Как через аудит конкурентов найти миллионы рублей

Аудит конкурентов – важный аспект работы с проектом. Он помогает выяснить, кто основные конкуренты. Мы берем их лучшие практики на вооружение и адаптируем под наш проект. Кроме того, через аудит мы изучаем общую ситуацию на рынке - как здесь вообще ведется общение и какие есть подводные камни.

Привет, меня зовут Антон Сабуров, я руковожу агентством "Команда С".
Мы используем аудит конкурентов как одну из первых работ в рамках формирования стратегии. Помимо ситуации в нише, он позволяет выяснить точки роста. Так мы сможем оставаться на шаг впереди конкурентов. Я рекомендуем проводить аудит раз в квартал на постоянной основе.

В этой статье я покажу как мы проводим аудит чтобы вы тоже могли взять эту практику себе "на вооружение".

Зачем проводить аудит конкурентов?

  • Изучаем лучшие практики
  • Выделяем сильных конкурентов, на которых можно ориентироваться
  • Смотрим на технические решения и модель продвижения в интернете, которые уже опробованы конкурентами

Это помогает скорректировать нашу стратегию и усилить контент-план. Так мы сразу отсечем гипотезы, которые не сработали у конкурентов.

Чек-лист по проведению аудита:

  1. Зафиксировать используемые каналы коммуникации
  2. Какие виджеты используются на сайте
  3. Наличие акций/скидок/стимулирующих мероприятий на сайте
  4. Отслеживание блога, наличие seo-оптимизации и используемое семантическое ядро, релевантность контент-плана
  5. Анализ отзывов на Яндекс и Google через поиск по брендовым запросам
  6. Проверка на релевантные проекты (бурж, социальные проекты и др.), расположенные не по основному домену

  7. Подбор наиболее вовлекающих постов из социальных сетей
  8. Обзор рекламы через Facebook Ads Library
  9. Отслеживание трафика через SimilarWeb

Давайте разберем на примерах

Наш клиент - сеть магазинов медицинской одежды. Проведем аудит его конкурентов.

1. Каналы коммуникации

Мы видим, что на большинстве проектов используется Instagram и WhatsApp. Значит, у нас тоже обязательно будут присутствовать эти каналы.

На некоторых сайтах установлены виджеты сервисов, которые собирают все коммуникации в одном окне. Мы помогаем клиенту определиться с сервисом и улучшить сервисные коммуникации.

2. Виджеты подписок на сайте

Многие конкуренты используют виджеты подписок, чтобы начать прямую коммуникацию с клиентами. Для нашего клиента мы рекомендуем придерживаться этой стратегии и создать на сайте виджет подписки на электронную почту со скидкой на первый заказ.

3. Наличие акций/скидок/стимулирующих мероприятий на сайте

На этом этапе важно посмотреть на среднюю цену по рынку. Если у нашего клиента цена выше среднего, то нам необходимо большее количество касаний с целевой аудиторией. Это удлиняет маркетинговую воронку и делает привлечение клиентов дороже.

Отдельную работу мы проводим по сверке цен на сайте конкурента и его витрине на маркетплейсах (WB, Ozon и другие). Чаще всего реальная цена и цена продажи сильно отличается. Большинство конкурентов завышают цену продажи на маркетплейсе, откатываясь к реальной цене за счет скидки.

4. Отслеживание блога и статейного продвижения

Наличие блога позволяет нам понять, использует ли компания seo-оптимизацию. Как показала практика, в этом сегменте большинство конкурентов этого не использует - блог создается только для публикации новостей.

Такую стратегию мы считаем в корне неверной. Поисковая оптимизация позволяет привести аудиторию из органической выдачи Яндекс и Google. Помимо коммерческой информации про магазины, мы добавляем семантическое ядро и запросы, по которым клиенты ищут название товара. Например, “медицинский халат”, “дизайнерская медицинская одежда” и т. д.

5. Анализ отзывов

Анализ отзывов нам дает понять не только как работает конкурент, его плюсы и минусы, но и сформировать "путь клиента", о котором я расскажу в следующей статье.

Для поиска отзывов можно использовать несколько вариантов.

Заходим в Яндекс и Google и ищем по брендовым запросам. Смотрим на сайты отзывов, Яндекс и Google-карты, другие каналы. Мы поймем сильные и слабые точки конкурента и используем это в своей стратегии и создании “пути клиента”. Так, мы определим, на каких этапах мы можем влиять на потребителя.

Большая часть конкурентов работает с отзывами. Отдельное уважение получают пару брендов, где на отзывы отвечает собственник компании (ну либо специалисты пишут от его учетки).

6. Проверка на релевантные проекты (бурж, социальные проекты и др.), расположенные не по основному домену

По брендовому поисковому запросу мы находим другие сайты: зарубежные, социальные проекты. Так мы можем понять стратегию конкурента и на какой рынок они ориентируются - локальный или глобальный.

Социальные проекты - отличный элемент PR. Всё это помогает скорректировать стратегию нашего текущего клиента.

7.Подбор наиболее вовлекающих постов из социальных сетей

Изучив посты конкурентов, мы скорректируем свой контент-план и понимаем, какие инструменты работают лучше, а какие - хуже.

Чаще всего мы видим большую активность под коммерческими постами. Это показывает, что конкуренты часто используют лайкчаты и другие сервисы для накрутки комментариев. Это должно стимулировать обычных пользователей написать что-то (стадный инстинкт).

Это не очень честная механика, поэтому мы не рекомендуем её к использованию. Мы стараемся донести до наших клиентов, что продвижение должно быть мягким и нативным - без использования серых инструментов.

8. Обзор рекламы через FB Library

Мы используем FB Library, чтобы понять, какие креативы использует конкурент, и подготовиться к активной лидогенерации.

Так мы сформируем банк креативов. Если у клиентов нет фотосессий, то мы сразу сможем их согласовать. Здесь же выясняем, понадобится ли нам дизайнер - всё зависит от модели потребления.

Обзор рекламы также помогает собрать офферы. На какие площадки ведет конкурент? Какие предложения он использует? Это помогает скорректировать нашу стратегию лидогенерации.

9. Отслеживания трафика конкурента

Всегда хочется подсмотреть внутрь проекта, но публичные инструменты не всегда дают такой информации. Тем не менее, мы проверяем ресурсы конкурентов через SimilarWeb чтобы отследить трафик на сайт. Если проект средний, то можем понять распределение усилий по каналам.

Как оформлять?

Большую часть информации мы загружаем в Google Sheets. Это позволяет быстро сориентироваться в данных и понять, как работают конкуренты.

Кроме этого, мы делаем большую презентацию для клиента, чтобы показать ему, как работают его конкуренты, и согласовать корректировку стратегии на основании этих данных. Чаще всего обсуждения затягиваются на несколько часов, но зато после мы получаем огромное количество фактуры для реализации.

Подсматривайте за конкурентами, эта практика позволит вам сохранить огромное количество времени и кратно увеличить ваш доход за счет надсмотренности.

Надеемся, что наш материал был полезен и вы воспользуетесь нашим чек-листом!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Graf De Lotarev

Вы конечно делаете стандартную работу 1 человека из отдела маркетинга! Где фишки, креатив и нестандартные решения анализа? Вы готовите матричный анализ, изучаете УТП конкурентов. Скидки это самый дорогой способ для продажи. Лояльность к продукту от них не растёт!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Saburov
Автор

Одного человека из отдела маркетинга, если он существует.
В статье указаны лишь базовые вещи которые есть в каждом аудите, но в зависимости от вертикали клиента объем собираемых данных увеличивается.

Ответить
Развернуть ветку
Graf De Lotarev

По мимо того что я написал про УТП и пр, рекомендую нацелить взор на ЦА и клиентский путь, системам лояльности и возврату клиентов. Удачи вам ребята, великих свершений!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Saburov
Автор

спасибо, это делаем и круто что вы тоже за этот инструментарий. Жду вас с комментариями к следующей статье про путь клиента

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Делаете аудит и все равно остаетесь слепыми котятами, т.к. у вас не будет фактических цифр от маркетинговой деятельности конкурентов.

Какая разница какие креативы в фейсбуке, если реклама может быть убыточной?

А сделать корреляцию между: конкурент используют контекст > обороты по СБИСу растут > значит контекст хорошо работает - можно, но только, если конкурент реально использует только контекст и про него никто не знает.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Saburov
Автор

Спасибо за отклик. А ваше предложение?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

1. В микро сегменте: исследование аудитории, тестирование каналов где живет аудитория, отладка каналов. Конкурентов изучать только с целью понимания какие рекламные каналы используют.

Либо встретиться на конфе/мероприятии с конкурентами и поделиться каналами/цифрами на уровне собственников.

2. Если есть бюджет: вытаскивание контактов, которые знают внутренние цифры по маркетингу конкурентов, промышленный шпионаж.

3. Но вообще в любом случае все начинается с исследования аудитории. Даже, если заказчик дает описание ЦА, то все равно нужно взять контакты клиентов и не клиентов и поговорить с ними (сделать упрощенный касдев). Удостовериться, что клиент дал верную инфу. Конечно не всегда это возможно, но нужно стараться это делать.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Saburov
Автор

спасибо за развернутый ответ. Согласен что такое погружение нужно, но на начальном этапе нашего подхода хватает чтобы не нахватать граблей, а дальше уже за счет нетворка идет более глубокое погружение в маркетинг по вертикали

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алексейчиков

«Команда С» не ищется в гугле. Даже как «агентство Команда С».
Дайте ссылочку посмотреть на вас

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда