(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Google Ads прекратил работу в России. Как это отразится на рынке контекстной рекламы и почему трагедии не произошло

Проблемы с Google Ads начались ещё в первых числах марта, когда на многих устройствах перестали работать рекламные ссылки. То есть своим заявлением Google лишь подтвердил и так уже возросшие опасения. Как уход Гугла (пусть даже и временный) отразиться на рынке рекламы и какие есть сценарии развития событий — разбираем в статье.

Да, это случилось. Суверенный интернет в России если ещё не наступил, но он, как минимум, не за горами. Конечно, остановка Гугла, Фейсбука и Твитера носят временный характер но, как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное. Нам остаётся лишь рассчитывать на благоразумие представителей данных кампаний и постараться выжить в дивном новом мире.

Возможные причины блокировки Google Ads

На момент написания данной статьи пришла информация об идентичной блокировке Фейсбука и Твитера. Однако данную статью я посвящу полностью Гуглу и рынку контекстной рекламы в целом, так как во-первых, я работаю именно в сфере контекстной рекламы, а во-вторых, процессы, причины и последствия блокировки у всех рекламных систем более менее схожи по своей сути.

Постараюсь по возможности обходить ситуацию с политической точки зрения, так как количество материалов и, в особенности, экспертов по геополитике в последнее время и так выросло в N-ное количество раз. Я этим экспертом не являюсь даже близко, поэтому комментарии и выводы по сложившейся ситуации вы сможете найти у других авторов. Я же в своём материале буду рассматривать именно последствия всем известных событий на рынке контекстной рекламы и бизнеса в целом.

Итак, обсудим возможные причины блокировки.

  1. Массовая неконтролируемая политическая реклама. Модерация Гугла явно не справилась с модерацией массовых политических рекламных кампаний на своих площадках. Собственно, во избежание полного запрета на территории России, Гугл решил приостановить возможность рекламы и монетизации контента на территории нашей страны. Данный шаг выглядит логично и даёт нам некую надежду на то, что это всё же временная история. Как минимум, не отключены сами площадки и кабинеты, а только рекламные возможности по российскому гео.
  2. Репутационные потери. На Западе, в следствии последних событий, началось массовое осуждение политики нашей страны и, заодно, всех наших граждан, хотя кто-то этого и не признаёт. Любая крупная корпорация всегда заботится о своём имидже, поэтому попытка следования общемирового тренда мне абсолютно понятна.
  3. Волатильность рубля. Клики и показы закупаются в рублях, а прибыль компания получает в долларах. Да, стоимость клика определяет аукцион, но и свою маржу любая рекламная система не забудет вставить. Ну а пока рубль мотает из стороны в сторону — решительно не понятно в какую сторону двигать CPC. Будет гораздо проще, когда рубль зафиксируется хоть в каком-то маломальски стабильном состоянии. Это лишь моё предположение, поэтому если статью читает квалифицированный экономист — прошу поправить меня в комментариях.

Те три причины, которые я описал, скорее всего являются основными факторами принятия решения об отключении рекламных систем. Напомню, что РКН не блокировала Гугл, компания сама приняла решение остановить рекламные материалы.

Однако блокировка — факт уже свершившийся, поэтому предлагаю обсудить сценарии дальнейшего развития событий.

Сценарии дальнейшего развития рынка контекстной рекламы

Вариантов дальнейшего развития событий несколько. Причём, вероятность каждого их них довольно высока. Начнём с того, который понравится рекламодателям меньше всех остальных.

Вариант 1. Google Ads уходит из России навсегда. Полное доминирование Яндекс.Директ.

В случае, если временная блокировка Google Ads станет постоянной, то вполне очевидно, что все рекламные бюджеты оттуда перекочуют в Яндекс.Директ. Собственно, именно это сейчас и происходит. Учитывая блокировку Facebook и его рекламных инструментов — количество рекламодателей может вырасти в разы.

Хорошо это или плохо? Давайте смотреть.

Рекламные инструменты отключили. Но никто не отключал сам Гугл, Ютуб и Инстаграм. Соответственно оттока аудитории оттуда ждать не стоит. Скорее даже наоборот: учитывая засилье саморекламы Яндекса на своих площадках — некоторые пользователи примут решение перекочевать в аналоги, в которых вообще нет рекламы.

Я думаю ни для кого не секрет, что рядовой гражданин рекламу не шибко любит и для него исчезновение рекламы — благо. Зачем ему пользоваться заспамленным Яндексом, если есть свободный от рекламы Гугл?

А что будет происходить в Яндексе? Все просто: количество рекламодателей сильно увеличится, а количество пользователей может наоборот — уменьшится.

К чему это приведёт? Правильно — к огромной конкуренции за показ и клик, что приведёт к удорожанию всех ключевых показателей. Даже если не принимать во внимание падение курса рубля ситуация выглядит не очень оптимистично, а уж с ним — почти трагически.

Однако если Яндекс пролоббирует полную блокировку сервисов Гугла в России — ситуация может несколько смягчится. Но последствия такой монополии спрогнозировать ещё сложнее. Причём скорее всего так и произойдёт, ведь корпорациям нет смысла поддерживать инфраструктуру внутри региона, который он не может монетизировать.

Другие российские поисковики по типу мэйла даже рассматривать не будем — там совсем всё грустно.

Вариант 2. Китайские аналоги. Baidu и WeChat.

Данная перспектива является возможным путём развития первого варианта. Учитывая очевидную переориентацию руководства нашей страны на Китай — заход его сервисов на наш рынок — логичный и наиболее вероятный вариант развития событий, при условии, что западные аналоги полностью покинут российский рынок.

Плюсом тут будет создание конкурентной среды российским монополиям. Однако если это и произойдёт, то не ближайшей перспективе. Как минимум, Baidu должны будут создать свою инфраструктуру на территории нашей страны и подготовится к выходу на новый рынок. Такие процессы быстро не проходят.

Вариант 3. Блокировка рекламных систем Google носит временный характер.

Это, пожалуй, наиболее оптимистичный сценарий, которому лично я придерживаюсь. В таком случае нас ждёт временный скачок конкуренции в экосистеме Яндекса до включения Google Ads, а также логичное увеличение стоимости ключевых показателей в соответствии с падением курса рубля и роста конкуренции.

Это наименее безболезненный (если так вообще можно говорить в эти дни) вариант развития событий. И вот почему я его придерживаюсь:

  • Блокировку инициировал не РКН, а сам Гугл. Причина — отсутствие возможности модерации политической рекламы. Следовательно, Гугл старается следовать законам страны, в которой работает и превентивно избавил себя от возможных последствий до окончания текущих политических событий. Как минимум, блокировка произошла по требованию РКН остановить политическую рекламу. Ну а учитывая скромные возможности модерации рекламных кампаний в России со стороны гугла, временная блокировка — единственная возможность не получить бан на территории РФ.
  • Гугл остановил только рекламные инструменты. Сам поисковик и все его сервисы, включая YouTube — работают бесперебойно. И, судя по всему, идёт на встречу с российским руководством по некоторым ключевым вопросам.
  • Корпорации любят деньги. Да, может российский рынок и занимает менее 1 процента в доходах Google. Но даже этот 1% в масштабах мировой компании — это гигантские суммы. Никто не станет ими жертвовать и стрелять себе в колено ни при каких обстоятельствах. Поэтому я думаю, что 90% компаний, которые ушли с рынка РФ — благополучно вернуться после окончания конфликта в Украине. Во всяком случае хочется на это надеется.

Что делать рекламодателям сейчас

Если коротко — готовится. Будет тяжело. Даже если своё развитие получит третий вариант — может пройти достаточно много времени. Но и паниковать не нужно. Сами по себе рекламные каналы не умрут. Свято место пусто не бывает и тот же контекст будет жить. Как минимум, 80% рекламодателей как игнорировали Гугл, так и продолжат это делать, вливая бюджет в Яндекс. Так что тут ничего принципиально не изменится.

Но что точно произойдёт — удорожание рекламы. Рекомендую потихоньку увеличивать вашу среднюю стоимость клиента с рекламы процентов на 30-40 и переводить бюджеты из Гугла в Яндекс.

Мы со своими клиентами примерно так и делаем. Хотя даже спустя неделю особых критических просадок пока не наблюдаем. Но и не пребываем в иллюзиях, основной удар ожидаем в течение месяца.

Сами рекламные кампании в Яндексе не пострадают, как их структура и принципы работы. Речь идёт именно об увеличении стоимости, которая будет хоть и плавно, но увеличиваться, причём в каждой нише по разному.

Многое также зависит от покупательной способности населения. В первую очередь весь удар на себе почувствуют ниши с товарами и услугами не первой необходимости, у которых сейчас наблюдается резкий, но временный рост спроса.

Чуть лучше ситуация будет в премиум-сегментах, так как предположительно больше капитала будет теперь оседать в России, а не на лазурном берегу. Также меньше пострадают ниши с недвижимостью и B2B. Однако когда я говорю «меньше» — это значит, что всё будет сильно хуже чем было, но, возможно, не так трагично, как бы того хотелось паникёрам.

С вами был Богдан Ефремов — частный специалист по контекстной рекламе. Рекомендую подписаться на мой Телеграм-канал, где я публикую полезные материалы по контекстной рекламе и маркетинге в целом, а также последние новости рекламных систем, где мы обсуждаем перспективы рекламного рынка России

Всем хороших продаж и больших чеков!

Ссылка на ТГ-канал: https://t.me/bogdanmarketing

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
49 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Чел, это контекстая реклама, а она основана твоих действиях и запросах. Либо ты сейчас спалился, либо проверь жену, детей и тех, кто подключается к вай фай через который ты подключаешься.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Atomic Attack

Это не всегда так.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Моргни два раза, если твои комментарии читает жена

Ответить
Развернуть ветку
Atomic Attack

Ты не понял. Ты плохо разбираешься в алгоритме контекстной рекламы и рекламы от гугл вообще. Моя жена сейчас пытается мне отс..сать, не знаю читает или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

Ну для того и предлагают чтобы заинтересовался ими)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
pictorem

хотя прошу прощения, вы наверно про размещение рекламы, а не страницы компаний. с рекламой да. так себе дело

Ответить
Развернуть ветку
pictorem

на данный момент блокировка обходится даже школьником, если она - реальная причина приостановления бизнеса, видимо данный бизнес был не так уж и нужен населению. рутрекер заблочили хреналион лет назад и он с тех пор стал только лучше, и все, кому был нужен, продолжают там сидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Random Access

Как вывести деньги с google ads?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Islamov
> Вариант 2. Китайские аналоги. Baidu и WeChat.

Вы на WeChat пробовали регистрироваться вообще? Без друга в Китае — это невозможно. И китайское приложение существенно отличается от глобального.

Если в такой простой вещи вы не провели информацию, то качество статьи желает оставлять лучшего.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Правила соцсети для выхода на новый рынок могут быть адаптированы. И это всё в рамках прогноза. Но мои аргументы до вас не дойдут, так как ваша цель - бессмысленный срач. Причём статья вообще не про вичат, лишь бы зацепиться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Trubeckoy

наконец-то рекламы нету, спасибо за фри Ютуб премиум

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Юркин

Если у каналов есть аудитория, то как альтернативный вариант они могут работать с рекламодателями, которые платят за рекламу своей продукции / услуг в видео.

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Konabeeva

Да, поисковый контекст и сети. Настроить и запустить можно, но показов в России не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Богданович

А можно с российского рекламного аккаунта Google Ads запускать контекстную рекламу на территорию Республики Беларусь ?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Архангельский

Очень хорошая и справедливая статья. Я вчера ролик выложил как обойти по поводу блокировки google ads в частности по поводу блокировки Google Ads YouTube https://www.youtube.com/watch?v=CYQFS3xTW6Q

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Но тебе не заплатят за рекламу

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Khrapunov

Статья интересная. Но ошибки тся/ться сильно отвлекают от чтения

Ответить
Развернуть ветку
Артур Галиуллин

Это трагедия для бизнеса а не для людей. Нет рекламы в гугле и Инстаграмм - нет Клиентов - бизнес умер. Яндекс занимал мизерную часть в статистике посещений. В общем реально жопа.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Petrov

В России нельзя запусттить рекламу на ФБ и Гугле или рекламу физически не видно также? Поясните.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Про Фейсбук, насколько я знаю, вообще ничего нельзя, но это надо у таргетологов спрашивать. По рус гео работать точно нельзя. В гугле ничего не заблокировано, кабинеты все работают. Но нельзя запускать рекламу на российское гео

Ответить
Развернуть ветку
Artem Suhenko

Под впн спокойно заходит в акк, да и рекламу на Россию показывать можно, т.к. ФБ не вводил ограничений, как таковых, его ркн заблочил. Главное, не привязывать платежку из санкционных банков, а лучше вообще сменить страну биллинга. Проблема мне видится в другом - далеко не все пользователи будут разбираться с тем, что такое впн и может быть тупо отток аудитории, как мне видится.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Suhenko

тогда прошу прощения за дезу, вчера чекал было норм

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Petrov

спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Tesleo

Все эти действия со стороны сша и европы лишь провоцируют на дальнейшее конфликты

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ekaterina Plug

Поисковую рекламу (контекстную) тоже отключили?

Ответить
Развернуть ветку
SLO.ru

Для тех кто под VPN или подобным сервисом - показывается. Но далеко не всем. Видимо от сервиса зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Korsun

Ваще пох

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Багрецов

"Хотя даже спустя неделю особых критических просадок пока не наблюдаем. Но и не пребываем в иллюзиях",
А что делаете, если кабинет работает с ограничением в 10т, и за один день не меня никаких настроек, наблюдая стабильные 300р cpa, в один день Яндекс списывает 70т и там 7 конверсий по 10т?
Яндекс поддержка морозится, объяснить перерасход ограничения на может, и не может объяснить почему такая цена заявки. Так же не может объяснить, почему это списание произошло в первый час новых суток?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Trubitsyn

про уход бюджета из лицакниги сказали, про приход средств вконтакт нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim K

Ну трагедия произошла, таки. В нашей нише сейчас стоимость клика в Яндексе дошла до невменяемых величин в 300-600 рублей, это екоммерс со средним чеком 4500. Понятно, что конверсии в 30% ждать не стоит. Самым эффективным инструментом была для нас реклама в гугле, теперь его нет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Цымбалюк

Накрутка пф или маркетплейсы попробовать может?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim K

Все это пробовалось и не раз. И близко не тот объем что с поиска.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Лазурина

Не знаю что там гугл приостановил, мы в крыму как делали рекламу в гугл так и делаем, все работает. Все делается и довольно просто - былобы желание,хотя1 площадка - Яндекс нас вполне устроит

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Colt-M

SEOшники радостно потирают руки

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Привалов

Так называемая "контекстная реклама" - зло. Понимаю, что многие на этом кормятся, но то из беда

Ответить
Развернуть ветку
Floj Liberman

Если рекламу гугл заблокировал для показа жителям России то почему она видна в поиске?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Амосов

Поможем обойти блокировки https://darlab.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Павлов

Скоро все вернётся на свои места, явно и Гугл не хочет терять Россию и Россия не против заработать с гуглом.

Ответить
Развернуть ветку
Морти Мортимер

Ну вот пишу из мая, ООО Гугл подаёт на банкротство

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Попов

Пишу из Августа, кто бы, что там не писал - "гугл не хочет терять крупный рынок и вернется!!!". Да, да. Вернется. Видимо еще просто нужно потерпеть.

Ответить
Развернуть ветку
Rus Tatsujin

Как-то надоедает уже терпеть)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Самаров

Заказывайте СЕО продвижение) Сайт двигаем в ТОП и в Яндекс и в Гугл. Вот и всё решение вопроса. Телеграм Plein7

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда