коллаборации бренда шампанского Chandon и команды «Формула 1» Honda McLaren: разработала визуальный стиль, подготовила оформление для мероприятия и создала мобильное приложение.

Также студия занималась разработкой рекламной кампании для новой коллекции ювелирных украшений бренда H.stern, редизайном сайта продакшена Station Film и другими проектами.

По словам руководителя Super Duper Родриго Корреи, в Бразилии сейчас экономический спад. Поэтому бренды уходят от крупных международных digital-агентств вроде Y&R или Leo Burnett к маленьким командам, которые берут за свои услуги меньше.

«Например, разработка мобильного приложения в крупной студии будет стоить $70 тысяч, у нас — $45 тысяч. Мы рискнули открыть компанию во время кризиса, но, похоже, сделали это в подходящее время», — рассказывает он.

Помимо международных агентств, в Бразилии работают свои собственные крупные студии. Например Africa и DPZ. Также появляются молодые команды: Estudio Arnold, Papaya Madness и Estudio Pum.

Одно из направлений работы Super Duper — разработка сайтов. В 2017 году их собственный сайт получил специальные награды от сообществ дизайнеров Awards и Cssdesignawards. По мнению Артура, разработчики Black Target могли заметить его там.

В интервью vc.ru он отметил, что когда обман вскрылся, команда Super Duper отнеслась к ситуации с юмором.

Расскажи, как вы узнали о том, что Black Target позаимствовали дизайн вашего сайта?

Виктор Артур: Благодаря публикации Назара Сокурова: он отметил наше агентство. Мы перевели текст записи, перешли на сайт Black Target и очень удивились. Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно.

Но с другой стороны, если работу дизайнера кто-то копирует, — для него это комплимент. Увидев мое фото на сайте Black Target, больше всего веселились мои друзья: теперь они называют меня Виктор Владислав. И спрашивают, не переехал ли я в Россию. А мне весело.

Кроме того, я родом из региона Парана, это удивительное место — там постоянно происходит какая-то непонятная дичь. Например, однажды мужчина проглотил вилку, пытаясь почесать горло. Поэтому мы называем его «русская Бразилия». Это, конечно же, добавило шуткам остроты.

Марси Шип: Да, мы шутили над всем, что только приходило в голову. А друзья с Facebook предупреждали Виктора, чтобы он не связывался с «русскими гангстерами».

Но мы их не боимся, у нас есть Гретчен — «королева мемов», она его спасет (Мария Миранда — некогда популярная бразильская поп-певица, которая снова прославилась в интернете благодаря эксцентричному поведению. В США стала известна после съемок клипа Кэти Пэрри Swish Swish — vc.ru).

Один из мемов о Паране

Как вы узнали, что Black Target связано с Тимати?

Шип: Сперва мы думали, что наш дизайн украло простое агентство — мы не знали, что оно принадлежит знаменитости. Но потом нашли информацию в интернете, и картина сложилась.

Артур: Я очень удивился: «Это тот самый парень из клипа Welcome to St. Tropez» — лет восемь назад его песня была в Бразилии настоящим хитом. Я тогда в университете учился. Но мы думали, что это просто рэп-исполнитель — не знали, что он так поднялся: у него свой музыкальный лейбл появился, модный бренд и так далее.

Вы впервые оказались в такой ситуации?

Шип: Обычно мы видим какие-то похожие работы, но нельзя сказать, что их авторы своровали дизайн.

Артур: В digital-сфере бывают отсылки, когда студии заимствуют какие-то визуальные элементы друг друга и пытаются адаптировать их под свои проекты.

Но это именно заимствование, а не копирование. Если сравнить скриншоты нашего сайта и сайта Black Target, то очевидно — дизайн один и тот же, они просто поменяли цвета элементов.

Вы слышали о каких-нибудь российских сервисах или сервисах с российскими корнями? Например, о Telegram.

Шип: О, я не знала, что у него российские корни.

Да, его основал Павел Дуров. Он же основал соцсеть «ВКонтакте» — это российский Facebook.

Артур: В Бразилии достаточно много людей используют Telegram — но самый популярный мессенджер — WhatsApp. О Telegram впервые услышали, когда у нас возникли проблемы с WhatsApp (в декабре 2015 года местный суд приостановил работу WhatsApp, Telegram за сутки набрал 4 млн новых пользователей. В мае 2016 года ситуация повторилась — vc.ru).

Тогда все словно сошли с ума и стали в панике искать альтернативный мессенджер.

Шип: Несколько моих знакомых пользуются Telegram. А «ВКонтакте» у нас используют драгдилеры.

А какая у вас самая популярная соцсеть? Facebook?

Шип: Зависит от возраста аудитории.

Артур: Facebook — для более возрастной аудитории, молодежь предпочитает Instagram и Snapchat.

Как насчет приложений для доставки еды? У нас есть Delivery Club, Uber Eats, и другие сервисы.

Шип: А мы пользуемся iFood. Это крупнейший сервис по доставке еды в Бразилии (в 2016 году iFood приобрел конкурента Hellofood Brazil и привлек $30 млн — vc.ru).

Какими такси-сервисами пользуетесь?

Артур: Самые популярные — Uber и Cabify.

Шип: Также у нас есть специальное такси для женщин — Lady Driver. Там все водители — женщины. Я часто им пользуюсь, мне нравится.

Артур: Да, у нас небезопасно ездить в темное время суток, к тому же были случаи, когда водители-мужчины насиловали пассажирок. Поэтому появилось специальное приложение для женщин.

В США есть Кремниевая долина. Есть ли что-то подобное в Бразилии?

Артур: Большая часть стартапов находится на юге страны. Хотя в любом крупном городе много стартапов, Сан-Паулу не исключение. Это самый крупный экономический центр в стране, поэтому у многих компаний тут свои филиалы.

Коррея: Другие крупные финансовые центры — Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Бразилиа, Куритиба, Порту-Алегри и Ресифи.

Араужу: Но вообще у нас сейчас в разгаре кризис, покупательская способность падает. На подъеме компании, которые пытаются привнести новые технологии в агробизнес.

Артур: Да, у нас резко просела национальная валюта: в январе 2014 года доллар стоил 2,3 реала, а в сентябре 2015 года курс доллара резко вырос до 4,1 реала — почти в два раза. Сейчас доллар стоит 3,2 реала.

Сколько стоит аренда однокомнатной квартиры?

Араужу: Дорого. Сан-Паулу — это самый дорогой город в стране. Я плачу $500 за аренду комнаты в трехкомнатной квартире в самом центре города (по данным сервиса для сравнения уровня жизни Numbeo, аренда однокомнатной квартиры в центре Сан-Паулу в среднем стоит около $590, аренда трехкомнатной — $1170. Аренда однокомнатной и трехкомнатной квартиры на окраине города — $420 и $775 соответственно — vc.ru).

Сколько в среднем стоит аренда офиса в Сан-Паулу?

Коррея: Стоимость офиса на шесть-восемь человек колеблется от $800 до $1500 в месяц в зависимости от региона. Нам попадалось выделенное помещение в коворкинге за $2,5 тысяч.

А сколько в среднем зарабатывают иллюстраторы, UI/UX-дизайнеры или разработчики? Например, специалисты с опытом работы от одного до трех лет?

Коррея: Где-то около $1200 в месяц.

Последний вопрос: какие самые популярные услуги на рекламном рынке?

У крупных брендов пользуется спросом размещение в масс-медиа — например, на телевидении. Но постепенно они начинают использовать программатик и performance-маркетинг. Хороший пример — региональный офис международной консалтинговой компании Accenture. Также на подъеме SMM — в Facebook и Instagram.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Никита Хисматов

Жду комментов, что это "Похоже на продуманный пиар"

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Rùdnev

на VC вообще с одноклассников пришли и стали доказывать, что это действительно продуманный пиар )

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Rùdnev

Ой, тупанул. Подумал, что коменчу на TJournal :D :D

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Похоже на продуманный пиар

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда