Как цифровая мода стала новой бизнес-моделью

Меня зовут Алексей Кучма, и я создатель Telegram-канала про виртуальную одежду Digital-шкаф. В этой статье я расскажу, кто покупает виртуальные образы и как цифровая мода и цифровые сущности стали новой бизнес-моделью.

Unsplash

Статья написана на основе моего выступления на конференции по цифровой моде от Fashion Factory School. Школа регулярно проводит такие конференции, поэтому, если вам интересна индустрия цифровой моды и NFT, рекомендую следить за обновлениями.

Тренд на виртуальные образы существует уже давно, но именно пандемия стала толчком к развитию индустрии цифровой одежды. Виртуальные коллекции Gucci и Balenciaga, Трэвис Скотт и Кейт Мосс в образах digital-кентавров — все больше известных личностей и брендов уходят в диджитал и демонстрируют необычные продукты и коллаборации.

Кто готов купить цифровую одежду?

Сегодня любые, даже самые необычные фантазии дизайнера смогут воплотиться на цифровой канве. Идея виртуальной одежды пришла из видеоигр, потом ее подхватили бренды. В 2015 году дизайнер Кэт Тейлор адаптировала одежду Balenciaga, Prada, Vetements, Off-White под цифровую реальность, а дальше был ряд экспериментальных дропов со стороны известных брендов, среди которых коллекции Moschino для игры The Sims, одежда Balenciaga в виде онлайн-игры Afterworld и многие другие. В России первым автором проданного цифрового лука стала Регина Турбина, а заказчиком — Даниил Трабун, продакт-лид Яндекса. Позже Регина основала первое в России онлайн-ателье Replicant с возможностью купить и примерить цифровой лук.

Виртуальная одежда постепенно вносит свои коррективы в систему трендов на рынке моды. Многие считают, что через 10 лет каждый будет иметь свой цифровой гардероб, а влияние видеоигр и новый виток потребностей аудитории подтверждают мысль о том, что digital-образы — далеко не мимолетное явление. Среди тех, кто готов покупать цифровую одежду уже сейчас большую часть составляют:

  • Представители fashion-индустрии: дизайнеры, стилисты, модели, блогеры;
  • Люди, выступающие за защиту планеты — те, кто поддерживает отказ от переизбытка ненужной одежды и осознанное потребление;
  • Те, кто активно интересуется технологическим новинками и следит за трендами в диджитал;
  • Занимаются каким-либо творчеством (художники, иллюстраторы и музыканты).

В ходе опроса среди 800 участников телеграм-канала Digital-шкаф выяснилось, что покупать цифровую одежду ради оригинального контента в социальных сетях хочет большинство опрошенных. Некоторые участники отметили возможность увеличить вовлеченность подписчиков и сократить затраты на создание контента. Другой причиной перехода к диджитал-гардеробу стала возможность сокращения количества вещей в гардеробе и упрощения процесса шопинга.

Барьеры к покупке digital-одежды

  • Основной и, пожалуй, самый очевидный барьер в покупке виртуальной вещи — ее непопулярность как явления. Тренд еще не дошел до общей массы пользователей, а первопроходцем быть всегда трудно.
  • Даже если потребитель решается примерить на себя виртуальный лук, в процессе покупки его может остановить следующий фактор — цена. Не каждый, по словам опрошенных, готов платить за «картинку» 1000-3000 рублей, а то и больше.
  • И, наконец, по мнению многих, цифровые вещи на фото выглядят очень ярко и броско, что не всегда может быть привлекательно для аудитории, а в каких-то случаях и вовсе может выглядеть некачественно.

Так или иначе, цифровые луки пользуются спросом у определенной аудитории. А в каких-то случаях могут обойти в цене реальные люксовые предметы одежды. К примеру, Ричард Ма, исполнительный директор компании Quantstamp потратил 9500 долларов на digital-платье для своей жены.

Почему fashion-бизнесу пора в диджитал?

Во-первых, после карантина все привыкли покупать вещи в Интернете, а привычка ходить по магазинам плавно перешла из необходимости в развлечение. Во-вторых, аудитория устала от коммерческого контента (прогревов, рекламы, новостей) из-за перегрузки информацией. Настало время удивлять, чтобы отличиться от остальных. И, в-третьих, конкуренция. Молодых дизайнеров все больше, а значит и потребности в уникальном контенте тоже.

Чтобы покупатель замечал продукты бренда, необходимо повышать интерес и выделяться на фоне конкурентов. Здесь и приходит на помощь диджитал. Для этого можно:

  • Создать цифровые коллекции, как это сделали Alena Akhmadullina, Alexander Terekhov и PUMA или цифровое пространство с возможностью примерить, к примеру, желанное платье, не вылезая из кровати.
  • Сделать виртуальные примерочные или цифровые магазины, как Dior, Ralph Lauren. В их digital-магазинах каждый пользователь может просто погулять. Такими шагами бренд подогревает дополнительный интерес к своим товарам.
  • Геймифицировать анонсы своей коллекций, как это сделали Balenciaga и Sunnei. Схема проста: сделали крутой инфоповод — получили хороший UGC-контент.

Как сделать виртуальные коллекции успешными

Первым и основным шагом должно быть создание цифровой коллекции для повышения вовлеченности активной аудитории. К примеру, Dior ввел функцию виртуальной примерки кроссовок с помощью Snapchat. По мнению Джеффри Перес, главы подразделения роскоши Snapchat: «Одежда в дополненной реальности будет определять пользовательский опыт и будущее социальной коммерции».

Создание диджитал-коллекции можно приурочить к выходу оффлайн продукта. Чтобы привлечь внимание и разжечь интерес, достаточно создать ее точную цифровую копию. Так потенциальные клиенты смогут познакомиться с вещами и получить оригинальный контент, которым поделятся в своих аккаунтах. А это в свою очередь привлечет дополнительное внимание новой аудитории.

Следующим шагом станет создание специального проекта в виде диджитал-показа или презентации. Это может быть цифровой показ, где в качестве моделей выступают аватары, или вовсе показ без моделей. Как это сделал бренд одежды Hanifa. Основательница лейбла Hanifa Анифа Мвуэмба провела виртуальный показ мод в трансляции через Instagram — вещи появлялись в 3D на черном фоне и «дефилировали» по невидимому подиуму.

Hanifa

И, наконец, высший пилотаж в цифровом мире — создание собственного аватара, который в последующем будет принимать участие в рекламных кампаниях. В настоящее время среди многих брендов распространена идея внедрения «персонажа бренда» ака полковник Сандерс в КFС. Основные преимущества этих проектов в том, что аудитория запоминает и доверяет бренду, потому что доверяет его визуализированному персонажу. В случае с созданием аватара бренд приобретает возможность, приблизиться к аудитории через «живую» коммуникацию с помощью виртуального представителя.

Бизнес-модель будущего

Особенность диджитал-моды как бизнес-модели в том, что она довольно быстро отражает изменяющиеся тренды и закрывает потребности потребителя. Здесь играет роль скорость разработки изделий внутри программ и отсутствие необходимости перешивать образцы или перезапускать коллекции, что свойственно для производства реальных вещей.

С появлением NFT (инструмента для заработка в диджитал-среде) к явлению цифровой моды изменилось отношение: появились коллекционеры виртуальной одежды, вырос спрос аудитории, а вместе с ним и стоимость товаров. О том, сколько на цифровых вещах зарабатывают уже сейчас, можно посмотреть на сайте Replicant. Недавно, к примеру, маркетплейс за неделю продал товара на 30000 долларов.

И если сегодня еще есть место сомнениям на тему серьезности диджитал-гардероба, через 5-10 лет грань между виртуальным и реальным будет стираться. Опыт пандемии показал, что поставить физическую жизнь на стоп и засесть дома на несколько дней-недель вполне возможно. В то время как виртуальную жизнь на стоп не поставишь. Есть предположение, что через несколько лет цифровая одежда и вовсе обойдет по спросу реальную.

А вы что думаете, скоро это произойдет?

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Плиева

Ну и по поводу карантина тоже спорно имхо. Ничего не мешает заказывать одежду на дом с примеркой. Тебе все еще ничего не надо делать, одежда сама приезжает, берешь только то, что нужно. И имхо для девушек важно мерить все вживую. В нас такое отношение к одежде сотнями лет воспитывали. Оно вряд ли быстро изменится, хотя тренд неплохой. Так что "померить платье не вылезая из кровати", на мой взгляд, вряд ли станет конкурентным преимуществом у бренда. У всех же свои параметры, свои особенности тела. Пока меня "не оцифруют", не смогу доверять точности диджитал-моделек платьев.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia

Тут больше вариантов иметь аватара в метавселенной и покупать ему шмот и фенечки, а в реальной жизни одеваться в декатлоне, чтоб максимум за едой в Ашан сгонять. Пока не очень подходит для России в которой всё же «встречают по одёжке»

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

плюсую, но я все еще не понимаю, зачем мне на одежду для аватара тратить, ну скажем, столько же, сколько на обычную одежду. Виртуальная от холода не защитит.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

это потому что у людей психические расстройства, с этими аватарами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Да, эти факторы никто не сбрасывал со счетов, конечно. Но все-таки мне не ясно, почему для комфортного существования в метавселенной мне нужно тратить на виртуальную одежду столько же денег, сколько на настоящую.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Агент по Недвижимости

Чтобы привлекать внимание других аватаров, по одёжке будет уровень прокачанности аватара

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
Пока меня "не оцифруют", не смогу доверять точности диджитал-моделек платьев.

Закрепите айфон на штативе, запустите наше фирменное приложение и проведите 5 рекомендуемых гимнастических упражнений сняв их на видео, для точности оцифровки рекомендуется проводить оцифровку в обнаженном виде, полученный результат отправьте нашему менед...роботу в телеграм и получИте 100% точную рекомендацию по Вашей цифровой модели всего за $99.90!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

ух ты, всего за 99.90 баксов??? надо брать!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

А вы точно гадатель?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Агент по Недвижимости

А потом обнаженный вид будет продаваться в рекламах?)

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

Зачем? Вы сможете оплатить подписку на пользование своей цифровой моделью в любых удобных случаях.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Точно тут собственная цифровая модель нужна. Но это тоже будет проблемой через пару недель можно набрать пару кило и модель уже не та.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Вот, об этом я тоже думала. Люди все-таки меняются

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Турова

согласна, пока это всё звучит весьма сомнительно

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

Ни черта не понимаю в этом мире... Я конечно двумя руками за инновации, но зачем платить бешеные деньги за фотомонтаж для публикации в Instagram, когда можно в 10 раз дешевле нанимать дизайнеров и рисовать себя в любом обличи. Кто на хрен поймёт что рисунок от Dior.

Ответить
Развернуть ветку
Mitya Dima

будет синияя звездочка над платьем)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

))))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

Ну так у них живое от 250 тыс. руб, а виртуально от 150 тыс. руб, не велика разница. Все кто покупают платья до 10 тыс. руб и так не могут их позволить

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Так виртуальное тоже будут за дорого продавать. Есть любопытный пример: сейчас популярность набирают бриллианты, выращенные в лаборатории. Они ничем не отличаются от обычных, зато экология от них не страдает. Только стоят украшения с подобными бриллиантами все равно дорого. Простые серьги, небольшого размера, около 150к. Свой покупатель найдется, но это не массовая история все же.

Вот тут похожая история. Кто-то купит, но в целом это не станет вирусным трендом

Ответить
Развернуть ветку
Аникина Елизавета

Каждый выбирает свой путь в продвижении своего бренда и привлечении внимания к своим продуктам. Некоторые люди предпочитают использовать фотомонтаж и связанные с ним инструменты, чтобы создать эффектные изображения для публикации в социальных сетях, в то время как другие предпочитают классические методы создания изображений. Какой подход использовать зависит от индивидуальных целей и потребностей.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Лантратова

Пока это производит вау-эффект на большинство людей — это будет работать. Но конечно через 5-7 лет мы будем наблюдать, как бренды-слоупоки захотят на этом похайпиться, но это уже не сработает так, как сейчас)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Антонова

Вау эффект. Но это не удобно вообще никак

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Ламода, кстати, тоже давно ввела виртуальную примерочную. Кроссовки там точно можно было померить. Но имхо это все равно не заменит реальность. Пока мы все существуем в виде людей из плоти и крови.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеенко

да, это жутко не удобно. У меня девушка пробовала, все сдать пришлось, в живую совсем не так

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Лантратова

Я думаю, удобство примерки виртуальных вещей — это вопрос времени. Есть цифровые вещи, которые сидят идеально, не отличишь, но это пока очень сложно и дорого в исполнении, это скорее арт-объекты пока.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Ну вот да, их мало. Для массового потребления пока что есть 3д-модельки в очень среднем для решения о покупке разрешении

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

Ага. Ну и, насколько я знаю, виртуальная модель не учитывает размерный ряд. Она просто распознает тело. Но, скажем, присоветовать, какой размер лучше брать, вряд ли скажет) А это часто важная инфа: с обувью той же у всех производителей мерки чуть-чуть да отличаются.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

это не про примерку вообще.
это про виртуальные вещи. когда все мы будем ходить в инсту в очках от цукерберга, тогда и аватарки начнут одеваться в вуиртуальные шубы.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Разве что в метавселенную податься )

Ответить
Развернуть ветку
PCT URL
главы подразделения роскоши Snapchat

Это трудности перевода или реально структурное подразделение так и называется: подразделение роскоши Snapchat? 😶

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Лантратова

погуглила его LinkedIn, реально: Geoffrey Perez, Global Head of Luxury, Snap Inc.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Плиева

у этого поздразделения есть глава... лол

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Для развития этой индустрии должен параллельно развиваться VR.
Возможно в ближайшие 10-15 лет, мы будем как в фильме "Первому игроку приготовиться" сидеть в трейлере в портах и очках виртуальной реальности совмещать работу и игры.
Вообще деньги стали очень быстро обесцениваться, все переходит на подписку: еда, автомобили, одежда, жилье, техника, коворкинг, да даже работа. Возможно дойдёт до того, что обычные люди не смогут себе позволить реальную жизнь и реализовать потребности(не говорю про базовые) можно будет только в VR

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Belov

Театр абсурда. Одежда, в первую очередь, выполняет функцию утилитарную - любой человек хочет быть в комфорте. Культ реальных тряпок раздражает, теперь ещё и виртуальное слабоумие. Существуют объективные метрики качества одежды: ткани, фурнитура, пошив. Какую функцию выполняет виртуальная тряпка? Ужас :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда