{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как снять рекламный ролик без рекламного агентства

Это статья в помощь брендам и маркетологам, которые хотят самостоятельно снять свой рекламный ролик.

В жизни многих брендов наступает момент, когда ты уже настолько большой мальчик, что пора бы тебе снять свой первый рекламный ролик. Кто-то, не долго думая, сразу бежит в рекламное агентство. Но некоторые отделы маркетинга посещает другая идея. Что, если придумать все самим и пойти напрямую в продакшн? И у этой мысли есть вполне разумные доводы.

Во-первых, глядя на то, что показывают по нашему ТВ, кажется, придумать ролик не так уж трудно. Что ж, вы правы. Нам тоже так кажется.

Во-вторых, рекламные агентства стоят приличных денег, верно? Не у всех они есть. А желание сэкономить — это совершенно естественная потребность любого бизнеса. И вопрос экономики, по нашему опыту, — главный аргумент в пользу того, чтобы сделать всё самим.

Ну и в-третьих, большую часть производственных этапов все равно сделают режиссер и продакшн. Вам не придется писать тритмент (режиссерское видение), искать локации для съемок, проводить кастинг актеров, писать музыку, организовывать сами съемки и делать бесконечный постпродакшн. Все это сделают за вас профессиональные люди под вашим чутким присмотром.

Думаете, сейчас мы будем вас убеждать, что придумывать самим все же плохая идея? Да ничего подобного. Более того, мы вас поддержим. Мы лично знаем маркетологов, которые выдавали такие идеи, которым позавидовали бы профессиональные креативщики. В конце концов, никто, кроме вас, не знает так хорошо ваш бренд и никто так глубоко не погружен в него.

Решено, вы придумываете все сами. И раз уж большую часть этапов сделают за вас, то вам остается только писать искрометные диалоги и придумывать захватывающие сцены! Красота! Давайте вместе посмотрим, как из отличного сценария получается отличное кино.

Любовь, сбивающая с ног, 2002

Классно, да? И выглядит все не так уж и сложно. Написание сценария — это поистине волшебный этап. И именно он чаще всего хоронит все ваши влажные фантазии сэкономить. Что ж, давайте разберем, почему так происходит, во сколько обходятся факапы и как их не допустить.

Писать — это легко. Просто садишься за пишущую машинку И вскрываешь себе вены.

Ред Смит.

Любой ролик начинается со сценария, верно? По нашему опыту, не было человека, который бы это отрицал. Как и не было клиента, который бы хотел сделать все сам и не пытался «перепрыгнуть» этот этап, чтобы побыстрее приступить к съемкам. Почему-то всем кажется, что самой идеи и небрежно набросанного «на салфетке» сценария более чем достаточно. Иногда людей посещает еще более блестящая мысль, — ничего писать мы не будем, а просто объясним все на словах. Тыр-пыр-восемь-дыр — чего там сложного-то? И случается такое чаще, чем можно себе представить.

Непонятно, почему люди так делают, но факт остается фактом. Продакшены продолжают жаловаться на этот бардак и на «говно!», которое получается на выходе.

Но раз уж мы с вами изначально стремимся сэкономить, то давайте мы объясним на языке денег, почему забить на сценарий или превратить его в простую формальность — это очень хреновая идея.

Сценарий — это технический документ. Он создан специально для съемок. Это не проза, его трудно читать человеку, который не привык к регулярной работе с ним. По сути, это ваш план.

Если люди на съемках начинают работать без четкого, конкретного плана, то приходится его дорабатывать или даже придумывать на ходу, прямо на съемках. Съемочный процесс превращается в импровизацию. И это самое страшное, что может случиться.

Вся проблема плохого сценария в том, что съемки — это дорого. Это так ахриненно дорого, что не все маркетологи за 10 лет столько получают, во сколько обходится всего один съемочный день в Москве. Плохо продуманный или «устный» сценарий — это почти стопроцентный шанс, что съемки растянутся еще на день или даже два.

Так, для справки, увеличение съемочного процесса на день — это фактически удвоение стоимости ролика (учитывая, что большинство роликов снимаются за день). Теперь подумайте, как сообщить руководству, что за ролик в 7 миллионов в итоге нужно отдать 14? И ведь как назло под рукой нет агентства, которое можно было бы обвинить в идиотизме и свалить на него все шишки!

Удвоение итоговой сметы — это не какой-то экзотический пример. Это наши с вами отечественные будни.

Думаю, почти каждый продакшн может вам рассказать десятки таких историй. Вы игнорируете этапы подготовки, и карма за это надает вам по заднице.

Чтобы застраховаться от «творческой растраты», вам нужен хорошо продуманный сценарий. Я не говорю шекспировский шедевр. Я говорю «продуманный», в котором все элементы логичны, тщательно подобраны и работают между собой в определенной последовательности.

Примерность и приблизительность тут не работает. Если у вас нет хорошего опыта, то пропишите все — то есть абсолютно все, вплоть до музыки (вообще говоря, ее «придумывайте» в первую очередь и всегда думайте о ней) Только с опытом вы поймете, что не обязательно, например, детально прописывать костюмы, т.к. костюмер это сделает лучше вас. Или детали интерьера или свет — ну вы поняли. Просто не жалейте потратить на продумывание сценария как можно больше времени. И запишите его на бумаге, черт возьми! Уж поверьте, записанный сценарий работает лучше незаписанного. Давайте вместе посмотрим, как сочетается сценарий ролика с тем, что в итоге получилось.

Триазавирин. Рекламный ролик.

Если вы смотрели/читали внимательно, то могли обнаружить: сценарий все же расходится с итоговой версией. Постойте-ка, мы же говорили, что это плохо. Сценарий — это же план. Как так получилось?

Тут три причины. Первая — какие-то изменения будут внесены режиссером в тритменте (его версии сценария и самого ролика). Иногда это отличная страховка. Если вы что-то не учли, режиссер (вместе с оператором, раскадровщиком или даже с монтажером) может это поправить. Но не обольщайтесь.

Вторая — вы не всегда сможете подобрать для съемки желаемую локацию. И в этом случае придется вносить изменения на ходу.

А третья причина, не всегда все идет по плану. Бывает, все было отлично продумано, вот прям до мелочей, но в дело вмешалась сама жизнь. И вы даже не представляете, в каких неожиданных местах вас может подстерегать факап. Вот вам случай из жизни. В съемках должна была участвовать модель рук, ребенок 5-6 лет (актер). То есть лица его не видно, а только руки — модель рук. Вот где тут, по-вашему, может быть подвох? Думаете, было что-то не так с руками?

Когда ребенок приехал на съемочную площадку, выяснилось, что он абсолютно глухой, плохо знает язык жестов и не умеет читать. Он просто не понимает, что от него хотят режиссер и все остальные. Даже тот, кто сопровождал ребенка, толком не мог объяснить ребенку, что от него требуется. Вот вам минус три часа съемки и истерика режиссера на ровном месте. И нет, в резюме глухоту, как оказалось, не указывают: иначе не будут звать на съемки.

Словом, вам придется выкручиваться и импровизировать. Однако задача вашего сценария — свести всю импровизацию и эксперименты к нулю. Съемка — это не этап фантазии. Это этап реализации фантазии. Впрочем, Тайка Вайтити, говорят, ставит весь съемочной процесс на импровизации. У богатых свои причуды. Если вы можете себе это позволить, то кто мы такие, чтобы вас останавливать?! Но лучше взгляните на идеальное следование сценарию у Кубрика:

Сияние, 1980

Конечно, мы не будем давать советы по написанию сценариев. А вы рассчитывали? Ну нет. Не потому, что жалко. А потому, что для этого пришлось бы превратить статью в огромный учебник. И тем не менее есть способ понять, насколько продуман ваш сценарий и увидеть, чего в нем не хватает…

Продолжение в следующей части.

А пока ловите чек-лист по тексту:

  • Придумайте историю.

  • Запишите сценарий (это прям вот обязательно!)

  • Прочитайте сценарий вслух. Материал, написанный для чтения вслух, существенно отличается от текста, рассчитанного на чтение про себя. Вы удивитесь, насколько по-другому звучит текст, прочитанный вслух.
  • Избегайте длинных монологов героев. Реплики персонажей должны переплетаться друг с другом.
  • Всегда думайте о музыке (в каждый момент сценария).
  • Напишите подробное ТЗ для продакшена. Помните, если вы что-то не указали, то оно обязательно будет сделано по принципу «я художник, я так вижу».
  • Дерзайте!
0
1 комментарий
Jekyll and Hyde agency
Автор

Здравствуй, читатель ;)
Вторая часть про самостоятельные съемки вот тут по ссылке https://vc.ru/u/779943-jekyll-and-hyde/325343-kak-snyat-reklamnyy-rolik-bez-reklamnogo-agentstva

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда