{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Проведение маркетинговых исследований. Клиент, агентство и потребитель. Часть 2/3

Салют! Это блог кейсов и историй маркетингового агентства Flow Communications. Материал публикуется для предпринимателей, которые хотят повысить доход, увеличить количество клиентов и число повторных покупок.

А также для маркетологов, которых проведение маркетинговых исследований интересует как дополнительный инструмент. Предыдущая часть рассказывает о технологии исследований. Время на прочтение — 8 минут.

Содержание

Роли сторон и проведение маркетинговых исследований

Маркетинг, как и все в этом мире, держится на людях. А людям, как говорил Эрик Берн, свойственно использовать роли в межличностных коммуникациях. О ролях в маркетинговом исследовании и пойдет речь.

Роль Предпринимателя

Предприниматель участвует в исследовании на равных с маркетинговым агентством. Успех тандема во многом зависит от того, насколько качественно предприниматель опишет сложившуюся ситуацию.

Сделать это помогают вопросы, которые предприниматель задает себе:

  • Кто моя целевая аудитория? Для каких людей я создаю продукт или оказываю услугу? Как выглядит мой идеальный клиент? От этих данных будет зависеть качество выборки для фокус-группы. Если образа ЦА нет, то агентство включает эту задачу в исследование;
  • В чем именно заключается задача? Что не так с бизнесом?
  • Как обстоят дела с продажами? Они застыли на одном уровне, или идут вниз?
  • Есть ли у меня приток новых клиентов? Или я работаю с одной и той же базой?
  • Что с повторными покупками? Какой процент моих клиентов обращался еще раз за продуктом или услугой?
  • Все ли регионы/филиалы компании одинаково развиваются? Можно ли выделить в общей массе регион, который буквально замерз по продажам?
  • Какие тенденции у конкурентов? Как обстоят дела с уровнем продаж? Растет ли добавочная стоимость? Изучение конкурентов — это возможность сделать продукт лучше и эффективнее, избежав потерь и ошибок на своей стороне;
  • Какие ассоциации у потребителей вызывает мой продукт? А какие — продукт конкурента? Этот вопрос определяет позиционирование продукта в сознании пользователей, отдавая нам обратную связь.

Ответы на эти вопросы — фундамент для вашей коммуникационной стратегии. Полученные ответы всегда должны уточняться на дебрифинге — личной встрече клиента с представителем агентства. Цель такой встречи — доопределение задач. За этим следит основное связующее звено между агентством и клиентом, а именно проджект-менеджер. Он представитель интересов клиента на территории агентства. А чем же занимается агентство?

Роль Агентства

Многие слышали про Кристиана Бэйла. Этот актер настолько погружается в роль, что трансформирует тело в угоду достоверности картин. Маркетинговое агентство с такой же страстью и отдачей вникает в детали производственных циклов. Ведь основная задача — узнать сегмент рынка клиента лучше, чем он сам.

Обращаясь к опытному маркетинговому агентству вы получаете:

  • Команду, которая живет идеей, видением и болями вашего бизнеса. Без этого невозможно подготовить адекватный план исследования. Что уж и говорить про инсайты, ценность которых описана в этом материале;
  • Защиту от подводных камней и прогнозы как обойти их в перспективе. Опыт работы с разными сегментами рынка учит чувствовать критические моменты в процедуре исследования. И только эксперты продолжают спрашивать себя: “что может пойти не так?”;
  • Скрипты покупок товара, с полным разбором как осмысленного выбора, так и спонтанной “покупки на ходу”. Вы узнаете причины решений клиентов, и способы влияния на них;
  • Анализ данных и сценарий креативной стратегии. Причем не обязательно одной! Безвыходную ситуацию можно решить несколькими способами;
  • Кристаллизованные ценности вашего продукта/услуги. Результат исследования — трансформация ценностей в прибыль и лояльность клиентов.

Это результативный алгоритм работы агентства, ориентированный под проведение маркетинговых исследований. Также обращайте внимание на гарантии, которыми подкреплены исследования. И дают эти гарантии самые ценные для предпринимателя люди.

Проведение маркетинговых исследований. Роль Респондента

Без понимания ценности продукта, маркетинговая концепция не оправдает возложенных надежд. И помощь приходит от самих потребителей.

Респонденты фокусной группы — единственные участники, которые не знают своей настоящей роли. Они думают, что пришли обсуждать бренды, дегустировать продукты или смотреть видео. Но этот стимулирующий материал побуждает их говорить о болях и желаниях, связанных с исследуемым продуктом, услугой, брендом.

Каждый участник группы — это представитель интересов потребителей на территории предпринимателя. И предприниматель, в этой ситуации, как лис в курятнике. Перед ним буквально открываются сокровенные желания и потребности пользователей. Каждый запрос можно обратить в ценность и извлечь прибыль. Поэтому отказываться от маркетингового исследования все равно, что отказываться слушать человека, которому вы продаете товары и услуги.

Какой цели служит респондент?

Цель одна — возможность взять вашего идеального потребителя и пошагово перебрать его путь от случайного контакта с продуктом, до постоянного покупателя. Поэтому отбор участников для исследования — это цель номер один! В цифрах — это 30-40% бюджета. Всё ради респондентов, эквивалентных ЦА. Набирая людей, которые поверхностно знают ваш продукт, вы рискуете получить от них только фантазии. Подробнее вы можете узнать из книги “Фокус Группы”, Ричарда Крюгера и Мэри Кейси.

Что нам от него нужно?

Негласная задача респондента — расслабиться в созданной атмосфере, высказать мнение и выдать инсайт. Инсайты это ценность вашего продукта. Она, как ядро ореха, скрыта скорлупой художественной формы или комплексом действий с продуктом. Вскрытием скорлупы и занимается исследователь. А сколько же нужно “вскрыть” респондентов?

Важно поддерживать проведение маркетинговых исследований до тех пор, пока инсайты не начнут повторяться. Повторение инсайтов сигнализирует о насыщенности и демонстрирует, что инсайты одного человека, находят подтверждение в словах других.

Когда исследователь замечает повторы инсайтов, он переключает исследование со сбора данных от фокус-групп на разработку стратегий, основывающихся на этих данных.

Количество или качество?

Количество участников исследования может варьироваться от одного человека, до тысяч потребителей со всего мира. Вопрос в том, ради чего вы к ним обращаетесь?

Массовость важна для определения технических сбоев. Получая Big Data от тысяч пользователей, вы устраняете невидимые до этого ошибки. Оптимизируете медийную рекламу и эффективнее используете возможности каналов коммуникации на всех уровнях, даже если это касается BTL активностей. Наверстываете упущенную прибыль и наблюдаете рост доходов и приток клиентов.

Качество — это про внутреннюю силу продукта. Те самые инсайты. Ради них можно готовить персональные интервью и вести диалоги поочередно с лучшими представителями ЦА. С качественными инсайтами вы превращаете обычный продукт в бренд. Эти маркетинговые исследования помогают среднему бизнесу вырасти в мировую корпорацию, захватив крупнейший сегмент рынка. Пользуйтесь этим инструментом для масштабирования и роста.

Качественное исследование открывает силу продукта. Количественное исследование показывает, какую количественную позицию вы занимаете в сознании потребителя.

Стандартный алгоритм исследования

Проведение маркетинговых исследований ориентировано на результат. Выражается он в: росте доходов, количестве клиентов, повторных покупок или усилении позиции продукта. Исследование включает в себя:

  • Планирование фокус-группы. Какую цель мы преследуем, каким будет исследование: количественным, качественным, смешанным?
  • Разработку гайда. Какие вопросы будут задаваться респондентам, чтобы получить от них качественные ответы?
  • Отбор респондентов. Непосредственно отбор участников, чтобы они максимально соответствовали ЦА;
  • Проведение группы. Создание атмосферы, беседа с участниками, фиксация инсайтов;
  • Интерпретацию результатов. Отбор собранных данных и разработка стратегии на их основе.

И когда все пункты исполняются должным образом, тогда и рождается первоклассный и продаваемый продукт. Разберем этот процесс на живом примере в следующей статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

P.S.

Если у вас есть вопросы по процедуре маркетинговых исследований, разработке коммуникационной или креативной стратегии — обращайтесь. Опишите свою ситуацию, и уже на этом этапе вам, возможно, откроются пути её решения.

0
136 комментариев
Написать комментарий...
Павел Аншуков

Хорошо, а как проверяется эквивалентность респондентов реальной аудитории? Для этого разрабатываются тесты, ведется интервью, или "на глазок"? И не будет ли так, что в погоне за качественной аудиторией вы получите только идеальный эрзац, который абсолютно не практичен? Ведь продуктом, все же, пользуется большинство, а не меньшинство

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Тихомиров

При отборе вроде бы используется мини-анкетка, там пол-возраст-интересы. 
Но вопрос хороший, ответ автора хотелось бы услышать.

Ответить
Развернуть ветку
Flow Communications
Автор

Мини-анкета, в формате гугл-форм, используется для отбора желающих принять участие в исследовании. После того, как сформирована группа желающих, с каждым из них проводится небольшое интервью-опрос в формате телефонного звонка. По его результатам человека приглашают принять участие. Или не приглашают.

Этот метод используется для качественных исследований.

В количественных оцениваются или общие показатели статистики: средний чек, уровень продаж, количество повторных покупок. Или клиентам предлагается заполнить мини-опрос, поставить оценку, оставить короткий отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Канунников
используется для отбора желающих принять участие в исследовании

разве отбор только желающих не искажает полученные данные?

Ответить
Развернуть ветку
Flow Communications
Автор

Если речь идет о качественном исследовании, ориентированном на поиск инсайтов, то нас интересует именно специфическая аудитория. Она не эквивалентна среднестатистическому потребителю, но этой разницей можно и нужно пренебречь. Ведь нас интересует путь, который человек прошел от случайного контакта к постоянному потреблению. И здесь больше исследуется сила продукта

А вот отбор желающих для количественного исследования может исказить данные. Поэтому для количественных исследований всем пользователям предлагается сделать максимально простое и быстрое действие. Вы могли сами это замечать, когда реклама на YouTube спрашивает, мол, продукцию какого бренда вы бы купили охотнее? Или когда после посещения магазина вас просят поставить оценку. 

Вас не отбирают, а вовлекают. За счет этого собирается максимально широкая и эквивалентная аудитория

Ответить
Развернуть ветку
Egor Bozenov

а что не искажает? Сам факт наблюдения уже говорит о том, что эксперимент или наблюдение ведутся и вносят изменениня в показания тех, кого исследуют

Ответить
Развернуть ветку
Настя Белошицкая

смотря насколько глубоко вы хотите копать. Если вам важно понимать, как оттенок упаковки влияет на желание пользователя купить продукт... то ведение наблюдения не вписывается в проведение маркетинговых исследований, однозначно

Ответить
Развернуть ветку
Julia Poroshenko

Это точно, словно пушкой по воробьям стрелять

Ответить
Развернуть ветку
Askold Gavriluuk

Как с коллайдером. Чтобы увидеть флуктуации элементарных частиц, нужно создать условия абсолютного вакуума

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Маркус

увы, как показывает практика, идеал остается недосягаемым в нашем мире) Поэтому любая процедура не может быть на 100% правильной

Ответить
Развернуть ветку
133 комментария
Раскрывать всегда