{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сторителлинг: как написать интересную историю на скучную тему

Сторителлинг спасет ваш блог, если тексты получаются слишком сухими и каждый пост похож на инструкцию к бытовой технике. При этом какую тему вы бы не поднимали — лечение ОРВИ, сложность воспитания трех детей или путешествие на Северный полюс, кажется, что все одинаково и скучно. Появляется проблема: как написать, чтобы дочитали пост до конца? Попробуйте сторителлинг. Возможно, это именно ваш вариант покорить сердечки читателей.

Мы подготовили простой гайд по написанию историй. Он будет полезен, если вы только внедряете такой прием в свою практику и страдаете синдромом чистого листа.

Найдите сюжет

Если относиться к сторителлингу как к инструменту, возникает вопрос: где брать интересные истории и что писать. Мы не каждый день отправляемся в путешествие или создаем крутые проекты. Но рассказать интересно можно и о бытовой рутине: покупке продуктов, походе к врачу, сборах ребенка в детский сад. Если вы опишите читателю узнаваемую проблему и предложите свое решение, история вызовет отклик и запомнится.

Заранее решите, к какому выводу вы подведете читателя

Перед написанием поста ответьте на два вопроса:

• Зачем вам нужен этот пост?

• Что вы хотели бы им сказать?

Если не можете ответить, отложите тему и вернитесь к ней спустя какое-то время. На стадии обдумывания важно понимать цель, потому что от нее зависит форма. Необязательно это будет именно сторителлинг. Возможно, ваша идея требует четкой и последовательной инструкции или кейса, где основное место займет анализ полученных результатов.

Если выбрали сторителлинг, заранее определитесь с выводом. История должна иметь четкий посыл, тогда она будет звучать убедительно и ее дочитают до конца.

Например, вы сходили в районную поликлинику. Впечатлений масса: потерянная карточка в регистратуре, скандалы в очереди и компетентный врач, который выслушал, несмотря на отвлекающие факторы, и дал ряд полезных рекомендаций.

Подумайте, на чем именно вы хотели бы сделать акцент. В зависимости от этого сформулируйте основную мысль. Назовем некоторые варианты:

— Государственная медицина — это земной филиал ада с потерянными карточками и скандалами в очередях.

— Несмотря на неудобства, я доволен походом в поликлинику, потому что мне попался опытный и приятный врач.

— Наконец, я понял, что происходит с организмом, и буду здоровым.

Варианты отличаются друг от друга, но каждый имеет право на существование. Выбор зависит от цели и эмоции, с которой написан текст.

Продумайте сюжетную линию

Любое событие можно разложить на несколько составных частей. Откройте текстовый редактор и подробно опишите последовательность действий.

«Пошел в поликлинику. Стоял полчаса в регистратуре и ждал, пока найдут карточку, вместо нее получил временную. Отправился к кабинету врача и сидел в очереди. Был записан на 16:00, но зашел в кабинет только в 16:30. Назвал симптомы, получил направление на обследование и рекомендации. Вышел из кабинета, отправился домой».

Перечисление очевидного может показаться глупым, но, когда появится результат, вы поймете, зачем это нужно. Из получившегося списка нужно собрать каркас истории и отметить важные сюжетные точки. Здесь их может быть три: поиск карточки в регистратуре, ожидание своей очереди и прием врача.

В самой истории не пересказывайте все происходящее, вплоть до того, как вы листали ленту в соцсетях, пока сидели возле кабинета. Оставьте только то, что важно для логичного повествования и раскрытия основной мысли.

В советах по сторителлингу часто говорят о создании интриги в сюжете. Такой подход работает, если интрига смотрится органично и уместно.

Сравните два варианта:

1. Вы входите в кабинет и видите настежь распахнутое окно. Врач и медсестра исчезли в неизвестном направлении, хотя минуту назад вы слышали, как они обсуждают диагноз предыдущего пациента.

2. Вы обсуждаете симптоматику с доктором, и тут он выдает неожиданную фразу: «А вы знаете, кто из знаменитостей тоже страдал от мигрени?».

Обе интриги, безусловно, зацепят внимание читателя. Но первая будет выглядеть нелепо, если вы рассказываете обычную историю из жизни, без мистики и фантастики. Вторая впишется в сюжет и при этом не перетянет на себя все внимание. Хоть и, будем честны, она проигрывает твисту с таинственной пропажей врачей в государственной поликлинике.

Резюмируем: если ваша история не подразумевает интриг или сюжетных перипетий, не нужно их придумывать. Ведите повествование расслабленно и спокойно.

Обозначьте контекст

Мысленно ответьте на вопрос, что предшествовало событию в вашей истории. Она не должна быть вырвана из контекста, иначе рискует остаться непонятой. Обозначьте в рассказе, как вы пришли к такой ситуации. Читатель может увидеть параллели со своим жизненным опытом. Возможно, он прямо сейчас столкнулся с похожей проблемой, и тогда ваша история поможет ему разобраться или хотя бы даст информацию для размышления.

Если пошли к врачу, вероятно, у вас появились симптомы какого-то заболевания или вам нужно проверить здоровье. Не пересказывайте больничную карту или выписку от врача. Обозначьте причину максимально кратко — понадобился чек-ап, часто болела голова или пришлось удалить родинку.

Не забудьте про персонажей истории

Вы — не единственный герой истории. Вокруг масса людей, которые так или иначе в ней участвуют. Некоторых можно включить в повествование и сделать его более правдоподобным.

Не увлекайтесь развернутыми описаниями персонажей. Не нужно придумывать биографию или характер, достаточно крупными мазками отразить их присутствие.

Продолжим наш пример. Допустим, врач подробно расспросил вас о симптомах и практически каждое слово записывал в карточку, не отвлекаясь на телефонные звонки. Отметьте это в тексте, наделите врача характерными чертами.

Добавьте детали

Вспомните про чеховское ружье. Это один из литературных принципов, который появился в драматургии, но проник во все жанры. В вольном пересказе слов Антона Павловича это значит следующее — если на сцене есть ружье, оно должно выстрелить. Каждая деталь выполняет определенную задачу: передает атмосферу, помогает раскрыть образ героя или становится двигателем сюжета. В ином случае она бесполезная и ненужная.

Что можно использовать в нашем примере?

Для передачи атмосферы — огромная стопка карточек на столе, которые перебирала медсестра.

Для раскрытия образа героя — очки со сломанной дужкой, которые врач постоянно поправлял, пока записывал симптомы в карточку.

Для двигателя сюжета — телефон, трезвонивший на протяжении приема. Медсестра все-таки ответила на звонок и передала доктору: нужно срочно идти к главврачу, готовится новый приказ о работе с больными коронавирусом.

Приправьте текст эмоциями

Эмоции должны быть искренними и честными. Читатели быстро уловят фальшь в рассказе, если вы переиграете. Тогда вместо сочувствия будут упреки и недовольные комментарии.

Вы пошли к врачу. Что вы испытывали? Может быть, волнение и страх из-за непонимания процессов, происходящих в организме. Либо радость, ведь лечение заканчивается и теперь вы здоровы.

Поймайте эту эмоцию и передайте в тексте. Сухое перечисление фактов уместно в новостях и пресс-релизах, а история должна быть живой. Эмоции помогут расположить слушателей к себе и вызвать ответную реакцию.

Перечитайте свою историю

Очевидный совет — проверьте, что вы написали. Если есть возможность, вернитесь к тексту позже. Лучше просмотреть его свежим взглядом и подредактировать части, которые кажутся неудачными или непонятными.

— Удостоверьтесь, что в истории нет грамматических и пунктуационных ошибок.

— Сократите громоздкие предложения или замените на простые конструкции.

— Сведите к минимуму использование терминов. Если они необходимы, объясните значение.

— Проследите, чтобы абзацы были связаны между собой.

— Не бойтесь удалять целые части или переписывать отдельные предложения.

После редактирования остается только оформить и опубликовать текст. Собирайте лайки, не забывайте читать комментарии и отвечать на них. Возможно, подписчики поделятся своими историями и выяснится, что тема актуальна среди аудитории и надо писать об этом больше и чаще.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Илья Щербаков

Читать "типа художественный" текст про поход к врачу с обязательной, вернее, "как бы между прочим необязательной и скрытой" рекламой в конце - так себе удовольствие. Все эти упоительные истории ("эээ, чувак, я ща расскажу тебе, как я пахал на дядю, а потом нашел вот этот сайт и ка-а-а-а-ак....."), ежедневно появляющиеся в ленте ВК и везде, где только можно, надоели, словно назойливые мухи в жаркий летний день.

Да и советы у вас - из разряда Капитана Очевидность.

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Это же дело вкуса) Есть масса лайфстайл-блогов, где говорят об обычных жизненных ситуациях. Подписчики читают статьи о походах к врачу, воспитании детей, выборе продуктов и рассказывают о своем опыте в комментариях.

В этом и плюс лайфстайл-тематики. Кому-то интересно читать о жизни инженера, проектирующего ракеты, а кому-то - о буднях молодой мамы в декрете.

Касательно нашего примера - текст на такую тематику тоже может быть разным. Например, вам было бы интересно прочитать пост о походе к врачу в другой стране, например, в США или в Германии, где параллельно рассказывают о местной системе здравоохранения?

Главное, что эти советы работают) Тем более, гайд рассчитан на новичков, которые только начинают использовать сторителлинг.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Если выбирать между ноунеймом и известным блогером, скорее всего, именно ноунейм напишет искренне. Не беремся говорить за всех, но зачастую для ноунеймов в приоритете развитие профиля и набор подписчиков, как минимум потому что нет рекламных контрактов. Соответственно, нет того самого маркетолога, который сделает нативку.

Когда блогер с аудиторией в N тысяч подписчиков рассказывает по всем законам драматургии о своей сверхсерьезной проблеме, а ему на помощь неожиданно приходит какая-то компания, это смотрится нечестно.

Но эта или другая похожая ситуация не делает сам сторителлинг плохим. Он все равно остается эффективным способом написать текст, который в идеале основан на личном опыте.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Так уж получается, что все, к чему прикасаются инфоцыгане, рано или поздно будет дискредитировано.
Но мы пока верим в силу сторителлинга)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

За содержание - пять, за англицизм - на кол!
Забавно, что меня учит писать тот, кто не смог подобрать синоним уродцу «сторителлтнг»…
Стратегия увлекательного письма?
Учимся писать интересно?
Как увлечь читателя?
И ещё сотни вариантов.
Однако, автор, подсознательно боясь быть освистанным, решается на беспроигрышный вариант - «использую ка я англицизм! Это сейчас модно - и будет выглядеть авторитетнее и весомее».
Позор носителю Великого и Могучего!

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Благодарим за замечание! В качестве наказания копирайтер будет 12 часов читать словарь Ожегова и проникаться Великим и Могучим.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Вашими словами отвечу - самодостаточные личности от англицизмов переживают «кринж».
По-вашему.
Кладут ладонь на лицо.

Йорный селф не тичили в скуле спичить на русише или ю чилил, пока Ю тичили?!
Примерно так звучит речь современного «обогатителя русского Великого и Могучего» :)

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Вроде кринж и фейспалм - это разные вещи. Или вы рофлите?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Судя по всему, со слэнгом и заимствованиями иностранных слов у Вас совсем безнадёга…
Что же, пусть дед научит пацанов :)

Facepalm (от англ. face «лицо» + palm «ладонь»; английское произношение [ˈfeɪspɑːm]) — популярное онлайн-выражение в виде физического жеста.
Более широко известная трактовка выражения: «лицо, закрытое одной рукой», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения.

Улавливаете, почему «кринж» (стыд) и «закрыть лицо рукой» сопутствуют друг-другу?
Или все совсем безнадежно?

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Фейспалм может быть не только из-за кринжа, и вы сами назвали этот список) Почему фейспалм, например, от раздражения должен сопутствовать кринжу?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Не юлите.
Вы все прекрасно поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Да, мы поняли.

Теперь будем обращаться к вам, если надо уточнить значение какого-нибудь слова из тиктока)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Обращайтесь.
Обоснованную критику Вы воспринимать не способны.
Для одних критика - это возможность самосовершенствоваться.
Для других - возможность включить дурака и попытаться дискредитировать критикующего.
Вы ИДЕАЛЬНЫ :)
Простите, сразу не разглядел 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Серьезно, мы учтем критику.
Спасибо за небольшую дискуссию!) Это было интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Взаимно.
Если бы Вы писали в ветку «только для профи», я бы не жужжал.
Но Вы опубликовались на всеобщее обозрение.
И не раскрыли применённый Вами термин.
Что привело в ступор некую часть читателей.
У меня оно вызвало «показное неприятие».
Показное.
Но у кого-то оно было совершенно настоящим :)
Зачем так сразу вызывать отторжение у некоторой части читателей/клиентов?
У мамонтов (живущих не на границе технологического прогресса и взаимообогащения языков) тоже есть деньги и они тоже приходят за рекламой…
А Вы их, раз! И напугали «сторителлингом» ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Starshova

у вас прекрасное чувство юмора ))))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Кроме того.
Ваша статья не рекламирует какой-либо товар. Она учит копирайтеров писать тексты…
Бренд здесь прямо не озвучен и не упомянут. То есть, статья обладает признаками некоммерческой.

Теперь к англицизмам :)
Копира́йтинг — написание текста с целью рекламы или других форм маркетинга. Это тексты, которые стимулируют рост продаж или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею.
Копирайтеры — люди, которые пишут текст с целью рекламы или других форм маркетинга.
Что из этого следует?
Ответ очевиден - Ваш копирайтер тут ни при чем!
12 часов Великого и Могучего следует преподать Вам лично. Ну и английского чуток :)

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Но копирайтер же написал статью, и вот он уже ни при чем.
В общем, пойдем вместе с ним учиться родному русскому - Великому и Могучему) Позже доберемся до английского.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Starshova

))))))))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Про-движение
Автор

Сторителлинг здесь может хорошо сработать, но в процессе написания истории одного жизненного опыта не хватит. Нужно либо изначально понимать стиль Булгакова и отличать его, например, от стиля Набокова, либо разобраться в нем.

Если текст предназначен для массовой публики, достаточно собрать аллюзии к узнаваемым событиям и деталям из творчества Булгакова. Например, кот Бегемот, бал Сатаны, белый плащ с кровавым подбоем и пр. Нужно просмотреть получившийся список и решить, какие аллюзии будут уместны в рассказе и как их встроить. Самое простое и банальное – сравнить кота Бегемота со своим котом, представить, что он мог бы сказать и, возможно, переиначить популярные цитаты ("Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водку? Это чистый спирт!"). Посложнее - найти сходства между сюжетом вашей истории и известным сюжетом Булгакова.

Если текст для любителей русской литературы или филологов, которые поймут и оценят стилистически похожую историю, одних деталей может быть мало. И тогда надо изначально выстраивать историю, ориентируясь, с одной стороны, на приемы сторителлинга, а, с другой, - на мистику и сатиру, характерную для творчества писателя.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ellina Shatskaya

Спасибо за статью! Столько я слушала курсов по сторителлингу, а все равно полезла в интернет за ёмким руководством. И хорошо, что мне попалась именно ваша статья!

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда