От журналиста до импортёра: почему украинский предприниматель продаёт свой интернет-магазин Статьи редакции

Основатель интернет-магазинов автозапчастей Wipers.ua, Xenon.ua и Mothers Александр Александров рассказал изданию MC Today о том, как запустил свои сайты и расширил бизнес.

Александр Александров с братом Виктором

Из журналиста в коммерсанты

В молодости я провёл прекрасные шесть лет в редакциях печатных журналов «Комиздат», «Шпиль!», Computer World и PC World, где вырос от внештатного обозревателя до главного редактора. Но наступил 2008 год, бумажная пресса схлопнулась, а на раскладках остались политические газеты без рекламы, но с бюджетом.

Затем я пошёл работать в Hotline. Этой компании я отдал ещё пять лет жизни, и вместе с новым «майдановским» кризисом передо мной встал выбор: пойти дальше развиваться в ИТ в западную компанию или уйти в свой бизнес.

Последнее показалось более интересным, хотя и не сулило валютных зарплат в какой-нибудь социальной сети для ручных домашних тараканов.

Так родилась идея вместе с братьями Никитой и Витей сделать свой интернет-магазин. Направление долго искать не пришлось, отталкивались от хобби. Мы увлекались интернетом и автомобилями. Запустить магазин было делом нехитрым: поставили OpenCart на домен vmashine.com.ua, нашли поставщиков, начали наполнять каталог, продвигать магазин в поиске, запустили рекламу.

Первые заказы обрабатывались хаотично: кто-то из нас троих принимал заказы, второй ехал к поставщику, третий доставлял товары по Киеву. Вместе упаковывали и отправляли в регионы. Учёт вели на коленке: то в блокноте, то в Excel, то ещё где-то.

И хотя с заказами проблем не было, понять, сколько мы зарабатываем и чем вообще занимаемся, было сложно.

К тому же мы хотели отличаться от других магазинов, которые выгружают прайс поставщика, в лучшем случае добавляют к нему картинки, а затем всё это продают.

Найти свою нишу помог случай: товарищ на Новый год попросил подобрать дворники на Acura, и я долго не мог найти подходящие запчасти, так как этого автомобиля не было в стандартной базе.

Буквально за два дня мой брат Никита написал код, выдающий список автомобилей, к которым подходят дворники. Например, выбираешь щётку длиной 475 мм, а сайт выводит тебе 54 автомобиля, на которые она подойдёт. Недолго думая, я спросил: «Ник, слушай, надо то же самое, только наоборот. Чтобы выбрать тачку, а сайт дворники высыпал».

Программистам иногда сложно сформулировать простые вещи в голове. Ник и сейчас подвисает, если я прошу на кассе у него 50 гривен. Говорит, что нету, хотя 20, 20 и 10 гривен у него есть.

Спустя месяц это выросло в отдельное направление 2dvornika.com.ua. Я сделал базу подбора на основе девяти бумажных и трёх онлайн-каталогов и удобный интерфейс, а Никита написал программную часть.

От магазина запчастей отказались. У него не было чёткой концепции, был большой процент возвратов, да и ничего уникального он не предлагал. Как и прежде, всё делали сами, логистикой занимался Витя. Чуть позже уже появился свой склад с товарами, а ещё через год — менеджер и курьеры.

В этот бизнес мы вложили около $10 тысяч, из которых $8 тысяч ушло на склад товаров для оперативной доставки, остальное — на рекламу, офис, быстрый сервер, подачу документов на регистрацию ТМ и мелкие расходы. У нас было мало опыта, товары на склад закупались хаотично, не менее хаотично размещалась и реклама: от наружной до статей в печатной прессе.

В итоге мы пришли к тому, что ликвидный склад может быть на меньшую сумму, а расходы на рекламу нужно планировать исходя из конверсии.

Масштабирование бизнеса

Когда стало ясно, что у нас работающий бизнес, и можно всё автоматизировать, мы продали долю управляющему партнёру — моему другу, который занимается продажей фото-аксессуаров на сайте strobist.ua. Сейчас он полностью управляет бизнесом, за что получает 50% от прибыли. Первое время он незначительно участвовал и финансово, но сейчас в этом нет необходимости.

Фото: mothers.com.ua

Из своей половины партнёр отдаёт часть доли менеджеру по приёму заказов, а операционные функции выполняют наёмные работники из его бизнеса. Я со своей стороны слежу за продвижением, актуальностью базы подбора, периодически могу вносить коррективы. В 2018 году мы начали завозить в страну дворники из Мехико и Чехии и сейчас отлаживаем это направление.

Спустя какое-то время мы прошли тот же путь в России. Для этого понадобилось больше времени и денег, чем у нас. Если здесь можно удерживать складские остатки на уровне $2000-4000, то для 2dvornika.ru эти показатели могут быть больше в десять раз.

Такая же история с логистическими и маркетинговыми расходами. Товар дольше едет, поставщики не отпускают «по одной штучке», продать можно только то, что реально есть в наличии. Да и расходы на логистику такие, что лучше держать всё на складе — в перспективе это существенно дешевле.

Зато конкуренция там небольшая. Россиянину проще пойти на работу за 50 тысяч рублей, чем вкладывать время и деньги в миллионный по счёту стартап.

Сегодня этот бизнес работает почти автономно: заказы принимаются по IP-телефонии в Киеве, отправки и закупки осуществляет партнёр по месту. Через год его заменит логистическая компания. Следующий этап — Казахстан. Нам интересен этот рынок, и там уже зарегистрированы «на перспективу» несколько торговых марок.

Параллельные эксперименты

Параллельно мы пробовали запустить бизнес и в других направлениях. Одним из таких стала война за запоминающуюся торговую марку Xenon. Мы долго хотели взять крутое имя и в конце-концов заполучили xenon.ua.

Сначала мы пытались сосредоточиться на автосвете, но лампы, ксенон и LED покупают не так часто, как нам хотелось бы. Поэтому решили делать магазин с большим ассортиментом на базе «Хорошопа»: продавать автохимию, детейлинг, присадки, аксессуары и другие товары широкого потребления.

Попутно мы запустили несколько монобрендовых магазинов: Done Deal, Doctor Wax, Hi-Gear. Они хоть и не приносят много заказов, но имеют просто сумасшедшую конверсию, которая иной месяц может доходить до 15%. К таким проектам больше доверия.

Но есть и обратная сторона медали: нередко могут позвонить за консультацией или пожаловаться, что купили просроченный товар где-то в розничном магазине. Таких клиентов мы отправляем непосредственно к импортёру.

Как устроен бизнес

У нас нет ни зарплат, ни офиса. У нас есть два менеджера: первый хорошо разбирается в автохимии и косметике и управляет оптовыми продажам одного из брендов. Второй — такой же оптовый менеджер, но в компании, которая импортирует ксенон.

Такие люди обычно сидят на «своих» клиентах, неспешно заводя новых, и у них много свободного времени. Но при этом отлично разбираются в товарах, в том числе в сложных вопросах. Например, подобрать лампы на мой Chrysler не смог ни один магазин широкого профиля, а наш менеджер сделал это, не заглядывая в каталог.

Менеджеры получают 10% от чистой прибыли по обработанным заказам. Нередко бывали случаи, что менеджер платил зарплату нам, а не мы ему.

Это связано с тем, что он продал товара на более чем 40 тысяч гривен, а наша скидка — 25%, и она превышает его 10% от нашей чистой прибыли. В итоге под конец месяца он перечислял нам разницу, а не мы ему.

Такую же идеологию мы исповедуем и с курьерами. Доставка по Киеву нам стоит 55 гривен с учётом проезда. С клиента мы берём 50, а 5 гривен компенсируем сдельно работающему курьеру. Отправки делает мой брат Витя, контент и разработка — на аутсорсе.

Многие поставщики готовы работать по дропшиппингу, но нам удобнее отправлять самим, так как можно неплохо сэкономить на отправках, включая бонусы «Новой почты». Дропшиппинг менее выгоден тем, что можно один раз отдать заказ поставщику, и клиент в будущем уйдёт к нему — ведь в посылке будет визитка и контакты поставщика, а не наши.

По суммам: оборот за прошлый год составил 1,2 млн гривен, за позапрошлый — 824 тысяч гривен. В зависимости от сезонности нужно быть гибким в вопросе рекламы. Наценка может разниться от 10 до 40%, в зависимости от группы товаров.

Скажем, герметик за 67 гривен в закупке может стоить до 30 гривен. Казалось бы, наценка больше 100%, и всё супер. Зато если продать герметик вместе с пеной для мойки автомобиля с наценкой 10%, заработок будет в десять раз больше. Потому что чек клиента будет под 4000 гривен.

Новый этап

Новым витком развития для нас стал «власний iмпорт». Если раньше мы покупали товары у импортёров или дилеров, то теперь сами стали импортёром. Так появился mothers.com.ua — детейлинг (комплекс высокотехнологических операций по тщательному и полному уходу за автомобилем) из США, который вскоре появится на полках интернет-магазинов, сетей и АЗС.

Продукция Mothers

Стать импортёром непросто, это требует в разы больше ресурсов как финансовых, так и по части знаний, логистики, складских мощностей. Поэтому мы приняли непростое решение — продать розничный бизнес.

Изначально мы думали продать xenon.ua за $15 тысяч, но сейчас готовы расстаться с ним за $5000-6000. При активной работе магазин за год может принести от $15 тысяч. Также мы рассматриваем продажу профильных, моно-брендовых магазинов — $2000 за все проекты.

Если активно крутить рекламу и продолжать расширять ассортимент, то вложения окупятся за семь-десять месяцев в зависимости от сезонности и валютных колебаний.

Окупаемость проектов возможна лишь в том случае, если ими заниматься. Увы, к этому не все готовы.

С момента, как мы заявили о продаже магазина, мы провели 20 встреч, и в основном на них приходили мужчины за 45 лет, которые ищут альтернативу банковскому депозиту или покупке парковочных мест или гаражей для получения ренты. Любым бизнесом нужно заниматься. Или платить тем, кто им занимается. Иначе он пойдёт на спад и достаточно быстро доберётся до цифры ноль.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Петр Фоменко

Заголовок "От журналиста до импортёра: почему украинский предприниматель продаёт успешный интернет-магазин"

И вот дочитав до конца я так и не понял почему он продаёт "успешный" интернет-магазин!?)

Да и сама статья больше на объявление о продажи похожа)

Что то мне подсказывает, что не такой уж и успешный этот интернет-магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Да, похожа. Не скрою, что готов продать проект за недорого. И отчасти это и стало инфоповодом для интервью с mc.today

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Приносит 15 к, продаем за 5 к. На каких лохов это рассчитано?

Буквально за два дня мой брат Никита написал код, выдающий список автомобилей, к которым подходят дворники. Например, выбираешь щётку длиной 475 мм, а сайт выводит тебе 54 автомобиля, на которые она подойдёт.

Ничоси, выборку из таблицы за два дня написал!

Зато конкуренция там небольшая. Россиянину проще пойти на работу за 50 тысяч рублей, чем вкладывать время и деньги в миллионный по счёту стартап.

О чем этот русофобский пассаж?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Это не руссофобский пассаж. В Украине сегодня средняя зарплата 150 долларов. А цена входа в бизнес интернет магазина - близка к нолю. Я аполитичен , кроме того веду бизнес и у вас, и на родине. И я понимаю разницу в цифрах на практике, а не в теории. И вижу, почему идти в бизнес в России, такой малый, как наш, бессмысленно. 2-5 тысяч долларов прибыли приложениях 20-30к долларов москвичу на интересно. А украинцу зарабатывать 200-300 вместо 150 при вложениями до 1000 - очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Aleksandr Aleksandroff

Слон Петрович, для понимания цифр, например, я как украинец могу получить домен .ru, и .com.ua. А вот для получения .ua нужна торговая марка, это может стоить от 1000 и до десятков тысяч долларов. В случае с xenon.ua это была 10-ка. Да, вложил 15. Да, может приносить 15, если вложить ещё 50-70. Бизнес окупился и у нас на него нет времени , мы его продаем. Только регистрация ТМ займет в Украине от 6 месяцев и много денег. И не факт, что получится с ней получить .ua с вашим именем. Цена минимальная и адекватна. Рынок у нас тут растет, но очень медленно. Через год будет дороже, через два - ещё дороже.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Aleksandr Aleksandroff

Касательно выборки таблицы. Если все так просто, то почему в Украине - всего 4 магазина по дворникам, из которых два + мои, а в России - всего 7, из которых два тоже мои? На словах это просто, а на самом деле это много месяцев работы и не одного человека, чтобы сделать качественную базу подбора, ликвидное наличие и обеспечить работы всех процессов такого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Рустам Салахутдинов

Эм, ребят. Бизнес, который вы сами оценили в 480 000 рублей (максимум) - это как бы не бизнес.

В Москве так парковочное место стоит. Да и прибыль в 15к баксов в год, которую вы вангуете (что не факт еще, что правда) - это 75к рублей в месяц.

То есть россиянин, работающий за 50к - глупый, ленивый обыватель. Хохлы с 75к (на словах) в месяц - умные западные свободные люди)

Я не ура-патриорт или что-то в этом духе, но ощущение, что это не статья про стартап, а прелюдия к объявлению на Авито

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

По украинским меркам это достаточно крепкий малый бизнес, на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тарас Шабанов

15$к в год? Серьёзно? Статья на vc?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Фоменко

Вот это вообще интересно!

Я конечно понимаю что это не показатель, и счетчик заказов может быть скинут при смене платформы и т д.
Но тут явно несколько месяцев как пишет автор ничего не меняли, даже рекламу отключили.

Так что ребята с VC признавайтесь кто передо мной сделал первые 35 заказов???)))))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Счётчик заказов скидывается, кроме этого, недавно переехали на другую CMS. По части продажи, там сама ТМ и домен до майдана ушла бы за 10- ку баксов за час. Они и продаются. Конкретно этот бизнес мы в какой-то момент развивать перестали и перешли в другие ниши, я об этом сказал. По заказом, сейчас на уровне 100-120 в месяц, в среднем за год, - 150 в месяц. Это без активной рекламы. На самом деле, неплохой показатель для кризисной Украины сегодня и достаточно маленького бизнеса в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

У Хохлов все "так себе", уже хороших года три, вот после майдана так себе и стало. По поводу 50к, ответил ниже, на подобный комментарий. Гляньте, чтобы я не повторял одну мысль дважды.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Наталья Гончаренко

Нда.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

Та не говорите!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergei Kineshev

Что вы прикопались к человек. Я понимаю разговор по фактам, но вот это "хохол - не хохол" как то не круто выглядит совсем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Большинство мыслят иначе

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Сергей, в данном случае я имел ввиду стоимость материальных и нематериальных активов бизнеса от 1 млн руб. Читай: инвестировать 1 млн без гарантии успеха при гарантированной зарплате от 50к рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kaygorodov

Вообще автор отличный предприниматель, очень разносторонний и упорный. К тому же моя история чем то похоже, наверно как и всех кто занялся электронной коммерцией,. С разницей что я бизнес не продаю, пока)), а приносит он больше только потому что рынок в России крупнее и стабильнее. Зато автор реализовал больше идей и постоянно трансформирует бизнес. Тут понятно что нечего сравнивать Россия Украина. Это как если бизнес был в США то обороты бы тупо от иной валюты кратно умножились.
Я с Екатеринбурга, бывший айтишник выросший до топов и ушедших в свой бизнес. Мне нужны партнеры такой как автор если интересно дальше развивать направления автозапчастей или монобрендовых магазинов на Урале то велкам в Екатеринбург)),. Мой магазин illva.ru имя Евгений, контакты можно на сайте найти. Покупать ваш бизнес не собираюсь. Но в партнерстве бы объединили усилия.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Напишу вам, может, что-то придумаем.

Ответить
Развернуть ветку
Vitsya

Ох как тяжко сейчас стало ребятам за 45, классические схемы купи продай уже не работают в виду выхода на рынок больших онлайн ритейлеров, а вникать в интернет бизнес который в миллион раз мудренее ума уже не хватает

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
John Kost

А.А спс

Ответить
Развернуть ветку
John Kost

Да, и Александр Александров, мск, собственник автобизнеса "магнитола", ру, юа, орг и др, вот такой есть у вас тёзка в мск, мой друг и бывший коллега, я бизнес, розничный ксенон (харьков) продал, с гаражиком правда, ×20ть, далеко до майдана, но ксенон юа - аж "слюни", коллеги из ,ру могут не знать, что доменная , ua, это не так просто как доменная ,ру. (Работали от poputchik.ua лет 10ть, сейчас poputchi.com, другая история) А.А. (киев), давайте плиз откофейничаем +37257319401 viber, всем велком, (socar возле "мамы", киев, например, ) с ув к ру ребятам, офис севас, спб, коллег много в мск, спс , спасибо vc ru

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

+380677737323 Вайбер , Телеграмм. Напишу вам сегодня тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Куричев

Дизайн сайтов с прошлого века

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Дизайн разработали во время второй мировой. И изначально планировали только в СССР продавать. У нас даже при заказе есть кнопка "бартер на гречку", вы обратили внимание?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolas Minxhekov

Обратитесь к ребятам в dvorniki.ua
Может купят у вас. Они, знаю, бизнес активно развивают сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Женя трубку не берет года два уже :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Я предлагал ксенонизации, партнёрам, хотят, но якобы денег нет. Может и правда нет. Ну и тут же окупаемость при самозанятости будет, а не только лишь при покупке. Работать не все хотят, и не все могут нанять людей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Krasilnikov

С месяц назад искал дворники Denso Wyper Blade:
- Ваш сайт - даже не помню, видел ли тогда, цена - 970грн!
- dvorniki.ua - популярнейшей искомой модели нет. По цене на bosh aerotwin в 875грн!сайт забыт мною навеки
- 2dvornika.ua - был тоже отсеян, цена - 985грн!

Итого - дворники были куплены на автокладе за 833грн (япония). Aerotwin - есть за 611 и 813.

Не удивительно, что бизнес фигово идет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Вам АвтоКлад сам подобрал, были в наличии и доставил через 4 часа после оформления заказа? Уверен, что нет. А мы бы так и сделали. Бизнес по дворникам идет очень хорошо. Как и тот, который продаем. Просто раньше мы продавали Денсо за 500 грн по курсу 8, а сейчас продаем по 970 грн при курсе 26. Чувствуете разницу? И заказов - плюс минус столько же. И доставка стоила для нас 20 грн, а сейчас стоит 55 грн.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Aleksandroff

Человек, который ищет дешево - найдет дешево. АвтоКлад - отдельная тема. Дмитрий тот еще демпенгер. Как вам удалось на их сайте подобрать дворники, - отдельный вопрос. Это было так же просто, как у нас? Видео инструкцию по установке щеток они предоставили?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда