{"id":13516,"url":"\/distributions\/13516\/click?bit=1&hash=37bd7b4748a2966bbc26730b25e2618c42f364e4b1fef4e1064b7cb954a0c2b0","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0442 \u00ab\u0413\u0430\u0437\u043f\u0440\u043e\u043c \u043d\u0435\u0444\u0442\u0438\u00bb","buttonText":"\u0417\u0430 \u0447\u0442\u043e?","imageUuid":"9ff0d7f7-ef07-5cab-961b-7241d5749f52","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Red Collar

Кейс: Логотип и фирменный стиль для Воронежского государственного университета

Red Collar о том, как разрабатывали современную айдентику для учреждения с большой историей.

ВГУ — ведущий центр образования в Центрально-Чернозёмном регионе России. Находится в четвёрке лидеров среди действующих федеральных университетов. В 2018 году ему исполняется сто лет.

До этого у вуза не было логотипа и фирменного стиля. Только герб, который и сейчас находится в официальной символике ВГУ: используется на флагах и штандартах.

Отсутствие узнаваемого стиля — проблема многих российских госуниверситетов, многие из которых остановились на традиционном гербе. Приятную и продуманную айдентику можно встретить в основном в частных учреждениях.

Именно айдентика является лицом компании на рынке. Госуниверситету вдвойне важно иметь качественный фирменный стиль: у него подавляющая доля рынка и он является лицом страны на мировой арене.

Задача

Разработать логотип и фирменный стиль для ВГУ:

  • сохранить образ герба как устоявшегося символа вуза;

  • создать лаконичную и презентабельную айдентику, соответствующую международному уровню.

Герб и логотип ВГУ

Решение

Сложность в создании айдентики госвузов — их история. Государственным учреждениям редко бывает меньше пятидесяти лет. А значит, при создании фирменного стиля следует опираться на устоявшиеся образы, чтобы не потерять узнаваемость и не обесценить историю.

Образ должен верно передавать имидж университета: строгий, классический, постоянно развивающийся вуз. И соответствовать мировым тенденциям — упрощению и адаптивности.

Для кого создаётся фирменный стиль

Целевая аудитория университета делится на две большие группы. При создании фирменного стиля важно, чтобы он:

  1. нравился абитуриентам и студентам (кружки, ручки, футболки);
  2. был строгим, стильным и презентабельным для преподавательского и руководящего состава — взрослых, серьезных и солидных людей (визитки, официальные бланки).

Геральдика и упрощение

За основу взяли образ существующего герба. У него продуманная символика, но слишком громоздкое, сложное для восприятия начертание. В уменьшенных размерах он и вовсе трудночитаемый. Из-за нагромождения элементов страдает запоминаемость символа.

Герб ВГУ, заверенный Русской геральдической коллегией

Как мы сказали выше, основная тенденция — упрощение и адаптивность. Символ должен быть изящным, лаконичным и с удобством применяться на разных носителях.

Вдохновлялись примерами успешного ребрендинга международных университетов и колледжей. Например, вот отличная айдентика для City College of New York (CCNY), разработанная в честь его 170-летия.

Символика и композиция

Одной из задач было сохранить образ герба. Его основные элементы — щит и ключи.

Отрезали много тупиковых направлений в процессе поиска лучшей формы. Например, исследовали все возможные расположения трёх ключей: на щите и без него, параллельно друг другу и расходящиеся из центра. Но большая часть этих вариаций теряла узнаваемость, от них пришлось отказаться.

Попробовали не связанные с ключами варианты, но они показались слишком хипстерскими и чрезмерно упрощёнными. Плюс они не передавали духа события, к которому приурочена разработка — столетие университета.

Остановились на пересекающихся ключах на геральдическом щите. Форму щита искали среди самых минималистичных вариантов и в какой-то момент нашли удачное решение: загнуть верх, как книгу. Не показали образ буквально, но тем не менее ввели его в логотип.

Долго искали идеальный рисунок бородки и головки ключей. Было более ста вариантов, но нам в них постоянно виделось то привидение, то череп, то самураи и даже персонаж из Space Invaders. Но в итоге нашли лаконичный вариант, который ни с чем не ассоциировался.

Подобрали баланс закруглённых и прямых форм, выстроили единую композицию и остановились на аккуратном логотипе.

  • В основе — щит как признанная в геральдической традиции базовая форма.
  • Раскрытая книга — символ учения и духа мудрости, так называемая «книга жизни».
  • Ключи перекрещены, символизируют доступ к сокрытому, к тайне, к знаниям. Оставили их разнообразие, но убрали буквы.
  • Бородка среднего ключа повторяет форму главного учебного корпуса ВГУ, что выделяет и объясняет его центральное расположение.
Главный корпус ВГУ на «Яндекс.Картах»

Типографика и цвета

Каждый год ВГУ организует порядка 60 научных конференций и семинаров: от городских до международных. Для них выпускают фирменные печатные материалы, поэтому все тексты должны легко восприниматься даже в небольшом размере, а крупные заголовки — читаться издалека.

Подобрали два строгих простых шрифта. Первый — для названия университета, который пишется рядом с логотипом; им же оформляются заголовки текстов. Разные начертания второго используются в подзаголовках и основном тексте.

Определили три фирменных цвета:

  • основной — насыщенный тёмно-синий;
  • дополнительный при изображении логотипа — светло-серый, серебряная фольга или краска;

  • в элементах фирменного стиля используется насыщенный красный.

Мировой рынок образовательных услуг

Логотип и фирменный стиль важны для верного позиционирования и успешной конкуренции вуза. Поэтому, создавая айдентику, мы в том числе ориентировались на западную тенденцию упрощения.

ВГУ входит в международный рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings 2017/2018), где из России представлены всего 24 учреждения. Вуз также ведёт свою программу международного сотрудничества и организует конференции.

По западным традициям название университета пишется без указания принадлежности к государству. Согласно международному рейтингу QS, на рынке только в 3% наименований используется слово «State». В инструкции по использованию фирменного стиля мы предусмотрели возможность использования названия университета в таком же стиле — Voronezh University.

Фирменный стиль

Уровень учреждения отражается в каждой мелочи. Мы продумали оформление брендированных предметов и документов, чтобы всё было гармонично, едино и стильно.

Сделали фирменный повторяющийся узор (паттерн) в виде раскрытых контурных книг. Он наносится на внутреннюю сторону конвертов и визитниц.

Процесс поиска паттерна

Разработали принцип оформления визиток для личного пользования и с общими данными вуза и разную сувенирную продукцию: блокноты, письменные принадлежности, одежду и так далее.

Итоги

Когда создаёшь айдентику для места с историей — государственных учреждений, регулярных многолетних событий и даже города, — важно не рубить с плеча, а бережно сохранить устоявшиеся символы. При этом изменения должны быть грамотно выверены под общие мировые тренды и настроения в дизайне: для повышения уровня компании и потенциала выхода на мировой рынок.

Добавим, что фирменный стиль университета — это не только помощь в создании верного имиджа, но и увеличение конкурентоспособности. Не только представление главного воронежского университета среди вузов страны, но и формирование образа России на международном рынке образовательных услуг. Мы рады, что лицо нашей страны постепенно меняется в лучшую сторону, и что мы делаем вклад в этот процесс.

ВГУ сделал серьёзный шаг для узнаваемости вуза в России и мире. Фирменный стиль является элементом корпоративного менеджмента, задача которого — скрепить университетское сообщество единым отличительным символом, устранить эклектичность факультетов в печатной продукции, представлении себя и своих образовательных программ абитуриентам. Для ВГУ это также визуализация вуза в глазах действительных и потенциальных партнёров.

Команда digital-агентства Red Collar к решению этой сложной задачи подошла с должной ответственностью и профессионализмом. Для нас эти перемены были действительно непростыми. Хочу также отметить, что в России лишь у нескольких вузов помимо геральдики и зарегистрированного товарного знака есть единый фирменный стиль. Это динамично развивающиеся университеты, которые имеют своё лицо. ВГУ — в их числе.

Дмитрий Ендовицкий

Большинство сотрудников нашего агентства — выпускники ВГУ. Для нас это была знаковая и ответственная задача — помочь родному университету создать современный европейский фирменный стиль и подняться на ступень выше.

Денис Ломов

Подробный гайд по разработке фирменного стиля.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Борис Ларионов

Очень круто, подобный подход и формат должен стать образцом.
Это пока лучшее, что видел из фирменных стилей - даже среди федеральных вузов такой красоты нет

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Приятно слышать, спасибо. А кто на втором месте, если не секрет? :)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Ларионов

И еще

Ответить
Развернуть ветку
Mark Evlampiev

Еще неплохие логотипы у Пермского университета и Самарского, но это если сравнивать именно с российскими вузами. У многих на логотип и сайт без слез смотреть нельзя)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Rublev

Самарский крутой

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Brokhman

одна фармкомпания в Германии тоже считает, что он крутой и использует его с начала 90-х

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Нам Томский понравился :)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Чем же он вам понравился? Из логотипа ТГУ на местных формуах отличную крышку унитаза делали!))

Ответить
Развернуть ветку
Борис Ларионов

Из тех, у кого новые логотипы - я бы выделил Казанский и Томский университеты :)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

А как же фирстиль ВШЭ?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Tsybko

Кто научил писать красным по синему?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ткач

пффф, Тёма!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Эх лет на 15 бы раньше и быть может я не бросил бы ВГУ на 3 курсе и стал бы человеком.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Safonov

Был крутой красивый герб, стала очередная стоковая иконка в "трендовом" стиле

Ответить
Развернуть ветку
Denis Lomov

Трендовый стиль - это какой?) Вот, кстати, ещё одна «стоковая иконка» полагаю. ; ) А герб ВГУ никуда не делся: он на флагах и штандартах используется.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Safonov

"Трендовый" это когда все штрихи одной толшины, такой же как толщина штриха у буквы. Такими иконками забит весь наун. Всё очень аккуратно и красиво нарисовано, просто не ясно зачем.

C Гарвардом вы зря себя сравниваете, ничего общего по качеству работы.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Lomov

Все штрихи одной толщины - это не тренд, это уже классика. И судя по вашему риторическому вопросу, в кейс вы не вчитывались.

Было бы интересно увидеть аналитический материал с разбором нашей работы и логотипом Гарварда про качество и всё остальное :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Мальцев

Согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bogach

Неплохо, жаль, что знак очень похож на UBS.

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Ключи на самом гербе — есть что-то похожее. Осталось совместить ваше изображение с шевронами Кирилла Аношина — и хоть в студии не ходи ;)

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Икарин

основательный подход)

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

Вот только «Воронежский государственный университет», а не «Воронежский Государственный Университет».

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кобылинский

Очень красиво!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Кайф

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр

Отличная работа, на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Аношин

:) "Потенциально нравился огромной массе абитуриентов и студентов, то есть молодежи и подросткам (кружки, ручки, футболки и т.д.)"

И по этому, пусть привыкают сразу, не сдал сессию - в армию. А там все по домашнему и шеврон знакомый :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chalov

Интересно, а оригинальный герб появился в году 1918 или 1991?

Ответить
Развернуть ветку
Ната Косякова

Тот, что в кейсе, в 2015 http://vsumain.livejournal.com/27446.html

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Podobniy

Много букв для простого очевидного хода. Первое, что в голову приходит. Тенденция к упрощению уже давно ясно всем. Я бы отнес этот материал в раздел "на правах рекламы".
Раз уж написали, то хотелось бы увидеть больше видов использования бренда.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Насколько мы знаем, брендированные вещи будут делать ближе к праздничной дате.

Ответить
Развернуть ветку
Arsen Kilibaev

Отличная работа! Как бы с вами оперативно пообщаться по поводу потенциального совместного проекта на ту же тематику, но в другой географии? :)

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Спасибо! В начале статьи есть ссылка на наш сайт, но вот прямая на раздел с контактами http://redcollar.ru/contacts/ Мы на связи :-)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Pimanchev

Работа — лав!

А логотип студии связан с Гуррен-Лаганн?

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Приятно слышать!
Ахаха, нет, это красный воротник) Но кстати узнали об аниме, когда захотели сделать себе фирменные очки)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Мальцев

Все это хорошо. Только цена вопроса - наверное не маленькая.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Malakhov

Ты "Им" ещё предложи "пирамиду с глазом"))))),а то идей с "ключами" как грязи в мире ещё со средневековья!!!)))))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Свиридов

Очень-очень круто! Поздравляю с достойной работой! Если не секрет, можно узнать бюджет проекта?! Это вовсе не праздное любопытство, а сравнительный анализ. Если можно, скиньте в личку на ФБ, ВК или ОК. С уважением, Свиридов Николай

Ответить
Развернуть ветку
Red Collar
Автор

Спасибо. О бюджете — можем озвучить наш ценник на брендинг, вот ссылка на страницу с контактами http://redcollar.ru/contacts/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 38 комментариев
null