Какие ниши и специалисты будут востребованы в этот кризис? Кому ждать рост продаж?

Меня зовут Нина, я контент-маркетолог. У меня есть блог в ВКонтакте и телеграм-канал про сторителлинг для бизнеса и экспертов, контент-маркетинг и продажи в социальных сетях. Здесь я буду делиться профессиональным опытом, разбирать кейсы и нескучно рассказывать про адекватные продажи через блог.

Глобально, у людей сейчас будет три потребности:

  • снимать стресс
  • оптимизировать процессы
  • укреплять финансовое положение
Какие ниши и специалисты будут востребованы в этот кризис? Кому ждать рост продаж?

Если говорить грубо, то востребованы будут все, кто сможет себя представить в свете трех этих направлений.

Снимать стресс напрямую:

  • Помогающие профессии, такие как коучи и психологи
  • Массаж, медитации, йога

Снимать стресс через непрямые действия:

  • Бьюти-сфера (как салонные процедуры, так и то, что можно превратить в домашний ритуал)
  • Клубы, сообщества по интересам, оффлайн-сообщества (людям нужна поддержка и групповая динамика)
  • Спорт (как в зале, так и занятия онлайн)
  • Эзотерика во всех ее проявлениях, так как многих будет успокаивать сам процесс поиска ответов на вопросы и любая информация о возможном будущем или в подсказки для принятия решения (можно как угодно к этому относиться, но это кто-то покупает и в больших объемах)

Оптимизировать процессы в бизнесе

Все профессии, которые занимаются обслуживанием бизнеса в онлайн сейчас будут переживать свой расцвет, причем даже более пышный, чем когда был локдаун.

В период первой волны пандемии был подъем инфобиза, так как та паника, которая охватил нас в 2019 многим была не знакома. Тем многим, которые родились уже после 90х или подзабыли те времена. На этой панике был бум курсов разного качества и онлайн-профессий, клиентов на молодых специалистов хватало, поэтому зарабатывать получалось даже у тех, кто ничего из себя не представлял. Сейчас такой номер не пройдет. Бизнес научился разбираться. Но если вы хороший специалист, то вас оторвут с руками и ногами.

Бизнесу сейчас будут нужны как никогда:

  • таргетологи, особенно те, которые не поленятся изучить специфику ВКонтакте
  • копирайтеры, потому что пострадали визуальные сети Instagram и TikTok, а ВК и прочие площадки на российском рынке ориентированы на текст, плюс как никогда раньше возрастет потребность в seo-продвижении, а это тоже тексты, а еще email-маркетинг, нейминг, сценарии для видео и вот это все. Копирайтерам пророчу самое сытое будущее, и так как сама первично копирайтер и уже давно достаточно дорогой копирайтер, планирую в самом скором будущем обучать этому ремеслу
  • кодеры и технические специалисты, потому что сайты под продвижение в поиске делать надо, в ВК с ботами и воронками разбираться надо, да и с этими всеми настройками в поисковых системах тоже кто-то должен сладить
  • дизайнеры, потому что уже скоро на рынок хлынет куча новых малых бизнесов и специалистов, которых нужно упаковать, отрисовать, презентовать и вот это все. Только одни карточки услуг в ВК чего стоят, они должны быть заметными
  • маркетологи, которые будут способны разработать стратегию и внедрить ее
  • проджекты и smm-щики, которые будут способны собрать под стратегию команду и следить за всеми процессами вокруг продукта и в социальных сетях
  • менеджеры по продажам, которые могут отстроить работу отдела продаж
  • бухгалтеры и юристы, потому нелегально работать станет еще сложнее, но если ваши налоги кто-то оптимизирует, нагрузка на бюджет станет не такой пугающей, а если у вас будет договор, то можно будет не бояться, что вас кинут или украдут ваш продукт
  • специалисты по воронкам, прогревам и прямым продажам, которые смогут отказаться от инфоцыганских приемов и адаптировать механики под текущее время, а также под специфику каждой отдельной ниши
  • пиарщики, потому что те, чей личный бренд ранее держался только на мощностях социальных сетей, теперь захотят укреплять позиции и выходить в интернет
  • специалисты по личному бренду, так как через него и правда проще продавать почти все, что угодно, но важно понимать принципы этого инструмента за пределами Instagram
  • менторы и наставники по всем вопросам выше, так как будет много молодых специалистов, которым важно очень быстро въехать в профессию, набрать кейсы, собрать шишки и уверенно встать на ноги. Прошли те времена, когда можно было год-полтора не спеша учиться, набирать опыт

Это если мы говорим про очень малый бизнес и экспертов. Если вы ориентируетесь на более серьезные бизнесы, где есть команды, оффлайн-точки, логистические потоки и вот это все, то там будут нужны в первую очередь hr-менеджеры и консультанты по вопросам командообразования, финансам, бизнес-моделям, логистике и так далее.

Оптимизация процессов быту тоже может быть востребована, например:

  • Внутренний туризм и туризм в дружественные страны
  • Снова спорт и бьюти-сфера с ориентацией на домашний уход, чтобы сократить расходы на салоны красоты и спортзалы

Сюда же я бы отнесла такие варианты, как:

  • создание своего бренда одежды или хотя бы открытие ателье
  • коммерция в области фешн и косметики, так как ушедшую с рынка европейскую одежду и косметику можно заменить корейскими марками, турецкими, китайскими, белорусскими
  • товары для детей
  • мебель для дома

Ну и проще всего все с укреплением финансовых позиций

Здесь две категории:

  • инвестирование и пассивные методы дохода
  • получение востребованного для монетизации навыка

С инвестициями все понятно. Финансовые консультанты, обучения, агенты по инвестиционной недвижимости, трейдеры, специ по крипте и так далее. Мне кажется, среди моей аудитории пока таких нет, потому что я осознанно избегаю этих ниш. Очень сложно проверять таких клиентов на честность, а быть причастной к банальному разводу я не хочу.

С получением востребованного навыка, на самом деле, все тоже понятно. Все профессии, которые я перечислила выше, как раз такими и являются. Если вы способны обучать и наставлять таких людей или обучать экспертов и небольшие бизнесы, которые пока хотят делать все сами, то для вас будет хороший год. Если не будете лениться и будете готовы и сами работать и учиться вдвое больше.

______

Подписывайтесь:

44
42 комментария

О, Господи... Нина, спуститесь на землю. Время коучей, психологов, изотерики и осознанности в ресурсе и потоке — это прошлый век. Наступает век картошки и макарошек.

"Внутренний туризм и туризм в дружественные страны" — звучит как "туризм в страны социалистического блока".

"Инвестирование и пассивные методы дохода" — в данный момент все инвесторы инвестируют все свободное время в стояние в очередях к банкоматам, в тщетных попытках выловить остатки валютной наличности, а Московская биржа не работает с 26 февраля.

33
Ответить

В 1998, 2008, 2014, 2020
Всегда были предприниматели которые утверждали что все "Наступает век картошки и макарошек."
И что в итоге? Истериканы пополнили список закрытых юрлиц и штат Яндекс такси.
Но подавляющее большинство нашли пути выживания, живут и здравствуют.
Так будет и в этой раз, истериканы сдохнут, растерявшиеся сильно пострадают, а большая часть выживет оптимизируясь или найдя новые пути развития.

7
Ответить

Каждый волен рассуждать с опорой на свой опыт и наблюдения. Время покажет.

3
Ответить

Полностью с вами согласен. Большой +1

Ответить

Автор статьи живет в какой-то фантастической параллельной Вселенной, возможно с геопривязкой к Москва-сити. Где в планах бум, расцвет, высокая покупательная способность населения. Просто огромная часть статьи посвящена рекламщикам/пиарщикам/смм-щикам. Даже опуская главный напрашивающийся вопрос "кому вы собрались продавать в жесточайший кризис?", хочется попутно поинтересоваться "а что будем продавать то?!" Напомню, мы всё еще в стране, где отсутствует как таковое производство, санкции закрыли импорт всего, плюс чудовищно страдают логистические цепочки. Какие новые малые бизнесы при текущих ставках по кредитам? Там даже Китай сокращает поставки своих телефонов, да и цены на АлиЭкспрессе по курсу доллара стоят.
Туризм, какой туризм? "Но не летят туда сегодня самолеты..." (с)
В общем, правдоподобным из написанного выглядит только спрос на эзотерику. Это прям рука об руку с возвратом в Средневековье. Плюс в менталитете граждан присутствует стойкая надежда на волшебное решение проблем.
Психологи (настоящие, не инстаграмные) были бы уместны, но будут не по карману 85% населения. Базовые потребности - еда и кров в приоритете. Трудотерапия на бабушкином огороде как вариант!

14
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

хочется попутно поинтересоваться "а что будем продавать то?!"

Так воздух же! А поскольку люди сами воздух покупают не слишком охотно - и нужны сммшики/рекламщики/пиарщики))

4
Ответить