Шпаргалка для правильной коммуникации при разработке сайта

В этой статье речь пойдет о правильной коммуникации заказчика и исполнителя при разработке сайта. Я попробую максимально емко изложить эту тему. Сохрани, чтобы не потерять и поделись в комментариях своим опытом :)

Хоть я и не имею стажа 20 лет в разработке сайтов, но вполне могу уберечь вас от ошибок начинающих.

2 года назад, когда я разрабатывал свой первый сайт и еще не умел особо вести коммуникацию в таких заказах, допустил кучу ошибок из-за чего 3-х недельная работа превратилась в бесконечное рабство с выкручиванием мозгов.

Из чего состоит разработка сайта?

Шаг 1. Обговариваем все моменты досконально. Это значит, что нужно пробрифовать своего клиента и составить вместе с ним четкое ТЗ. Помимо этого попросить не менее 3-х сайтов, которые нравятся и не нравятся по каким-либо параметрам (все эти параметры в идеале тоже обговорить).

Какой итог должен получиться после первого шага:

– Собранный бриф, включающий все предпочтения клиента по дизайну и структуре сайта + согласована платформа, где будет разрабатываться сайт.

– Составлено и согласовано четкое техническое задание (ТЗ), которое состоит из всех вопросов, касающихся технической части - сколько страниц, какие должны быть разделы на сайте, тип сайта, какие способы связи подключаем, нужна ли SEO-оптимизация сайта, и тд. (У каждого исполнителя свой костяк вопросов и зачастую бриф и ТЗ могут быть одним документом).

Шаг 2. Официальная часть. Составляем договор с клиентом, где четко прописываем количество бесплатных правок, обязанности и права сторон, порядок и сумму оплаты. В приложении прикладываем бриф/ТЗ. Пример такого договора есть в свободном доступе, поэтому вы без труда сможете адаптировать его под себя.

Итог второго шага:

Составлен договор. Теперь никто из сторон не отвертится от исполнения своих обязанностей. После этого шага появляется уверенность у заказчика в работе, а у исполнителя в оплате.

Шаг 3. Разработка структуры и макета сайта. Составляем структуру сайта и рисуем расположение блоков. После этого обязательно согласуем и предупреждаем клиента, что к этому шагу мы больше не возвращаемся, так как это скелет сайта и изменить его на следующих этапах будет невозможно.

Итог третьего шага:

Готовая структура и макет сайта.

Шаг 4. Дизайн и наполнение. Самая проблемная часть, где и начинаются бесконечные правки. Здесь важно донести до клиента, что вы специалист и уверены в том, что вы делаете, объяснить выбор именно этого стиля как в дизайне так и tone of voice в тексте, периодически ссылаясь на бриф/ТЗ, совместно составленный и согласованный с клиентом.

При максимально подробном брифе/ТЗ глобальной проблемы с этим шагом не будет. То есть клиент внесет адекватное количество правок и все. Но события могут развиваться и в негативном ключе, когда клиент недоволен результатом и начинает давать целый букет исправлений.

Здесь проблема возможно как с исполнителем, так и с заказчиком. Решение в таком случае либо дополнить бриф с примерами сайтов и утвердить его, либо расторжение договора - этот вариант нужно стараться не допустить. Так как во-первых это недоделанная работа, которая полностью не оплачена, во-вторых, не довольный клиент, в-третьих, самооценка и репутация исполнителя упадет.

Но все мы понимаем, что даже при идеально составленном брифе есть факторы, при которых расторжение договора, это единственное верное решение. Такими факторами могут быть:

– Неадекватность исполнителя или клиента;

– Препятствие работы (не выслали материалы необходимые для сайта, невозможность связаться с клиентом / исполнителем и т.п.);

– Другими факторами, которые по вашему мнению могут быть сигналом для расторжения договора, можете поделиться в комментариях.

Шаг 5. Последний этап. Принятие. Это заключительный шаг, где мы вносим последние правки и сдаем сайт, после чего со спокойной душой можно выдохнуть.

В зависимости от того, как проходила работа, можно договориться на ряд дополнительных работ: продвижение в Яндексе и Google, покупка и привязка к домену, постоянное обслуживание сайта и т.д. Конечно, если это входит в вашу компетенцию.

На этом все, спасибо за внимание и удачи в проектах!

Была полезна статья?
Да, большое спасибо!
Нет, я в своем познании настолько преисполнился, что я как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживаю на триллионах и триллионах таких же планет, как эта Земля, мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного - покоя, умиротворения и вот этой гармонии, от слияния с бесконечно вечным....
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Для сотрудничества можете написать или позвонить любым удобным способом здесь

0
4 комментария
Карина

Любопытно бы почитать кейс с сайтом, о котором идет речь👀
А вообще действительно полезно, если только начинаешь работать с заказчиками

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Канев
Автор

Постараюсь в ближайшее время опубликовать его

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

А можно подробнее по поводу правок? С какими правками Вы сталкиваетесь?

Правки - это дополнения, изменение дизайна, исправления ошибок и т.д.?

Какое количество правок по Вашему типовому договору бесплатно?

А так, спасибо за публикацию

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Канев
Автор

Подробнее с какими правками столкнулся напишу в кейсе, поэтому можете подписаться, чтобы не пропустить. Спасибо.
(Кейс выйдет на днях).

Правки - это исправления связанные с дизайном и стилистикой текста, а так же с изменением или добавлением новых блоков, которые не были обговорены в тз/брифе. В правки не входят ошибки, связанные с правильным написанием (орфографические, смысловые, грамматические и т.п.).

5 правок дается бесплатно.

Если остались еще вопросы, то я с радостью отвечу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда