{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как легко управлять каталогом товаров на сайте и продавать больше: возможности YML, о которых вы могли не знать

А еще — как быстро развернуть новый каталог и поддерживать его актуальность, как подружить YML-файлы с «1С» и друг с другом и где еще разместить товары.

Николай Истомин

Вероятно, вы уже слышали о YML и его функциях, а может, даже пользовались какими-то из них. В этой статье я разложу по полочкам самые важные фишки, которые непосредственно влияют на эффективность бизнеса и деньги.

Возиться с каталогом руками — проблемно (и не нужно)

Чтобы наполнить каталог товарами и поддерживать его актуальность, собственники магазинов парсят карточки товаров (описания, фото, характеристики) у поставщика, а затем поручают наполнение копирайтерам и контент-менеджерам.

Всё это стоит денег и часто немалых, ведь каталог нужно не только наполнить, но и поддерживать. Кроме того, есть риск погрязнуть в этой работе и вовсе не запуститься. И ладно если речь о паре сотен товаров — а если их несколько тысяч?

Так вот YML — это способ сделать это быстрее и дешевле.

Главное, что нужно знать про YML

Что это такое. YML (Yandex Market Language) — это стандарт карточек товара, разработанный Яндекс.Маркетом в 2003 году. YML-файл представляет собой набор полей, куда система управления магазином автоматически заносит характеристики товаров, категорию, название, описание, ссылки фото (или сами фото), артикул и т.д. Можно заполнить все по стандарту или что-то пропустить.

Яндекс.Маркет — это один из первых агрегаторов, собравший на одной площадке продавцов со всей страны. Естественно, производители хотели туда попасть, и YML был придуман как раз для того, чтобы они могли без проблем загрузить свои товары.

Сегодня эту функцию поддерживают почти все платформы и системы управления магазинами, включая uniSiter.

Как работает YML-каталог. Для работы достаточно основных четырех параметров:

  • name — имя товара

  • category — категория

  • price — цена

  • description — описание

Фотографии загружаются по ссылкам, указанным файле.

Технически YML — это подвид формата XML. Вот пример YML-файла из инструкции Яндекса:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <yml_catalog date="2020-11-22T14:37:38+03:00"> <shop> <name>BestSeller</name> <company>Tne Best inc.</company> <url>http://best.seller.ru</url> <currencies> <currency id="RUR" rate="1"/> </currencies> <categories> <category id="1">Бытовая техника</category> <category id="10" parentId="1">Мелкая техника для кухни</category> </categories> <delivery-options> <option cost="200" days="1"/> </delivery-options> <offers> <offer id="9012"> <name>Мороженица Brand 3811</name> <url>http://best.seller.ru/product_page.asp?pid=12345</url> <price>8990</price> <currencyId>RUR</currencyId> <categoryId>10</categoryId> <delivery>true</delivery> <delivery-options> <option cost="300" days="1" order-before="18"/> </delivery-options> <param name="Цвет">белый</param> <weight>3.6</weight> <dimensions>20.1/20.551/22.5</dimensions> </offer> </offers> <gifts> <!-- подарки не из прайс‑листа --> </gifts> <promos> <!-- промоакции --> </promos> </shop> </yml_catalog>

Можно задавать нестандартные характеристики. Допустим, вы продаете смартфоны. В основном нужно указывать бренд, размер экрана, емкость батареи и еще 10 параметров. Однако у некоторых смартфонов в комплекте идут наушники и стекло, а часть моделей — б/у.

Стандартных параметров здесь недостаточно, поэтому нужно задействовать элемент param. Пример использования:

<offer> <!-- элементы, входящие в offer → <param name="Размер экрана" unit="дюйм">27</param> <param name="Материал">алюминий</param> <param name="Wi-Fi">есть</param> </offer>

Основная задача — поддержка актуальности товаров. Когда поставщик меняет описания товаров, проводит фотосессии или добавляет новые позиции, приходится отслеживать это вручную и вручную же вносить изменения в XLS- или CSV-таблицы.

С подключенным YML все эти обновления автоматически отразятся и в вашем магазине. Промежутки обновления обычно можно задать в настройках.

Предоставлять YML-каталог продавцу — в интересах поставщика. Работа в товарке достаточно сложная с точки зрения процессов. Поэтому выбирая поставщиков, владельцы магазинов скорее предпочтут тех, которые предоставят информацию, готовую к размещению на сайте. Запросил-получил-загрузил — и готово.

Инструкции Яндекса:

Что такое YML (с примерами) и как создать каталог

Экспорт товаров в YML из разных CMS

Ниже будет еще несколько инструкций.

Как YML помогает увеличить продажи

Привлекательные карточки. Когда поставщики не предоставляют YML с информацией о товарах, продавец вынужден брать данные в другом месте — опять же, парсить или платить за наполнение. В результате товары могут смотреться не очень.

Если же оформить всю продукцию по единому стандарту, она будет смотреться более выигрышно. Проще всего сделать это с помощью YML-каталога.

Две карточки товара в двух разных проектах на нашей платформе. Несложно догадаться, какой товар купят с большей вероятностью

Естественно, стандартизованные описания не обязательно будут выглядеть привлекательно — в первую очередь это зависит от качества самого контента.

Автогенерация объявлений в Яндекс.Директ. Чтобы запустить рекламу, нужно создавать уникальные объявлений с релевантными запросами. Чем выше ассортимент магазина, тем сложнее и дольше готовить рекламные кампании.

И опять на помощь приходит YML. В Яндекс.Директе есть функция «Смарт-баннеры» — интерактивные баннеры с динамическим контентом. На основе YML-каталога система сама сгенерирует баннеры с логотипом, названием товара, его фотографией и ценой.

Объявления в РСЯ, сгенерированные с помощью YML для одного из наших проектов. Объявления на поиске создаются таким же способом

Динамические объявления для рекламы на поиске также формируются автоматически.

Объявления формируются в момент формирования результатов поиска. Например, есть магазин смесители для ванны. Через загруженный YML-файл Яндекс узнает, что в наличии есть данный товар. Когда пользователь введет запрос по смесителю, объявление тут же автоматически сформируется и попадет в результаты поиска.

Информативные сниппеты. Сниппет, сформированный на основе YML, содержит больше данных о товаре (фото, цену, краткое описание), чем обычный. Такой сниппет формируется в выдаче, если в магазине есть товары, подходящие под запрос.

Сниппет с картинкой товара сформирован с помощью YML. Он привлекает больше внимания, чем следующий сниппет

Экспорт товаров в агрегаторы и сервисы. Продавать товары можно не только на сайте. Выгрузите YML-каталог на агрегаторы и сторонние сервисы — и получайте дополнительный трафик и продажи без лишних затрат.

  • Мультимаркет. Детище VK Group (ex. Mail.ru Group). Бесплатная площадка для продажи через «ВКонтакте», «Одноклассники», «Юлу» и AliExpress.
  • 2GIS. Удобный сервис, который показывает предложения компаний с ценами и расположением на карте.
  • Яндекс.Карты. Отмечает организации по маршруту следования. У каждой компании есть карточки, в них раздел с характеристиками товаров.
  • Farpost. Доска объявлений Дальнего Востока с предложениями по всей России.
  • Flagma. Крупная доска объявлений. Позиционируется как международная бизнес-платформа.

  • Агрегаторы запчастей — drom.ru, auto.ru и другие.
  • Десятки других сервисов и досок объявлений: CDEK-маркет, TIU, «Пульс цен», «Из рук в руки», RegMarkets и так далее.
Так выглядят товары в 2GIS у одного из наших проектов

Решение технических проблем: что делать, если ...

Проблем может быть сразу несколько. В конце блока есть схематичное представление о том, как в таком случае должна работать система.

Нужно приплюсовать наценку. Для каждого партнера поставщики готовят отдельный каталог с розничными ценами, но так делают далеко не все.

Если у вас только классический YML с закупочным прайсом, изменить цифры под себя не проблема: достаточно заказать IT-разработчиками скрипт, который будет рассчитывать и выставлять нужную цену исходя из ваших условий работы с этим поставщиком.

Несколько YML от разных поставщиков. Когда партнер один, все просто. Но в таком формате мало кто работает: как правило, у магазина поставщиков несколько. И тут с товарами на сайте может возникнуть путаница.

Допустим, вы продаете инвентарь для уборки, один из товаров — вёдра. У одного поставщика ведра находятся в подкатегории «Вёдра» с разбиением на «Пластиковые и «Металлические». А у другого есть только пластиковые вёдра и лежат они в категории «Изделия из пластика». В результате после загрузки на сайт одни и те же товары будут в разных категориях, а покупатель запутается или чего-то не увидит.

Единого алгоритма для решения проблемы нет, оно зависит от возможностей конкретной платформы или системы управления.

Например, мы в uniSiter выбираем одного основного поставщика и все категории каталога настраиваем как у него. Для остальных поставщиков создаем категорию «Прочее», причем от посетителей ее можно скрыть. Владельцу платформы нужно один раз зайти в эту категорию и разнести предложения по основному каталогу.

Таким образом, информация из «Прочего» от второстепенных поставщиков выносится в общий каталог и без проблем синхронизируется с основными данными — покупатель видит корректные цены, описания, фото и прочие данные.

Данные из разных YML и 1С конфликтуют. Это чревато одной или сразу обеими проблемами:

  • Дубли товаров. Новые товары подгружаются с YML и 1С одновременно, в результате на сайте создаются две карточки одного товара. Это вредно не только с точки зрения пользовательского опыта и покупок, но и SEO.

  • Разные данные в разное время. Данные в карточки подгружаются из YML и 1C с разным периодом и могут не совпадать. Если оставить как есть, то в один промежуток времени будет показываться одна информация о товаре, в другой — другая. Например, цена то 1000 рублей и «Доставка через 2—3 дня», то 1200 рублей и «В наличии».

Чтобы этого избежать, нужно настроить всё так, чтобы информация из YML никак не влияла на цены и наличие, подгружаемые из 1С.

В современных CMS функционала для решения этой задачи нет — придется заказывать разработку скрипта, который будет отвечать за склеивание карточек и управление данными.

Скрипт, решающий все вышеперечисленные проблемы, должен работать примерно так:

Как должен работать «разводящий скрипт», который позволит избежать конфликтов данных из 1С и YML

В uniSiter вшиты несколько таких скриптов, каждый отвечает за свою синхронизацию: YML-YML, 1С-YML и так далее.

А карточки мы склеиваем вот как:

  • Скачиваем YML, конвертируем в Excel-файл, добавляем колонку «Коды 1С»
  • Передаем клиенту и просим добавить эти коды
  • Загружаем Excel-файл с кодами обратно на сайт

В результате сайт понимает, какие товары относятся к 1С, а какие — к складу поставщика. И когда у поставщика изменились остатки на складе, на сайте это также отображается.

По идее, можно было бы использовать артикул. Но есть риск совпадений, ведь у разных поставщиков артикулы могут повторяться, а в случае с кодом это исключено.

А как вы наполняете каталоги? Поделитесь своими способами.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Владислав Пивкин

Для начала поставщикам нужно научиться отдавать прайсы с остатками через API, а выгрузка товаров в YML это ещё лет десять ждать :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Не, не скажите. По нашему опыту, поставщику гораздо проще отдать один общий YML для всех дилеров, чем разработать API. Часто не самые крупные поставщики используют какую-то популярную CMS и настраивают выгрузку каталога в YML в два счёта.
Вот когда поставщик будет делать отдельные YML под каждого дилера (с его ценой и нужными позициями), тогда заживём. Пока так делают единицы. Этого действительно лет 10 ждать.
Из нашего опыта API есть только у каждого 5 поставщика из тех, кто вообще хоть как-то делится своим каталогом.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak

Хранение и обработка продуктовой информации это отдельная тема и она не должна быть связана с учетной системой (где нужен минимум типа артикула, названия и картинки) и не связана с сайтом который представляет только один вид на эту информацию (например на розничном сайте нет смысла иметь информацию для B2B типа оптовых цен, сроков поставок и т.д.)

Весь мир давно уже использует для этого PIM (Product Information Management) системы, в которой хранят всю необходиму продуктовую инфорамцию и уже из нее данные выходят в разные каналы в разных форматах, надо YML для яндекса, сбермегамаркета или партнеров - нет проблем в эти каналы сгенерируется он и специальный для каждого участника. Надо что-то специальное? Какой-нибудь дикий XML или CSV - без проблем. Надо по API выгрузить на Озон и Wildberries - тоже можно и т.д. Не надо "изобретать велосипед"

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

PIM системы — шикарнейшее решение описанных вами задач. Но, к сожалению, невозможное (пока) для малого бизнеса из-за существенной стоимости.
У малого бизнеса, который, например, только собирается выходить в онлайн есть очень большая проблема с тем, что у него вообще нет никакого контента и нет ни времени ни денег на его сбор/генерацию. Поэтому интеграция сайта с YML поставщиков — очень быстрое и, наверное, самое простое решение этой проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak

Да, тут вы правы. И хотя есть и бесплатные PIM, но это значит, что не надо платить за лицензию. Но сам запуск системы, наполнение ее данными, создание и запуск нужных интеграций - это все равно затраты, поэтому малому бизнесу это часто не потянуть (дело не только в деньгах, у них нет просто даже времени на это). Это я не учел.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

У многих ведь просто 1С-ка с интеграцией в сайт. Зачем вообще что-то загружать из YML поставщика?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Часто бывает так, что у вас в 1С не загружена вся номенклатура всех ваших поставщиков. Это и не зачем. Вероятно, будет часть товаров поставщика, которые у вас никогда так и не купят. Зачем засорять ими 1С?
В то же время, чем больше товаров на сайте, тем более авторитетным он выглядит как для поисковых систем (а значит, лучше продвижение), так и для самих клиентов. И у клиента больше вероятность найти то, что нужно. Поэтому лучше на сайт выгружать то, что вы в принципе способны поставить, а не ограничиваться наличием на складе.

Ответить
Развернуть ветку
Prokhor Ponomarev

Дико плюсую! Раньше старались всё в 1С загружать, а потом из нее на сайт. В итоге получали рутину, когда у поставщика менялись цены. При этом часть товара была уже недоступна. Сейчас интегрируем доступный товар из прайсов на сайт, а что продается - уже в 1С.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Бурякова

А что делать, если у меня у двух поставщиков в двух YML есть пересекающиеся товары? Как их склеить, чтобы не было дублей?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

В идеальном варианте можно склеить по наименованию товара или артикулу.
Если и артикулы, и наименования у разных поставщиков отличаются, то мы в таком случае заводим специальный «код объединения», который разово проставляется вручную, и склеиваем по нему.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кролико

а зачем склеивать? у них все равно будет разные цены и наличие у того или иного поставщика..

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Если мы говорим, про интернет-магазин, а не про маркетплейс/агрегатор, то клиенты привыкли, чтобы была одна карточка товара с наилучшими условиями. Т.е. если товар в наличии, то в карточке бы и было указано, что он есть и забрать его можно / или его отгрузят сегодня.
Или так:
В наличии 8 шт. - 1000 руб.
Под заказ через 5-7 дней - 850 руб.
Но не как на Али, где один и тот же товар в списке будет представлен 50 раз от разных поставщиков.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

Я всё же вставлю свое "фи" относительно Яндекса: эти нехорошие люди, к своему спиз... "формату" yml, могли бы приложить xsd схему, чтобы народ, разрабы в частности, не мучился.
Если уж хочется xml юзать, как кровавый enterprise, то надо до конца доводить это дело.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Я не защищаю Яндекс и YML формат, но так случилось, что он стал стандартом обмена данными в e-commerce. Ничего с этим не сделать. Лучше уж так, чем через Excel ))
А эта XSD схема не поможет? https://github.com/lireincore/ymlparser/blob/master/yml.xsd

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кролико

Это не полная схема отнюдь...

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

Не официальная, а значит бесполезная.
Значит Яндекс в любой момент может что-то изменить в своей схеме и придется долго искать, что же изменилось.
Это какая-то недоделанность что-ли. Странно что собранное, судя по всему, на коленке решение стало стандартом e-commerce.
Но это, стандарт в смысле, намекает о том, на сколько образованно сообщество e-commerce и кто там принимает эти стандарты ))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Согласен. Странно, что @Яндекс Маркет не может разместить у себя в справке официальную XSD схему. Похоже, она многим нужна.
А по поводу стандарта — так он же неофициальный стандарт. Просто формат YML настолько широко распространился, что его теперь принимают почти все, кто хочет собирать информацию о товарах. В статье список из десятка сервисов, но на самом деле их на несколько порядков больше.
Нам в этом формате многого не хватает (нет очерёдности товаров и категорий, нет фото категорий, нельзя задать фильтры, да много ещё чего), но мы пользуемся из-за его распространённости. И это очень круто, что есть хотя бы такой формат.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

Ой, а можно попросить сменить "YML" на что-то иное? Прям вот сильно глаза режет ))
Например "Яндекс ML" или полную расшифровку.

Я та сюда зашёл думал тут про YAML (YML) будет что-то интересное написано, а не про Яндекс ))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Сменить в статье? - Меня не поймут.
Или всем в e-com предложить использовать что-то другое? - Это вне моих возможностей ))

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

"Вот пример YML-файла из инструкции Яндекса" - это XML.

YAML не является подвидом xml, вообще разные форматы.
—-
Обознался, тут речь про Yandex Market Language.
Долбанные наркоманы в Яндексе, пойду почитаю как умирает Яндекс маркет...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Бывает :)
А он умирает? Вроде, хотят возродить. А по данным самого маркета он третий по обороту маркетплейс в России. Нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

Да, тут у меня в ленте второй день мелькает:
https://vc.ru/361280

Бывает хуже )))
Бывает timezone оказывается не +сколько-то часов, а минут. Есть острова у которых timezone это +20минут.

Бывает что город является областью в котором есть свои города и населенные пункты, например Москва )

Ответить
Развернуть ветку
Аспро

Спасибо за статью! Забавно, что у YML так много возможностей, но мы обычно сталкиваемся с пользователями, которые только выгружают товары на сторонние площадки с его помощью. Мало кто использует YML для работы с поставщиками. А зря!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин
Автор

Всё так. Спасибо за поддержку!

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда