Маркетинг Red Collar
6 768

Кейс: Логотип и фирменный стиль для Воронежского государственного университета

Red Collar о том, как разрабатывали современную айдентику для учреждения с большой историей.

В закладки

ВГУ — ведущий центр образования в Центрально-Чернозёмном регионе России. Находится в четвёрке лидеров среди действующих федеральных университетов. В 2018 году ему исполняется сто лет.

До этого у вуза не было логотипа и фирменного стиля. Только герб, который и сейчас находится в официальной символике ВГУ: используется на флагах и штандартах.

Отсутствие узнаваемого стиля — проблема многих российских госуниверситетов, многие из которых остановились на традиционном гербе. Приятную и продуманную айдентику можно встретить в основном в частных учреждениях.

Именно айдентика является лицом компании на рынке. Госуниверситету вдвойне важно иметь качественный фирменный стиль: у него подавляющая доля рынка и он является лицом страны на мировой арене.

Задача

Разработать логотип и фирменный стиль для ВГУ:

  • сохранить образ герба как устоявшегося символа вуза;

  • создать лаконичную и презентабельную айдентику, соответствующую международному уровню.

Герб и логотип ВГУ

Решение

Сложность в создании айдентики госвузов — их история. Государственным учреждениям редко бывает меньше пятидесяти лет. А значит, при создании фирменного стиля следует опираться на устоявшиеся образы, чтобы не потерять узнаваемость и не обесценить историю.

Образ должен верно передавать имидж университета: строгий, классический, постоянно развивающийся вуз. И соответствовать мировым тенденциям — упрощению и адаптивности.

Для кого создаётся фирменный стиль

Целевая аудитория университета делится на две большие группы. При создании фирменного стиля важно, чтобы он:

  1. нравился абитуриентам и студентам (кружки, ручки, футболки);
  2. был строгим, стильным и презентабельным для преподавательского и руководящего состава — взрослых, серьезных и солидных людей (визитки, официальные бланки).

Геральдика и упрощение

За основу взяли образ существующего герба. У него продуманная символика, но слишком громоздкое, сложное для восприятия начертание. В уменьшенных размерах он и вовсе трудночитаемый. Из-за нагромождения элементов страдает запоминаемость символа.

Герб ВГУ, заверенный Русской геральдической коллегией

Как мы сказали выше, основная тенденция — упрощение и адаптивность. Символ должен быть изящным, лаконичным и с удобством применяться на разных носителях.

Вдохновлялись примерами успешного ребрендинга международных университетов и колледжей. Например, вот отличная айдентика для City College of New York (CCNY), разработанная в честь его 170-летия.

Символика и композиция

Одной из задач было сохранить образ герба. Его основные элементы — щит и ключи.

Отрезали много тупиковых направлений в процессе поиска лучшей формы. Например, исследовали все возможные расположения трёх ключей: на щите и без него, параллельно друг другу и расходящиеся из центра. Но большая часть этих вариаций теряла узнаваемость, от них пришлось отказаться.

Попробовали не связанные с ключами варианты, но они показались слишком хипстерскими и чрезмерно упрощёнными. Плюс они не передавали духа события, к которому приурочена разработка — столетие университета.

Остановились на пересекающихся ключах на геральдическом щите. Форму щита искали среди самых минималистичных вариантов и в какой-то момент нашли удачное решение: загнуть верх, как книгу. Не показали образ буквально, но тем не менее ввели его в логотип.

Долго искали идеальный рисунок бородки и головки ключей. Было более ста вариантов, но нам в них постоянно виделось то привидение, то череп, то самураи и даже персонаж из Space Invaders. Но в итоге нашли лаконичный вариант, который ни с чем не ассоциировался.

Подобрали баланс закруглённых и прямых форм, выстроили единую композицию и остановились на аккуратном логотипе.

  • В основе — щит как признанная в геральдической традиции базовая форма.
  • Раскрытая книга — символ учения и духа мудрости, так называемая «книга жизни».
  • Ключи перекрещены, символизируют доступ к сокрытому, к тайне, к знаниям. Оставили их разнообразие, но убрали буквы.
  • Бородка среднего ключа повторяет форму главного учебного корпуса ВГУ, что выделяет и объясняет его центральное расположение.
Главный корпус ВГУ на «Яндекс.Картах»

Типографика и цвета

Каждый год ВГУ организует порядка 60 научных конференций и семинаров: от городских до международных. Для них выпускают фирменные печатные материалы, поэтому все тексты должны легко восприниматься даже в небольшом размере, а крупные заголовки — читаться издалека.

Подобрали два строгих простых шрифта. Первый — для названия университета, который пишется рядом с логотипом; им же оформляются заголовки текстов. Разные начертания второго используются в подзаголовках и основном тексте.

Определили три фирменных цвета:

  • основной — насыщенный тёмно-синий;
  • дополнительный при изображении логотипа — светло-серый, серебряная фольга или краска;

  • в элементах фирменного стиля используется насыщенный красный.

Мировой рынок образовательных услуг

Логотип и фирменный стиль важны для верного позиционирования и успешной конкуренции вуза. Поэтому, создавая айдентику, мы в том числе ориентировались на западную тенденцию упрощения.

ВГУ входит в международный рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings 2017/2018), где из России представлены всего 24 учреждения. Вуз также ведёт свою программу международного сотрудничества и организует конференции.

По западным традициям название университета пишется без указания принадлежности к государству. Согласно международному рейтингу QS, на рынке только в 3% наименований используется слово «State». В инструкции по использованию фирменного стиля мы предусмотрели возможность использования названия университета в таком же стиле — Voronezh University.

Фирменный стиль

Уровень учреждения отражается в каждой мелочи. Мы продумали оформление брендированных предметов и документов, чтобы всё было гармонично, едино и стильно.

Сделали фирменный повторяющийся узор (паттерн) в виде раскрытых контурных книг. Он наносится на внутреннюю сторону конвертов и визитниц.

Процесс поиска паттерна

Разработали принцип оформления визиток для личного пользования и с общими данными вуза и разную сувенирную продукцию: блокноты, письменные принадлежности, одежду и так далее.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2cc87b04-0365-5d45-2074-b5cb432fa318","width":1400,"height":900,"size":142599,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e04d0990-a7c7-c83c-3b6e-846c83e57084","width":1389,"height":788,"size":340911,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"f9884144-aba3-15c3-6541-f7c8eba0fa66","width":1397,"height":787,"size":177141,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"71723647-7f47-8b90-c45d-adcca5441124","width":1393,"height":795,"size":268378,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"eba564d3-dd1b-bfbe-4af5-25ea41006e0f","width":1392,"height":790,"size":123902,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"92c0a7e9-1c4f-915d-0ff8-e45a825269ad","width":1400,"height":899,"size":106400,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b5ede9f1-acc6-6ef3-1fc0-cfec24444b5e","width":1391,"height":1085,"size":198636,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Итоги

Когда создаёшь айдентику для места с историей — государственных учреждений, регулярных многолетних событий и даже города, — важно не рубить с плеча, а бережно сохранить устоявшиеся символы. При этом изменения должны быть грамотно выверены под общие мировые тренды и настроения в дизайне: для повышения уровня компании и потенциала выхода на мировой рынок.

Добавим, что фирменный стиль университета — это не только помощь в создании верного имиджа, но и увеличение конкурентоспособности. Не только представление главного воронежского университета среди вузов страны, но и формирование образа России на международном рынке образовательных услуг. Мы рады, что лицо нашей страны постепенно меняется в лучшую сторону, и что мы делаем вклад в этот процесс.

ВГУ сделал серьёзный шаг для узнаваемости вуза в России и мире. Фирменный стиль является элементом корпоративного менеджмента, задача которого — скрепить университетское сообщество единым отличительным символом, устранить эклектичность факультетов в печатной продукции, представлении себя и своих образовательных программ абитуриентам. Для ВГУ это также визуализация вуза в глазах действительных и потенциальных партнёров.

Команда digital-агентства Red Collar к решению этой сложной задачи подошла с должной ответственностью и профессионализмом. Для нас эти перемены были действительно непростыми. Хочу также отметить, что в России лишь у нескольких вузов помимо геральдики и зарегистрированного товарного знака есть единый фирменный стиль. Это динамично развивающиеся университеты, которые имеют своё лицо. ВГУ — в их числе.

Дмитрий Ендовицкий
ректор ВГУ

Большинство сотрудников нашего агентства — выпускники ВГУ. Для нас это была знаковая и ответственная задача — помочь родному университету создать современный европейский фирменный стиль и подняться на ступень выше.

Денис Ломов
креативный директор Red Collar

Подробный гайд по разработке фирменного стиля.

#маркетинг

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Red Collar", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 38, "likes": 29, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 32476, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Jan 2018 13:48:00 +0300" }
{ "id": 32476, "author_id": 114524, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/32476\/get","add":"\/comments\/32476\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/32476"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113 }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
12

Очень круто, подобный подход и формат должен стать образцом.
Это пока лучшее, что видел из фирменных стилей - даже среди федеральных вузов такой красоты нет

Ответить
0

Приятно слышать, спасибо. А кто на втором месте, если не секрет? :)

Ответить
2

Еще неплохие логотипы у Пермского университета и Самарского, но это если сравнивать именно с российскими вузами. У многих на логотип и сайт без слез смотреть нельзя)

Ответить
1

Самарский крутой

Ответить
2

одна фармкомпания в Германии тоже считает, что он крутой и использует его с начала 90-х

Ответить
0

Нам Томский понравился :)

Ответить
0

Чем же он вам понравился? Из логотипа ТГУ на местных формуах отличную крышку унитаза делали!))

Ответить
3

Из тех, у кого новые логотипы - я бы выделил Казанский и Томский университеты :)

Ответить
0

А как же фирстиль ВШЭ?

Ответить
6

Кто научил писать красным по синему?

Ответить
0

пффф, Тёма!

Ответить
3

Эх лет на 15 бы раньше и быть может я не бросил бы ВГУ на 3 курсе и стал бы человеком.

Ответить
0

Был крутой красивый герб, стала очередная стоковая иконка в "трендовом" стиле

Ответить
2

Трендовый стиль - это какой?) Вот, кстати, ещё одна «стоковая иконка» полагаю. ; ) А герб ВГУ никуда не делся: он на флагах и штандартах используется.

Ответить
0

"Трендовый" это когда все штрихи одной толшины, такой же как толщина штриха у буквы. Такими иконками забит весь наун. Всё очень аккуратно и красиво нарисовано, просто не ясно зачем.

C Гарвардом вы зря себя сравниваете, ничего общего по качеству работы.

Ответить
0

Все штрихи одной толщины - это не тренд, это уже классика. И судя по вашему риторическому вопросу, в кейс вы не вчитывались.

Было бы интересно увидеть аналитический материал с разбором нашей работы и логотипом Гарварда про качество и всё остальное :)

Ответить
0

Согласен.

Ответить
–1

Неплохо, жаль, что знак очень похож на UBS.

Ответить
2

Ключи на самом гербе — есть что-то похожее. Осталось совместить ваше изображение с шевронами Кирилла Аношина — и хоть в студии не ходи ;)

Ответить
1

основательный подход)

Ответить
1

Вот только «Воронежский государственный университет», а не «Воронежский Государственный Университет».

Ответить
1

Очень красиво!

Ответить
1

Отличная работа, на мой взгляд

Ответить
0

:) "Потенциально нравился огромной массе абитуриентов и студентов, то есть молодежи и подросткам (кружки, ручки, футболки и т.д.)"

И по этому, пусть привыкают сразу, не сдал сессию - в армию. А там все по домашнему и шеврон знакомый :)

Ответить
0

Интересно, а оригинальный герб появился в году 1918 или 1991?

Ответить
0

Много букв для простого очевидного хода. Первое, что в голову приходит. Тенденция к упрощению уже давно ясно всем. Я бы отнес этот материал в раздел "на правах рекламы".
Раз уж написали, то хотелось бы увидеть больше видов использования бренда.
Спасибо.

Ответить
0

Насколько мы знаем, брендированные вещи будут делать ближе к праздничной дате.

Ответить
0

Отличная работа! Как бы с вами оперативно пообщаться по поводу потенциального совместного проекта на ту же тематику, но в другой географии? :)

Ответить
0

Спасибо! В начале статьи есть ссылка на наш сайт, но вот прямая на раздел с контактами http://redcollar.ru/contacts/ Мы на связи :-)

Ответить
0

Работа — лав!

А логотип студии связан с Гуррен-Лаганн?

Ответить
0

Приятно слышать!
Ахаха, нет, это красный воротник) Но кстати узнали об аниме, когда захотели сделать себе фирменные очки)

Ответить
0

Все это хорошо. Только цена вопроса - наверное не маленькая.

Ответить
0

Ты "Им" ещё предложи "пирамиду с глазом"))))),а то идей с "ключами" как грязи в мире ещё со средневековья!!!)))))

Ответить
0

Очень-очень круто! Поздравляю с достойной работой! Если не секрет, можно узнать бюджет проекта?! Это вовсе не праздное любопытство, а сравнительный анализ. Если можно, скиньте в личку на ФБ, ВК или ОК. С уважением, Свиридов Николай

Ответить
0

Спасибо. О бюджете — можем озвучить наш ценник на брендинг, вот ссылка на страницу с контактами http://redcollar.ru/contacts/

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления