Блог эксперта в Инстаграме: как SMM-щику работать с контентом
SMM-щиков ищет не только бизнес, но и эксперты. Чаще всего это маркетологи, врачи, юристы, фотографы, коучи. Соцсети для них – место для общения с аудиторией и продажи своих навыков. Но постоянное производство контента отнимает много сил – тут на помощь и приходит SMM-щик.
Привет! Меня зовут Артем Пыхтеев, я – директор образовательного проекта SMM.school. В этой статье расскажу, почему эксперты ищут SMM-щиков, чего от них ждут и как работать в связке «эксперт + соцсети + исполнитель».
Кто такой эксперт и зачем ему нужен SMM-щик
Сначала разберемся, зачем эксперты заводят страницы в соцсетях. Если обобщить, то причины две:
- Нетворкинг. Эксперт хочет заявить о себе в публичном поле, познакомиться с коллегами и постепенно обрасти связями, которые в будущем помогут привлечь новых клиентов или найти работу.
- Монетизация. Эксперт заводит блог, чтобы получить клиентов или продать свои продукты и услуги.
Еще одной причиной может быть создание личного бренда, но экспертный блог – это лишь один из способов. Кроме публикации полезных постов, для формирования личного бренда полезно повышать узнаваемость и наращивать репутационный вес. Сделать личный бренд можно и без экспертного блога – так поступают музыканты, спортсмены, художники, актеры, режиссеры и другие селебрити.
Идем дальше. Экспертный блог – это не личная страница эксперта, где он выкладывает фотографии с отдыха и изредка постит что-то по работе. Вот отличительные черты блога эксперта в соцсетях:
- Персонализация – блог ведется от лица одного человека.
- Тематичность – содержание контента вращается вокруг одной тематики или ниши.
- Индивидуальность – у автора есть свой узнаваемый стиль в тексте, он не боится высказывать личное мнение.
- Регулярность – контент выходит постоянно, сторис обновляются, человек не пропадает на несколько месяцев.
- Открытость – эксперт активно общается с подписчиками в комментариях, дает советы, помогает решать проблемы.
Потребность в SMM-щике возникает когда нужно:
- Помочь создавать контент или взять на себя все его производство.
- Организовать регулярный постинг. SMM-щик координирует работу эксперта, помогает ему с контент-планом и подготовкой постов, которые можно потом запланировать через SMMplanner.
- Разобраться с монетизаций – выстроить систему продажи продуктов эксперта, настроить таргетированную рекламу или разработать стратегию для привлечения клиентов.
Как SMM-щику работать с экспертом: пошаговый план
Прошелся по нескольким вакансиям на hh.ru. В некоторых требуют уметь «в прогрев и распаковку», в других достаточно знать вовлекающие механики и делать «интересные посты». Мне кажется, все задачи экспертов можно закрыть в 4 шага.
Провести интервью
Экспертный блог – это личность и профессионализм. Чтобы продумать стратегию и составить контент-план, нужно сначала разобраться, что может делать эксперт в соцсетях. Возьмем по умолчанию, что мы уже знаем профессиональную область эксперта, его компетенции и уровень знаний. Если нет – это первое, что нужно выяснить :–)
Далее – задаем организационные вопросы. Вот примерный список:
- Сколько времени в день эксперт может уделять работе с SMM-щиком? Здесь лучше обговорить конкретные часы, которые вы будете в дальнейшем использовать для координации работы и создании контента. Например, с 11:00 до 13:00 ежедневно.
- Как будет происходить создание контента? Решаем, какие темы берет на себя SMM-щик, а какие – эксперт. Чаще всего эксперт сосредотачивается на личных публикациях в сторис, а ленту с постами отдает SMM-щику. Либо эксперт надиктовывает посты в Телеграме, а SMM-щик потом переводит их в публикации и создает подводки в сторис.
- Где брать визуал? Здесь решаем вопрос с оформлением аккаунта: будет ли эксперт сам присылать фотографии, нужно ли организовывать фотосессии или посты и сторис пойдут на иллюстрацию дизайнеру.
- Кто отвечает за коммуникацию с аудиторией? Чаще всего это задачу оставляют за экспертом – он отвечает на комментарии и сообщения в директе. Но возможно и разграничение зон ответственности – например, SMM-щик может отвечать на общие вопросы о ценах, услугах или условиях сотрудничества, а советы и рекомендации берет на себя эксперт.
- У кого будет доступ к аккаунту? Если SMM-щик отвечает только за контент и рекламу, логичней подключить его к сервисам автопостинга и рекламному кабинету, без прямого доступа к основному аккаунту.
На этом этапе задача SMM-специалиста – выстроить предварительный рабочий процесс так, чтобы эффективно работать с экспертом в паре. Понятно, что на старте все может пойти наперекосяк, но предварительная подготовка не бывает лишней :–)
Продумать стратегию продвижения эксперта
Определяем, что мы будем делать и зачем. Например, эксперту нужно продавать свои консультации. Тогда контент можно построить на решении проблем аудитории. Трафик можно привлекать через упоминания.
Пример: главред Максим Ильяхов и его страница в Инстаграме. Максим переупаковывает контент со своего сайта в посты, а в сторис периодически отвечает на вопросы о редактуре и текстах. Прямой продажи нет: в сторис он рекламирует себя или своих коллег, если это попадает в контекст вопроса.
Другой вариант: эксперт ведет блог для повышения узнаваемости и нетворкинга. Контент можно сосредоточить на инфоповодах и обращениях к коллегам, а трафик на первое время привлекать через упоминания других аккаунтов в постах и сторис.
Пример: венчурный инвестор Максим Спиридонов. В постах он высказывается на темы технологий, стартапов и фаундеров крупных компаний.
Ну а если эксперт хочет распаковать личность и устроить прогрев в сторис, чтобы продать свой курс, смело шлите его… Если серьезно, для полезного и практичного курса не нужны особый прогрев и распаковка личности. Достаточно регулярно рассказывать про него в постах и сторис – аудитория подтянется, распробует и будет благодарна. А если в курсе «вода», тогда да, придется настраивать контентную воронку и тратить деньги, время и силы на рекламу никому не нужного продукта. Ну такое.
На этапе разработки стратегии нужно:
- поставить цель ведения экспертной страницы;
- определить, какой контент поможет достичь эту цель.
Составить контент-план
В работе с экспертом контент-план – это скорее ориентир, а не четкая инструкция.
Он нужен, чтобы координировать работу, поэтому я составил шаблон контент-плана для эксперта в Гугл Таблицах.
На что обратить внимание:
- Темы для постов возникают из работы и жизни эксперта. Активно общайтесь с ним и узнавайте его интересы, планы, взгляды. Со временем сложится образ человека.
- Если эксперт не знает, про что говорить, задавайте ему простые вопросы о профессии. Это поможет составить посты на первое время. Например, вопрос для стоматолога: «Чем отличается дешевая зубная паста от дорогой?».
- Если темы возникают из инфоповодов и вопросов аудитории, для КП больше подойдет план рубрик. Например: новости индустрии с личной позицией, разбор вопросов подписчиков, съемки рабочих моментов в сторис. К ним, естественно, нужно готовится заранее.
- Держите в запасе минимум 3 готовых поста на случай, если не будет инфоповода или эксперт не сможет предоставить материал.
- Если эксперт не любит писать, просите прислать голосовые сообщения в соцсети.
- Если эксперт не знает, про что говорить на камеру, составьте ему список вопросов или накидайте тезисы. Не стоит использовать строгий сценарий – мало кто умеет читать по бумажке незаметно :–)
Продумать, как анализировать работу
Любую цель ведения аккаунта можно выразить конкретным числом. Например:
- обеспечить прирост подписчиков на 20 % за месяц;
- добиться роста охватов сторис на 30 % за полгода;
- продать услуг эксперта на N сумму или привести N лидов с аккаунта за 3 недели;
- получить 50 упоминаний аккаунта эксперта от других экспертов за год.
Цель должна быть выполнима, достижима и измерима. Без конкретики сложно оценить эффективность работы SMM-щика и эксперта, нужно регулярно смотреть статистику профиля в Инстаграме и отмечать: как растет аудитория, какой контент лайкают чаще, после каких публикаций люди отписываются и так далее. Статистика помогает проводить анализ и выстраивать стратегию так, чтобы достигать целей или корректировать их в зависимости от условий.
Кроме внутренних инструментов вы можете пользоваться дополнительным сервисами:
- DataFan – создает динамические отчеты на дашборде, которые обновляются в реальном времени. Инструмент гибкий и дает доступ ко всей статистике Инстаграма. Плюс, если у вас не будет прямого доступа к аккаунту, с помощью DataFan вы будете оставаться в курсе.
- Popsters – собирает всю информацию по любой странице в Инстаграме и строит графики по приросту подписчиков, вовлеченности и так далее.
- InstaHero – кроме сбора статистики и создания дашбордов, умеет искать упоминания аккаунта, чистить профиль от ботов и спама и искать других экспертов для рекламы.
Как продвигать эксперта в Инстаграме
Кроме таргетированной рекламы и запуска конкурсных механик, у эксперта есть еще несколько вариантов продвижения, на которые стоит обратить внимание.
Рилсы
Дают быстрый доступ к большой аудитории благодаря рекомендательному алгоритму. Конечно, тут придется постараться – придумать тему, снять ролик, смонтировать. Если эксперт давно ведет блог в Инстаграме, а вы только подключились к работе, можно попробовать переупаковать наиболее удачные посты в формат видео.
Совместные прямые эфиры
Эксперт приглашает других экспертов к себе на прямой эфир или ищет, где ему можно выступить. Метод продвижения хорош тем, что необязательно продумывать сценарий выступления: обычно ведущий задает вопросы, которые сосредоточены вокруг сферы эксперта. Такие эфиры позволяют обменяться аудиторией или привлечь новую.
Задача SMM-щика – помочь подготовиться к прямому эфиру или предложить варианты для съемки рилсов. Еще один метод на заметку – упоминания других аккаунтов в постах и сторис. Но тут следует быть осторожным, это не должен быть негатив или переход на личности :–)
Главное
- Экспертный блог – это профиль специалиста преимущественно о профессии. Он ведется для нетворкинга или поиска новых клиентов.
- SMM-щик нужен эксперту, чтобы закрывать вопрос с производством контента и помогать с продвижением.
- Эксперт и SMM-щик работают в паре – это скорее сотрудничество, а не наем.
- Для работы SMM-щику нужно провести интервью с экспертом, разработать стратегию продвижения и составить контент-план.
- В продвижении эксперта можно использовать не только таргет и конкурсы, но и рилсы, прямые эфиры и упоминания.
Давайте еще соберем подводных камней в комментах. Поделитесь курьезными ситуациями, в которые попадали при работе с экспертом. Или может вы нанимали SMM-специалиста для собственного продвижения? Тоже интересно почитать.
Полезно. Важно, чтобы эксперт умел общаться, иначе могут быть проблемы с людьми- профессионалами в узкой нише. Они часто бывают сложными людьми.
А еще: "Мне лень делать контент, как-нибудь сами на этой неделе" :)
По мне примерном хорошего экспертного контента является наш общий дружище! Саня Чижов с его Ленивым сммщиком. еще вот Гурова, Ткачука, Пискареву и Феликса Зинатуллин и Румянцева. Хорошие примеры есть. Вот их бы спросить пишут ли они сами или у них райтеры есть.
Да, Саша очень интересные статьи на VC публикует. И новичкам полезно и профи интересно.
Саше, я думаю, редакция его помогает :)
@Артём Пыхтеев я как раз посмотрел. @Александр Чижов в ленивый СММщик сам пишешь, или все такие уже помогают?
Реклама smm планера
и шаблона контент-плана для эксперта ;)
Очень хорошо прописан в статье алгоритм по шагам.
Действительно важно максимально всё обсудить на берегу. И объем работы и зоны ответственности прописать в договоре.
Наталья, спасибо, старался все прописать
"Достаточно регулярно рассказывать про него в постах и сторис – аудитория подтянется".🔥
Это прямо "боль сммщика" 🎯
Меня одного стопануло на "Эфир про отклики"?