2000 проектов, доход €2,5 млн: история украинского маркетингового агентства Netpeak Статьи редакции

От пары человек до филиалов в Казахстане, России, Болгарии и США — в материале издания MC Today.

Историю записала Лариса Кузора.

Динамика роста — 172%, доход за 2016 год — €2,5 млн. С этими показателями агентство интернет-маркетинга Netpeak вошло в последний рейтинг Inc 5000 в Европе.

За 11-летнюю историю агентство из Одессы реализовало свыше двух тысяч проектов, открыло офисы в четырех странах и выросло в группу из восьми компаний. А основатель Netpeak Group Артем Бородатюк занял второе место в рейтинге MC Today «Предприниматели года».

Мы расспросили Артёма о том, как всё начиналось, какие неудачи случались и почему его партнёры должны пройти этап «страданий».

К изучению SEO подтолкнула музыка

Как и многие другие успешные украинские предприниматели, Артём Бородатюк в юности не помышлял о бизнесе. «Школьные тесты показывали, что я должен быть компьютерщиком или историком, варианта “предприниматель” не существовало в принципе», — вспоминает он.

После школы Артём поступил в Институт компьютерных систем Одесского политеха. В студенческие годы он увлекался «Что? Где? Когда?», компьютерными играми и музыкой, а подрабатывал написанием игровых обзоров для сайта lki.ru.

На первых курсах Бородатюк вместе с приятелем создал сообщество Relax Music в «Живом журнале», занялся его раскруткой, и это подтолкнуло его к изучению основ SEO. Погрузившись в тему, он написал статью «Как “раскрутить” сайт». «Прошло больше 10 лет, но я считаю, что она до сих пор актуальна», — улыбается Артём.

Вскоре после выхода материала у него появился первый заказчик — владелец сообщества стратегической игры Civilization, который попросил раскрутить сайт. Артём взялся за работу и «втянулся».

В июне 2006 года, ещё не получив на руки диплом, он зарегистрировал СПД (субъект предпринимательской деятельности, украинская юридическая форма для ведения бизнеса — vc.ru) и домен netpeak.net. Первых клиентов искал на популярном среди разработчиков и оптимизаторов форуме Searchengines.ru — предлагал услуги регистрации сайтов в каталогах. Тогда это был распространенный способ продвижения в интернете: в каталогах можно было размещать прямую ссылку на сайт, и это повышало его позиции в поисковой выдаче.

Вскоре Артём перестал справляться с потоком входящих и нанял удалённых помощников. Но фрилансеры часто не выполняли задачи в срок, вешали лапшу на уши, и спустя год Бородатюк решил, что пора открывать офис.

На первых порах помимо Артёма в офисе работало ещё два человека. Один из них — Андрей Чумаченко — пришел в Netpeak копирайтером, а сейчас занимает позицию директора по маркетингу и управляющего партнёра агентства.

Первые клиенты узнавали по сарафанному радио

Первые клиенты в большинстве случаев приходили по рекомендациям. Так было, например, с компанией Slando, которая сейчас известна как OLX.

«Лет девять назад, сидя в Лондоне, команда заказала у нас SEO за пару сотен долларов в месяц. Спустя почти десять лет OLX — один из самых крупных и заметных проектов в Украине и не только, и мы до сих пор работаем с ним», — рассказывает Артём.

Агентство начало быстро расти, появлялись новые клиенты, заказы, сотрудники. Когда Артём вспоминает тот период, то признаётся, что в первые годы не уделял достаточно внимания финансам, стратегии и планированию.

Я думал, что работаю ради денег, не успеваю, а потому мне нужны помощники и надо набирать команду.

Тем не менее, к пятилетнему юбилею команда Netpeak насчитывала 80 сотрудников, а портфолио — 500 клиентов.

Как миссия спасла бизнес

2009 год мог стать последним для Netpeak. Артём перегорел, его «утомили клиенты, сотрудники и люди в целом», и он задумался о закрытии агентства.

«Мне казалось, что мы живём в стране, где нет позитивного будущего. Ну и тут есть два варианта — уехать туда, где всё хорошо и это будущее есть, или самому попробовать его создать», — вспоминает он.

Принять решение Артёму помогла мысль, которая позже трансформировалась в миссию компании. Он подумал о том, что улучшений в Украине можно добиться только за счёт роста экономики, то есть развития малого и среднего бизнеса, а Netpeak как раз и помогает малому и среднему бизнесу расти.

Празднование 7-летия Netpeak. В команде — около ста человек

На тот момент перед глазами Артёма были десятки примеров компаний, которые начинали работать с Netpeak в формате «я, два помощника и бухгалтер» и выросли до бизнеса с сотнями человек в штате.

«Я понял, зачем я делаю то, что делал всё это время. И тогда я решил это делать дальше, но уже не ради денег, а ради миссии», — говорит Бородатюк. Желания всё закрыть у него больше не возникало.

Масштабирование агентства

По словам Бородатюка, после появления миссии он начал развивать Netpeak как бизнес. В 2009 году появился офис в Киеве, а в 2011 году открылся первый заграничный филиал — в Самаре.

«Причина не в рынках или стратегии, а банально в том, что в Самаре у нас было три сотрудника», — объясняет Артём.

Один из них, программист Дмитрий Пискарев, — самый первый сотрудник компании. Он начал карьеру в Netpeak ещё школьником. Много лет работал удалённо, а затем переехал в Одессу. Сейчас Пискарев — гендиректор и управляющий партнёр агентства Netpeak.

Следом за российским появились филиалы в Казахстане, Болгарии и США.

«Мы хотим масштабировать кейс, который применили в Болгарии — там мы купили известное агентство с сильным русскоязычным основателем Геннадием Воробьевым и совместно поставили его на “рельсы Netpeak”. В итоге агентство выросло в десять раз за три года и продолжает расти», — рассказывает Артём.

В период активных военных действий на востоке Украины в компании даже разработали план по возможному переезду всего офиса c семьями в Болгарию. К счастью, приводить его в действие не пришлось.

Сгоревшие инвестиции

Серьёзных трудностей, с которыми бы сталкивалось агентство, Артём не припоминает. Если судить по истории, которая приведена на сайте, компания планомерно росла, несмотря даже на экономические кризисы.

А вот в истории Netpeak Group есть минимум две неудачи. «Мы так увлеклись, что, ещё не разбираясь в построении продуктов, проинвестировали в конструктор посадочных страниц Q-Page и инструмент аналитики рекламных кампаний Foster.report», — рассказывает Бородатюк.

Оба проекта пришлось закрыть. При этом Q-Page смог поменять направление работы и превратился в сервис AcademyOcean, входящий в Netpeak Group. А вот Foster.report спасти не удалось. «Это больно, обидно, но предприниматель должен уметь такое переживать», — комментирует Артём. Сумму, которую агентство Netpeak вложило в эти два проекта, он не уточняет.

«Страдания», которые куют бизнесменов

В 2015 году Бородатюк отдал долю в бизнесе семи ключевым сотрудникам, руководителям отделов агентства. Спустя год он ушёл с должности гендиректора Netpeak и взялся за развитие компании Serpstat. Эта платформа позволяет подбирать ключевые фразы, по которым сайт найдут пользователи, и анализировать аналогичные показатели у конкурентов.

Артём покинул уютный офис, отказался от большого дохода и даже влез в долги к собственному бизнесу. По его словам, всё это было нужно, чтобы познать тяготы создателя стартапа и подать пример коллегам. Основатель Netpeak Group старается окружать себя сотрудниками с «ментальностью предпринимателей», которые готовы жить на рыночные зарплаты, пока самостоятельно не создадут для себя лучшие условия.

Этот этап он образно называет «страдания». У топ-менеджеров, которые пройдут этот путь, есть шанс стать партнёрами Бородатюка. Сейчас людей, которые владеют компаниями Netpeak Group вместе с Артемом, — 15.

Главное для меня — умение человека строить отделы, процессы, команды и никогда не останавливаться. Не прийти и управлять готовым, не создать и выйти на пенсию, а именно строить и постоянно совершенствовать.

Serpstat под его руководством растёт. Число платных пользователей сервиса за прошлый год увеличилось в два раза, а число сотрудников — в полтора. В апреле Serpstat попал на 70 место в списке лучших компаний-разработчиков по версии площадки для поиска бизнес-решений G2 Crowd и на 16 место в авторитетном рейтинге самых быстрорастущих SaaS-компаний LATKA100.

Когда основатель — «умеренный перфекционист»

При Бородатюке появилась «Конституция Netpeak», в которой описаны все рабочие процессы агентства. К ней пришли опытным путем: если какой-то вопрос звучал дважды, ответ на него добавляли в документ, который устроен, как раздел «Википедии».

Среди прочего в «конституции» перечислены запрещённые в агентстве фразы: «Искал, но не нашёл», «Это было ещё до меня», «Я ему сказал, а он не сделал» и тому подобные.

Сотрудники Netpeak

По словам Артёма, с «конституцией» и множеством внутренних сервисов даже неопытный сотрудник не может серьёзно ошибиться — ему просто не позволит система. «Мы стремимся всё упорядочить и систематизировать», — уверяет он.

Себя Бородатюк называет «умеренным перфекционистом». Он фиксирует все цели и задачи, формулирует итоги всех встреч и записывает всё, что приходит в голову. Параллельно он максимально уменьшил количество решений, которые нужно принимать в быту, например, на завтрак каждый день ест овсянку. Семь лет назад Артём отказался от мяса и считает, что с тех пор его мозг работает лучше.

В свободное время Бородатюк занимается спортом. Для него это один из немногих надежных способов переключиться. По словам Артёма, тяжёлые нагрузки и необходимость быстро принимать решения не оставляют мозгу шансов думать о планах и стратегиях.

На внутренней стороне правого предплечья у Бородатюка вытатуирован логотип Netpeak, а на левом запястье он носит красную нить.

Социальные проекты Бородатюка

Параллельно с развитием бизнеса Артем занимается социальными проектами. Летом 2015 года вместе с Александром Борняковым из VertaMedia (теперь Adtelligent) он запустил платформу «Мой город» — площадку, на которой собирают деньги на проекты, улучшающие Одессу.

После этого инициировал проект 4City. Это пространство, включающее в себя ресторан и лекторий-коворкинг, 70% прибыли которого уходит на поддержку социальных проектов.

Коворкинг в 4City

По задумке, 300 неравнодушных одесситов должны были безвозмездно выделить на проект по $1000. Пока что подарок городу сделали только 229 человек, но ресторан открыли, не дожидаясь сбора всей суммы, около года назад.

Акселератор SaaS-компаний и покорение новых рынков

В ближайшее время Артём хочет вывести на стабильную прибыль продуктовые компании из Netpeak Group. Прямо сейчас он ищет «чёткого и дотошного» специалиста с релевантным опытом на своё место в Serpstat, потому что больше не успевает руководить проектом.

В будущем Бородатюк планирует создать акселератор для развития SaaS-компаний. По его мнению, именно SaaS-бизнес как самый маржинальный в ИТ-секторе поможет двигать экономику Украины вперед.

А в планах агентства Netpeak — выход на новые рынки по «болгарскому сценарию» и увеличение числа крупных клиентов.

Netpeak Group в показателях

Netpeak — одно из крупнейших агентств интернет-маркетинга в Восточной Европе. Компания открыла офисы в Одессе, Киеве, Харькове, Алматы, Софии и Москве, а проекты реализует по всему миру.

Агентство специализируется на продвижении сайтов с помощью SEO (поисковой оптимизации) и контекстной рекламе. Успех свой работы в Netpeak чаще всего оценивают по ROI — показателю возврата инвестиций, в данном случае трат на продвижение.

Например, ROI проекта по SEO-продвижению пиццерии в Киеве и Харькове составил 606%: клиент за три месяца потратил 17 тысяч гривен (около 41 тысячи рублей), а заработал 123 тысяч гривен (около 296 тысяч рублей, показатели 2014 года). Специалисты агентства проанализировали сайт, подготовили для него оптимизированные тексты, закрыли от поисковиков лишние страницы и добавили теги на разных языках.

В числе крупных клиентов компании — TripAdvisor, OLX, Depositphotos, «ПриватБанк», Prom.ua, «Цитрус», Leboutique, Rabota.ua, Kärcher.

На украинском рынке Netpeak считается дорогим агентством, но Артём Бородатюк не разделяет это мнение. По его словам, маржа компании составляет всего 10%, перед сотрудниками стоит задача увеличить её до 15%. Чтобы захватить большую долю рынка, Netpeak Group инвестировало в небольшое агентство интернет-маркетинга Inweb, стоимость работ в котором значительно ниже, чем в Netpeak.

Помимо двух агентств в Netpeak Group входят четыре продуктовых компании, которые работают по подписке. Serpstat, Ringostat и Netpeak Software создают инструменты для интернет-маркетологов, а AcademyOcean — облачный сервис для образовательных платформ. Более молодые продуктовые компании пока неприбыльные — все заработанные деньги они направляют на развитие.

Три профильных конференции — 8P в Одессе, SaaS Nation в Киеве и Online Advertising в Софии — организует компания Octopus Events. Поначалу конференциями занимались сотрудники Netpeak, но после нескольких убыточных ивентов организацию мероприятий решили выделить в отдельный бизнес.

Восьмая компания Netpeak Group — Tonti Laguna, которая окутана тайной. «Всё под NDA (соглашение о неразглашении)», — говорит Бородатюк. Он уточнил лишь, что компания работает над собственными белыми медийными проектами в США. Среди тематик — бытовая техника, каталог адвокатов и базы данных аптек. В команде Tonti Laguna 30 человек.

В целом в Netpeak Group работают 427 человек. По прогнозам, к концу года число сотрудников может превысить полтысячи. Артём не устаёт подчеркивать, что все успехи Netpeak Group — общая заслуга команды, которую очень тщательно собирают.

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Ilevskii

€2,5 млн/427 чел/12 месяцев = 490 средняя зарплата без учета других расходов, налогов и маржи.
Вери кул бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чумаченко

А зачем вы поделили доход компании на количество сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Ilevskii

Потому что это явно указывает или на убыточность или на очень скромный ФОТ

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чумаченко

В нашем случае прямой корреляции нет

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Ilevskii

Как так интересно получается?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

рабам платят 200 евро/мес, директор берет 2000 евро/мес

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда