Истории российских агентств: как бывшие сотрудники Red Keds основали SMM-агентство Little Big Agency Статьи редакции

Рассказал сооснователь компании Максим Юрин.

Максим Юрин

Как всё начиналось

Мы основали агентство осенью 2014 года. Мы с Василием Богдановым работали в SMM-департаменте агентства Red Keds. Я был директором отдела, а Василий отвечал за контент и креатив. Мы шутили, что когда-нибудь откроем собственное агентство под названием «Юрин и сыновья».

В какой-то момент нам стало скучно в Red Keds: захотелось новых задач, больше свободы и денег. Тогда стало ясно — пришла пора открывать своё агентство.

Максим Юрин и Василий Богданов

Хоть я и хотел оставить шуточное название «Юрин и сыновья», Василий убедил меня, что нужно что-то более серьёзное. Сначала мы хотели найти тренды и логику в названиях существующих агентств — назваться, например, фруктом в стиле Grape или Nectarin.

Мы побоялись, что название агентства «Фейхоа» могут как-нибудь неправильно произносить. Были и другие заходы, но мы решили не копировать чью-то логику, а найти собственную. Поскольку мы открывали ламповое бутиковое агентство, но с большим опытом за плечами, мы придумали название на основе английской идиомы «little big» — маленький, да удаленький.

Мы заказали у знакомого дизайнера сайт и фирменный стиль. Так за нами закрепился яркий голубой цвет и постоянные глупые шуточки про ориентацию и размеры.

После выступлений на профильных конференциях ко мне часто подходят участники и респектуют за наш музыкальный лейбл или просят передать привет лидеру музыкальной группы Little Big Ильичу. Я так устал разочаровывать людей, объясняя, что мы не имеем никакого отношения к группе, что просто улыбаюсь и киваю.

Первый состав команды

Сначала мы собирались запустить агентство вдвоём, но аккаунт-директор Red Keds Алексей Бодров узнал о наших планах и захотел к нам присоединиться. Это было кстати, ведь в юридической и финансовой сторонах ведения бизнеса мы мало что понимали. Так соучредителей стало трое.

Алексей отвечает за общение с клиентами, финансы и документооборот, Василий — за креатив и создание контента для клиентов, а я — за стратегию, аналитику и продвижение.

Первые проекты и клиенты

Первыми клиентами агентства были: «Донской табак», Mail.Ru Group и торговый центр «Жемчужная Плаза». Позже мы выиграли тендеры концерна Fiat Chrysler Automobiles, в состав которого входят бренды: Jeep, Fiat, Alfa Romeo, Chrysler. Затем был проект с производителем автомобильных шин Pirelli. С Pirelli и FCA мы работаем по сей день.

95% наших проектов — это ведение и продвижение брендов в социальных сетях.

Нам не пришлось заниматься активным поиском клиентов, холодными звонками или рассылкой. Во многом так получилось благодаря некоторой известности основателей агентства. Работая в Red Keds, мы с Василием активно продвигали проекты, инструменты, писали профильные статьи, ездили на конференции, вели мастер-классы. У Алексея как у аккаунт-директора было много полезных знакомств и связей.

Сразу после запуска агентства нас стали приглашать в тендеры.

Один из наших первых больших проектов — «Live-action-видеоквест в Instagram».

Забавный случай из жизни агентства

Однажды мы взяли на работу новую сотрудницу, и одним из ее первых заданий было придумать публикацию с поздравлением на 1 сентября для цветочной компании. Она написала милый текст, но вот картинку подобрала не совсем подходящую.

Видимо, она искала картинки по запросу вроде «цветы в подарок школьникам», но не разбиралась в мемах. В итоге детей с 1 сентября от имени цветочной компании поздравлял педобир (интернет-мем — vc.ru.).

Мы быстро заметили это и удалили публикацию через несколько минут. Иначе могли бы прославиться похлеще Burger King или Aviasales.

Сложности

Больших трудностей у нас пока не возникало. Благодаря полученному опыту наёмной работы в крутых агентствах, хорошей репутации на рынке и налаженным процессам учёта и планирования нам удаётся придерживаться стабильных бизнес-показателей.

Были обидные ситуации, связанные с тендерами. Иногда мы тратили недели на подготовку крутого предложения, а тендер в итоге отменяли. Недавно был случай, когда нам официально подтвердили победу, мы подготовили команду к ведению нового проекта, но за день до начала работы клиент сказал, что передумал заниматься SMM.

Бывали случаи, когда мы ленились с подготовкой презентации, ехали защищать её, ни на что не надеясь, «для галочки». А в итоге неожиданно выигрывали и начинали вести проект.

На нашем рынке основные сложности возникают с бесплатными тендерами. На них тратится много сил и денег, а результат непредсказуем. Так возникают трудности в планировании и выборе проектов для участия.

Хлебнув этого тендерного горя сполна, сейчас мы аккуратно и дотошно подходим к выбору проектов. Например, обязательно требуем очный брифинг с клиентом. Кроме этого, у нас есть список вопросов к заказчику, например, сколько агентств участвуют в конкурсе и кто принимает решение. Если клиент отказывается на них отвечать или делает это невнятно, мы не участвуем.

Развитие агентства

Мы планомерно росли по мере увеличения объёмов работы. Первый месяц мы почти всё делали втроём. Потом наняли удалённых копирайтера и юриста-бухгалтера. Через пару месяцев начали постепенно нанимать сотрудников, например, контент-менеджеров, дизайнеров — по мере роста задач и появления новых клиентов. Общий менеджмент и продвижение делали сами.

Сейчас у нас работают копирайтеры, дизайнеры, комьюнити-менеджеры, специалисты по продвижению — всего 12 сотрудников. Под некоторые задачи мы привлекаем иллюстраторов, фотографов, 3D-моделлеров, модераторов. Мы не хотим расширять команду — предпочитаем оставаться бутиковым агентством. Вряд ли у нас когда будет более 20 сотрудников.

Общей измеримой целью мы ставили для себя ежегодный рост по обороту на 30%. К счастью, каждый год мы её выполняли. Кроме этого, мы каждый год хотели подниматься выше в рейтинге Tagline. Это видимое подтверждение роста нашей экспертизы, репутации и известности. За три года существования компании нам удалось войти в десятку лучших SMM-агентств России.

Алексей Бодров

Основная сложность в бизнесе независимого агентства в России — это невозможность нормального планирования, непостоянство и непредсказуемость клиентов.

Это происходит и с текущими проектами. Если агентство выиграло тендер на SMM и заключило контракт на год, это ещё не значит, что оно будет вести проект год и каждый месяц получать указанную в контракте сумму. Через месяц у клиента может смениться руководство, которое решит вести соцсети внутри. Или компания может уйти из России из-за санкций и международной политики.

Даже по независящим от работы агентства причинам всё может очень быстро и неожиданно закончиться. Мы к этому привыкли, поэтому всегда надеемся на худшее, продолжаем участвовать в тендерах и допродавать услуги текущим клиентам, принимая во внимание, что даже самые жирные долгосрочные контракты могут в любой момент закончиться.

Проекты агентства

Мы гордимся тем, что наши ключевые клиенты — концерн Fiat Chrysler, Pirelli — работают с нами больше трёх лет и не хотят менять агентство. Это большой срок для SMM-проектов.

Мы стараемся следить за развитием соцсетей, появлением новых форматов и инструментов и оперативно предлагать нововведения клиентам. Например, пару лет назад, когда Facebook ввела формат 360-фото, мы сразу реализовали конкурс на основе этого формата для нашего клиента Yelli. Нужно было внимательно изучить 360-фото, найти и посчитать все упаковки продукта на кухне. Благодаря тому, что формат для многих был в новинку, конкурс отлично зашёл даже без особого платного продвижения.

Совсем недавно в Facebook появилась возможность добавлять в публикации 3D-модели. Мы сразу организовали конкурс для Pirelli.

Для многих клиентов мы проводим не только имиджевые кампании в социальных сетях, но и помогаем с помощью SMM решать серьёзные бизнес-задачи: собираем заявки на тест-драйвы и повышаем продажи автомобилей.

Например, одним из главных бизнес-показателей для бренда Jeep в России является количество проведённых тест-драйвов на специальной площадке Jeep Territory в Москве. Мы уже больше года ведём лидогенерационные кампании в соцсетях и поставляем сотни заявок на тест-драйвы каждый месяц, повышая продажи автомобилей.

Больше всего нам стыдно за аккаунты нашего агентства в соцсетях. Первые несколько месяцев мы активно вели их, придумывали шуточки, конкурсы. Даже собрали неплохую аудиторию.

Потом работы значительно прибавилось, и мы на них практически забили. Теперь там только редкие вакансии и важные новости. Такой вот «сапожник без сапог».

Сейчас для продвижения агентства мы изредка пишем статьи и выступаем на профильных конференциях. Недавно Василий выпустил клип на песню в стиле рэп про SMM, но мы не уверены, что это поможет.

Конкуренты

Прежде всего наши конкуренты — это средние и маленькие SMM-агентства и агентства с сильной SMM-экспертизой и высоким уровнем креатива, которые работают с крупными международными брендами. Например, Setters, «Апрель», Mosaic, Jami, Pichesky, Fistashki, Ilove.

Показатели бизнеса за 2017 год

  • Оборот — несколько десятков млн рублей.
  • Участие в 11 тендерах.
  • Пять выигранных тендеров.
  • 12 сотрудников в штате.

SMM-рынок

Сейчас большинство брендов серьёзнее относятся к SMM, понимают его влияние на имидж компании, а в некоторых случаях напрямую на продажи — особенно для малого и среднего бизнеса.

Если раньше можно было встретить средние или крупные компании, в которых младший PR-менеджер левой ногой ведёт соцсети, то сейчас почти везде с SMM работают профессиональные агентства или собственные подразделения.

В целом, рынок SMM вместе с общим трендом на развитие соцсетей растёт. Мы видим, что появляется большое количество новых агентств, которые открывают в том числе бывшие коллеги из Red Keds или студенты наших SMM-курсов в школе «Икра».

При этом жёсткой и озлобленной конкуренции мы не чувствуем — клиентов и задач по SMM в Москве хватает. Поэтому со многими конкурентами мы дружим и даже обмениваемся проектами и сотрудниками.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Stas Nesterenko

Мы работали в редкедс, видели какие там клиенты и бабки и хотели так же, ведь платили нам мало и жаба давила заглядывать в бюджеты. Наш странный бородатый начальник увлекся углубленным изучением английского и пока он был в отключке, мы решили свалить прихватив с собой папку с клиентами, по сути уведя клиентов от своего работодателя. Клиенты есть, дальше дело за малым - придумывать смешные смешнявки и вовремя получать с клиентов деньги. В итоге вин-вин, начальник публикует лонгрид как круто он продвинулся в английском, а мы - как удачно свалили в туман, прихватив с собой клиентов редкедс.

Примерно так все было? Или наврал?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Все так, Стас. Только никаких папок с клиентами мы не забирали. А боролись за каждого нового в нелегкой тендерной борьбе. Ну и с бородатым начальником мы в отличных отношениях, даже в английском можем помочь, если что.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nesterenko

Ну значит ок) глпвное все остались довольны, и педобир смешной)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

не поверишь, но таких примеров в малом бизнесе, я видел много. Как раз из-за невысокого порога входа, свистнуть клиентов в фирме где работаешь и построить бизнес проще, чем например буровику отжать качалку)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Николай, спасибо за мнение. А вы пробовали построить подобный агентсткий бизнес, свистнуть клиентов? Или просто бабушки у подъезда рассказывали?

Знаете, например, что обычно в таких случаях подписывается соглашение о добросовестной конкуренции (мы такое подписали). В рамках которого не только с текущими клиентами нельзя никаких отношений иметь, но и, например, с сотрудниками. И еще много всего интересного.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Максим, честно я -нет. Делал один раз, однако в процессе получил предложение хорошее о работе и больше в малом бизнесе не работал. Но прецедент был. Друзья, которые в малом бизнесе собственники из пяти человек, четыре по такому пути прошли, который я написал.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Видимо, бывают разные пути. Но, поверьте, у хорошего и известного агентства, типа Red Keds, отжать клиентов не так-то просто. Даже если захотеть)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

мой комментарий не к тому, что вы лошье, если отжали у кого-то клиентскую базу. Это не мои проблемы и не входит в круг интересов, чтобы разбираться) А к тому, что в малом бизнесе - это сделать проще, потому что инвестиционный порог для входа ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nesterenko

Не в малом бизнесе, а в бутик-бизнесе)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

это все меняет) сорри бро)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пелипас

чувак, ты написал мой коммент

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Думаю, например, многим текущим наемным работникам агентств, которые задумываются об открытии собственного бизнеса, такая информация будет достаточно интересна и полезна. По крайней мере, у нас спрашивают об истории открытия агентства, возможных проблемах, первых клиентах и пр. очень часто.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Рассказали скучно и с цифрами слабо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Барышников

Нормально рассказали, все по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Я же свое мнение высказываю. Я не говорю, что всем не понравилось. Для меня история скучная и сдала на цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Lepikhov

Максим Юрин, ты молодец)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

"Мы основали агентство осенью 2014 года. Мы с Василием Богдановым работали в SMM-департаменте агентства Red Keds. " Нафига это знать, кто это и почему это важно?
Напомнило как школьники хотят вести общественный сайт в первый раз и выдумывают новые рубрики каждый день. Вот вам истории агентств друзья. Зачем они нужны?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Васильев

Для других агентств, очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Кому очевидно?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Васильев

Очевидно, что не вам.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кот

Весенний крик души Максима Юрина, оч круто.
Лонгрид зашёл, потому что уже месяц строю своё маленькое агенство, держу ориентиры на Кеды и Голубых и Маленьких.
И ВОТ ВЫ ГОТОВИТЕСЬ К ТЕНДЕРАМ НЕДЕЛЯМИ, А МЫ К ПРЕДЛОЖЕНИЮ ЦВЕТОЧНОМУ МАГАЗИНУ. А это стресс куда больший, с условием того, что ты живешь в Сибирской глубинке и тут люди спрашивают:
- SOCIAL MEDIA? WHAT IS SOCIAL MEDIA
А ведь еще нужно построить менеджмент и корпоративную этик, считать бюджеты и т.д.
Респектую короче!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Спасибо. Я, кстати, тоже из Сибирской глубинки)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кот

Вроде бы ты из Новосибирска? Верно? Мы просто еще дальше находимся - Иркутск )

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Васильев

Ребята красавчики! Спасибо за интересное чтиво) Требуем больше подробностей текущей деятельности и первых шагах, продажах, найме и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yurin

Спасибо, рады стараться! :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда