{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Токсичная компания, или Как не заразиться?

Недавно я опубликовала пост о трендах на рынке труда в 2022 году и мне задали интересный вопрос: «Что такое неразвитая корпоративная культура?».

Неразвитая или токсичная (можно назвать, как угодно) - механизм, который не работает, несет больше вреда, чем пользы, и заражает весь коллектив.

Что такое коллективная деятельность?

Это когда за действия несет ответственность вся группа целиком, благодаря совместным усилиям достигается производственный результат. Принадлежность к определенной социальной группе является базовой потребностью человека и позволяет ему выжить. Корнями это уходит в доисторическое прошлое, когда изгнание из первобытного племени означало неминуемую смерть. Поэтому человеку важно быть частью чего-то большего.

Во время групповой работы повышается и личная эффективность отдельного сотрудника. Качество взаимодействия участников внутри коллектива формирует психологический климат всей компании. Он может быть благоприятным и неблагоприятным, последний из которых отражается на личной производительности сотрудника, влияет на HR-бренд, имидж организации, текучесть кадров, лояльность клиентов и соискателей и прочее.

Корпоративная культура включает несколько показателей:

1. Философия компании;

2. Ключевые ценности, которые транслируются внутри и во вне;

3. Цели и стратегии;

4. Традиции;

5. Нормы и правила (график и формат работы; дресс-код , документы и т.д.);

6. Уровень взаимодействия в коллективе (развитие внутреннего портала организации, социальных сетей для общения между сотрудниками, совместные мероприятия);

7. Культура общения (между собой в коллективе, клиентами, поставщиками и подрядчиками);

8. Мотивация сотрудников (премии, доплаты к важным жизненным событиям, прочие материальные бонусы);

9. Помощь и поддержка сотрудников или нематериальная мотивация (например: соц. пакет, адаптация новых сотрудников, корпоративный мерч, забота о здоровье, в том числе доставка фруктов в офис, ежегодные медицинские обследования, скидки на фитнес, компенсация санаторно-курортного отдыха и многое другое).

10. Также сюда можно отнести следование фирменному стилю компании и оформление офиса в корпоративных цветах.

Большой набор мероприятий формирует корпоративную культуру и от степени внедрения его мы можем говорить, развита она или нет. Многие организации на сегодняшний день не имеют четко сформулированной миссии, цели и ценностей. Если руководство не знает, куда плывет его корабль, как тогда это понять коллективу.

Токсичная корпоративная культура, главное - не заразиться.

В таких организация, как я уже указала, отсутствует философия, миссия и ценности, попросту говоря они не знают, ради чего здесь собрались. Нет понимания пользы, которую приносит их деятельность, и глобальной цели достижения. У коллектива, который трудится без цели, снижается мотивация и эффективность как общая, так и личная. Даже если у вас высокая оплата труда, то это не решит все проблемы, потому что со временем денег всегда становится мало. Прогрессивные работодатели сейчас держат курс на общность коллектива.

Следующий токсичный признак: низкий уровень взаимодействия. Есть компании, в которых люди не здороваются друг с другом, потому что не могут отличить клиентов, поставщиков и подрядчиков от своих же сотрудников из других кабинетов (часто встречается в крупных компаниях от 500 человек) или случайно зашедших людей со стороны, в почте и на корпоративном портале отсутствуют фотографии сотрудников, в то время как удаленный график работы во время пандемии еще больше подсветил эту проблему. При низком взаимодействии отсутствует и командная эффективность, мотивация к достижению общей цели, поддержка и помощь со стороны коллег, решения принимаются несогласованно, информирование об уже принятых решениях происходит после их реализации, не учитывается голос коллектива.

Пассивно-агрессивное поведение. Когда сотрудники недовольны работой в компании, при этом им некуда «слить» свой негатив, а уходить тоже некуда, начинают расти сплетни, интриги, заговоры, конфликты, а вместе с ними и негатив в интернете (анонимные отзывы о работе, комментарии в социальных сетях). Новые сотрудники очень быстро подхватывают волну недовольства, буквально заражаясь им. Необходимо дать альтернативную возможность выразить свой негатив, чтобы не портить имидж и репутацию компании.

Отсутствие высококвалифицированных кадров, текучесть. Эффективные и целеустремленные члены коллектива бегут из токсичной организации первыми, в условиях дефицита качественных кадров им несложно найти более комфортное место.

Увеличивается число нарушений трудовой дисциплины, у сотрудников часто случается эмоциональное выгорание, апатия, снижается концентрация внимания и время выполнения поставленных задач.

Расход бюджета на неэффективные мероприятия. Если компания не знает интересы своего коллектива, то организовывает бонусы и мероприятия, которые ему не нужны: не подходят под потребности и не отвечают целям компании. Например, корпоратив на День рождения крупной строительной организации с филиалами и дочерними подразделениями, плохо взаимодействующих между собой, в театре. Такое решение руководства было провальным изначально, потому что не учитывались интересы рядовых сотрудников, не способствовало объединению коллектива, большинство людей старались избежать мероприятия из-за отсутствия интереса к его формату.

Так какие же они, компании с «неразвитой» корпоративной культурой?

Ответ становится очевиден. Это организации без миссии, цели и ценностей, без налаженной коммуникации внутри коллектива, без программы материальной и нематериальной мотивации, без стратегий, без изучения потребностей сотрудников, без возможности обратной связи с увеличивающимся напряжением и негативом внутри коллектива, где решения руководства не доходят до конечного исполнителя, а социальный ресурс рассматривается как расходная единица, работа ради работы и не более того.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Павленко

Рыба гниет с головы. И если первое лиЦЦо компании проповедует такой корпоративный стиль, то никакие писаные миссии, правила и тимбилдинги не помогут. Сталкивалась с этим очень много раз

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Солдатова
Автор

Согласна на 100%

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

На мой взгляд каждый из признаков "!токсичности в компании" в вашем понимании (изложенные в тексте) имеет в основании недочеты в первую очередь в управлении, что является основной причиной всех этих признаков в рабочее время, некогда разводить токсичность когда работы много. Плюс сюда же из причин укажу недостаток общего образования; уровень социальных групп, в которых состоит каждый сотрудник вне работы; негативные моменты связанные с личной, финансовой, семейной жизнью; взаимоотношения внутри коллектива; ценности (моральные и этические, и даже эстетические) коллектива. Все это влияет (и не только это) на поведение человека в любой группе независимо от вида и типа общества, и всегда влияло с времен объединения людей в группы. Или когда нет базовых понятий о культуре, нормах поведения, и т.д., не в токсичности и неразвитой корпоративной культуре дело, а о культуре в общем, нормах поведения и т.д. Или когда в обществе принято вести себя, как вы выразились "токсично", и это положительно оценивается со стороны членов общества или социальной группы, о какой культуре (не только корпоративной) еще можно говорить в таком обществе (социальной группе)? Не совсем понимаю, зачем рассказывать в этой ситуации о термине токсичность (в непрямом значении), когда есть другие уже описывающие это явление и широко, и глубоко термины и даже научные работы?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Солдатова
Автор

Благодарю за ваше внимание и такой глубокий анализ моего поста. Именно этот термин в непрямом его значении поспособствовал тому, что вы прочитали, проанализировали и дали обратную связь. Очень ценную для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Неожиданно. Не стоит благодарностей. Я ничего особо не анализировал, просто немного просмотрел информацию в тексте, вот и все.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Прослеживаю, что у вас в тексте содержатся смысловые блоки отведенные для подзаголовков. Когда готовите публикацию, в интерфейсе создания записи можно выбрать значение каждого блока и выделить его из всего остального текста, сделать подзаголовком или выделить иначе. Это бы облегчило восприятие текста, структуры и мыслей, которые вы хотите донести до аудитории. Он стал бы читабельнее и с ним проще и приятнее было бы работать. Да и информацию в таком виде получать быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Екатерина, в продолжение нашего обсуждения.
Наша предыдущая дискуссия была вокруг слова "неразвитая" в отношении корпоративной культуры.
На мой взгляд, Вы описали развитую корпоративную культуру и дали ее признаки.
Например:
- пассивно-агрессивное поведение
- низкий уровень взаимодействия
Если эти признаки присутствуют во всей компании, то значит эта культура развита.
Другое дело к каким последствиям она приводит (То, что что Вы описываете в статье)
Мне кажется, что словом "неразвитая" Вы хотели подчеркнуть негативную сторону корпоративной культуры с такими признаками.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Солдатова
Автор

Александр, в моем понимании, если никто не занимается в компании развитием корпоративной культуры, то она неразвита, поскольку негативные факторы ведут к ее деградации, т.е. в обратном направлении от улучшения. В любом случае, благодарю за ваше мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Екатерина, в этом мы тоже по-разному видим ситуацию с корпоративной культурой.
Корпоративная культура в компании есть всегда. Если никто не занимается целенаправленно ее развитием, то она складывается стихийно на основе действий, совершаемых руководителями и сотрудниками ежедневно.
Вопрос будет заключаться в этом случае: как она устроена?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Солдатова
Автор

Вопрос тогда в том, можно ли ее назвать культурой?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Да, можно
Культура - это то, что люди делают и не делают, чем руководствуются и тд.
Поэтому как только собирается группа людей и они взаимодействуют некоторое время, начинает формироваться культура
Если совсем просто, то что такое культура?
Культура - это Культ
И это созвучно с/х - культивировать
То есть что в группе/компании культивируют.
Поэтому токсичная или авторитарная или ... - это все культура.
А мы просто даем ей оценку, исходя из своих представлений о том, что правильно и что неправильно

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null